Лю Янь. Личностная основа общих творческих способностей.
// Наука і освіта. – 2018. – №1. – 71-76.
DOI:
Лю Янь,
аспирант кафедры психологии развития и социальных коммуникаций,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,
ул. Старопортофранковская, 26, г. Одесса, Украина
ЛИЧНОСТНАЯ ОСНОВА ОБЩИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
АНОТАЦІЯ:
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной основы общих творческих способностей. Актуальность изучаемой проблемы определяется важностью творческого аспекта в становлении личности и необходимостью уточнения психологических условий, в частности черт личности, необходимых для развития этих способностей. Цель статьи состоит в уточнении природы общих творческих способностей личности и экспериментальном исследовании связей между уровнем развития этих способностей и свойствами личности. Для диагностики свойств личности использовался Фрайбургский личностный опросник. Общие творческие способности исследуемых оценивались с помощью теста на выявление личностного аспекта творческих способностей. Результаты исследования показали, что общие творческие способности определяются интеллектуальной активностью, объединяющей как интеллектуальные, так и личностные компоненты. При этом первостепенная роль в проявлении творческих способностей принадлежит личностному фактору. Тестирование уровня развития общих творческих способностей и свойств личности, выявление корреляционных связей между ними показали, что есть прямая связь уровня развития творческих способностей с такими чертами личности как общительность, реактивная агрессивность, маскулинность, подвижность и сила нервной системы. Из этого следует, что если личность общительная, активная, энергичная, имеет сильную, подвижную нервную систему, то она обладает достаточно высоким уровнем творческого потенциала. В то же время, обратную связь с уровнем развития общих творческих способностей имеют черты личности: застенчивость, невротичность, эмоциональная лабильность, депрессивность. Высокий уровень развития этих свойств часто сопутствует низкому уровню общих творческих способностей личности.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
общие творческие способности, личностная основа, черты личности, эмоционально-волевые свойства личности, творческий потенциал, творчество, творческая деятельность, способности.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; [пер. с англ. А. Боковикова]. - Москва: Акад. проект, 2007. - 232 с.
2. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности; Духовное развитие и нервные расстройства / Роберто Ассаджиоли. - М. : Мир Урании, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 150 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - Академия, 2002. - 317 с.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2007 (СПб: Техническая книга). -358 с.
5. Кэттелл Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности / Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Г. Оллпорт. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 127 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3. изд. - Москва [и др.]: Питер, 2011. - 351 с.
7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "Модек", 2003 (ФГУП ИПФ Воронеж). - 718 с.
8. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 232 с.
9. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968. № 4. С. 69-73.
10. Павлютенков Е.М. Кем быть?: [Для ст. шк. возраста] / Е. М. Павлютенков. - Киев: Молодь, 1989. - 196 с.
11. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я. А. Пономарев. - Москва: Педагогика, 1976. - 280 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Москва [и др.]: Питер, 2015. - 705 с.
13. Эллиот П.К. Префронтальная область коры болших полушарий головного мозга как организатор волевых действий и ее роль в высвобождении творческого потенциала человека // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1988. № 1. - С.86- 87.
14. Юнг К.Г. Психология бессознательного [Текст] / К. Г. Юнг. - Москва: АСТ: Канон+, 1998. - 397 с.
15. Guilford Y. P. The nature of human intelligence / Y. P. Guilford. – N. Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
16. Sternberg R. General intellectual ability / R. Sternberg // Human abilities by R. Sternberg. – 1985. – P. 5-31.
17. Terman L. M. The Measurement of Intelligence / L. M. Terman. – Boston. – 1937.
18. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth / E. P. Torrance // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965. – P. 663-679.
19. Toylor C. W. Cultirating multiple creative of the Giften / C. W. Toylor. – 1985. – Vol 8. – P 187-198.