Bodnar S. V. The educational paradigm shift for student-centred learning in the process of globalisation.
// Наука і освіта. – 2016. – №10. – 102-108.
Светлана Викторовна Боднар,
кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков,
Одесский торгово-экономический институт
Киевского Национального торгово-экономического университета,
ул. 25 Чапаевской дивизии, 6, г. Одесса, Украина
ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НА АВТОНОМНОЕ ОБУЧЕНИE СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
АНОТАЦІЯ:
Статья посвящена проблеме организации автономного обучения студентов неязыковых специальностей, которая в последние двадцать лет находится в центре научных исследований и дискуссий. Однако, несмотря на это, большинство студентов не обладают необходимыми учебными стратегиями для самостоятельного изучения определенного предмета, как это предусмотрено учебной автономией. Поэтому целью нашей работы стало исследование стратегий автономного обучения студентов иностранному языку. В статье рассмотрены понятия «автономное обучение», «самообучение», «автономная личность». Представлены особенности, условия и уровни автономного обучения студентов. Рассмотрена главная идея концепции автономного обучения студентов, которая заключается в том, что достижение автономии предполагает желание и способность студента взять на себя управление своей учебной деятельностью в процессе овладения иностранным языком: студент сам решает, что он хочет изучать и как, и берет на себя ответственность за принятые решения и их выполнение. Автономное обучение базируется на ведущих позициях личностно-ориентированного обучения. Автономия с позиции личностно-ориентированного обучения в овладении иностранным языком студентом раскрывается благодаря индивидуальным формам работы, где в центре внимания находится отдельный студент со своими собственными потребностями по изучению иностранного языка, и групповым, которые предусматривают обсуждение и принятие решений относительно процесса обучения в группе (обучение в сотрудничестве, тандем-метод, метод проектов, анализ конкретных ситуаций). В работе внимание сосредоточено на изучении стратегий автономного обучения студентов иностранному языку. Подробно представлен метод проектов, который выступает одним из распространенных видов работы при автономном обучении. Рассмотрены особенности этого метода, а именно: работа в малых группах с целью поиска совместного решения поставленной творческой задачи с последующим обсуждением предлагаемых решений; выполнение задач, выходящих за пределы учебной программы, развивающих профессиональные навыки студентов; естественная интеграция базовых умений и развитие интеркультурной коммуникативной компетенции. При этом проектный метод не предполагает жесткой алгоритмизации действий, а предполагает творческий подход. Проиллюстрировано внедрение проектной работы в учебный процесс. Описаны его преимущества и результаты внедрения.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
автономное обучение, студенты неязыковых вузов, иностранные языки, стратегии автономного обучения, проектная работа.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Barr R. B., Tagg J. From teaching to learning – A new paradigm for undergraduate education / R. B. Barr, J. Tagg // Change. – 1995. – Vol. 26, No 6. – P. 13-25.
2. Burnard P. Carl Rogers and postmodernism: Challenged in nursing and health sciences / P. Burnard // Nursing and Health Sciences. – 1999. – No. 1. – P. 241-247. 3. Common European Framework of Reference for Languages : Learning, Teaching, Assessment. Language examining and test development [prepared under the direction of M. Milanovic (A.L.T.E.)]. Strasbourg : Language Policy Division. 2002. – 260 p.
4. Edmondson W., House J. Einführung in die Sprachlehrforschung / W. Edmondson, J. House. – Tübingen : Franke, 2000. – 369 p.
5. Fried-Booth D. L. Project Work / D. L. FriedBooth. – Oxford University Press, 1990. – 90 p.
6. Holec H. Autonomy and foreign language learning / H. Holec. – Oxford : Pergamon, 1981. – 87 р.
7. Kember D. A reconceptualisation of the research into university academics conceptions of teaching / D. Kember. – Learning and Instruction, 1997. – No. 7(3). – P. 255-275.
8. Little D. Learner Autonomy: Definitions, Issues and Problems / D. Little. – Dublin : Trinity College, 1991. – 175 p.
9. Littlewood W. Communicative Language Teaching / W. Littlewood. – Cambridge : Cambridge University Press, 1981. – 108 p.
10. O’Neill G., McMahon T. Student-centered learning: What does it mean for students and lectures? [Елект- Педагогіка – Педагогика – Pedagogy "Наука і освіта", №10, 2016 107 ронний ресурс] / G. O’Neill, T. McMahon. University College Dublin. – 2005. Режим доступу : http://www.aishe.org/readings/2005-1/oneill-mcmahonTues_19th_Oct_SCL.pdf
11. O’Sullivan M. The reconceptualisation of learner-centred approaches: A Nambian case study / M. O’Sullivan. – International Journal of Educational Development, 2004. – No. 24(6). – P. 585-602.
12. Ribe R. Project work / R. Ribe, N.Vidal. – Macmillan Heinemann English Language Teaching, 1993. – 94 p.
13. Roger C. R. Freedom to learn for the 80’s / C. R. Roger. – Merrill: 2nd Revised edition, 1983. – 370 p.
14. Rogoff B. Cognitive development through social interaction: Vygotsky and Piaget / B. Rogoff // Learners, learning and assessment. Edited by P. Murphy. London : Open University Press, 1999. – P. 69-82.
15. Simon B. Why no pedagogy in England / B. Simon // Learners and Pedagogy. Edited by J. Leach and B. Moon. London : Sage Publications, 1999. – P. 34-45.
16. Tarnopolsky O. B. The scale of learner autonomy: Three levels in an intensive English programme / O. B. Tarnopolsky // Independence. Newsletter of the IATEFL Learner Independence Special Interest Group. – 2001. – Issue 29. – P. 1-5.
17. Taylor P. G. Changing Expectations: Preparing students for Flexible Learning. / P. G. Taylor // The International Journal of Academic Development, 2000. –Issue 5(2). – P. 107-115.