Волянюк Н. Ю., Ложкин Г. В. Психологический потенциал и барьеры инновационной активности субъекта научно-педагогической деятельности.

// Наука і освіта.  2016.  №11. – 17-24.

Наталия Юрьевна Волянюк,
доктор психологических наук, профессор,
заведующая кафедрой психологии и педагогики
Георгий Владимирович Ложкин,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики,
Национальный технический университет «КПИ имени Игоря Сикорского»,
проспект Победы, 37, г. Киев, Украина 


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


АНОТАЦІЯ:

Статья посвящена концептуализации и операционализации понятия «психологический потенциал» субъ- екта деятельности, а также анализу барьеров, которые блокируют реализацию инновационной активности профессионала. Показано, что психологический потенциал – это не только то, что дано человеку от природы, но и то, что постоянно пополняется и индивидуально возобновляется. Возобновляемая часть психологического потенциала зависит главным образом от активности самого субъекта научно-педагогической деятельности. Подчѐркивается, что структура психологического потенциала объединяет те психические образования, ко- торые способны организовывать и координировать разные формы взаимодействия субъекта с реальностью. В качестве барьеров, которые блокируют реализацию психологического потенциала субъекта деятельности, рассмотрены: консерватизм, ригидность, догматизм, конформизм, стереотипность мышления, фиксирован- ная самооценка, отсутствие мотивации, фрустрация, неофобия и мизенеизм.


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

психологический потенциал, субъект научно-педагогической деятельности, активность, инновации, барьеры.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Власенко Ю. О. Психологічний аналіз іннова- ційного потенціалу особистості : автор. дис.. … канд.. психол. н. : спец. 19.00.01 – Загальна психологія, історія психології / Ю. О. Власенко. – Одеса, 2003. – 28 с.
2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход / Андрей Александрович Волоч- ков. – Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2007. – 375 с. 3. Волянюк Н. Ю. Психологический потенциал социальной ответственности субъекта деятельности / Н. Ю. Волянюк, Г. В. Ложкин // Вісник Національно- го технічного університету України «КПІ». – 2013. – №2 (38). – С. 30-32.
4. Гудименко Ю. Ю. Психологические барьеры к инновационной деятельности, как предпосылки формирования профессиональной деформации лично- сти педагога / Ю. Ю. Гудименко // Психология про- фессионала: личность, деятельность, организация. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2014. – С. 60-71.
5. Костин И. Не бойтесь творческих интелли- гентов. Что такое креативная экономика и чем она грозит Украине? [Электронный ресурс] / И. Костин // Еженедельник 2000. – №27-28 (779).– Режим доступа: http://www.2000.ua/modules/pages/files/27779-8--14- iyulja-2016-g__697404_1.pdf.
6. Жалагина Т. А. Психологическое обеспече- ние преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза [Монография] / Татьяна Анатольевна Жалагина. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 112 с.
7. Зараковский Г. М. Методология оценки по- пуляционного психологического потенциала / Г. М. Зараковский // Ананьевские чтения-99. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 35-37.
8. Карпенко С. В. Самоактуализация личности в условиях современной информационной среды : Дис. … канд.. психол. н. : спец. 19.00.01 – Общая психоло- гия, психология личности, история психологии / Се- мен Витальевич Карпенко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007. – 154 с. 9. Леонтьев Д. А. Смысл и отчуждение как пре- дикторы поведения в неструктурированной ситуации / Д. А.Леонтьев, А. Г. Смирнов [в кн.: В.А. Барабанщиков ред., Экспериментальная психо- логия в России: традиции и перспективы]. – М. : Ин- ститут психологии РАН, 2010. – С. 680-685. 10. Ложкин Г. В. Концептуальные представления о психологическом потенциале квалифицированного спортсмена / Г. В. Ложкин // Наука в олимпийском спорте. – 2007. – № 1. – С. 87-93. 
11. Луков С.В. Инновационный потенциал моло- дежи в Российско-Германском сотрудничестве: пер- вый опыт и перспективы [Электронный ресурс] / С. В. Луков // Информационный гуманитарный пор- тал «Знания. Понимание. Умение». – 2012. – № 3. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2012/3/Lukov_Youth-Russian-German-Cooperation/.
12. Моросанова В. И. Самосознание и саморегу- ляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.
13. Римашевская Н. М. О социальной доктрине России / Н. М. Римашевская // Уровень жизни регио- нов России. – 2005. – № 8. – С. 63-93.
14. Степанова Г. Б. Психологический потенциал: индивидуальный и популяционный / Г. Б.Степанова, Г. М. Зараковский // Человек. – 1998. – №3. – С. 50-59.
15. Юдин Э. Г. Системный поход и принцип дея- тельности / Эдуард Юдин. – М. : Наука, 1978. – 391 с.
16. Volyanyuk N. Ways of overcoming psychological barriers / N. Volyanyuk, G. Lozhkin // Abstracts of XXIX International Congress of Psychology (Berlin, Germany, July 20-25, 2008).– CD-ROM of ICP 2008.

         

       
   
   
         

 

©2024 Університет Ушинського. Всі права захищені, мабуть.