// Наука і освіта. – 2016. – №6. –29.
Ирина Игоревна Титаренко,
аспирант кафедры психологии и педагогики,
Национальный университет «Киево-Могилянская Академия»,
ул. Григория Сковороды, 2, г. Киев, Украина
КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
АНОТАЦІЯ:
Профессиональное развитие личности происходит в процессе познания ею функциональных задач профессии, осознание собственной роли в ней и обеспечивается через целенаправленное включение в систему профессиональ- ной подготовки. Как известно, для профессиональной среды характерна конфликтогенность, поэтому в процессе профессиональной подготовки в вузе необходимо воспитывать у студентов стремление к гармонизации межлично- стных отношений для плодотворного сотрудничества субъектов профессиональной деятельности; обеспечивать получение ими особых, профессионально-ориентированных конфликтологических знаний с целью адекватного восприятия и понимания конфликтов; развивать конфликтологические умения для эффективной реализации профес- сиональных функций в условиях конфликта; направлять студентов к приобретению практического опыта разреше- ния конфликтов с целью уменьшения деструктивного воздействия и перевода их в конструктивное русло. В связи с этим приобретает актуальность проблема формирования конфликтологической компетентности будущих специали- стов в процессе профессиональной подготовки. Целью статьи является уточнение сущности понятия «конфликтоло- гическая компетентность будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью» через анализ компонен- тов ее формирования в процессе профессиональной подготовки. На основе анализа психолого-педагогической лите- ратуры и требований к подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью конфликтологическая компетентность была определена как интегрированное личностное образование, которое способствует качественно- му осуществлению профессиональной деятельности в условиях конфликта. Компонентами формирования конфлик- тологической компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью являются 33отива- циионно-ценностный (направленность личности на конструктивное разрешение конфликта), когнитивно- практический (совокупность интегрированных знаний по различным учебным дисциплинам о конфликте и способах его преодоления), контрольно-корректирующий (конфликтологическая позиция как система волевых и эмоциональ- но-оценочных отношений к профессиональной деятельности в условиях конфликта). Перспективами дальнейших исследований является теоретическое обоснование технологии формирования конфликтологической компетентно- сти будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
конфликтологическая компетентность, компонент, будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1.Гірник А. Конфліктологічна компетентність як складова професійної компетентності сучасного фахі- вця / А. Гірник // Зб. матеріалів III Міжнар. наук. конф. «Соціально-гуманітарні вектори педагогіки вищої освіти» (м. Харків, ХНТУСГ ім. П. Василенка, 13-14 трав. 2011 р); М-во освіти і науки, молоді таспорту України, Харків. нац. техн. ун-т сільського госп-ва ім. П. Василенка [та ін.]. – Х., 2011. – С. 19-22.
2.Грицюта Н. М. Професійна етика PR-діяльності : сутність поняття, принципи / Н. М. Грицюта // Держава та регіони. Сер. : Соціальні комунікації : наук.-вироб. журн. ; Класич. приват. ун-т. – Запоріж- жя, 2014. – № 4. – С. 130-135.
3.Климентьєва О. С. Конфліктологічна компете- нтність як складова професіоналізму майбутніх пра- воохоронців / О. С. Климентьєва // Педагогіка та пси- хологія : зб. наук. пр. ; Харк. нац. пед. ун-т ім. Г. С. Сковороди. – Х., 2015. – Вип. 51. – С. 269-276.
4.Козич І. В. Формування конфліктологічної компетентності соціального педагога в умовах магістратури : автореф. дис. на здобуття наук. ступ. канд. пед. наук : спец. 13.00.05 «Соціальна педагогі- ка» / І. В. Козич ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. – К., 2008. – 24 с.
5.Котлова Л. О. Формування конфліктологічної компетентності майбутніх практичних психологів / Л. О. Котлова // Практична психологія освіти ХХІ ст. : проблеми та перспективи : матеріали Всеукр. наук.- практ. конф. (Умань, 20-21 травня 2014 р.) ; МОН України, Уманськ. держ. пед. ун-т ім. Павла Тичини. – Умань, 2014. – С. 180-184.
6.Мельниченко А. А. До питання вдосконалення вітчизняної системи підготовки фахівців у сфері зв’язків з громадськістю / А. А. Мельниченко, А. П. Киричок // Держава та регіони. Сер. : Соціальні комунікації : наук.-вироб. журн. ; Класич. приват. ун- т. – Запоріжжя, 2014. – № 4. – С. 142-146.
7.Мухіна Л. М. Теоретико-методологічні підходи до розгляду поняття конфліктологічної компетентності як складової професійної компетентності викладача / Л. М. Мухіна // Актуальні проблеми психології : зб. наук. пр. ; Нац. акад. пед. наук України, Ін-т психол. ім. Г. С. Костюка. – К., 2015. – Т. 7, Вип. 38. – С. 328-339.
8.Сирова Г. О. Конфліктологічна компетентність як складова педагогічної діяльності викладача ВНЗ / Г. О. Сирова, Л. Г. Шаповал, О. В. Шаповал та ін. // Впровадження нових технологій за кредитно-модульної системи організації навчального процесу у ВМ(Ф)НЗ IIIIV рівнів акредитації : матеріали Всеукр. навч.-наук. конф., присвяченої 55-річчю Тернопільськ. держ. мед. ун-ту ім. І. Я. Горбачевського МОЗ України, (Тернопіль, 26-27 квітня 2012 р.). – Тернопіль, 2012. – С. 561-562.
9.Чумиков А. Н. Связи с общественностью : теория и практика : учебник / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело АНХ, 2010. – 608 с.
10. Шиян В. О. Нові стандарти у підготовці фахі- вців з реклами і зв’язків з громадськістю в контексті Болонського процесу / В. О. Шиян // Неперервна профе- сійна освіта : теорія і практика : наук.-метод. журн. ; Київ. ун-т ім. Бориса Грінченка, Благод. фонд ім. Антона Макаренка. – К., 2015. – Вип. 1-2. – С. 78-82.
11. Palea, A. The Public Relations Professional. The Elements of Identity / A. Palea // Professional Communication and Translation Studies: international peer-reviewed conference proceedings ; Politehnica University of Timisoara. – Timisoara, 2014. – Nо. 7 (1-2). – P. 17-22.