Вікторія Мендело. О тенденциях исследования эмоционального интеллекта.
// Наука і освіта. – 2021. – №4. – 45-55.
Вікторія Мендело,
аспирант кафедры теории и методики практической психологии,
Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический
университет имени К. Д. Ушинського»,
ул. Старопортофранковская, 26, г. Одесса, Украина
О ТЕНДЕНЦИЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
АНОТАЦІЯ:
В статье рассмотрен процесс исторического развития понятия «эмоциональный интеллект», а также произведена классификация современных подходов к данному явлению в отечественных и зарубежных научных трудах. Цель исследования: систематизировать тенденции исследования эмоционального интеллекта как компонента мышления. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: уточнить психологическую сущность значения понятия «эмоциональный интеллект»; обобщить и систематизировать основные признаки, по которым проводятся исследования эмоционального интеллекта; охарактеризовать психологические модели эмоционального интеллекта. Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс теоретических методов исследования: изучение и анализ психологической литературы по теме исследования, обобщение и систематизация материала, что дало возможность охарактеризовать основные аспекты и направления, по которым ведутся научные изыскания. Научная статья является обобщающим систематическим исследованием. Методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых-психологов, таких как: Дж. Майер, Д. Халперн, У. Грей, А. Ортони, Дж. Клор, А. Коллинз, а также Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров, О. Я. Чебыкина и др. В ходе исследования установлено, что: несмотря на большое количество исследований видов и компонентов интеллекта, окончательное их установление на данный момент является крайне затруднительным. В результате проведённого исследования отмечено, что наиболее эффективно раскрывают понятие эмоционального интеллекта модели способностей, поскольку они характеризуются большей практической разработкой и большей надёжностью диагностического инвентаря.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
эмоции, эмоциональный интеллект, модели эмоционального интеллекта, эмоциональное мышление, эмоциональная зрелость, история психологии.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк : ПГУ, 2011. 388 с.
2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. Москва : «Медицина», 1968. 469 с.
3. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. Москва: Издательство МГУ, 1980. 192 с.
4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. Москва: Издательство МГУ, 1976. 143 с.
5. Власова О. І. Психологія соціальних здібностей: структура, динаміка, чинники розвитку: монографія. Київ: ВПЦ «Київський університет», 2005. 308 с.
6. Вовченко О. А. Влив емоційного інтелекту на процеси самоідентифікації підлітків з порушеннями розумового розвитку. Наука і освіта. 2020. №2. С. 14–21.
7. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию. «Ананьевские чтения»: тезисы науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 26-28 октяб. 1999 г. СанктПетербург, 1999. С. 25–26.
8. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. Київ: Либідь, 1997. 376 с.
9. Деревянко С. П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: «Институт психологии РАН», 2009. С. 90–113.
10.Додонов Б. И. Эмоции как ценность. Москва: Политиздат, 1978. 272 с.
11.Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии. Психологическая наука и образование. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 23.12.2021).
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СанктПетербург: Издательский дом «Питер», 2011. 782 с.
13. Изард К. Психология эмоций. СанктПетербург: Питер, 2012. 464 с.
14.Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект. АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt (дата обращения: 23.12.2021).
15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.
16.Люсин Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
17. Носенко Е. Л., Коврига Н. В. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції. Київ: Вища школа, 2003. 126 с.
18. Носенко Е. Л. Емоційний інтелект як форма прояву важливої складової особистісного потенціалу – рефлексивної свідомості. Вісник Дніпропетровського університету. Серія «Педагогіка і психологія». 2012. Т. 20, Вип. 18. С. 116–122.
19.Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1958. 147 с.
20.Ситников М. А. Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы. Организационная психология. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. 2019. Т. 9. № 3. С. 153–173
21.Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. Москва: Издательство МГУ, 1969. 304 с.
22.Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1984. C. 6.
23.Трофимов Ю. Л. Психологія: Підручник. Київ: Либідь, 2001. 560 с.
24.Чебыкин А. Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности: монография. Одесса: Академия наук. Общество психологов СССР, 1992. 168 с.
25.Чебикін О. Я. Емоційний інтелект, його пізнавально-мисленнєві ознаки та функції. Наука і освіта. 2020. № 1. С. 19–28.
26.Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. Москва; Ленинград: Изд-во ЦС Всес. ова изобретателей, 1934. 135 с.
27. Amunts K. Cytoarchitectonic mapping of the human amygdala, hippocampal region and entorhinal cortex: intersubject variability and probability maps. Anat. Embryol. 2005. Vol. 210, №. 5-6. P. 343–352.
28.Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory: Technical Manual. Toronto: Multi-Health System, 1997. 216 p.
29. Danes F. Cognition and emotion in discourse interaction: A preliminary survey of the field. Preprints of the Plenary Session Papers. XIV-th International Congress of linguists organized under the auspices of CIPL (10–15 August 1987). Berlin, 1987. P. 272–291.
30.Ekman P. Darwin and facial expression: Century of research in review. New York: Academic Press, 1973. 273 p.
31. Goldberg C. Why Hamlet could not love. Psychoanal. and Psychother. Intelligence. 1991. Vol. 9. № 1.
32. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. 352 p.
33. Gray W. Emotional cognitive structuring: A new theory of mind. Forum for correspondence and contact. 1973. V. 5, № 1. P. 1–6.
34. Ghosh R., Shuck B., Petrosko J. Emotional intelligence and organizational learning in work teams. Journal of Management Development. 2012. 31(6). P. 603– 619.
35.Joseph D. L., Newman D. A. Emotional Intelligence: An Integrative Meta-Analysis and Cascading Model. Journal of Applied Psychology. 2010. №95(1). Рр. 54–78.
36. Mayer J. D. Emotion, intelligence, emotional intelligence. In J. P. Forgas (Ed.). The handbook of affect and social cognition. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2000. P. 410– 431.
37. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., & Sitarenios G. Emotional Intelligence as a standard Intelligence. Emotion, 2001. № 1(3). P. 232–242.
38. Mayer J. D. A field guide to emotional intelligence. Philadelphia: Psychology Press, 2001. P. 3–24.
39. Mayer J. D., Salovey P. Emotional Intelligence. N. Y., 2005. P. 197–215.
40. Mayer J. D. Emotional Intelligence. Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2005. P. 44–98.
41. Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge: MIT Press, 2003. 720 p.
42. Ortony A., Clore G. L., Collins A. The cognitive structure of emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 207 p.
43.Sherer K. R. Vocal affect expression: A review and a model for future research. Psychol. Bull, 1986. V. 99, № 1. P. 143–165.
44.Tharbe I. H. A., Sumari M., Ng K. (2021). Emotional intelligence from perspectives of malaysian helping professionals: A qualitative study. Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2021. №28(4). Рр. 2529–2548. DOI: https://doi.org/10.47836/PJSSH.28.4.03