// Наука і освіта. – 2019. – №4. – 15-22.
Раиса Мартынова,
доктор педагогических наук, профессор,
Государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»,
ул. Старопортофрансковская, 26, г. Одеcса, Украина
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
АНОТАЦІЯ:
В статье обосновывается возможность совершенствования результативности процесса обучению любой дисциплины путем его предварительного моделирования. Установлено, что любая дидактическая модель состоит из трех блоков: организационного, который представляет собой этапы обучения; содержательного, включающего звенья: цели обучения, элементы предмета обучения и компоненты содержания обучения; процессуального, включающего звенья: методы обучения, средства обучения, контроль результатов обучения. Такая модель обладает следующими свойствами системности: целостностью, иерархичностью, эмерджетностью, функциональностью, синергетичностью. Ее валидность определяется концептуально, то есть учетом: диалектических законов познания окружающей действительности; синергетических законов взаимодействия больших и малых величин, которые в педагогике представляют собой огромные массивы информации во многих областях знаний и способы ее компрессии для возможного по времени ее познания; психологических закономерностей усвоения запрограммированного материала и дидактических принципов организации процесса обучения. Ее валидность также определяется критериально – путем использования следующих критериев: сравнительно-целеполагающего, сравнительно-тематического, структурно-сравнительного, сравнительно-методического, сравнительно-технического, контрольного. Ее валидность обозначается количественным путем определения всего объема усвоенного материала, который должен составлять не менее 70%, в среднем, на одного обучаемого.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
моделирование, рецептивное усвоение, репродуктивное усвоение, продуктивное усвоение, творчески-рефлексивное усвоение; этапы обучения, цели обучения, методы обучения, средства обучения, компоненты содержания обучения, элементы предмета обучения, контроль результатов обучения.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психологопедагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
2. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник / С.У. Гончаренко. Київ : Либідь, 1997. 376 с.
3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность, 2003. № 4. С. 21–26.
4. Кушнір В. А. Теоретико-методологічні основи системного аналізу педагогічного процесу вищої школи: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04: «Теорія і Этапы обучения Цели обучения Элементы предмета обучения Компоненты содержания обучения Методы обучения Средства обучения Контроль результатов обучения методика професійної освіти». Ін-т педагогіки і психології професійної освіти АПН України. Київ, 2003. 482 с.
5. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва, 1976. 160 с.
6. Мартынова Р. Ю. Цели и содержание обучения иностранным языкам на современном этапе // Наук. вісн. ПДПУ ім. К. Д. Ушинського. Одеса, 1999. Вип. 3. С. 6-10.
7. Савченко О. Я. Дидактика початкової школи: підручник для студентів педагогічних факультетів. Київ : Генеза, 2002. 368 с.
8. Тарнопольський О. Б. Ділові проекти (Business Projects): підручник з ділової англійської мови для студентів вищих закладів освіти та факультетів економічного профілю. Книга для студента та робочий зошит / С.П. Кожушко. 2-ге вид. випр. та доп. Вінниця : Нова Книга, 2007. 328 с.
9. Штофф В. А. Моделирование и философия. Москва : Высшая школа, 1966. 301 с.