// Наука і освіта. – 2016. – №6. –34.
Наталья Михайловна Толстова,
преподаватель кафедры теории музыки и вокала,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,
ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ
АНОТАЦІЯ:
В статье рассмотрена сущность готовности будущих учителей музыки к профессиональному самосовер- шенствованию; обоснованы педагогические условия, способствующие ее успешному формированию; охаракте- ризованы результаты педагогического эксперимента по их внедрению в учебный процесс на занятиях по поста- новке голоса со студентами факультета музыкального и хореографического образования ПНПУ имени К. Д. Ушинского. Цель статьи – обосновать педагогические условия формирования у студентов готовности к профес- сиональному самосовершенствованию в процессе занятий в классе по постановке голоса и проанализировать полученные результаты. Охарактеризованы компоненты профессиональной компетентности, в которых вокаль- ная подготовка играет важную роль: просветительско-педагогический, обеспечивающий воспитание музыкаль- ного восприятия школьников; методико-формирующий, направленный на развитие музыкальных способностей школьников, их обучение пению и другим формам коллективного и творческого исполнительства; образова- тельно-педагогический, отражающий способность учителя обогащать музыкальное сознание школьников и повышать уровень их музыкальной грамотности. Обоснованы педагогические условия формирования готовно- сти студентов к профессиональному самосовершенствованию в классе по постановке голоса, а именно: форми- рование ценностно-мотивационной сферы будущего специалиста; совершенствование его субъектно- личностных качеств, важных для профессиональной деятельности, самостоятельного совершенствования и обогащения своих знаний, умений и навыков на протяжении всего трудового пути; создание комфортного пси- хологического климата на вокальных занятиях; совершенствование организационно-методического и ресурсно- го обеспечения, необходимого для формирования у студентов способности к самовоспитанию, самообразова- нию и саморазвитию в процессе вокально-учебной деятельности. Эффективность рассмотренных педагогиче- ских условий подтверждена данными диагностики и результатами их обработки методами математической статистики. Дальнейшего изучения требуют вопросы формирования рефлексивно-оценочного компонента са- мостоятельной вокально-учебной деятельности, совершенствование методики внедрения межпредметных свя- зей в учебный процесс, направленных на формирование обобщенных способов самостоятельной деятельности будущих учителей музыки в области самообразования, саморазвития и самовоспитания.
КЛЮЧОВІ СЛОВА:
учитель музыки, постановка голоса, готовность к профессиональному самосовершенст- вованию, педагогические условия.
ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:
ЛІТЕРАТУРА:
1. Вайніленко Т. В. Самовдосконалення особис- тості як наукова проблема // Вісник : збірник наукових статей НПУ імені М.П.Драгоманова / укл. П. В. Дмитренко, О. Л. Макаренко, О. П. Симоненко. – К. : НПУ, 2004. – Вип.5. – С.50-52.
2. Желейко І. Ю. Самовдосконалення як провід- на умова професійного росту вчителів музики / І. Ю. Желейко // Науковий вісник Ізмаїльського дер- жавного гуманітарного університету: Педагогічні науки: Збірник наукових праць. – Ізмаїл, 2004. – Вип. 17. – С. 25-28.
3. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крилова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.
4. Шестакова Т. В. Педагогічні умови та органі- заційно-методична система формування готовності майбутніх педагогів до професійного самовдоскона- лення / Т. В. Шестакова // Сучасні інформаційні тех- нології та інноваційні методики в підготовці фахівців : методологія, теорія, досвід, проблеми. – Київ- Вінниця : ДОМ «Вінниця», 2006. – Випуск 12. – С. 444-453.