// Наука і освіта. – 2016. – №10. – 138-149.
Анна Михайловна Добровольская,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры медицинской информатики, медицинской и биологической физики,
Ивано-Франковский национальный медицинский университет,
ул. Галицкая, 2, г. Ивано-Франковск, Украина
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ В ПРЕДЕЛАХ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ
АНОТАЦІЯ:
В статье рассмотрено понятие «самообразование» в контексте его применения в процессе формирования информационно-технологической компетентности (ИТ-компетентности) будущих врачей и провизоров во время обучения дисциплинам естественнонаучной подготовки (ДЕП). Определены структурные компоненты самообразовательной деятельности будущих специалистов в процессе формирования ИТ-компетентности во время обучения ДЕП, а именно мотивационный, ориентационный, организационный, процессуальный, когнитивный, ценностно-волевой, оценочный, рефлексивный уровни. Установлено, что будущие врачи и провизоры в процессе формирования ИТ-компетентности в пределах изучения ДЕП приобретают самообразовательные умения 4-х уровней. На основании проведенного анализа учебных планов сделан вывод, что значительная часть учебных часов при изучении ДЕП отводится на самостоятельную работу будущих специалистов. Установлено, что самостоятельной работе, направленной на формирование ИТ-компетентности во время обучения ДЕП будущих врачей и провизоров, характерны психологический, дидактический, социальный и воспитательный аспекты. Выяснено, что самостоятельную работу будущих специалистов при формирования их ИТ-компетентности во время изучения ДЕП можно рассматривать как одну из важнейших составных частей общей системы управления учебно- воспитательным процессом в медицинском или фармацевтическом ВУЗе. Сделан вывод, что готовность к самообразованию будущих врачей и провизоров в процессе формирования ИТ-компетентности при изучении ДЕП является адаптационным механизмом, который обеспечивает им подготовку для перехода к профессиональной деятельности, а также способствует их становлению в будущем как специалистов-профессионалов, которым характерна соответствующая образованность. Установлено, что на формирование готовности будущих специалистов к самообразованию в процессе приобретения ИТ-компетентности во время изучения ДЕП влияют психологический, психофизиологический и социальный факторы. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный, организационный, деятельностный, эмоционально-волевой, документально-сопроводительный, целеполагательный, рефлексивный и оценочный компоненты готовности будущих врачей и провизоров к самообразованию в процессе изучения ДЕП и формирования ИТ-компетентности. Сделан вывод, что критерии сформированности готовности будущих специалистов к самообразованию обуславливаются мотивационным, когнитивным, деятельностным, оценочным критериями содержания и организации их самообразовательной деятельности. Разработана модель формирования готовности будущих врачей и провизоров к самообразованию в процессе приобретения ИТ- компетентности во время обучения ДЕП. Определены низкий, удовлетворительный, средний и высокий уровни готовности будущих специалистов к самообразованию в пределах разработанной модели. Сделан вывод, что использование разработанной модели формирования готовности будущих врачей и провизоров к самообразованию и овладению технологиями, методами и формами ее реализации в процессе приобретения ИТ-компетентности при изучении ДЕП оптимизирует их самообразовательную деятельность и самообразование
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
аспекты, готовность к самообразованию, критерии, модель, уровни, самообразование, самостоятельная работа, структурные компоненты, факторы.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Boiko, K. Yu. (2013). Samoobrazovanie studentov kak faktor gotovnosti k organizatsii uchebnogo vremeni [Self-education of students as the factor of readiness to the organization of school time]. Obshchestvo i pravo – Society and law, 1 (43), 278-283. Retrieved from: http://cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovaniestudentov-kak-faktor-gotovnosti-k-organizatsiiuchebnogo-vremeni [in Russian].
2. Vakula, A. A. (2013). Model formirovaniya gotovnosi k samoobrazovaniyu kursantov v voennom vuze [The model of formation of readiness to selfeducation of cadets in military high school]. Fundamen- Педагогіка – Педагогика – Pedagogy "Наука і освіта", №10, 2016 148 talnye issledovaniya – Fundamental studies 10, 1329- 1335. Retrieved from http://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniyagotovnosti-k-samoobrazovaniyu-kursantov-v-voennomvuze [in Russian].
3. Vishnevskaya, G. V. Podgotovka studentovzaochnikov k samostoyatel'noi rabote pri izuchenii inostrannogo yazyka [Preparing part-time students for independent work when studying a foreign language]. Zaochnye elektronnye konferentsii – Online conferences. Retrieved from http://econf.rae.ru/article/7417 [in Russian].
4. Darii, E. A. (2013). Yuridicheskaya podgotovka budushchikh rabotnikov sotsial'noi sfery v pedagogicheskom protsesse vuza [Juridical training of future social field employees in the pedagogical process of high school]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, 2 (114), 2, 120-124. Retrieved from: http://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskayapodgotovkabuduschih-rabotnikov-sotsialnoy-sfery-vpedagogicheskom-protsesse-vuza [in Russian].
5. Efremkina, I. N. Metody razvitiya uchebnoprofessional'noi refleksi studentov kak komponent gotovnosti k samoobrazovaniyu [The methods of development of teaching and professional reflection of students as the component of readiness to self-education]. Nauchno-izdatel'skii tsentr “Sotsiosfera” – Scientific and pulishing centre “Sociosphere”. Retrieved from: http://sociosphera.com/publication/conference/2016/76/m etody_razvitiya_uchebnoprofessionalnoj_refleksii_studentov _kak_komponenta_gotovnosti_k_samoobrazovaniyu/ [in Russian].
6. Zharylgapova, D. M. (2016). Teoreticheskie osnovy samoobrazovaniya kak pedagogicheskaya problema [Theoretical foundations of self-education as a pedagogical problem]. 10th International Scientific and Practical Conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education», 2 (12), 208-2016. Boston. USA. INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW. Retrieved from: http://scientificconference.com/images/PDF/2016/12/Internationalscientific-review-2-12.pdf [in Russian].
7. Korvyakov, V. A. Samoobrazovatelnaya deyatelnost studentov kak pedagogicheskaya problema [The self-educational activity of students as a pedagogical problem]. Vestnik On-line Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta – Online bulletin of Orienburh state university. Retrieved from: http://vestnik.osu.ru/2003_7/11.pdf [in Russian].
8. Svetlova, V. A. (2013). Formirovanie gotovnosti lichnosti pedagoga k samoobrazovaniyu kak nauchnaya problema [The formation of readiness of a teacher to selfeducation as a scientific problem]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya – Modern issues of science and education, 4. Retrieved from: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=9929 [in Russian].
9. Sukhanov, P. V. (2012). K voprosu o samoobrazovatel'noi deyatel'nosti studentov v sisteme sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya [Revisiting the issue of self-educational activity of students in the system of modern higher professional education]. Teoriya i praktika obshchego razvitiya – Theory and practice of general development, 7, 88-93. Retrieved from: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-osamoobrazovatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-sistemesovremennogo-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya [in Russian].
10. Turgumbekova, B. N. (2016). Teoreticheskie osnovy problemy samoobrazovaniya studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [The theoretical basis of the issue of self-education of students within the limits of the competency-based approach]. Retrieved from: http://www.rusnauka.com/4_NIC_2016/Pedagogica/5_20 7356.doc.htm [in Russian].