Осипенко Е. В. Оценка эффективности авторской программы физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися I ступени образования в группах продленного дня
// Наука і освіта. – 2016. – №4. – 162-169.
Євген Владиславович Осипенко,
кандидат педагогічних наук, старший викладач
кафедри теорії та методики фізичної культури,
Гомельський державний університет імені Ф. Скорини,
вул. Радянська, 104, м. Гомель, Білорусь
ОЦІНКА ЕФЕКТИВНОСТІ АВТОРСЬКОЇ ПРОГРАМИ ФІЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВЧИХ ЗАНЯТЬ З УЧНЯМИ I СТУПЕНЯ ОСВІТИ В ГРУПАХ ПРОДОВЖЕНОГО ДНЯ
АНОТАЦІЯ:
Стаття містить результати досліджень, присвячених вирішенню проблеми програмно-методичного забезпечення фізичного виховання учнів I ступеня освіти в групах продовженого дня. В ній уперше розкрито теоретичне обґрунтування та результати експериментальної апробації авторської програми, яка показала свою високу ефективність у тривалому педагогічному експерименті. Програма фізкультурно-оздоровчих занять під час спортивного години для учнів I ступеня освіти в групах продовженого дня складається з теоретичної та практичної частини. Остання являє собою сукупність розділів: знання, вміння, навички, способи діяльності, розвиток рухових здібностей і реалізована в обсязі 172 години в навчальному році. Отримані результати підтвердили високу ефективність її застосування. Так, учні експериментальної групи, порівняно з контрольною, досягли значно кращих результатів у всіх вправах контрольно-педагогічних випробувань. Позитивні зрушення було відзначено у дітей 8 років експериментальної групи в показниках шестихвилинного бігу, човникового бігу, стрибку в довжину з місця, висі на зігнутих руках і підніманні тулуба з положення лежачи на спині, а також нахилі вперед. Також за період формуючого педагогічного експерименту було відзначено приріст показників рівня фізичної підготовленості у дітей 9 років експериментальної групи в шестихвилинному бігу, в стрибку в довжину з місця, в підніманні тулуба з положення лежачи на спині та в човниковому бігу. За час проведення педагогічного експерименту приріст показників фізичної підготовленості дітей 8 та 9 років контрольних груп склав 13,9% і 6,4%, в той час як в експериментальних – 60,2% і 24,7%, відповідно (p <0,05). Таким чином, авторська програма фізкультурно-оздоровчих занять під час спортивних годин для учнів I ступеня освіти, які відвідують групу продовженого дня, є ефективним засобом для підвищення фізичної працездатності та рівня роз- витку фізичних якостей – аеробної витривалості, сили та силової витривалості, швидкісно-силових проявів, а також поліпшення стану їх здоров’я. Експериментально було підтверджено її результативність, отже, вона може бути рекомендована для цілеспрямованого використання в освітньому процесі дітей 8-9 років.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
фізичний розвиток, рівень фізичної підготовленості, фізична працездатність, група продовженого дня, учні I ступеня освіти, програма фізкультурно-оздоровчих занять, фізичний стан.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Афонько О. М. Нормирование нагрузок, направленных на развитие общей выносливости детей 5–6 лет в регионах, подвергшихся радиационному воздействию: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / О. М. Афонько. – Мн., 1995. – 19 c.
2. Баранова Т. И. Методика оздоровительных уроков физической культуры для учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ территорий чернобыльского загрязнения: дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Баранова. – М., 1996. – 90 с.
3. Бондаренко К. К. Построение тренировочных нагрузок юных легкоатлетов в условиях повышенной радиации / К.К. Бондаренко // Проблемы физической культуры населения в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 1995. – С. 36.
4. Бондаренко А. Е. Построение и содержание уроков физической культуры в зависимости от сезонных изменений физического состояния учащихся младших классов, проживающих на территории с повышенным радиационным фоном : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Е. Бондаренко. – Гомель, 1999. – 142 c.
5. Гужаловский А. А. Экспериментальное обоснование рациональных норм нагрузок для развития аэробных возможностей школьников 1–9-х классов, проживающих в зоне радиационного загрязнения / А. А. Гужаловский, С. Е. Камко, Л. В. Шукевич и др. // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта : Респ. межвед. сборн. – Мн. : Бел. ФПРК, 1995. – Вып. 2. – С. 24–29.
6. Ковалева О. А. Эффективность применения физических упражнений с учащимися 7-х классов, проживающими в условиях с различным уровнем ра- диационного загрязнения среды : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Ковалева. – М., 1997. – 180 с.
7. Лин Д. Г. Демографические и социально- медицинские последствия Чернобыльской аварии на территории Беларуси / Д. Г. Лин, С. В. Севдалев, Н. А. Бабурова ; под. науч. ред. Д. Г. Лина. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – 196 с.
8. Масло И. М. Влияние физкультурно- оздоровительных мероприятий на физическое состояние детей старшего дошкольного возраста с ослабленным здоровьем : дис. … канд. пед. наук / И. М. Масло. – М., 1998. – 146 с.
9. Нарскин, А. Г. Структура тренировочных нагрузок 12–13-летних спортсменов в прыжковых видах легкой атлетики, проживающих в неблагоприятных условиях окружающей среды : дис. … канд. пед. наук / А. Г. Нарскин. – М., 2003. – 128 с.
10. Осипенко Е. В. Особенности морфофункциональных показателей младших школьников общеобразовательных учреждений г. Гомеля / Е. В. Осипенко // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта : Физкультурно-оздоровительные технологии. – Калининград, 2011. – № 11. – С. 117–126.
11. Осипенко Е. В. Технология физкультурно- оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня / Е. В. Осипенко, С. В. Севдалев // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды : материалы Х Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1 : редкол. : О. М. Демиденко (гл. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2013. – С. 147–150.
12. Осипенко Е. В. Мониторинг физического состояния и кардио-респираторной системы учащихся учреждений общего среднего образования / Е. В. Осипенко // Проблемы физкультурного образования : содержание, направленность, методика, организация : Матер. IV междунар. науч. конгресса, посвящ. 45-летию Уральского госуд. университета физической культуры (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015 г.) / Т. 1 / Под ред. д.м.н., проф. Е. В. Быкова. – Челя- бинск : Издательский центр «Уральская Академия», 2015. – С. 411–413.
13. Севдалев, С. В. Организационно- методические особенности работы по физическому воспитанию школьников 10–12 лет в оздоровительных классах общеобразовательных школ территорий Чернобыльского загрязнения : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / С. В. Севдалев. – М., 1997. – 148 с.
14. Учебные программы для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения : Физическая культура и здоровье. I–IVклассы. – Мн. : НИО, 2012. – С. 198–239.
15. Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (I класс) : Физическая культура и здоровье. – Мн.: НИО, 2015. – С. 114–142.