Лінь Хуацінь. Сутність і компонентна структура фортепіанно-виконавської культури майбутніх учителів музики.

// Наука і освіта.  2016.  №6. –45.

Линь Хуацинь,
аспирантка кафедры музыкального искусства и хореографии,
Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского,

ул. Фонтанская дорога, 4, г. Одесса, Украина


СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА

ФОРТЕПИАННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ


АНОТАЦІЯ:

В статье рассмотрена проблема формирования фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки. Осуществлен теоретический анализ научной литературы по данному вопросу. Обращено внимание на связь культуры с музыкально-инструментальной, в частности фортепианной, подготовкой студентов высших художественно-педагогических учебных заведений, а также на тот факт, что культура свойственна музыкально- педагогической деятельности и является характеристикой еѐ качества. Поэтому понимание музыкальной культу- ры как особого способа организации специального обучения будущих учителей музыки является определяющим методологическим средством и основой изучения их фортепианно-исполнительской культуры. Обобщение педа- гогических исследований украинских и зарубежных учѐных, в которых рассматривается проблема формирования исполнительской культуры будущих специалистов в области художественного образования, позволило выяснить, что данный феномен является одним из показателей качества их исполнительской подготовки, а также он связан с совершенствованием и достижением высокого уровня техники исполнения, музыкально-эстетическим, профес- сионально-творческим, специальным и духовным развитием личности. Определена сущность понятия «фортепи- анно-исполнительская культура будущих учителей музыки». В частности, под данным феноменом понимается интегрированное личностное свойство студентов, характеризующееся сформированностью общекультурных и специальных знаний в области фортепианного исполнительства, а также фортепианно-исполнительских умений успешной реализации художественно-педагогической деятельности. В статье сделан вывод о том, что компонен- тами структуры фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки являются: ценностный, ког- нитивно-языковой, художественно-ментальный и деятельностно-практический. Ценностный компонент определя- ет смысловую сущность фортепианно-исполнительской деятельности будущего специалиста и характеризуется еѐ согласованностью с системой специальных и личностных ценностей. Когнитивно-языковой компонент характери- зуется сформированностью комплекса профессиональных, специальных музыкальных и интерпретационных зна- ний, приобретенных в процессе изучения, усвоения и понимания смысло-языковой структуры фортепианных произведений. Художественно-ментальный компонент исследуемого феномена характеризует индивидуально- мировоззренческий потенциал личности студента-исполнителя, проявляется в профессионально-личностной на- правленности, создании и осмыслении перспектив формирования фортепианно-исполнительской культуры. Дея- тельностно-практический компонент фортепианно-исполнительской культуры будущих учителей музыки отража- ет механизмы овладения данной культурой. 


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

музыкальная культура, исполнительская культура, фортепианно-исполнительская куль- тура, будущий учитель музыки, ценностный компонент, когнитивно-языковой компонент, художественно- ментальный компонент, деятельностно-практический компонент.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образо- вания / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 327с.

2. Андрейко О. І. Теорія та методика формуван- ня виконавської культури скрипаля у вищих мистець- ких навчальних закладах : автореферат дис. … док. пед. наук : спец. 13.00.02 / О. І. Андрейко. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – 46 с.
3. Гусейнова Л. В. Формування готовності май- бутніх учителів музики до інструментально- виконавської діяльності : автореферат дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / Л. В. Гусейнова. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2005. – 20 с.

4. Згурська Н. М. Формування музично- виконавської культури майбутнього вчите- ля : автореферат дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / Н. М. Згурська. – К. : Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. – К., 2001. – 16 с.

5. Михалюк А. М. Формування виконавської культури майбутніх учителів музики засобами україн- ського фортепіанного мистецтва : автореферат дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.02 / А. М. Михалюк. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – 20 с.
6. Рахимбаева И. Э. Профессиональная педаго- гическая культура учителя музыки : проблемы и пер- спективы / И. Э. Рахимбаева // Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. – Вып. 2. – Саранск, 2003. – С.84-88.
7. Реброва О. Є. Дослідження прояву художньо- ментального досвіду майбутніх учителів мистецьких дисциплін в умовах музично-виконавської підготовки / О. Є. Реброва // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 14 : Теорія і методика мистецької освіти. – Вип. 7 (12). – К. : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2009. – С. 62-68.

8. Рудницкая О. Психолого-педагогічні пробле- ми загальної та мистецької освіти / О. Рудницька // Мистецтво у розвитку особистості : [монографія]. – Чернівці : Зелена Буковина, 2006. – С. 36-55.
9. Тельчарова Р. А. Музыкальная культура лич- ности как предмет философского анали- за : автореферат дис. ... д-ра филос. наук : спец. 09.00.11 / Р. А. Тельчарова. – М., 1992. – 38с.
10. Файзрахманова Л. М. Формирование испол- нительской культуры школьного учителя музыки в курсе «Вопросы истории фортепианного искусства и исполнительства» / Л. М. Файзрахманова // Музы- кальное образование : проблемы методологии, нацио- нально-региональный подход, педагогические техно- логии. – Вып. 2. – Саранск, 1998. – С.100-103

 

  fnsnf visegrad fund da                                                                 eua konfucius   
Яндекс.Метрика
 
  tempus pedpresa mon.gov observatory