// Наука і освіта. – 2016. – №8. – 19-24.
Олексій Іванович Головченко,
кандидат наук із фізичного виховання та спорту,
доцент кафедри здоров’я людини та фізичної реабілітації,
Сумський державний педагогічний університет імені А. С. Макаренка,
вул. Роменська, 87, м. Суми, Україна
ОПТИМІЗАЦІЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ СТУДЕНТІВ ПІД ЧАС ВИВЧЕННЯ НАВЧАЛЬНОЇ ДИСЦИПЛІНИ «ФІЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ»
АНОТАЦІЯ:
Анализ научной литературы свидетельствует, что проблема развития самостоятельности как качества лич- ности студента и самостоятельная работа студентов постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Перестройка учебно-воспитательного процесса на основе развивающей педагогики направлена на раннее выявление и наиболее полное раскрытие потенциала (способностей) у молодежи с учетом их возрастных и психологических особенностей. На сегодняшний день доказано, что свобода выбора, самосто- ятельность в принятии решений способствует активному включению студентов в процесс физического самосо- вершенствования, повышению требований личности к самому себе. Однако недостаточно освещены вопросы условий развития самостоятельности на занятиях физической культуры. В связи с этим была поставлена сле- дующая цель исследования – разработать способ оптимизации самостоятельной работы студентов при изуче- нии учебной дисциплины «Физическое воспитание». Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: методика формализованной самоотчетности для определения двигательной ак- тивности (Фрaмингемская методика), методика расчета индекса физического состояния А. А. Пироговой. В процессе исследования было обследовано 92 студента 1-4 курсов Института педагогики и практической психологии на базе Сумского государственного педагогического университета имени А. С. Макаренко. Исследование предполагало выполнение следующих задач ежемесячно в течение периода изучения дисциплины: определение индекса физиче- ского состояния и уровня двигательной активности. Разработанный способ оптимизации самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины «Физическое воспитание» базировался на индивидуальном подходе к интересу к собственному физическому состоянию. Подтверждена эффективность предложенного способа, которая составила 28,7%. Была проведена оценка успешности выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физическое воспитание»: до начала внедрения предложенного способа оптимизации самостоятельной работы успешность выполнения самостоятельной работы составляла 34,6 ± 1,32%, тогда как по его окончании успешность выросла на 28,7% (63,3 ± 1,46%).
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
фізичне виховання, студенти, самостійна робота, рухова активність.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Медвідь А. Виховання вмінь та навичок само- стійної роботи учнів для збереження здоров’я як важли- вого компонента загальнолюдської культури / А. Медвідь, О. Ківерник // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві : Збірник наукових праць / Вол. Держ. ун-тет ім. Лесі Українки – Луцьк : Волин. обл. друк. – Т.2. – 2008 . – С. 178-180.
2. Мосейчук Ю. Ю. Формування мотиваційних потреб студентської молоді до фізкультурної діяльності / Ю. Ю. Мосейчук // Науково-педагогічні проблеми фізичної культури (Фізична культура і спорт) : наук. часоп. Нац. пед. ун-ту ім. М. П. Драгоманова. Серія №15 : зб. наук. пр. за ред. Г. М. Арзютова. – К. : Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2011. – С. 400-403.
3. Овчаренко Т. Проблеми організації самостій- ної роботи студентів вузу / Т. Овчаренко, Т. Цюпак, Ю. Цюпак // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві : Збірник наукових праць / Вол. Держ. ун-тет ім. Лесі Українки – Луцьк : Волин. обл. друк, 2005 – С. 172-175.
4. Соколюк О. В. Мотивація студентів вищих навчальних закладів до занять фізичною культурою в умовах інформаційного суспільства / О. В. Соколюк, О. В. Дуда // Наукові записки. Серія : Педагогіка. – 2012. – № 4. – С. 164-168.
5. Щорічна доповідь про стан здоров’я населен- ня, санітарно-епідемічну ситуацію та результати дія- льності системи охорони здоров’я України. 2014 рік / за ред. Квіташвілі О.; МОЗ України, ДУ «УІСД МОЗ України» – К., 2015. – 460 с.