Толстова Н. М. Реалізація педагогічних умов формування готовності майбутніх учителів музики до фахового самовдосконалення у процесі навчання співую

// Наука і освіта.  2016.  №6. –34.

Наталья Михайловна Толстова,
преподаватель кафедры теории музыки и вокала,

Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,

ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина


РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ


АНОТАЦІЯ:

В статье рассмотрена сущность готовности будущих учителей музыки к профессиональному самосовер- шенствованию; обоснованы педагогические условия, способствующие ее успешному формированию; охаракте- ризованы результаты педагогического эксперимента по их внедрению в учебный процесс на занятиях по поста- новке голоса со студентами факультета музыкального и хореографического образования ПНПУ имени К. Д. Ушинского. Цель статьи – обосновать педагогические условия формирования у студентов готовности к профес- сиональному самосовершенствованию в процессе занятий в классе по постановке голоса и проанализировать полученные результаты. Охарактеризованы компоненты профессиональной компетентности, в которых вокаль- ная подготовка играет важную роль: просветительско-педагогический, обеспечивающий воспитание музыкаль- ного восприятия школьников; методико-формирующий, направленный на развитие музыкальных способностей школьников, их обучение пению и другим формам коллективного и творческого исполнительства; образова- тельно-педагогический, отражающий способность учителя обогащать музыкальное сознание школьников и повышать уровень их музыкальной грамотности. Обоснованы педагогические условия формирования готовно- сти студентов к профессиональному самосовершенствованию в классе по постановке голоса, а именно: форми- рование ценностно-мотивационной сферы будущего специалиста; совершенствование его субъектно- личностных качеств, важных для профессиональной деятельности, самостоятельного совершенствования и обогащения своих знаний, умений и навыков на протяжении всего трудового пути; создание комфортного пси- хологического климата на вокальных занятиях; совершенствование организационно-методического и ресурсно- го обеспечения, необходимого для формирования у студентов способности к самовоспитанию, самообразова- нию и саморазвитию в процессе вокально-учебной деятельности. Эффективность рассмотренных педагогиче- ских условий подтверждена данными диагностики и результатами их обработки методами математической статистики. Дальнейшего изучения требуют вопросы формирования рефлексивно-оценочного компонента са- мостоятельной вокально-учебной деятельности, совершенствование методики внедрения межпредметных свя- зей в учебный процесс, направленных на формирование обобщенных способов самостоятельной деятельности будущих учителей музыки в области самообразования, саморазвития и самовоспитания.


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

учитель музыки, постановка голоса, готовность к профессиональному самосовершенст- вованию, педагогические условия.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Вайніленко Т. В. Самовдосконалення особис- тості як наукова проблема // Вісник : збірник наукових статей НПУ імені М.П.Драгоманова / укл. П. В. Дмитренко, О. Л. Макаренко, О. П. Симоненко. – К. : НПУ, 2004. – Вип.5. – С.50-52.

2. Желейко І. Ю. Самовдосконалення як провід- на умова професійного росту вчителів музики / І. Ю. Желейко // Науковий вісник Ізмаїльського дер- жавного гуманітарного університету: Педагогічні науки: Збірник наукових праць. – Ізмаїл, 2004. – Вип. 17. – С. 25-28.

3. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крилова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.

4. Шестакова Т. В. Педагогічні умови та органі- заційно-методична система формування готовності майбутніх педагогів до професійного самовдоскона- лення / Т. В. Шестакова // Сучасні інформаційні тех- нології та інноваційні методики в підготовці фахівців : методологія, теорія, досвід, проблеми. – Київ- Вінниця : ДОМ «Вінниця», 2006. – Випуск 12. – С. 444-453.

Бикова О. В. Розвиток музично-ритмічних здібностей як складової індивідуальних творчих здібностей майбутніх педагогів-хореографів.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –40.

Ольга Викторовна Быкова,

аспирант кафедры хореографии и художественной культуры,
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины,
ул. Садова, 28, г. Умань, Украина 


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ


АНОТАЦІЯ:

 С точки зрения многих ученых, музыкально-ритмические способности – это индивидуальная психологическая особенность индивида, отвечающая за успешное выполнение им музыкальной деятельности. Качества, которые формируются под влиянием развития указанных способностей, носят универсально-личностный характер, способ- ный сказаться в любом виде в дальнейшей профессиональной деятельности. Мы считаем, что музыкально- ритмические способности будущих учителей хореографии раскрываются и формируются только в активной творче- ской деятельности, при наличии исследовательского стиля мышления и при лишении подражания и шаблона в дей- ствиях. Анализируя научные труды известных психологов и педагогов, мы дали свое определение музыкально- ритмическим способностям будущих педагогов-хореографов: индивидуально-психологические особенности лично- сти, обусловливающие успешное функционирование музыкально-ритмической деятельности, которая выражается в умении выражать с помощью движений эмоциональную образность музыки. Дальнейшее изучение и синтез научной литературы позволил выделить в структуре анализируемой проблемы три основных компонента, которые образуют ядро музыкально-ритмических способностей будущих учителей хореографии: музыкально-ритмическая память, чувство ритма, музыкальное ощущение и восприятие. В ходе практического исследования нами всесторонне изуча- лась система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза как универсальная система в сфере общего воспитания гармонично развитой личности. В рамках дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» анализиро- валось значение курса в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений. Было выяснено, что в основе дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения. Ритмика – это начало, база, толчок для физической формы студентов, для будущего стиля и ритма их жизни. Ритмика способствует гармоничному развитию личности, достижению духовного и физического совершенства. Также была определена главная цель изучаемого предмета, которая заключается в формировании творческого, профессионально грамотного специалиста в области хореогра- фического и музыкально-ритмического воспитания. В ходе учебного процесса было выявлено комплексное воздей- ствие на студентов, а именно: повышение общей и специальной хореографической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками, воспитание личности учителя. В статье также анализируются индивидуальные творческие способности студентов, которые проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области. Во время развития индивидуальных творческих способностей будущих педагогов-хореографов в про- цессе профессиональной подготовки происходит актуализация указанных способностей, формирование творческого мышления, что и определяет возможность творческой самореализации и саморазвития. В процессе развития творче- ских способностей самореализуется личность, что является важным в становлении личности профессионала


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

музыкально-ритмические способности, ритмика, музыкальное искусство, танец, индиви- дуальные творческие способности, хореография, ритмика и музыкальное движение.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Ніколаї Г. Ю. Ритміка: Навч. посібник / Г. Ю. Ніколаї, В. В. Ключко. – С.: Вид-во СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2013. – 136 с.

2. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педа- гогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное сло- во, 2001. – 927 с

3. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных спо- собностей / Б. М. Теплов. – М.,1947. – 334 с.

5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

 

Лінь Хуацінь. Сутність і компонентна структура фортепіанно-виконавської культури майбутніх учителів музики.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –45.

Линь Хуацинь,
аспирантка кафедры музыкального искусства и хореографии,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,

ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина


СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА

ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ


АНОТАЦІЯ:

В статье рассмотрена проблема формирования фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки. Осуществлен теоретический анализ научной литературы по данному вопросу. Обращено внимание на связь культуры с музыкально-инструментальной, в частности фортепианной, подготовкой студентов высших художественно-педагогических учебных заведений, а также на тот факт, что культура свойственна музыкально- педагогической деятельности и является характеристикой еѐ качества. Поэтому понимание музыкальной культу- ры как особого способа организации специального обучения будущих учителей музыки является определяющим методологическим средством и основой изучения их фортепианно-исполнительской культуры. Обобщение педа- гогических исследований украинских и зарубежных учѐных, в которых рассматривается проблема формирования исполнительской культуры будущих специалистов в области художественного образования, позволило выяснить, что данный феномен является одним из показателей качества их исполнительской подготовки, а также он связан с совершенствованием и достижением высокого уровня техники исполнения, музыкально-эстетическим, профес- сионально-творческим, специальным и духовным развитием личности. Определена сущность понятия «фортепи- анно-исполнительская культура будущих учителей музыки». В частности, под данным феноменом понимается интегрированное личностное свойство студентов, характеризующееся сформированностью общекультурных и специальных знаний в области фортепианного исполнительства, а также фортепианно-исполнительских умений успешной реализации художественно-педагогической деятельности. В статье сделан вывод о том, что компонен- тами структуры фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки являются: ценностный, ког- нитивно-языковой, художественно-ментальный и деятельностно-практический. Ценностный компонент определя- ет смысловую сущность фортепианно-исполнительской деятельности будущего специалиста и характеризуется еѐ согласованностью с системой специальных и личностных ценностей. Когнитивно-языковой компонент характери- зуется сформированностью комплекса профессиональных, специальных музыкальных и интерпретационных зна- ний, приобретенных в процессе изучения, усвоения и понимания смысло-языковой структуры фортепианных произведений. Художественно-ментальный компонент исследуемого феномена характеризует индивидуально- мировоззренческий потенциал личности студента-исполнителя, проявляется в профессионально-личностной на- правленности, создании и осмыслении перспектив формирования фортепианно-исполнительской культуры. Дея- тельностно-практический компонент фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки отража- ет механизмы овладения данной культурой. 


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

музыкальная культура, исполнительская культура, фортепианно-исполнительская куль- тура, будущий учитель музыки, ценностный компонент, когнитивно-языковой компонент, художественно- ментальный компонент, деятельностно-практический компонент.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образо- вания / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 327с.

2. Андрейко О. І. Теорія та методика формуван- ня виконавської культури скрипаля у вищих мистець- ких навчальних закладах : автореферат дис. … док. пед. наук : спец. 13.00.02 / О. І. Андрейко. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – 46 с.
3. Гусейнова Л. В. Формування готовності май- бутніх учителів музики до інструментально- виконавської діяльності : автореферат дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / Л. В. Гусейнова. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2005. – 20 с.

4. Згурська Н. М. Формування музично- виконавської культури майбутнього вчите- ля : автореферат дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / Н. М. Згурська. – К. : Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. – К., 2001. – 16 с.

5. Михалюк А. М. Формування виконавської культури майбутніх учителів музики засобами україн- ського фортепіанного мистецтва : автореферат дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / А. М. Михалюк. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – 20 с.
6. Рахимбаева И. Э. Профессиональная педаго- гическая культура учителя музыки : проблемы и пер- спективы / И. Э. Рахимбаева // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. – Вып. 2. – Саранск, 2003. – С.84-88.
7. Реброва О. Є. Дослідження прояву художньо- ментального досвіду майбутніх учителів мистецьких дисциплін в умовах музично-виконавської підготовки / О. Є. Реброва // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 14 : Теорія і методика мистецької освіти. – Вип. 7 (12). – К. : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2009. – С. 62-68.

8. Рудницкая О. Психолого-педагогічні пробле- ми загальної та мистецької освіти / О. Рудницька // Мистецтво у розвитку особистості : [монографія]. – Чернівці : Зелена Буковина, 2006. – С. 36-55.
9. Тельчарова Р. А. Музыкальная культура лич- ности как предмет философского анали- за : автореферат дис. ... д-ра филос. наук : спец. 09.00.11 / Р. А. Тельчарова. – М., 1992. – 38с.
10. Файзрахманова Л. М. Формирование испол- нительской культуры школьного учителя музыки в курсе «Вопросы истории фортепианного искусства и исполнительства» / Л. М. Файзрахманова // Музы- кальное образование : проблемы методологии, нацио- нально-региональный подход, педагогические техно- логии. – Вып. 2. – Саранск, 1998. – С.100-103

 

Сунь Пенфей. Художньо-семіотична компетентність майбутніх учителів музики як проблема музичної педагогіки.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –51.

Сунь Пенфей,

аспірант кафедри музичного мистецтва і хореографії,

Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського,

вул. Фонтанська дорога, 4, м. Одеса, Україна


ХУДОЖНЬО-СЕМІОТИЧНА КОМПЕТЕНТНІСТЬ МАЙБУТНІХ
УЧИТЕЛІВ МУЗИКИ ЯК ПРОБЛЕМА МУЗИЧНОЇ ПЕДАГОГІКИ


АНОТАЦІЯ:

Профессиональное развитие личности происходит в процессе познания ею функциональных задач профессии, осознание собственной роли в ней и обеспечивается через целенаправленное включение в систему профессиональ- ной подготовки. Как известно, для профессиональной среды характерна конфликтогенность, поэтому в процессе профессиональной подготовки в вузе необходимо воспитывать у студентов стремление к гармонизации межлично- стных отношений для плодотворного сотрудничества субъектов профессиональной деятельности; обеспечивать получение ими особых, профессионально-ориентированных конфликтологических знаний с целью адекватного восприятия и понимания конфликтов; развивать конфликтологические умения для эффективной реализации профес- сиональных функций в условиях конфликта; направлять студентов к приобретению практического опыта разреше- ния конфликтов с целью уменьшения деструктивного воздействия и перевода их в конструктивное русло. В связи с этим приобретает актуальность проблема формирования конфликтологической компетентности будущих специали- стов в процессе профессиональной подготовки. Целью статьи является уточнение сущности понятия «конфликтоло- гическая компетентность будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью» через анализ компонен- тов ее формирования в процессе профессиональной подготовки. На основе анализа психолого-педагогической лите- ратуры и требований к подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью конфликтологическая компетентность была определена как интегрированное личностное образование, которое способствует качественно- му осуществлению профессиональной деятельности в условиях конфликта. Компонентами формирования конфлик- тологической компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью являются 33отива- циионно-ценностный (направленность личности на конструктивное разрешение конфликта), когнитивно- практический (совокупность интегрированных знаний по различным учебным дисциплинам о конфликте и способах его преодоления), контрольно-корректирующий (конфликтологическая позиция как система волевых и эмоциональ- но-оценочных отношений к профессиональной деятельности в условиях конфликта). Перспективами дальнейших исследований является теоретическое обоснование технологии формирования конфликтологической компетентно- сти будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью.


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

знак, символ, семіотична компетентність, музична мова, сприйняття музики, педагогічний процес..


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Бондарев А. А. Педагогическая интерпрета- ция музыкального образа (теоретические и методиче- ские аспекты изучения музыки С. В. Рахманинова) : автореф. дисс. … канд. пед. наук: специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка) / А. А. Бондарев. – М., 2002.

2. Гончаров С. А. Семиотическая компетент- ность в образовании и социуме / С. А. Гончаров, О. М. Гончарова, Н. Н. Королѐва // Universum: Вест- ник Герценовского университета. – 2011/8. – С. 75-76.

3. Давыдова С. А. Предмет «Музыкальное со- держание» в аспекте герменевтики (начальная школа) : автореф. дисс. … канд. пед. наук : специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка) / С. А. Давыдова. – Санкт-Петербург, 2011. – 24 с.
4. Куроленко Е. М. Семиотика художественно- педагогической деятельности [электронный ресурс] / Е. М. Куроленко. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1738.htm.
5. Лингвистический энциклопедический сло- варь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Советская энцик- лопедия, 1990. – 685 с.

6. Малкин С. Ю. Идеи герменевтики в музы- кально-педагогическом образовании / С. Ю. Малкин // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5 [интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21912.

7. Мамардашвили М. К. Символ и сознание / М. К. Мамардашвили, A. M. Пятигорский. – М. : Язы- ки русской культуры, 1999. – 216 с

8. Манасова Г. Н. Педагогический потенциал символов в истории и современной отечественной практике образовательного процесса : автореф. дисс. … канд. пед. наук : специальность 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Г. Н. Манасова. – Владимир, 2007. – 21 с.

9. Шип С. В. О семиотических основаниях му- зыкально-педагогической герменевтики / С. В. Шип // Наука і освіта. Науково-практичний журнал Південного наукового центру АПН України. – Одеса, № 4-5, 2004. – С. 210-214.

10. Шип С. Музыкальная речь и язык музыки / С. Шип. – Одесса : Изд-во Одесской гос. консервато- рии им. А. В. Неждановой, 2001. – 298 снаук. пр. ; Нац. акад. пед. наук України, Ін-т психол. ім. Г. С. Костюка. – К., 2015. – Т. 7, Вип. 38. – С. 328-339.

 

Бугаевский К. А. Анатомические и морфологические особенности таза в соматотипах по классификации Дж. Таннера у студенток специальной медицинской группы.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –56.

Костянтин Анатолійович Бугаєвський,

кандидат медичних наук, доцент кафедри фізичної реабілітації і здоров’я,
Інститут здоров’я, спорту і туризму,

Класичний Приватний Університет,

вул. Жуковського 70-б, м. Запоріжжя, Україна


АНАТОМІЧНІ І МОРФОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ТАЗУ У СОМАТОТИПАХ

ЗА КЛАСИФІКАЦІЄЮ ДЖ. ТАННЕРА У СТУДЕНТОК СПЕЦІАЛЬНОЇ МЕДИЧНОЇ ГРУПИ


АНОТАЦІЯ:

У статті представлено результати дослідження, що присвячене виявленню анатомічних і морфологічних особливостей будови та форми кісткового тазу у студенток І курсу спеціальної медичної групи медичного уні- верситету. Актуальність проведення цього дослідження зумовлена тим, що в останні роки збільшується кіль- кість дівчат та молодих жінок з різноманітними порушеннями будови та функціонування органів репродуктив- ної системи, які зумовлені негативним впливом різноманітних екзогенних та ендогенних чинників. Студентсь- ка молодь, зокрема студентки юнацького та першого репродуктивного віку, не є виключенням. Їх віковий пері- од – це час становлення та завершення формування їх організму, ендокринної, статевої й кісткової систем та, зокрема їх кісткового тазу. Вивчення індивідуальних анатомічних та морфологічних змін формування кістко- вого тазу як об’єкту анатомії та акушерської науки є вагомим внеском у попередження репродуктивних втрат тазасобом профілактики акушерського травматизму. Мета дослідження – визначити особливості розмірів, будови і наявних змін таза, а також ряду антропометричних і морфологічних індексних значень у статевих соматотипах студенток згідно з класифікацією Дж. Таннера. Під час проведення дослідження було виявлено наступні пору- шення та патологічні зміни: 58,46% досліджуваних студенток спеціальної медичної групи не відповідають зна- ченням та критеріям гінекоїдного соматотипу за результатами отриманих значень індексу статевого диморфіз- му за класифікацією Дж. Танерра. В результаті аналізу отриманих значень індексу тазу встановлено, що вони знаходяться нижче допустимих нормативних показників, особливо в студенток з гінекоморфним соматотипом і відповідають значенням вузького тазу. У всіх трьох групах соматотипів достовірно визначені явища анатомічно вузького тазу – 74,62%, в основному з показниками І-го (36,92%) та ІІ-го (20,77%) ступенів його звуження. Серед варіантів патологічних форм вузького тазу переважають поперечно-звужений таз – 62,31% та «стерті» форми тазу – 60,77%. У 98,15% усіх студенток процес кісткової зрілості тазу завершений і відповідає їх віковим критеріям. Дані, отримані в результаті антропометрії, пельвіметрії та визначення значень спеціальних морфоло- гічних індексів, вказують на наявні анатомічні, морфологічні та функціональні зміни з боку кісткового тазу у вигляді збільшення частки вузьких тазів з I-III ступенями звуження.


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

 соматотип, таз, антропометрія, пельвіметрія, морфологічні індекси, студентки.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Афанасиевская Ю. С. Оценка особенностей ан- тропометрических параметров и распределения сома- тотипов лиц юношеского возраста г. Краснодара и Краснодарского края / О.В. Калмин, Ю.С. Афанасиев- ская, А.В. Самотуга // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. – 2010. – № 1. – С. 3–11.
2. Галкина Т. Н. Антропометрические характери- стики девушек-студенток медицинского института Пензенского государственного университета / Т. Н. Галкина, О. В. Калмин // Известия ВУЗов. По- волжский регион. Медицинские науки. – 2015. – № 1 (33). – С. 121-125.

3. Глоба А. П. Педагогические аспекты оптими- зации учебного процесса по физической культуре студентов с ограниченными возможностями здоровья / А. П. Глоба, В. Я Кострыкин // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск. – 2015. – № 4 (24). – С. 21-23.

4. Городкова Е. В. Особенности физического разви- тия женщин-студенток в возрастном аспекте / Е. В. Го- родкова, Т. А. Литвинова // Вестник новых медицинских технологий. – 2009. – № 4. – Том 16. – С. 64-66.
5. Демарчук Е. Л. Анатомо-антропологические особенности организма и размеры таза женщин на юношеском этапе онтогенеза [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.02 / Е. Л. Демарчук; Новосиб. гос. мед. акад. – Новосибирск, 2004. – 18 с.

6. Ковтюк Н. І. Динаміка формування розмірів таза у дівчат шкільного віку Чернівецької області / Н. І. Ковтюк // Клінічна анатомія та оперативна хірур- гія. – 2004. – Т. № 3. – С. 48-49. 7. Лопатина Л. А. Антропометрическая характе- ристика девушек по классификации Дж. Таннера / Л. А. Лопатина, Н. П. Сереженко, Ж.А. Анохина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 12-3. – С. 504-508.

8. Лумпова О.М. Антропометрическая и индекс- ная оценки показателей физического развития деву- шек юношеского возраста Прибайкалья / О. М. Лум- пова, М. М. Колокольцев, В. Ю. Лебединский // Си- бирский медицинский журнал (г. Иркутск). – 2011. – № 5. – С. 98-101.

9. Никитюк Д. Б. Индекс массы тела и другие ан- тропометрические показатели физического статуса с учетом возраста и индивидуально-типологических особенностей конституции женщин / Д. Б. Никитюк, В. Н. Николенко, С. В. Клочкова, Т. Ш. Миннибаев // Вопросы питания. – 2015. – № 4. – С. 47-54.

10. Павлова И. П. Морфофункциональные осо- бенности девушек в зависимости от типа эволютив- ной конституции / И. П. Павлова, О. В. Филатова // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 3 (83). – Т. 1. – С. 66-69.

11. Смолякова И. Д. Социальные и педагогиче- ские аспекты состояния здоровья студенческой моло- дѐжи Украины / И. Д. Смолякова, Т. А. Сидельникова // Здоров я і освіта : проблеми та перспективи : мате- ріали IV Всеукр. наук.-практ. конф. – Донецьк : Дон- НУ, 2006. – С. 196–201.
12. Стрелкович Т.Н. Антропометрическая харак- теристика таза женщин в зависимости от соматотипа / Т.Н. Стрелкович, Н.И. Медведева, Е.А. Хапилина // В мире научных открытий. – 2012. – № 1. – С. 60–74.

13. Сырова О.В. Взаимосвязь антропометриче- ских параметров с размерами таза у девушек 17-19 лет / О.В. Сырова, Т.М. Загоровская, А.В. Андреева // Морфология. – 2008. – Т. 133. – № 3. – С. 45–47.

14. Тян О.В. Антропометричні характеристики пацієнток з різними формами звуження тазу / O. В. Тян, Л.В. Сткляніна, Л.Д. Савенко // Українсь- кий морфологічний альманах. – 2012. – Том 10. – № 3. – С. 132–133.
15. Хрисанфова Е.Н. Антропология / Е.Н. Хрисан- фова, И.В. Перевозчиков. – М.: МГУ, 2005. – 230 с.

16. Шапаренко П.П. Антропометрія / П.П. Шапа- ренко. – Вінниця: Друкарня Вінницького державного медичного університету ім. М.І. Пирогова, 2000. – 71 с.
17. Яшворская В.А. О некоторых антропометри- ческих особенностях таза у современных девушек / В.А. Яшворская, М.И. Левицкий // Акушерство и гинекология. – 2012. – № 1. – С. 56–59.
18. Asienkiewicz R. Dymorfizm płciowy wkaźników somatycznych młodieży uniwersytetu zielonogórskiego (na przykladzie kierunku wychowanie fizyczne) / R. Asienkiewicz, J. Grzesiak, T. Grzybowski, E. Nowacka-Chiari // Мат. V Междунар. научно-практ. конф. Современные проблемы формирования и укре- пления здоровья. – Брест, 2015. – С. 3–4.
19. Ocena wybranych parametrów antropometrycznych wśród młodzieży akademickiej Poznania / A. Kaźmierczak, I. Bolesławska, A. Główka, M. Dzięcioł, J. Przysławski // Bromat. Chem. Toksykol. – XLV, 2012, 3, s. 1099–1104.

 

         

       
   
   
         

 

©2024 Університет Ушинського. Всі права захищені, мабуть.