УДК 616.89-008.45/.46
М. В. Гаража (Украина, г. Донецк)
ДИАГНОСТИКА
КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ВОДИТЕЛЕЙ
ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА
В статье рассматриваются принципы и
средства психодиагностики когнитивных процессов у водителей пассажирского
автомобильного транспорта. Приведены результаты разработки и апробации
диагностического комплекса для оценки когнитивных процессов данного контингента
как составляющих надежности профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
психодиагностика, когнитивные процессы, водители пассажирского автотранспорта.
Дорожно-транспортные происшествия в настоящее время продолжают занимать
одно из первых мест среди причин травматизма. По официальной статистике, в
Украине по итогам I квартала в
Дорожно-транспортные происшествия
наносят весьма значительные экономические убытки гражданам и государству, а сообщения
об опасном управлении автотранспортным средством, приведшем к летальным
исходам, инвалидизации, травматизации пострадавших, в свою очередь, провоцируют
рост психологического напряжения в обществе, а также снижение качества жизни
многочисленной группы населения.
Около 70% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителя, то есть в основе их лежит человеческий фактор. Профессиональная пригодность водителя обусловлена сложным комплексом взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, среди которых основными являются знания, умения, навыки, а также работоспособность, состояние здоровья и психофизиологический статус [3].
Специфическими чертами деятельности
водителей являются: выполнение профессиональных функций на автомобиле; связь
профессиональной деятельности с источником повышенной опасности; необходимость
специальной профессиональной подготовки, удостоверенной документом, дающим
право на управление определенной категорией транспортных средств.
Водитель автомобиля должен обладать
способностью быстро воспринимать и перерабатывать большой объем информации,
своевременно принимать правильные решения, точно манипулировать органами управления,
умело и решительно действовать в критических ситуациях. Кроме того, водитель
осуществляет контроль за результатами своих управляющих действий с учетом
характера этого действия и ожидаемого эффекта. Информацию о результатах
управляющего воздействия он получает по каналам обратной связи при восприятии
дорожно-транспортной обстановки и показателей о режиме движения автомобиля,
после чего вновь возникает необходимость в переработке информации, принятии нового решения и реализации его с учетом
полученной информации и изменившейся дорожной ситуации. Таким образом, процесс
управления автомобилем связан с решением задач, требующих высокого уровня
развития когнитивных процессов. Водители с нарушениями когнитивных функций
могут справляться с управлением в простой дорожной обстановке, но в условиях
экстремальной ситуации не всегда способны быстро принять правильное решение и
выполнить необходимые действия по управлению автомобилем [2].
Водитель, управляя автомобилем, воспринимает большое количество зрительных, звуковых и других раздражителей. Восприятие обусловлено необходимостью переключать внимание от одного объекта к другому в зависимости от их важности в дорожной обстановке. В основе водительского расчета лежит восприятие пространства и времени. Важным качеством является точное восприятие времени, особенно микроинтервалов времени. Неточная оценка временнóго интервала приводит к ошибочным действиям. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда водитель завышает объем времени, необходимого для выполнения маневра, - в результате он не успевает завершить маневр и становится виновником ДТП. Кроме того, нарушение восприятия может проявляться в виде иллюзий. Чем выше скорость автомобиля, тем больше искажается соотношение пропорций окружающих предметов. Важным свойством восприятия также является поленезависимость, т.е. умение быстро и точно выделять деталь из целостной пространственной ситуации. Полезависимые люди более склонны к иллюзиям восприятия, чем поленезависимые.
Распределение и переключение являются особо важными
качествами для водителя. Первое определяет способность
человека выполнять одновременно два или несколько действий и распределять
внимание между несколькими объектами; второе заключается в способности быстро
менять объекты, на которые оно направлено, или переходить от одного вида
деятельности к другому, т.е. волевым усилием сознательно перестраивать
направленность внимания. Внимание водителя привлекают три группы факторов: непосредственно
относящиеся к дороге – элементы дороги и придорожной обстановки; другие
участники дорожного движения − транспортные средства, пешеходы; не
связанные непосредственно с движением – бросающиеся в глаза здания и сооружения,
элементы ландшафта, рекламы на бигбордах и пр. Поэтому водитель в любой
ситуации должен быстро выделять главное и уметь максимально использовать
необходимые качества внимания при выполнении различных маневров.
Память является психическим процессом запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Долговременная память используется водителем при запоминании маршрутов движения автомобиля, при изучении и воспроизведении правил дорожного движения и т.п. Нарушения данного вида памяти препятствуют приобретению и сохранению профессионального опыта. Кратковременная память служит для запоминания ограниченного объема информации в течение непродолжительного времени. Кратковременная и оперативная память всегда связаны с деятельностью, протекающей в быстром темпе и в условиях жестко ограниченного времени. Водитель должен быстро запоминать текущую информацию, своевременно и точно выполнять необходимые операции, затем запоминать новую информацию и координировать собственные действия.
Важным качеством водителя автомобиля является
способность прогнозировать, предвидеть изменение дорожной обстановки, при этом
задействуются все перечисленные выше психические процессы. Однако прогнозирование и принятие решения на основе информации,
которая воспринимается человеком и/или воспроизводится памятью, обусловлено
процессами мышления. Роль мышления в профессии водителя проявляется в умении быстрого
отбора и синтезирования воспринимаемой информации в единую обобщенную картину
ситуации. Ригидность мыслительных процессов, т.е. их низкая подвижность,
обусловливает затруднения в изменении намеченной субъектом программы
деятельности в условиях, требующих ее перестройки. Другими словами, водитель
испытывает трудности при переходе от решения одной задачи к другой, переключении
с одного способа решения на другой.
Рассмотренные
когнитивные процессы являются ведущими в деятельности водителя. Уровень их развития
в значительной степени определяет профессиональные возможности водителя [1]. Не
менее важными являются свойства нервных процессов, скорость реакции, мотивация,
эмоциональная устойчивость водителя, а также его личностные качества.
Успешность и надежность профессиональной деятельности водителя в значительной
степени определяется интегральным выражением его когнитивных и личностных качеств.
Поэтому изучение данных особенностей имеет важное значение для оценки
профессиональной пригодности водителя, прогнозирования его психофизиологической
надежности и повышения безопасности движения.
Учитывая особенности труда и требования к профессионально важным качествам водителей автомобильного транспорта, диагностика когнитивных процессов у данного контингента осуществляется согласно следующим принципам:
- соответствие методик психологической структуре основных элементов профессиональной деятельности: подбор диагностических инструментов должен основываться на результатах профессиографии;
- применение батареи тестов: максимально разносторонняя оценка изучаемого объекта;
-
дифференцированность, уникальность методик: каждая методика должна быть
направлена на оценку определенной психической функции или их совокупности;
- стандартность условий: все обследуемые должны находиться в одинаковых условиях с точки зрения их обстановки и процедуры диагностики;
- соблюдение основных требований к диагностическим методикам: валидность, надежность, стандартизация и т.д. [4].
Материалы и методы. В ГУ "НПМ РДЦ МЗ Украины" с апреля 2012
года выполняется бюджетная НИР "Разработка диагностического комплекса
оценки надежности профессиональной деятельности водителей". Одной из задач
работы является разработка и апробация диагностического комплекса для оценки
когнитивных процессов водителей автомобильного транспорта.
На сегодня в исследовании приняли участие 47 мужчин, профессиональная деятельность которых заключается в управлении транспортным средством. Средний возраст обследуемых - 38,8±8,4 года, средний стаж вождения – 18,9±8 лет. Основную (I) группу составили 22 водителя пассажирского автомобильного транспорта – маршрутных автобусов (ГП "Донецкаавтотранссервис", г. Волноваха Донецкой обл.); контрольную (II) группу - 25 водителей личного состава Министерства чрезвычайных ситуаций Украины (ПГПЧ №41 и №40 Константиновского ГУ ГО МЧС Украины в Донецкой обл.).
Для оценки когнитивных процессов водителей применялись следующие психодиагностические методики: методика исследования индивидуальных особенностей восприятия (полезависимости-поленезави-симости) Т.П. Зинченко (с применением фигур Готтшальдта), таблицы Горбова-Шульте, красно-черная таблица Шульте, методика оценки кратковременной и долговременной памяти "Запоминание 10 слов" С.Я. Рубинштейн, методика диагностики оперативной памяти "Шкалы" Б.Л. Покровского, методика диагностики лабильности-ригидности мыслительных процессов "Словесный лабиринт" А. Лачинса. Обработка данных осуществлялась с помощью лицензированного пакета "Med-Stat".
Результаты
и их обсуждение. В результате
психодиагностики в основной группе (n=22) установлены нарушения когнитивных
процессов у водителей (рис. 1). Полезависимость восприятия диагностирована у 11
чел. (50%), что свидетельствует о подверженности данных лиц иллюзиям
восприятия. В образе восприятия доминирует целое, а части недостаточно
дифференцируются, лица с полезависимостью испытывают сложности в преодолении
контекста ситуации, отделении стимула от его фона, игнорируют менее заметные черты
анализируемого объекта, ориентируясь на его внешние признаки. Косвенно
полезависимость связана с трудностями в смене установки, что оказывает
негативное влияние на процесс и результат принятия решения.
Рис. 1. Нарушения
когнитивных функций у водителей основной группы (n=22).
Нарушения концентрации внимания
установлены у 2 чел. (9,1%), т.е. данные водители испытывают трудности в
сосредоточении на объекте деятельности; истощаемость и нарушение
переключаемости внимания – у 3 чел. (13,6%), что свидетельствует о низкой продуктивности
труда в условиях сильных посторонних раздражителей, а также о трудностях в
сознательном перестраивании внимания с одного объекта на другой.
Нарушение кратковременной памяти
выявлены у 9 чел. (40,9%), долговременной памяти – у 7 чел. (31,8%), низкий
уровень оперативной памяти – также у 7 чел. (31,8%), что препятствует
сохранению актуальных на момент деятельности сведений, приобретению и сохранению
профессионального опыта, воспроизведению информации в условиях жестко
ограниченного времени.
Ригидностью процессов мышления характеризуются 8 чел. (36,4%): мыслительные процессы отличаются низкой подвижностью при переходе от решения одной задачи к другой, переключении с одного способа решения на другой, что отрицательно влияет на скорость умственной переработки информации и замедляет саму реакцию на объект (ситуацию, явление).
В результате психодиагностики в
контрольной группе получены следующие данные (рис. 2): полезависимость
восприятия выявлена у 10 чел. (40%), нарушения концентрации внимания – у 5 чел.
(20%), истощаемость внимания – у 2 чел. (8%); нарушение переключаемости
внимания – у 1 чел. (4%), нарушение кратковременного запоминания – у 11 чел.
(44%), долговременной памяти – у 10 чел. (40%), низкий уровень оперативной
памяти – у 4 чел. (16%), ригидность процессов мышления – у 9 чел. (36%)
обследованных.
Результаты статистического анализа данных психодиагностики когнитивных
процессов в основной и контрольной группах (табл. 1) указывают на наличие
статистически значимых различий только по показателю оперативной памяти -
р=0,008 (количество правильных ответов за заданное время).
Таким образом, преобладающими видами нарушений когнитивных функций у
водителей обеих групп являются полезависимость восприятия, нарушения
кратковременной и долговременной памяти, а также ригидность процессов мышления.
Лица с нарушениями анализируемых показателей составляют группу риска и более
склонны к ошибочным действиям, особенно в критических, аварийных ситуациях.
Рис. 2. Нарушения когнитивных функций у
водителей контрольной группы (n=25).
Таблица 1
Средние показатели
когнитивных процессов у обследованных водителей (
Показатели |
Группа I, n=22 |
Группа II, n=25 |
Значимость
различий, р |
Полезависимость/поленезависимость восприятия, кол-во правильных ответов |
2,40±0,16 |
2,84±0,23 |
p=0,705 |
Среднее время выполнения таблиц Шульте, сек |
41,69±1,68 |
41,93±1,82 |
p=0,750 |
Время переключения внимания, сек |
225,3±14,31 |
201,0±11,0 |
p=0,303 |
Переключение внимания, ошибки |
1,54±0,32 |
1,72±0,33 |
p=0,639 |
Кратковременная память, кол-во слов |
8,54±0,31 |
8,48±0,22 |
p=0,218 |
Долговременная память, кол-во слов |
6,73±0,27 |
6,84±0,26 |
p=0,590 |
Оперативная память, кол-во правильных ответов |
2,77±0,36 |
6,44±0,66 |
p=0,008* |
Подвижность мыслительных процессов, мин |
0,63±0,11 |
0,64±0,09 |
p=0,412 |
Примечания: 1.
Оценка текущего состояния когнитивных процессов способна
продемонстрировать предрасположенность к
совершению ошибок в деятельности, нарушению надежности и безопасности труда.
Однако профессиональная пригодность зависит не просто от совокупности
профессионально важных качеств, но также от степени их выраженности и характера
взаимосвязи. Проявлениям некоторых когнитивных процессов свойственны
компенсаторные механизмы, т.к. человек способен в определенной мере противодействовать
влиянию на него неблагоприятных факторов, адаптироваться к таковому воздействию
или компенсировать его.
Выводы
1. Обеспечение профессиональной пригодности водителей требует периодической оценки ее уровня с учетом специфики задач данного вида деятельности. В связи с этим возрастает актуальность и практическая значимость разработки диагностических комплексов, направленных на анализ когнитивных процессов как составляющих профессиональной надежности и готовности водителя.
2. Результаты исследования свидетельствуют о наличии нарушений
когнитивных функций у водителей обеих групп,
что позволяет диагностировать предрасположенность к совершению ошибок в
деятельности, нарушению надежности и безопасности труда. Статистически достоверные
различия между группами установлены по показателю оперативной памяти. Необходима
апробация разработанного психодиагностического комплекса на широкой выборке
испытуемых.
3. Применение диагностического комплекса методик для оценки когнитивных процессов у водителей позволяет своевременно выявить индивидуальные особенности, негативно влияющие на управление автотранспортным средством, дать рекомендации по развитию сниженных показателей.
4. Своевременная периодическая
диагностика когнитивных процессов водителей как компонента психофизиологического
статуса будет способствовать повышению надежности и безаварийности профессиональной
деятельности водителей, предотвращению аварийных ситуаций на дорогах,
уменьшению экономических потерь, предупреждению психических расстройств у
участников, свидетелей ДТП и членов их семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жирков Р.А. Разработка и обоснование метода профессионального отбора водителей городского пассажирского транспорта : автореф. дис. на соискание научн. степени канд. техн. наук : спец. 05.22.10 "Эксплуатация автомобильного транспорта" / Р.А. Жирков. - Волгоград, 2005. - 22 c.
2. Курганов В.М. Психологические качества и надежность водителя / B.М. Курганов // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - C. 118-127.
3. Панченко О.А. Психофизиология надежности профессиональной деятельности водителей пассажирского автомобильного транспорта / О.А. Панченко, М.В. Гаража // Реабилитация и абилитация человека. Клиническая и информационная проблематика: сб. науч. работ / Под общ. ред. О.А. Панченко. – К.: КВИЦ, 2012. – С. 159-168.
4. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / Под общ. ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 768 с.
Подано до редакції 29.10.12
_____________