// Наука і освіта. – 2019. – №1. – 28-36.
Оксана Шмиглюк,
викладач кафедри психології розвитку та консультування,
Житомирський державний університет імені Івана Франка,
вул. Велика Бердичівська 40, м. Житомир, Україна .
РЕФЕРЕНТНА СОЦІАЛЬНА СИСТЕМА СУЧАСНОЇ ОСОБИСТОСТІ (КРОС-КУЛЬТУРНИЙ АСПЕКТ)
АНОТАЦІЯ:
Актуальность изучения проблемы развития эмоционально-волевого потенциала спортсменов, участвующих в международных соревнованиях обусловлено повышенными требованиями не только к физическим, но и к психологическим характеристикам спортсменов. Достижение высокого спортивного результата во многом зависит от мобилизации всех внутренних возможностей спортсмена в ответственной ситуации спортивного соревнования. Уровень эмоционально-волевого потенциала выступает как показатель для спортивного отбора и проведения психологической подготовки спортсменов. Цель исследования состоит в раскрытии природы, способов диагностики эмоционально-волевого потенциала спортсмена. Применялись теоретические методы исследования: анализ монографической литературы, систематизация научных источников, сравнение и обобщение данных, категоризация. Проведенное исследования показало, что эмоционально-волевой потенциал характеризуется явными и скрытыми мобилизационными резервами возможностей человека преодолевать возникающие препятствия на пути достижения цели в разных условиях спортивной деятельности. Внутренними условиями развития эмоционально-волевого потенциала спортсмена являются: психофизиологическая основа эмоционально-волевых качеств, уровень развития этих качеств, направленность спортсмена на совершенствование эмоционально-волевых качеств личности. В качестве внешних условий раскрытия спортсменом своего эмоционально-волевого потенциала выступают: включение в экстремальную деятельность; самовоспитание волевых качеств; влияние тренера, который создаёт условия для выявления спортсменом своих скрытых возможностей.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
потенциал, эмоциональный потенциал, волевой потенциал, эмоционально-волевой потенциал, личность спортсмена.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Вереніч Н. Особливості тривожності сучасних підлітків / Н. Вареніч // Психолог. – 2004. – №23-24. – С. 41-42.
2. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. – Москва: Можайск-Терра, 2000. – С. 64–95.
3. Крат Д. А. Вплив засобів масової інформації на розвиток особистості у підлітковому віці / Д. А. Крат. // Науковий часопис національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 12: Психологічні науки. – 2016. – №4. – С. 241–247.
4. Москаленко В. В. Соціалізація особистості: монографія / В. В. Москаленко. – Київ: Фенікс, 2013. – 540 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Мудрик. – Москва: Московского психолого-социального института, 2011. – 736 с.
6. Huguley J. P., Wang M.-T., Vasquez A. C., Guo J. Parental ethnic-racial socialization practices and the construction of children of color᾽s ethnic-racial identity: a research synthesis and meta-analysis // Psyhological Bulletin. – 2019. – Volume: 145, Issue: 5. – Pages: 437-458.
7. Zhuravleva L. The family as a factor of the ethnic selfconsciousness formation of the personality (cross-cultural study) / L. Zhuravleva, T. Kolomiiets, O. Shmygliuk. // Web of Scholar. – 2018. – №8. – С. 16–23.
8. Leszcz J., Magierek K., Pietrulewicz B., Tivendell J. ME-YOU, WE-THEY – a couple of words about national stereotypes on the example of Polish and Canadian respondents // Journal: Polish Journal of Social Science. – 2014. – Volume: IX, Issue: 1. – Pages: 105-136.