Ван Чень Формування вокально-виконавського артистизму студентів магістратури у музично-педагогічних ВНЗ.
// Наука і освіта. – 2016. – №6. –65.
Ван Чень,
аспирант кафедры теории музыки и вокала,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,
ул. Старопортофранковская, 26, г. Одесса, Украина
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АРТИСТИЗМА
СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
АНОТАЦІЯ:
Статья направлена на выявление педагогических условий повышения эффективности исполнительского артистизма певцов – студентов магистратуры музыкально-педагогических учебных заведений. Рассмотрена сущность понятия «артистизм», специфика его проявления в различных сферах жизнедеятельности. Под испол- нительским артистизмом понимается готовность музыканта действовать в логике содержания музыкального образа, передавать эмоциональные состояния, степень их напряженности и динамику изменений способами музыкально-исполнительской выразительности. Охарактеризованы особенности исполнительского артистизма и специфика его проявления в различных сферах музыкальной деятельности – инструментальной, музыкально-драматической, камерно-вокальной. В структуре артистизма вокалиста-исполнителя камерных произведений выделены музыкально-интонационный и сценически-визуальный компоненты. Их единство достигается в про- цессе интерпретации и воплощения музыкально-литературного образа, вживания в характер, на основе чего певец действует в логике соответствующего образа. Кроме того, обоснованы психолого-педагогические усло- вия эффективного совершенствования исполнительского артистизма магистрантов в процессе подготовки к вокально-профессиональной деятельности, в числе которых:
– обеспечение в учебном
процессе единства музыкально-интеллектуальной подготовки, развития художе- ственно-образного воображения и вокально-исполнительской техники; – адаптация элементов театральной и хореографической техники в условиях вокально-камерного исполни-тельства, применение которых способствует проникновению певца в образное содержание произведений, их целостному воссозданию на основе комбинации художественных интонационно-певческих и визуально- выразительных средств;
– выработка у студентов отношения к вокальному исполнительству как к способу художественно- творческой коммуникации средствами сценически-певческой деятельности;
– целенаправленное формирование у будущих певцов навыков художественно-обусловленной эмоцио- нально-волевой саморегуляции.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
артистизм, студенты магистратуры, преподавание вокала, вокально-исполнительский ар- тистизм
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1.Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М., 1977. – 344 с.
2.Комаров В. А. Интерпретация феномена артис- тизма / В. А. Комаров // Актуальные проблемы исто- рии, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования. – Оренбу- рг : Изд-во ОГИИ, 2009. – Вып. 6. – С. 228-231.
3.Силантьева И. И. Проблема перевоплощения в вокально-сценическом искусстве : автореф. дис. .. д- ра искусствозн. : 17.00.00. / И. И. Силантьева – М. : МГК, 2008. – 42 с.
4.Цагарелли Ю. А. Психология музыкально- исполнительской деятельности : автореф. дисс... д-ра психол. наук / Ю. А. Цагарелли. – Л. : ЛГУ, 1989. – 42 с.