УДК: 159.9

П. Н. Виноградов (Россия, г. Санкт-Петербург)

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ КАК ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ

 

В статье рассматривается визуальное мышление как творческий компонент личности и индикатор развития визуальной культуры учащихся, а также выявляется его роль в освоении школьником актуального жизненного пространства. Выявляются особенности мыслительных операций по поиску закономерностей в расположении геометрических фигур и графическому преобразованию различающихся по сложности стимульных фигур, использованию визуального мышления в понимании экспрессивного поведения человека, определяются пространственные предпочтения школьников. Приводятся результаты сравнительного исследования выраженности названных показателей визуального мышления на различных этапах онтогенеза учащихся

 


Предлагаемое эмпирическое исследование визуального мышления как творческого компонента личности строится на основе теоретико-методологических работ Р. Арнхейма (1), В.П. Зинченко (2), С.Н. Симоненко (3) и направлено на рассмотрение онтогенеза визуального мышления. Наше исследование характеризуется рядом особенностей. Выборка включает контингент учащихся различных возрастов, что позволяет дать возрастно-психологическую характеристику визуального мышления. В исследовании принимало участие 1050 школьников из 8 регионов Российской Федерации. Визуальное мышление рассматривается как индикатор развития визуальной культуры и творческого компонента личности учащихся, а также выявляется его роль в освоении школьником актуального жизненного пространства.

Для нас эмпирическими характеристиками визуального мышления выступили:

1. Показатели творческого отношения к преобразованию простых, объединенных в серии и одиночно расположенных сложных стимульных фигур (беглость, гибкость, разработанность, оригинальность, названия), особенности категоризации изображений;

2. Показатели, характеризующие такие особенности визуального мышления, как - использование его в понимании экспрессивного поведения человека, осознании процессов, происходящих во взаимодействии с окружающим социальным миром, анализ последовательности сменяющих друг друга событий и интегральный фактор познания поведения;

3. Показатели культурно-свободного интеллекта использование его в осуществлении классификации, поиске фигуры, отличной от остальных, обнаружение закономерности, согласно которым объединены фигуры в матрицах и проведение анализа топологии, предлагаемых фигур.

4. Показатели, характеризующие пространственные предпочтения школьников (плотность-разреженность, горизонталь-вертикаль, левое -право-, верх-низ, открытое - закрытое), как фактор развития визуального мышления;

5. Показатели самоактуализации личности, как фактора освоения визуального пространства и становления визуальной культуры школьника. Используемые методики: модифицированный и адаптированный тест дивергентного мышления Вильямса и "Круги" Вартега (направлены на диагностику способов разработки простых и сложных графических стимулов; тест пространственных символов Бека направлен на выявление пространственных характеристик среды; методика Гилфорда и Салливена направлена на диагностику социального интеллекта, так как стимульный материал, содержащийся в них, носит невербальный характер и представлен в виде наглядных образов; тест культурно-свободного интеллекта Кеттелла носит невербальный характер и состоит из четырех субтестов, представленных у поря д оченно. Это позволяет моделировать стройный ряд визуального восприятия; CAT.

Рассмотрим особенности проявлений визуального мышления у учащихся третьих классов (9-10 лет), шестых классов (12-13 лет) и десятых классов (15-16 лет).

Первый критерий визуального мышления "Особенности оперирования образами" характеризуется способностью человека манипулировать и оперировать образами. Данный критерий позволяет оценить возможность школьников видеть разрабатываемы фигуры в динамике и качественном изменении. Для описания этих способностей, в нашем эмпирическом материале есть показатели, связанные с диагностикой беглости, которая определяет число разработанных учеником фигур за заданный исследователем промежуток времени, а также гибкости, которая определяет число переходов от одной категории рисунков к другой (живое, видовое, предметное, механическое и символическое).

В данную таблицу включены показатели с уровнем различий р<0,05

Результаты исследования, представленные в таблице, позволяют охарактеризовать изменения по данному критерию в целом и составляющих его характеристик у младших школьников, подростков и юношей.

Беглость при разработке любого типа фигур в возрастной группе младших школьников является чрезвычайно важной и значимой характеристикой. При работе с одиночно представленными фигурами, третьеклассники успевают обработать за отведенное время практически все изображения, общее число которых 12, Но при этом разнообразие образных категорий выше среднего ("Гибкость": М=7,7, а=2,1). Третьеклассники используют такие категории рисунков, как предметное ("Стол") и живое ("Лицо").


Таблица 1

Сравнительная характеристика развития визуального мышления по критерию

"Особенности оперирования образами

 

Показатели

3 кл. N=331 чел.

6 кл. N=404 чел.

10 кл. N=310 чел.

М

а

М

А

М

а

Беглость по Вартегу

9,2

2,1

12,3

3,7

15,4

5,4

Гибкость по Вартегу

5,0

2,3

6,8

2,8

8,7

3,5

Беглость по Вильямсу

11,4

1,6

11,7

1,3

11,5

1,3

Гибкость по Вильямсу

7,7

2,1

8,0

1,6

7,9

2,0

 


Беглость при разработке серийно организованных фигур проявляется в том, что учащийся стремится обрабатывать большое количество материала (М=9,2, сг=2,1), но делает это неэффективно, что позволяет говорить о произошедшей перцептивной фиксации фигуры, притом, что логические операции визуального мышления осуществляются еще не достаточно полно.

А числовые значения показателя "Гибкость" (М=5,0, сг=2,3) свидетельствуют о том, что третьеклассники, в среднем, осуществляют 5 переходов от одних видов рисунков к другим при разработке кругов, как базовых фигур. При обработке одиночных фигур большинство шестиклассников успевают включить в разработку 11 рисунков (числовые значения показателя "Беглость", составляют М=11,7, ст=1,3) – это говорит о том, что продуктивность, как подростков, так и младших школьников при освоении таких фигур практически не различается, то есть за заданный промежуток времени (25 минут) обрабатывается одинаковое количество изображений.

Необходимо отметить тот факт, что по показателю "Гибкость" и шестиклассники, и третьеклассники при разработке одиночных фигур показывают сходные результаты (числовые значения показателя составляют в 6 классе: М=8,0, а=1,6). Однако, категориальный состав рисунков у шестиклассников гораздо.

Шестиклассники при разработке серийно организованных фигур демонстрируют результаты, характеризующиеся числовым значением показателя "Беглость": М=12,3, ст=3,7, то есть примерно половина предъявляемых кругов (из общего количества – 25). Можно говорить о том, что подростки более успешны в разработке серийно представленных однотипных фигур, по сравнению с младшими школьниками, что может объясняться их перцептивными особенностями, проявляющимися в возможности обособлять в сознании одну фигуру из целой серии стимулов и концентрировать на ней внимание. Они опосредованы опытом предыдущего восприятия и более высоким уровнем скорости и обработки визуального материала. Числовые значения показателя "Гибкость" (М=6,8, а=2,8) позволяют сделать вывод, что в разработанных шестиклассниками стимульных фигурах присутствует большее количество категорий изображений.

При разработке одиночных фигур значимых различий в числовых значениях показателей "Беглости" и "Гибкости" с младшими по возрасту учащимися не обнаружено, однако создаваемые старшеклассниками образы отличаются более сложной организацией, отмечается использование большего количества деталей.

Десятиклассники включают в поле своей изобразительной деятельности большее количество фигур, по сравнению с шестиклассниками, о чем свидетельствуют числовые значения показателя "Беглость" (М=15,4, а=5,4). Это говорит о большей продуктивности юношей, что опосредовано их опытом взаимодействия с серийно организованными визуальными стимулами. То есть десятиклассники обрабатывают визуальную информацию с большей скоростью, имеют возможность более четко дифференцировать каждую из разрабатываемых в рисунке фигур и лучше ориентироваться в упорядоченной совокупности однотипных изображений.

Старшеклассники в большей степени, по сравнению с подростками, чередуют изображения, которые относятся к различным типам (числовые значения показателя "Гибкость" составляют М=8,7, а=3,5), при этом они чаще используют символические рисунки. Это предполагает наличие широкого категориального спектра изображений продуцируемых в сознании старших школьников.


Таблица 2

Сравнительная характеристика развития визуального мышления по критерию "Новизна"

Показатели

3 кл. N=331 чел.

6 кл. N=404 чел.

10 кл. N=310 чел.

М

с

М

а

М

а

Оригинальность (Вартег)

21,3

6,2

28,0

9,3

34,1

12,3

Разработанность (Вартег)

5,1

8,7

3,2

11,6

3,7

Оригинальность по Вильямсу

24,5

6,1

24,6

5,5

25,6

5,6

Разработанность по Вильямсу

8,1

4,0

3,7

10,3

5,2

 

В данную таблицу включены показатели с уровнем различий р<0,05

 


Не менее важным критерием развития визуального мышления является новизна создаваемых творческих продуктов. Это связано с рассмотрением таких характеристик, как показатель "Оригинальность", который оценивает степень использования внутреннего и внешнего пространства стимульной фигуры, дополняемой школьниками в процессе рисования и "Разработанность", характеризующий асимметрию выполненного учащимися изображения. Числовые значения этих показателей представлены в таблице 2. Результаты исследования, представленные в таблице 2, позволяют охарактеризовать изменения по критерию "Новизна" в целом и составляющих его характеристик у младших школьников, подростков и юношей.

При обработке одиночных фигур младшие школьники предпочитают занимать внутреннее пространство рисунка, о чем свидетельствуют числовые значения показателя "Оригинальность" (М=24,5, а=6,1). Однако, числовые значения показателя "Разработанность" (М=8,6, а=4,0), позволяют говорить о том, что только в некоторых рисунках они ориентируются на добавление деталей, делающих рисунок асимметричным. Как показывает анализ данных учащихся третьего класса, числовые значения показателя "Оригинальность" при разработке серийно организованных фигур составляют М=21,3, <з=6,2. Это говорит о том, что третьеклассники не выходят в процессе работы за рамки внутреннего пространства круга, наиболее типичными изображениями здесь являются: лицо человека, колобок. Числовые значения показателя "Разработанность" составляют (М=8,1, а=5,1), свидетельствуют о том, то есть младшие школьники, в основном, симметрично разрабатывают внешнее пространство фигуры.

Охарактеризуем способность подростков вносить новизну в разработку стимульных фигур. Числовые значения показателя "Оригинальность" (Вильяме) составляют М=24,6, а=1,6, что значимо не отличается от данных 3 класса. Это свидетельствует о схожести результатов полученных шестиклассниками и третьеклассниками при пространственной разработке контура изображения одиночно расположенной фигуры учениками данных возрастных групп. При этом, среднее значение показателя "Разработанность" составляет 8,7, а=3,2. Это может говорить о том, что подростки несколько чаще (при р<0,05) вносят в рисунки асимметричные детали, чем младшие школьники.

Учащиеся 6 класса при разработке серийно организованных фигур в большей мере, чем третьеклассники используют как внутреннее, так и внешнее пространство стимульного изображения для творческой деятельности, о чем свидетельствуют числовые значения показателя "Оригинальность" (Вартег) (М=28,0, а=9,3).

У шестиклассников числовые значения показателя "Разработанность" (Вартег) составляют М=8,7, а=3,2. Однако, более детальный анализ количественных показателей показывает, что выборка подростков более однородна по составу, то есть большее число учеников, по сравнению с 3 классом привносят в стимульное изображение детали, делающих его асимметричным.

Данные представленные в таблице 2 также показывают, что между подростками и юношами отсутствуют значимые различия в числовых значениях показателя "Оригинальность" при работе с одиночно расположенной фигурой между шестиклассниками и старшеклассниками отсутствуют. Вместе с тем, у десятиклассников преобладают рисунки, предполагающие более уникальные и нестандартные идеи и способы выражения визуального мышления. Так, у шестиклассников графические стимулы находят свое воплощение в типичных рисунках.

В десятом классе числовые значения показателя "Разработанность" составляют М=10,3, сг=5,2. В 6 классе числовые значения этого показателя составляют: М=8,1, а=3,7. То есть рисунки десятиклассников содержат большее количество деталей (при р<0,05), что делает их работы более композиционно законченными и асимметричными, в разработке рисунков преобладают декоративные элементы, более тщательная прорисовка деталей, а также включение слов на латинице. У шестиклассников же преобладают рисунки, в которых разрабатываются внешние границы стимульных фигур, носящих симметричный характер.

При работе с серийно организованными фигурами числовые значения показателя "Оригинальность" составляют в 10 классе М=34,1, а=12,3. Сравнение с данными 6 класса (М=28,0, ст=9,3) говорит о том, что подростки и юноши стремятся при дополнении простых фигур заполнять как внутреннее, так и внешнее пространство.

Старшеклассники, по сравнению с шестиклассниками создают больше асимметричных изображений, детали которых расположены внутри заданной фигуры, об этом свидетельствуют значимые различия между числовыми значениями показателя "Разработанность" (Вартег) (в 10 классе М=11,6, а=3,7, в 6 классе М=8,7, а=3,2).

Однако, изображения, создаваемые старшеклассниками, отличаются большим количеством деталей, композиционной завершенностью. Рассмотрим особенности развития визуального мышления по третьему критерию, который определяет осмысление создаваемых изображений. Здесь целесообразно рассмотреть такие показатели, как "Название", который связан с богатством словарного запаса, способности к образной передаче сути, изображенного на рисунках, а также категории рисунка, относящиеся к показателю "Гибкость": живое, видовое, предметное, механическое и символическое. Данные показатели позволяют говорить об осмыслении создаваемых работ учащимися.

Дадим характеристику проявления визуального мышления по данному критерию учащихся третьих классов.

При обработке одиночных фигур названия, которые носят простой, односложный характер, даются не всем изображениям (М=13,6, ст = 3,6), что может говорить об особенностях младших школьников при осмыслении картины отразить лишь то, что конкретно на ней изображено.

При работе с простыми, серийно организованными фигурами большинство учащихся за заданное время дают названия не всем своим рисункам (М=8,3, ст=4,4), то есть осмысленность созданных изображений выражена недостаточно.

Характеризуя представленность и разнообразие категорий, используемых учащимися для передачи образной сущности своих работ, можно отметить, что, в основном, преобладают предметные, а также видовые, характеризующие природные явления то есть связанные с непосредственным окружением младшего школьника. Рисунки конкретны, абстракция слабо выражена.

Дадим характеристику визуального мышления шестиклассников по критерию осмысленности создаваемых изображений.

При обработке одиночных фигур числовые значения показателя "Названия" составляют М=14,3, а=2,9. В 3 классе числовые значения этого показателя составляют: М=13,6, а=3,6. Можно говорить о том, что шестиклассники готовы сопроводить большее (при р<0,05), по сравнению с третьеклассниками, количество созданных изображений словесными обозначениями, что обусловлено их расширенным словарным запасом.

Можно говорить о том, что шестиклассники более успешно, по сравнению с третьеклассниками, "категоризируют" окружающий мир и для них связь фигуры и ее значения играют важную роль. Они мыслят более рационально и окружающий мир оказывается более организованным в систему. Числовые значения показателя "Названия" при работе с простыми, серийно организованными фигурами составляют М=12,6, а=4,8, тогда как в 3 классе -М=8,3, а=4,4. Это говорит о том, что шестиклассники стремятся дать названия всем своим изображениям, однако они, в основном носят односложный характер, как правило, фиксирующие только внешние признаки изображения. Школьники же 3 класса, в большей мере ориентируются на количественную обработку простых фигур, чем на их осмысление.

У десятых классов при обработке одиночных фигур показатель "Названия" выражается в следующих числовых значениях: М=16,3 а=3,9. В 6 классе числовые значения этого показателя составляют: М=14,3 а=2,9. Это значит, что у шестиклассников преобладают простые, односложные, носящие конкретный характер названия. Тогда как, у учащихся старших классов доминируют сложные, образные названия, выражающие больше, чем показано на картинке. В названиях рисунков юношей проявляется символическое значение, увеличивается количество слов. Можно говорить о том, что десятиклассники обладают большим опытом, более широким словарным запасом, они более точно и глубоко фиксируют в названии смысл изображаемого. В рисунках учащихся старших классов вводится большое количество символов, отличающихся своеобразием, сложностью и осмысленностью, что может объясняться качественными отличиями их мышления от шестиклассников. Юноша стремится выразить сущностную глубину воспроизводимых им явлений действительности, которые заведомо недоступны непосредственному чувственному отражению и могут быть "схвачены" субъектом восприятия только опосредованно, через некую смысловую метафору, находящую свое отражение в графических изображениях.

При работе с серийно организованными фигурами числовые значения показателя "Названия" в 10 классе составляют М=16,7, а=6,6, в 6 классе – М=12,6, а=4,8. Можно сделать вывод о том, что старшеклассники дают изображениям более сложные и осмысленные названия, что может быть опосредованно их опытом взаимодействия с миром, по сравнению с подростками.

Перейдем к рассмотрению четвертого критерия, который позволяет охарактеризовать "ведущий фактор развития" в структуре визуального мышления.

Структура визуального мышления младших школьников характеризуется наличием большого числа связей между различными показателями проявления быстроты, гибкости, оригинальности, разработанности и названий, которые не позволяют вычленить ведущий фактор развития. Это может говорить о синкретическом уровне проявления изучаемого феномена. На таком общем фоне следует выделить взаимосвязь показателя культурно-свободного интеллекта с "Разработанностью" (Вильяме, при р<0,01) и "Названия" (Вильяме, при р<0,05). Это позволяет сделать предположение о том, что становление оптимальной структуры визуального мышления начинается с обозначения ведущей роли культурно-свободного интеллекта, который развивается при восприятии и разработке изображений, основанных на одиночных стимульных фигурах.

Анализ структуры визуального мышления шестиклассников позволяет увидеть, что интегративный показатель культурно-свободного интеллекта достоверно (при р<0,01) взаимосвязан со степенью использования внутреннего и внешнего пространства одиночно расположенной фигуры, дополняемой школьниками в процессе рисования ("Оригинальность"). Можно сделать вывод, что подростки существенно чаще демонстрируют возможность использования своего интеллекта при работе с одиночными фигурами.

Достоверная связь (при р<0,01) рассматриваемого показателя теста культурно-свободного интеллекта Кеттелла с проявлениями социального интеллекта, измеренного по методике Гилфорда и Салливена позволяет предположить, что способность шестиклассников к выявлению смыслового содержания человеческого общения на примере визуально представленных ситуаций связывается с общей тенденцией развития познавательных возможностей и успешнее осуществляется на фоне высокого уровня природных способностей.

Они демонстрируют, что культурно-свободный интеллект имеет тенденцию взаимосвязи с визуальным мышлением, проявляющимся при предъявлении как единичных, так и серийно организованных стимулов.

У старшеклассников культурно-свободный интеллект (тест Кеттелла) выступает системообразующим показателем. Он связан с осмысленностью создаваемых фигур, а также с проявлениями социального интеллекта и самоактуализации личности.

Это значит, что школьники, имеющие высокие показатели интеллекта наиболее вероятно проявляют успешность (при р<0,01) в решении визуально представленных задач, связанных с человеческой коммуникацией (социальный интеллект). Наличие же значимых связей (при р<0,01) с проявлениями самоактуализации, такими как "Ценности", "Потребность в познании", "Креативность", "Стремление к самоактуализации" свидетельствует о взаимообусловленности существования этих показателей.

Обнаруженная связь интегративного показателя культурно-свободного интеллекта с показателем Открытость (Бек), характеризующим пространственные предпочтения, свидетельствует о том, что самоактуализация опосредованно связана со стремлением личности к освоению открытых пространств.

1.     Сравнительный анализ показателей визуального мышления младших школьников, подростков и юношей позволил сделать следующие выводы: Визуальное мышление – важный процесс человеческого познания, с помощью которого осваивается и преобразуется окружающая действительность и который является системообразующим компонентом визуальной культуры. Оно представляет собой форму деятельности человека, содержанием которой является оперирование и манипулирование наглядными образами, а результатом - порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимыми.

2.     В процессе развития происходит изменение структуры и функций визуального мышления, которое заключается в том, что от младшего школьного возраста к юношескому происходит качественное изменение способности учащихся манипулировать визуальными образами, создавать новые, оригинальные образы на основе имеющегося стимульного материала, более осознанное соотнесение создаваемых изображений с личностными смыслами. Развитие визуального мышления связано с нарастанием роли культурно-свободного интеллекта, интегрирующего социальный интеллект и такие параметры самоактуализации, как "Ценности", "Потребность в познании", "Креативность", "Стремление к самоактуализации".

3.     С возрастом совершенствуется способность учащихся использовать визуальное мышление для обработки простых и сложных визуальных стимулов. Учащиеся третьего класса эффективно могут работать, как правило, с одиночными фигурами, в то время как десятиклассники одинаково успешно могут включать в изобразительную деятельность, как одиночные объекты, так и серийно организованные.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.       Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Р. Арнхейм. – М., 1974.

2.       Зинченко В.П. Образ и деятельность / В.П. Зинченко. – М., 1997.

3.       Симоненко С.Н. Психология визуального мышления [Рукопись] Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 общая психология, история психологии / С.Н. Симоненко. – Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2005.


 

Подано до редакції 05.10.12

_____________