УДК: 159.23

О. М. Чебан (Украина, г. Одесса)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ СОЗДАНИИ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА

 

В статье раскрываются особенности влияния индивидуально-психологических свойств на проявления творческих способностей при решении визуально-мыслительных задач. Эмпирическим путем выявлено, что данные свойства влияют на способы создания и содержательные характеристики визуального образа.

Ключевые слова: индивидуально-психологические свойства, творческие способности, визуальный образ, вербальная креативность, визуальная креативность.

 


В современной психологии проблема изучения креативной личности принадлежит к одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом аспектах. Личность рассматривается как сложное многомерное образование, сформировавшееся в результате усвоения человеком социально-исторического опыта, учитываются при этом и биологические факторы ее развития (Б.Г. Ананьев, В.В. Коссов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). В работах ряда исследователей подробно изложена роль индивидуальных свойств в формировании личности (Э. А. Голубева, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов и др.). Предметом исследования является также установление взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами, которые относятся к различным уровням организации личности: конституциональными свойствами и особенностями характера (Э. Кремер, У. Шелдон и др.), свойствами нервной системы и профессиональной деятельностью субъекта (Э.А. Голубев, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, Н.Р. Несмелова); свойствами темперамента и индивидуальным стилем саморегуляции (Е.М. Коноз, В.И. Моросанова, И.Н. Трофимова и др.).

Одним из перспективных направлений в этой области является изучение роли индивидуально-психологических свойств в формировании творческих способностей личности. Проведенный анализ литературы по данной проблематике свидетельствует о сложности и многоаспектности данной проблемы. Исследователями раскрыта связь межполушарной асимметрии с творческой деятельностью (П.М. Ершов, П.В. Симонов, В.С. Ротенберг). Рассматриваются особенности влияния сложного комплекса индивидуально-личностных свойств на творческую деятельность. Наиболее важными исследователи считают мотивационные факторы (Д.Б.Богоявленская, Е.И. Щебланова); выраженную мотивацию достижения (К.А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд); непризнание социальных ограничений и неконформность (Н.Ф. Вишнякова, В.С. Юркевич), единство чувств, интеллекта и воли (Р.Г. Эфендиева), готовность преодолевать препятствия и принимать разумный риск (Е. Григоренко, Р. Стенберг), особенности воображения и мышления (С.А. Изюмова, А.Б. Коваленко).

Среди многочисленных исследований творческой деятельности необходимо отметить работы, направленные на раскрытие фундаментальных закономерностей творчества (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров) и установление его взаимосвязей с мыслительной деятельностью (Н.Г. Алексеев, Э. Де Боно, А.В. Брушлинский, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров, Э.Г. Юдин и др.). Важными являются представления об этапности творческого процесса (А.Н. Лук, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, В.А. Роменец), соотношении сознательных и бессознательных компонентов (Я.А. Пономарев, Д.М. Ушаков, З. Фрейд, К.Г. Юнг, E. Kris A. Ehrenzweig, P. Langly, R. Johns). В качестве модели творческой деятельности рассматривается процесс решение задач, при изучении которого в современной психологии используется понятие творческие стратегии (В.А. Моляко), визуально-мыслительные стратегии (С.М. Симоненко).

В то же время менее разработанным является вопрос о влиянии индивидуально-психологических свойств на содержательные и процессуальные характеристики творческой деятельности. Проведенный анализ литературы по данной проблематике свидетельствует о неоднозначности полученных данных и разнообразии их интерпретации. Согласно Б.Г. Ананьеву [1] к проблеме индивидуальности следует подходить с точки зрения целого, необходимо представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта) [1; 327].

С учетом основных положений системного анализа В.М. Русалов [7] определяет индивидуальность как основную форму бытия человека в обществе, в рамках которой он живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Сведение человеческой индивидуальности только к факту неповторимости значительно обедняет ее научный анализ [7;9].

С.Л. Рубинштейн [5] развитие индивидуальности связывает с конкретным онтогенетическим развитием человека, которое совершается по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь. «По мере этого развития человек, овладевая в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем, изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам.… В силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных его черт уже с ранних сравнительно лет с такой отчетливостью выступает характерный для данного человека облик, который у цельных натур с ярко выраженной индивидуальностью сохраняется в наиболее общих своих чертах на протяжении всей сознательной жизни» [5;162].

Социальный способ существования человека и социальный характер его деятельности являются важными условиями становления личности. Однако, не менее важным факторам формирования ее качеств является биологическое развитие человека. «Единичный человек… как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» - писал Б.Г. Ананьев [1; 334].

Важным в этой связи представляется утверждение Л.Н. Собчик [8] о том, что формирование личности не является пассивным процессом интериоризации культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально-желательную модель поведения, лишенную индивидуальности [8;13]. Таким образом, при анализе человеческой индивидуальности как сложного многоструктурного образования необходимо учитывать два аспекта: социальный и биологический. Подчеркивая преимущественно социальное или биологическое происхождение индивидуально-психологических различий, В.М. Русалов [6] выделяет два основных уровня. К первому уровню индивидуально-психологических различий относятся, по мнению ученого, «содержательные» индивидуальные различия, которые касаются социально-обусловленных свойств личности (направленность, отношение, установки, желания, мотивы, интересы, а также знания, умения и навыки). Второй уровень представлен психодинамическими свойствами личности, которые обусловлены биологической организацией человека. Ученый полагает, что психодинамические свойства человека нельзя рассматривать как полностью изолированные от «содержательных» свойств. Динамические особенности психических процессов (их скорость, темп, длительность, интенсивность и т.д.) являются «психодинамическими» задатками, способствующими или ограничивающими развитие соответствующих содержательных характеристик личности [6; 20].

Целью экспериментальной части нашей работы было исследование индивидуально-психологических особенностей субъектов творческой деятельности.

В выборку исследования вошли подростки, которые занимаются в различных творческих кружках: литературных, художественных и музыкальных школах (100 человек) и представители различных творческих профессий (успешных в своей отрасли) в количестве 30 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Эта группа объединяет людей таких профессий: режиссеры, актеры, сценаристы, художники, хореографы, поэты.

Для реализации поставленных в диссертации цели и задач исследования были выбраны следующие методы:

   диагностика индивидуально-личностных свойств проводилась с помощью опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, индивидуально-типологического опросника (ИТО), 16-факторного опросника (Р. Кеттелл), интерперсональной диагностики Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик);

   для изучения творческих способностей применялись методика исследования визуального мышления, методика трансформации визуального образа (ТВО)(С.Н.Симоненко), метод пиктограммы, тест вербальной креативности.

В ходе исследования были проведены самонаблюдение, наблюдение и беседа, позволившие провести непосредственное и более точное изучение процесса решения творческих задач.

Для повышения эффективности подбора методов исследования нами учитывались, во-первых, их валидность; во-вторых, возможность оценивать уровень развития творческих способностей по качественным и количественным показателям, а также проводить исследование их содержательных и процессуальных характеристик.

Для обработки первичных результатов исследования были использованы методы математической статистики: нахождение среднеарифметического значения, построение таблиц сопряженности, вычисление процентных рангов и процентильных групп, корреляционный и факторный анализ.

Эксперимент состоял из нескольких этапов, каждый из которых имел свое задание. На первом этапе была проведена диагностика индивидуально-личностных свойств и творческих способностей.

Изучение психобиологических свойств показало, что наиболее выраженным среди учащихся является коммуникативный аспект темперамента, о чем свидетельствуют высокие значения показателей социальной эргичности и социального темпа. Результаты диагностики индивидуально-типологических свойств выявили противоположную тенденцию их распределения. С одной стороны, это свойства, характеризующие «сильный» тип личности: неконфомность, конфликтность и коммуникативность, с другой – «слабый» тип, который характеризуется зависимостью, конформностью и компромиссностью. Установлен также высокий уровень тревожности (+F).

Диагностика психобиологических свойств испытуемых творческих профессий показала, что они выражены в большей степени, нежели среди учащихся. Получены высокие значения социального темпа, социальной эргичности, пластичности, эргичности, социальной эмоциональности и темпа. Выявлена акцентуированность определенных психологических типов. Преобладают властный-лидирующий (I октант) и независимый-доминирующий (II октант) типы. Они свидетельствуют о выраженной независимости мнений, упорстве, стремлении к лидерству. В то же время высокие показатели сотрудничающего-конвенциального (VII октант) и ответственно-великодушного (VIII октант) типов позволяют говорить о противоположной тенденции: наличии соглашательских конформистских установок.

Изучение средних значений показателей 16-факторного опросника Р. Кеттелла показало, что наиболее высокими являются значения факторов, характеризующих коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия, а именно, экстраверсии (+F2), смелости (+H), экспрессивности (+F). Следует отметить также выраженные свойства социабельности (-Q2) и прямолинейности (-N). Что касается эмоционально-волевой сферы, то выявлены низкие значения фактора безответственности (-G).

Проведенное изучение первичных показателей творческих способностей в группе учащихся общеобразовательной школы показало, что наиболее выраженными является способность к выдвижению визуальных гипотез относительно неопределенной перцептивной формы, к ее сложным и разнообразным визуальным преобразованиям. Об этом свидетельствуют высокие значения продуктивности и конструктивной активности.

Преобладает также способность продуцировать не только адекватные, но и разнообразные идеи, умение увидеть новые признаки объекта, найти новое ему применение – беглость и гибкость.

В группе испытуемых творческих профессий более выраженной является способность к сложным преобразованиям исходного перцептивного стимула-формы за счет дополнения визуальными элементами, содержащимися в зрительной памяти. Преобладает также оригинальность вербально-семантического слоя. Об этом свидетельствуют более высокие значения конструктивной активности и вербальной оригинальности.

Проведенный анализ результатов диагностики художественно-творческих способностей (методика ТВО) выявил, что в данной выборке преобладают формографики, т.е. испытуемые для которых основным выразительным средством при решении творческих задач являются графические образы.

Выделение низкого, среднего и высокого уровня по всем показателям творческих способностей показывает, что доля испытуемых каждого из них существенно не отличается между собой.

На втором этапе был проведен корреляционный анализ всех диагностируемых показателей.

Изучение корреляционных зависимостей между показателями творческих способностей учащихся свидетельствует, что не все показатели связаны между собой. Установлено, что возрастание категориальной гибкости связано с увеличением показателей конструктивной активности. При этом установлена связь вышеназванных показателей с оригинальностью. Значимый уровень зависимости выявлен между беглостью и гибкостью. При этом и беглость, и гибкость связаны с оригинальностью и продуктивностью.

Изучение зависимостей между показателями вербальной креативности показывает, что образы с высоким уровнем законченности отличаются яркостью и необычностью. При этом с повышением яркости созданных образов происходит возрастание уровня их необычности. Анализ корреляционных зависимостей между показателями творческих способностей испытуемых творческих профессий свидетельствует о том, что с возрастанием уровня сложности трансформаций перцептивной формы происходит увеличение возможностей семантической интерпретации выполняемых визуальных преобразований. Это подтверждают корреляционные связи между конструктивной активностью и категориальной гибкостью. При этом оба эти показатели оказались тесно связаными с креативным потенциалом вербально-семантического слоя (вербальная оригинальность).

Анализ взаимосвязи между индивидуально-психологическими свойствами и показателями творческих способностей позволил установить ряд зависимостей.

Выявлено, что с увеличением показателей экстравертированности происходит возрастание способности к выдвижению не только целесообразных, но и разнообразных идей, продуцированию отдаленных ассоциаций и нестандартных решений. Об этом свидетельствует значимый уровень зависимости между экстраверсией и показателями творческих способностей: гибкостью, оригинальностью и продуктивностью. Оригинальность оказалась также тесно связанной с ригидностью и коммуникативностью.

Установлено, что фрустрированность (+Q4) и высокая тревожность (+F1) положительно связаны с продуктивностью – способностью выдвигать большое количество гипотез относительно неопределенных перцептивных стимулов. На наш взгляд, такая зависимость носит непостоянный ситуационный характер и в большей степени связана с условиями заданий методики.

Положительная связь установлена между независимостью (+F4) и показателями конструктивной активности и категориальной гибкости. В тоже время выявлена обратная зависимость между категориальной гибкостью и независимостью, то есть с уменьшением эмоциональной устойчивости наблюдается снижение уровня способности к семантической интерпретации выполняемых преобразований с перцептивной формой.

Установлено, что со снижением экспрессивности (-F) и появлением свойств сдержанности и рассудительности наблюдается возрастание креативного потенциала вербально-образной трансформации. Об этом свидетельствует отрицательная связь между экспрессивностью и оригинальностью.

Выявлен ряд зависимостей между психобиологическими свойствами и показателями вербальной креативности. Так, с возрастанием социальной эргичность - потребности в социальных контактах и социальной деятельности наблюдается снижение яркости, необычности созданных образов.

Рассмотрение зависимостей между индивидуально-психологическими свойствами испытуемых творческих профессий и показателями творческих способностей позволяет сделать ряд выводов.

Установлена зависимость между эргичностью и визуальной оригинальностью и высокими значениями категориальной гибкости, а также продуктивности.

Выявлено значимый уровень зависимости между смелостью (+H) и способностью испытуемых использовать выразительный потенциал цвета.

С целью сокращения множества числа переменных, а также их более глубокого изучения на третьем этапе был проведен факторный анализ показателей индивидуально-психологических свойств. Это позволило представить множество непосредственно измеряемых показателей в виде обобщенных факторов. Каждый из них образован комбинацией индивидуально-психологических свойств с различной степенью выраженности от минимальной до максимальной.

В результате проведения факторного анализа и подробного изучения выделенных совокупностей индивидуально-психологических свойств были выделены и описаны психологические типы, характерные для каждой из экспериментальных выборок. Для обозначения психологических типов использовались названия шкал, получивших по факторам наибольшие нагрузки.

Для учащихся общеобразовательной школы наиболее характерными оказались неконформный, сознательный, конформный, индивидуалистичный и эмоциональный психологические типы.

Неконформный психологический тип (НК) образован следующими свойствами: неконформность, конфликтность, лидерство, темп, агрессивность, ригидность, социальный темп, социальная эргичность, спонтанность, экстраверсия, социальная активность, коммуникативность, социальная пластичность и пластичность.

Сознательный тип (СТ): сознательность, смелость, отзывчивость, экстраверсия, склонность к опасениям, мягкость, гибкость и эмоциональная устойчивость.

Конформный тип (КТ): конформность, тревожность, компромиссность, мечтательность, сензитивность, эмоциональность.

Индивидуалистичный тип (ИТ): индивидуализм, интроверсия, зависимость.

Эмоциональный тип (ЭТ): социальная эмоциональность, эмоциональность, эмоциональная устойчивость.

В группе испытуемых творческих профессий были выделены следующие психологические типы: эмоционально-устойчивый, властно-лидирующий, экспрессивно-конвенциальный, великодушный и независимо-отчужденный.

Эмоционально-устойчивый тип (ЭУТ) образован такими свойствами: эмоциональная устойчивость, смелость, экстраверсия, контролируемость.

Властно-лидирующий тип (ВЛТ) – пластичность, социальный темп, доминантность, властно-лидирующий, реактивная уравновешенность, экстраверсия, отзывчивость, темп, социальная эргичность, пластичность.

Экспрессивно-конвенциональный тип (ЭКТ) – экспрессивность, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный, покорно-застенчивый.

Сознательно-великодушный тип (СВТ) – сознательность, ответственно-великодушный, темп, эргичность.

Независимо-отчужденный тип (НОТ) – доминирующий, независимость, мечтательность, прямолинейный, агрессивный, радикализм, властный, лидирующий.

Анализ степени выраженности психологических типов на каждом из уровней развития творческих способностей: высоком, среднем и низком - позволяет сделать ряд выводов.

Среди учащихся общеообразовательной школы наибольшее число взаимосвязей выявлено между процессуальными характеристиками творческих способностей и неконформным типом. В меньшей степени связанными с ними оказались сознательный и эмоциональный тип. Выявлена связь на среднем уровне между творческими способностями и конформным типом. Не выявлено взаимосвязей между ними и индивидуалистичным типом.

В тоже время установлена зависимость индивидуалистичного типа с показателями вербальной креативности: законченностью, яркостью, необычностью и неожиданностью. Определенная зависимость существует между неконформным типом и законченностью, а также необычностью созданных образов. Выявлена связь между конформным, эмоциональным типами и вербальной креативности, однако только на среднем уровне. Не выявлено зависимости между ней и сознательным типом.

В группе испытуемых творческих профессий наибольшее число взаимосвязей установлено между сознательно-великодушным и процессуальными характеристиками творческих способностей. Меньшее число связей выявлено с эмоционально-устойчивым и сознательно-великодушным психологическими типами.

Установлена связь между экпрессивно-конвенциальным типом и активностью вербально-семантического слоя – продуктивностью, с остальными показателями связь выявлена только на среднем уровне.

Не выявлено связи между властно-лидирующим типом и высоким уровнем творческих способностей, она существует только на среднем уровне между ним и продуктивностью, категориальной гибкостью, конструктивной активностью.

Выявлена зависимость между сознательно-великодушным типом и всеми показателями художественно-творческих способностей. В меньшей степени связанными с ними оказались эмоционально-устойчивый и независимо-отчужденный типы: связь установлена только между выразительностью формы и оригинальностью созданного образа. Из этого следует, что независимо-отчужденный тип в большей степени выражен у испытуемых, которые в ходе решения творческих задач в большей степени опираются на выразительный потенциал формы, то есть у формографиков.

Выявлена зависимость между властно-лидирующим типом и выразительностью цвета.

Не установлена связь художественно-творческих способностей с экспрессивно-конвенциальным типом.

Проведенное изучение эмпирического материала позволяет сделать вывод, что принадлежность испытуемых к интровертам или экстравертам определяет ряд особенностей решения творческих задач. Одно из различий имеет непосредственное отношение к цветовой цветов, в их работах преобладает холодная цветовая гамма, чаще встречаются серый, коричневый и черный цвета.

Определяя своеобразие внутрипсихической жизни, экставерсия-интроверсия проявляется также в отношении испытуемых к изображаемым понятиям. Высокий уровень интровертированности, уход в мир собственных переживаний и чувств либо же ориентация на внешний мир – экстраверсия находят свое отражение в содержании работ, определяя смысловую нагрузку созданных образов.

Перспективным направлением наших исследований является изучение влияния индивидуально-психологических особенностей на содержательные компоненты творческих способностей.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.     Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Ананьев Б.Г. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 39-41

2.     Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества / Богоявленская Д.Б. // Вопросы психологии. – 1999. - № 2. – С. 35-41.

3.     Голубева Э.А. Структура индивидуальности в аспекте единства природного и социального факторов / Голубева Э.А. // Природа психического: Тезисы докладов. Пермь, 1994. С. 66.

4.     Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / В.Д. Небылицын / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990. – 403 с.

5.     Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы и проблема личности / Рубинштейн С.Л. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 28-34.  

6.     Русалов В.М., Полтавцева Л.И. Темперамент как предпосылка творческих способностей / Русалов В.М., Полтавцева Л.И. // Журн. высш. нервн. деят. 1997. Т. 47. № 3. С. 451—459.

7.     Сафонцева С.В. Влияние экстраверсии – интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности / Сафонцева С.В., Воронин А.Н. // Психологический журнал. – 2000. – № 5. – Т. 21. – С. 56 – 65.

8.     Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2000. – 219 с.

9.     Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Теплов Б.М. // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гипенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изж-во Моск. Ун-та, 1982. – С. 33-39.

10. Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач» / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. – 1996. – № 6. – С. 19-29.

11. Симоненко С.М. Психосемантика кольору і стратегії творчості ПНЦ АПН України / Симоненко С.М., Вовнянко Т.А. – Одеса: Автограф, 2005. – 200 с.


 

Подано до редакції 05.10.12

_____________