Olha Hulai. Professional Training in Terms of Continuous Education: Methodological Approaches.

// Наука і освіта.  2016.  №10. – 125-130.

Ольга Ивановна Гулай,
доктор педагогических наук, доцент кафедры материаловедения и пластического формирования конструкций машиностроения,
Луцкий национальный технический университет,
ул. Львовская, 75, г. Луцк, Украина


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ


АНОТАЦІЯ:

В статье отражены основные методологические подходы к профессиональной подготовке будущих инженеров (в частности, строительного профиля) в технических университетах. Обозначенная проблема касается не только педагогических, но и технических университетов, где традиционно больше внимания уделяется научно-техническому содержанию дисциплин, а не методике или, тем более, методологии преподавания. Перед современными ВУЗами стоит задача научить человека самостоятельно овладевать новыми знаниями и информацией, научить учиться, выработать потребность в обучении на протяжении жизни. Применены теоретические методы исследования: анализ научной и методической литературы, учебно-нормативной и правовой документации; метод структурно- системного анализа; обобщение, прогнозирование, проектирование для обоснования выводов. Общей стратегией познания особенностей профессионального образования будущих инженеров-строителей в условиях непрерывного образования избрано философскую методологию. Системный подход применен с целью анализа профессиональной подготовки будущих строителей в контексте взаимосвязи всех ее элементов. Деятельностный подход обусловил комплексное использование инновационных технологий обучения, перенос акцентов на интенсивные, интерактив- ные формы и методы обучения. С позиций акмеологии будущие специалисты строительных специальностей рассматриваются как субъекты, способные к саморазвитию, творчеству, креативному мышлению, самоорганизации своей жизни и высокопроизводительной профессиональной деятельности. Особый акцент сделан на целеполагание, выбор средств решения задач, прогнозирование результатов деятельности, оформление и презентацию результатов инженерного решения. Синергетика детерминирует идею открытости, нелинейности педагогических систем, их саморазвития и самореализации. Внедрение синергетических принципов в учебный процесс способствует формиро- ванию нелинейного, системно-креативного мышления, выявлению скрытого потенциала и перспективных тенденций собственного развития. Личностно-ориентированный подход реализован для организации учебного процесса, направленного на формирование личности будущего специалиста, его творческих способностей, общей и профессиональной культуры, рассматривая их как условие качественного образования и успешной профессиональной деятельности будущих строителей. Указанные методологические подходы будут способствовать достижению главной задачи высшего образования – формирования профессиональной компетентности выпускника. Практическая реализация рассмотренных подходов по подготовке специалистов строительного профиля в целом приводит к повышению эффективности непрерывного профессионального образования


КЛЮЧОВІ СЛОВА:

непрерывное образование, профессиональная компетентность строителя, системный, деятельностный, личностно ориентированный, акмеологический, синергетический подходы.


ПОВНИЙ ТЕКСТ СТАТТІ:

 


ЛІТЕРАТУРА:

1. Derkach, A. A. (2006). Akmeologiya [Acmeology]. Moscow: RAGS [in Russian]. 
2. Andrushchenko, V. (2006). Filosofiia osvity XXI stolittia: u poshukakh perspektyvy [Philosophy of Education of the 21st century: in search for the future]. Filosofiia osvity – Philosophy of Education, 1(3), 6-12 [in Ukrainian]. 
3. Atanov, G. A. & Pustynnikova, I. N. (2002). Obuchenie i iskusstvennyy intellekt, ili Osnovy sovremennoy didaktiki vysshey shkoly [Education and artificial intelligence, or the foundations of the modern didactics of the higher education]. Donetsk: DOU [in Russian]. 
4. Vakulenko, V. (2010). Zahalna kharakterystyka akmeolohii yak nauky y sfery praktychnoi diialnosti [General characteristics of acmeology as science and the sphere of practice]. Visnyk Instytutu rozvytku dytyny – Journal of the Institute of Child Development, 10, 43-49 [in Ukrainian]. 
5. Dutka, H. Ya. (2009). Kompleksnyi pidkhid do modeliuvannia zmistu fundamentalnoi matematychnoi osvity u profesiinii pidhotovtsi ekonomistiv [An integrated approach to the designing of the content of fundamental mathematical education in the training of economists]. Pedahohichnyi dyskus – Teaching discourse. Retrieved from: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc.- gum/peddusk/2009-5/dutka.pdf. [in Ukrainian]. 
6. Yevtukh, M. B.& Voloshchuk, I. S. (2008). Zabezpechennia yakosti vyshchoi osvity – vazhlyva umova innovatsiinoho rozvytku derzhavy i suspilstva [Ensuring the quality of higher education - an important condition innovatsiynoho of state and society]. Pedahohika i psykholohiia – Pedagogy and Psychology, 1 (58), 70-74. [in Ukrainian]. 
7. Kremen, V. (2007). Novi vymohy do osvity ta ii zmistu [New requirements to education and its content]. Vyklyk dlia Ukrainy: rozrobka ramkovykh osnov zmistu (natsionalnoho kurykulumu) zahalnoi serednoi osvity dlia 21 stolittia – The challenge for Ukraine: Elaboration of Content Framework (National Curriculum) of secondary education for the 21st century: Proceedings of the Ukrainian Scientific and Practical Conference (pp. 3-10). Kyiv: TOV UVPK «Eksob» [in Ukrainian]. 8. Lutai, B. C. (1996). Filosofiia suchasnoi osvity [The philosophy of modern education]. Kyiv: Mahistr-S [in Ukrainian]. 
9. Natsionalna stratehiia rozvytku osvity v Ukraini na period do 2021 roku [National Strategy for Development of Education in Ukraine until 2021] (n.d.). Retrieved from: http:// www.zakon.rada.gov.ua/ go/344/2013 [in Ukrainian]. 
10. Nesterenko, H. (2004). Mozhlyvosti osobystosti v konteksti synerhetychnoi modeli vyshchoi osvity [Features of an individual in the context of synergetic model of higher education]. Vyshcha osvita Ukrainy – Higher education of Ukraine, 1, 25-34 [in Ukrainian]. 
11. Sysoieva, S. O. (2001). Pedahohichni tekhnolohii u neperervnii profesiinii osviti [Teaching technologies in continuous professional education]. Kyiv: VIPOL [in Ukrainian]. 
12. Pidlasyy, I. P. (1996). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prosveshchenie, VLADOS [in Russian]. 
13. Ponomarov, O. S. (2008). Filosofiia osvity, synerhetyka i nova osvitnia paradyhma [Philosophy of education, synergetics and new educational paradigm]. Pedahohika, psykholohiia ta medyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovannia i sportu – Pedagogy, psychology and medico-biological problems of Physical training and sports, 9, 102-106 [in Ukrainian].

         

       
   
   
         

 

©2024 Університет Ушинського. Всі права захищені, мабуть.