Бикова О. В. Розвиток музично-ритмічних здібностей як складової індивідуальних творчих здібностей майбутніх педагогів-хореографів.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –40.

Ольга Викторовна Быкова,

аспирант кафедры хореографии и художественной культуры,
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины,
ул. Садова, 28, г. Умань, Украина 


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ


АНОТАЦІЯ:

 С точки зрения многих ученых, музыкально-ритмические способности – это индивидуальная психологическая особенность индивида, отвечающая за успешное выполнение им музыкальной деятельности. Качества, которые формируются под влиянием развития указанных способностей, носят универсально-личностный характер, способ- ный сказаться в любом виде в дальнейшей профессиональной деятельности. Мы считаем, что музыкально- ритмические способности будущих учителей хореографии раскрываются и формируются только в активной творче- ской деятельности, при наличии исследовательского стиля мышления и при лишении подражания и шаблона в дей- ствиях. Анализируя научные труды известных психологов и педагогов, мы дали свое определение музыкально- ритмическим способностям будущих педагогов-хореографов: индивидуально-психологические особенности лично- сти, обусловливающие успешное функционирование музыкально-ритмической деятельности, которая выражается в умении выражать с помощью движений эмоциональную образность музыки. Дальнейшее изучение и синтез научной литературы позволил выделить в структуре анализируемой проблемы три основных компонента, которые образуют ядро музыкально-ритмических способностей будущих учителей хореографии: музыкально-ритмическая память, чувство ритма, музыкальное ощущение и восприятие. В ходе практического исследования нами всесторонне изуча- лась система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза как универсальная система в сфере общего воспитания гармонично развитой личности. В рамках дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» анализиро- валось значение курса в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений. Было выяснено, что в основе дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения. Ритмика – это начало, база, толчок для физической формы студентов, для будущего стиля и ритма их жизни. Ритмика способствует гармоничному развитию личности, достижению духовного и физического совершенства. Также была определена главная цель изучаемого предмета, которая заключается в формировании творческого, профессионально грамотного специалиста в области хореогра- фического и музыкально-ритмического воспитания. В ходе учебного процесса было выявлено комплексное воздей- ствие на студентов, а именно: повышение общей и специальной хореографической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками, воспитание личности учителя. В статье также анализируются индивидуальные творческие способности студентов, которые проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области. Во время развития индивидуальных творческих способностей будущих педагогов-хореографов в про- цессе профессиональной подготовки происходит актуализация указанных способностей, формирование творческого мышления, что и определяет возможность творческой самореализации и саморазвития. В процессе развития творче- ских способностей самореализуется личность, что является важным в становлении личности профессионала


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

музыкально-ритмические способности, ритмика, музыкальное искусство, танец, индиви- дуальные творческие способности, хореография, ритмика и музыкальное движение.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Ніколаї Г. Ю. Ритміка: Навч. посібник / Г. Ю. Ніколаї, В. В. Ключко. – С.: Вид-во СумДПУ імені А. С. Макаренка, 2013. – 136 с.

2. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педа- гогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное сло- во, 2001. – 927 с

3. Теплов, Б. М. Избранные труды / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных спо- собностей / Б. М. Теплов. – М.,1947. – 334 с.

5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

 

  fnsnf visegrad fund da                                                                 eua konfucius   
Яндекс.Метрика
 
  tempus pedpresa mon.gov observatory