// Наука і освіта. – 2020. – №2. – 22-31.
Юрий Чебан,
аспирант кафедры теории и методики практической психологии,
Виктор Плохих,
доктор психологических наук, профессор,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,
ул. Старопортофранковская, 26, м. Одесса, Украина
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
СПОРТСМЕНОВ-ГРЕБЦОВ
АНОТАЦІЯ:
Высокие достижения в современном спорте связываются с развитием эмоционально-волевой сферы спортсменов, с их способностями к эффективной саморегуляции функциональных состояний и действий. Теоретическим основанием исследования являются положения теории установки, концепции системной организации и саморегуляции процесса деятельности, дифференциальной психологии эмоций, концепции базальных и системных волевых качеств. Соревновательная установка спортсменов-гребцов рассматривается как установка на самомобилизацию и стабилизацию высококоординационных, мощных гребных действий. Цель исследования состоит в определении состава, связей, символических и знаковых форм усиления эмоциональноволевого компонента соревновательной установки спортсменов-гребцов. В эмпирическом исследовании для определения значений показателей применялись следующие методы: естественный эксперимент (индикатор преодоления утомления); анализ результатов деятельности (спортивная квалификация); тестовая психодиагностика эмоциональной устойчивости, озабоченности, добросовестности, смелости, самоконтроля (опросник Р. Кеттелла 16 PF), мотивации достижений (тест Т. Элерс), частот проявления базальных эмоций (методика Т. Дембо); анкетирование (частота использования ментальных ресурсов). В целом точно можно отметить, что с применением кластерного анализа в группе испытуемых выделена подгруппа из 18 человек с высоким уровнем развития волевых качеств, с предпочтением положительного эмоционального фона жизнедеятельности, со сравнительно более высокими (критерий U Манна-Уитни) спортивными достижениями, оцениваемыми по показателям спортивной квалификации (U=96.5; p=.003) и способности к преодолению утомления (U=101.0; p=.005). В этой подгруппе отмечена более высокая, в сравнении с остальными испытуемыми, выраженность мотивации достижений (U=90.5; p=.002), добросовестности (U=35.0; p<.001), жизнерадостности, обратной к озабоченности (U=43.0; p<.001), смелости (U=111.5; p=.011), самоконтроля (U=95.5; p=.003), эмоциональной уравновешенности (U=110.5; p=.011), переживаний удовольствия (U=117.5; p=.014). Анализ результатов исследования позволяет заключить, что эмоционально-волевой компонент соревновательной установки спортсменов-гребцов, функционально направленный на мобилизацию и стабилизацию высококоординационных, мощных гребных действий, в своей структуре опирается на развитые системные качества добросовестности и жизнерадостности, связанные с проявлениями смелости, самоконтроля, терпеливости, энергичности, с выраженными предпочтениями положительного эмоционального фона жизнедеятельности. Реализация эмоционально-волевого компонента прямо связана с мотивацией достижений и энергетическим усилением процесса гребли. Соревновательная успешность спортсменов-гребцов увеличивается с использованием для самомобилизации ментальных ресурсов (словесных формул, образных конструктов).
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
базальные эмоции, базальные волевые качества, системные волевые качества, ментальный ресурс, установка, самомобилизация, действия спортсмена-гребца.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта. Москва: Советский спорт, 2012. 312 с.
2. Гулд Д., Флетт М. Р., Бин Э. Ментальная подготовка к тренировке и соревнованию. Глава 6 из книги «Спортивная психология» / под ред. Б. В. Брюера. Мир спорта. 2017. № 2 (67). С. 65–71.
3. Зайченко О. С. Особенности психологической готовности у спортсменов по гребле на байдарках и каноэ. Спортивный психолог. 2016. № 1(40). С. 49–54.
4. Калин В. К. Психология воли. Симферополь, 2011. 208 с.
5. Kлимчук В. О. Посттравматичне зростання та як можна йому сприяти у психотерапії. 2016. №5. С. 46–52.
6. Мельничук С. К. Психологічні особливості становлення видів упевненості в собі у юнацькому віці. Наука і освіта. 2017. №9. С. 42–47.
7. Мірошніченко О. Роль психологічної готовності особистості в адаптації до екстремальних умов життєдіяльності. Наука і освіта. 2018. №7-8. С. 77– 82.
8. Прохоров A. O. Технологии психической саморегуляции. Харьков: Гуманитарный центр, 2017. 360 с.
9. Сопов В. Ф. Структура и содержание психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов. Спортивный психолог. 2016. № 1(40). С. 37–40.
10. Чебан Ю. В. Уровень развития базовых волевых качеств высококвалифицированных спортсменов-гребцов. Наука і освіта. 2018. № 9–10. С. 72–77. DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2018-9-10-10.
11. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 334 с.
12. Alekrinskis A., Bulotienė D. & Dagytė R. (2019). Peculiarities of pre-competition emotional state of the Lithuanian national kayak and canoe rowing team members and junior kayakers and canoeists. Sporto mokslas. Sport Science, 95(1), 12-17. DOI: https://doi.org/10.15823/sm.2019.95.2.
13. Bohuslavska V., Furman Yu., Pityn M., Galan Ya. & Nakonechnyi I. (2017). Improvement of the physical preparedness of canoe oarsmen by applying different modes of training loads. Journal of Physical Education and Sport, 17(2), 797–803. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2017.02121.
14. Cheban Yu., Chebykin O., Plokhikh V. & Massanov A. (2020). Mental resources for the selfmobilization of rowing athletes. Journal of Physical Education and Sport, 20 (3), 1580–1589. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2020.03216.
15. Das A., Mandal M., Majumdar P. & Syamal A. K. (2019). Morpho-physiological profile and 2K performance of Indian elite rowers. Journal of Physical Education and Sport, 19 (3), 1630–1635. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2019.03236.
16. Kolumbet A. N. (2017). Dynamic of kayak rowing technique in the process of competition activity. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 21(4), 175–179. DOI: https://doi.org/10.15561/18189172.2017.0405.
17. Miarka B., Bello F. D., Brito C. J., Vaz M. & Vecchio F. B. (2018). Biomechanics of rowing: kinematic, kinetic and electromyographic aspects. Journal of Physical Education and Sport, 18(1), 193–202. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2018.01025.
18. Shydelko A. V. Emotional Stability of an Individual: Research Into the Topic. 2017. №2. Рр. 85–89.
19. Siekanska M. & Wojtowicz A. (2020). Impulsive athlete as a self-regulated learner. Can self-confidence and a positive social attitude change a developmental inhibitor into a growth catalyst? Journal of Physical Education and Sport, 20 (2), 623–629. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2020.02091.
20. Strykalenko Y., Shalar O., Huzar V., Andrieieva R., Zhosan I. & Bazylyev S. (2019). Influence of the maximum force indicators on the efficiency of passing the distance in academic rowing. Journal of Physical Education and Sport, 19 (3), 1507–1512. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2019.03218.
21. Wallace P. J., McKinlay B. J., Coletta N. A., Vlaar J. I., Taber M. J., Wilson P. M. & Cheung S. S. (2017). Effects of Motivational Self-Talk on Endurance and Cognitive Performance in the Heat. Medicine & Science in Sports & Exercise, 49(1), 191–199.
22. Zainuddin F. L., Zahiran A., Umar M. A., Shaharudin S. & Razman R. M. (2019). Changes in lower limb kinematics coordination during 2000m ergometer rowing among male junior national rowers. Journal of Physical Education and Sport, Vol.19 (3), 1656–1662. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2019.03240.
23. Zharmenov D., Khaustov S. & Grenaderova M. (2019). Scientific rationale for the use of special physical exercises to optimize the prelaunch conditions of highly skilled Rowers in kayak and canoes. Journal of Physical Education and Sport, 19(3), 1690–1694. DOI: https://doi.org/10.7752/jpes.2019.03246.