Николай Мога. Спастика мышц и её взаимовлияние на миофасциальную систему у детей с центральными парезами.

// Наука і освіта.  2018.  №11-12. 44-49.


DOI:

Николай Мога,
кандидат педагогических наук,
докторант кафедры ортопедагогики, реабилитологии и ортопсихологии,
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова,
ул. Тургеневская 8, г. Киев, Украина


СПАСТИКА МЫШЦ И ЕЁ ВЗАИМОВЛИЯНИЕ НА МИОФАСЦИАЛЬНУЮ
СИСТЕМУ У ДЕТЕЙ С ЦЕНТРАЛЬНЫМИ ПАРЕЗАМИ


АНОТАЦІЯ:

Традиционно проблема спастичности мышц рассматривалась специалистами как некая локальная проблема, связанная с угнетением или травматизацией центрального мотонейрона на определённом участке его пути. В таком подходе отражался лишь первый этап причинно-следственных отношений двух систем: нервной и мышечной. Далее же возникают внутрисистемные отношения мышцы и всего мышечного комплекса по типу гармонизации или деструктивизации деятельности этой системы. Для разрешения этой проблемной ситуации в статье рассматривается оригинальная теория Томаса В. Майерса об «анатомических поездах» или «миофасциальных меридианах» как целостной скелетно-мышечной системе тела человека, составляющей основу его анатомии и моторной деятельности. Обозначены ключевые идеи тансегрити как структуры сбалансированного сжатия-натяжения скелетно-мышечной системы, к чему и необходимо устремляться в целевых ориентирах, проводя коррекцию моторных нарушений у детей раннего возраста с центральным типом парезов средствами физического воспитания. Для более глубокого понимания деятельности этих механизмов гармонизации миофасциального статуса детей были кратко охарактеризованы основные миофасциальные линии: поверхностная задняя линия, поверхностная фронтальная линия, латеральная линия, спиральная линия, линии руки. На этой основе была сформулирована рабочая гипотеза использования возможностей целостной миофасциальной системы организма ребёнка для коррекции как тонического состояния отдельных спастических мышц, так и улучшения общего моторного статуса подопечных. Для проверки сформулированной гипотезы были обозначены направления реализации коррекционно направленного физического воспитания детей раннего возраста с центральными парезами различного уровня локализации. Сделана попытка использовать знание основ особенностей функционирования миофасциальных меридианов для повышения эффективности диагностики состояния скелетно-мышечных образований у детей со спастическими формами парезов, разработки стратегии и тактики коррекции их тонического состояния, методов и методических приёмов регулировки баланса сжатия и натяжения данных структур с целью улучшения двигательной активности детей и повышения эффективности освоения ими основных двигательных режимов. Сделан основополагающий вывод о том, что коррекционную работу средствами физического воспитания должна предварять подготовительная работа, направленная на нормализацию целостной миофасциальной системы ребёнка со спастическим типом двигательных нарушений, которая может осуществляться как с помощью сугубо медицинских техник, так и на основе средств физического воспитания детей. Отдельно обозначены перспективы научно-практической разработки обозначенной в данной статье проблемы.


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

 мышцы, фасции, миофасциальные меридианы, спастика, дети раннего возраста, спастические парезы.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Броновицкая Г. М. Учение о мышцах (миология) : учеб. нагляд. пособие / Г. М. Броновицкая, Л. А. Лойко; Белорус. гос. ун-т физ. Культуры. – Минск : БГУФК, 2014. – 142 с. : ил.
2. Бюске Л. Мышечные цепи. Том 1. Корпус, шейный отдел позвоночника и верхние конечности / Л. Бюске. – М. : Иваново – 2011. – 160 с.
3. Кожевникова В. Т. Современные технологии физической реабилитации больных с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом / В. Т. Кожевникова. – М. : Маджента, 2013. – 568 с.
4. Майерс Т. В. Анатомические поезда / Томас В. Майерс : [перевод с английского Ю.С. Воробьёвой]. – СПб. : МЕРИДИАН ‒ 2012. – 320 с.: ил.
5. Євтушенко О. С. Сучасні методи лікування м’язової спастичності у дітей з органічними захворюваннями нервової системи: методичні рекомендації / О. С. Євтушенко, С. К. Євтушенко, Є. В. Лісовський. – Донецьк, 2006. – 25 с.

         

       
   
   
         

 

©2024 Університет Ушинського. Всі права захищені, мабуть.