УДК: 159

C. К. Акимов (Украина, г. Бердянск)

ИНТЕРНЕТ В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

В рамках системного подхода рассмотрена модель информационных процессов системной организации личности. При развитии интернет-аддикции происходят изменения в структуре информационных процессов системной организации личности. Наиболее существенные нарушения в информационных процессах происходят на уровнях осмысленного реагирования и самоорганизации.

Ключевые слова: системный подход, модель информационных процессов системной организации личности, структура личности, интернет-аддикция.

 


Постановка проблемы. На сегодняшний день устойчивая и содержательная информационная связь с окружающей средой является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности личности. Как отмечают многие исследователи, повседневная жизнь человека все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода "вторую реальность", "субъективную реальность", "виртуальную реальность". Влияние последней не менее значимо, чем влияние объективной реальности [7].

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия, оказывают влияние на социальные формации разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации [11, с. 92].

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от различных информационных потоков. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на личном повседневном опыте. Интернет, с одной стороны, является популярным источником информации, но с другой стороны он может препятствовать или затруднять формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы поведения человека, а также адекватной системы его личностных отношений к окружающему миру и самому себе.

Целью нашего исследования является оценка влияния Интернета на информационные процессы системной организации личности.

Анализ психологической литературы показал, что современные теории информационного общества единогласно утверждают фундаментальную важность информации и информационных процессов. М. Кастельс в разрабатываемой им концепции информационального общества рассматривает Интернет как самостоятельную реальность, существующую параллельно с социумом, но во многом независимо от него [9]. В.З. Коган в разработанной им теории информационного взаимодействия характеризует информационный фонд общества, как систему научных и бытовых знаний, информационных ресурсов и межпоколенного опыта [10].

Переход к информационному обществу, увеличение масштабов и усложнение содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливает влияние среды на психику человека, и темпы этого влияния стремительно возрастают [11, с. 93].

Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя, можно условно обозначить как "виртуальная реальность". Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности. В информационной среде в многообразных сочетаниях и формах переплетены объективная и виртуальная субъективная реальности [11, с. 94].

В свою очередь А.И. Юрьев указывает, что характерной особенностью информационной среды общества является то, что ей присуще постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком. В результате трансформации и искажения информационных потоков происходят качественные изменения информации, превращающие ее в реальную силу, негативно воздействующую на информационную среду общества и мировоззренческую структуру личности [17, с. 109-115]. Следствием такого процесса и может становится интернет-аддикция.

Аддиктивное поведение – это вид отклоняющегося поведения, связанного с желанием человека уйти от реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от Интернета, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно жить и действовать в реальном мире [11, с. 97].

Одним из проявлений интернет-аддикции является "информационная перегрузка" – компульсивная навигация по Интернет, поиск в новостных и информационных базах данных, просмотр ежедневных гороскопов и почтовых рассылок, новостей социальных сетей. Компульсивные действия представляют собой повторяющиеся вновь и вновь устоявшиеся стереотипные поступки.

Рассмотрим, как компоненты структуры и взаимосвязи между составляющими системной организации личности взаимодействуют с внешними условиями, а также то, какие изменения этих условий, вызванные воздействием Интернета, приводят к изменениям структуры и свойств личности.

Л. фон Берталанфи определил систему как комплекс взаимодействующих элементов [5, c. 29]. В более развернутом виде система – целостный, развивающийся комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в определенной иерархической подчиненности, и образующий единство с окружающей средой [8].

В этом случае открытую социальную систему следует представить как систему, элементами которой являются системы более низкого уровня – личностные системы. "… элемент – это предел чтения системы с точки зрения аспекта рассмотрения, решения конкретной задачи, поставленной цели" [6, с. 24].

Изменения в открытых системах происходят в результате взаимодействия систем с окружающей средой, для чего системы должны располагать механизмами, обеспечивающими это взаимодействие и запускающими соответствующие процессы [8; 12].

Открытая социальная система состоит из личностных систем, имеющих свою структуру и свои личные способы получения и использования ресурсов, в частности информации. Несмотря на то, что принятие решений всей социальной системой в целом не тождественно таковым действиям ее отдельных элементов, но все же является результатом принятия решений этими элементами, и поскольку у системы нет никаких других способов получения и использования информации, то целесообразно рассмотреть построение модели личностных систем.

Принятие решений системой зависит от способов получения и использования информации, что обеспечивается структурой системы. В том случае, если структура системы обеспечивает получение и использование информации, позволяющее принимать решения адекватные обстановке, то это способствует благополучным, гармоничным взаимоотношениям системы с окружающей средой. Если же эти взаимоотношения нарушены, то структура системы должна преобразоваться и изменить информационное обеспечение принятия решений для создания адекватных взаимоотношений с окружающей средой [12, с. 45].

Будем отталкиваться от модели личностной системы Л.В. Осиповой-Дербас основанной на представлении о человеке, в первую очередь, как биологическом объекте. В этом случае центром системы является биологическая информация человека, которая и формирует под воздействием информации, поставляемой элементами среды, все психологические и поведенческие особенности личности, адаптивные способности, и т.д. [12, с. 45]. Информационное обеспечение, располагаемое системой, примем за основу личностной и социальной систем, как информационных систем.

Согласно представлениям современной биологии, все признаки любого организма как физические, так и поведенческие являются результатом взаимодействия наследственной информации со средой. Л.В. Осипова-Дербас утверждает, что приоритет биологического рассматривается только в том смысле, что человек рождается и умирает как биологический объект, и не прекращает им быть, какие бы высокие человеческие поступки он не совершал. В то же время, без участия среды личностная система сформироваться не может [12, с. 45].

Биологическая информация и информация, которую несут элементы среды, являются двумя системообразующими факторами, в процессе взаимодействия которых и формируется личностная информационная система. В свою очередь личностная информационная система создается для того, чтобы, располагая различными информационными ресурсами, иметь возможность посредством того или иного способа реагирования обеспечить целесообразное поведение организма в сложившихся условиях среды.

Специфика информационного обмена на различных уровнях социальной реальности определяется источником активности в психической структуре; предметом обмена или способом передачи информации; акцептором обмена, той целевой аудиторией, по отношению к которой направлена активность субъекта [14].

Для функционирования личностной системы необходимо управление. Следовательно, для того, чтобы человек произвел хоть какое-то действие, нужна внешняя или внутренняя мотивация или инициация.

Проблема выбора внутренней или внешней мотивации известна в теории систем как внутреннее и внешнее управления, которые для открытых систем, по мнению Т. Уотермена "... можно разделить на два типа, в зависимости от того, возникает ли регулирующее воздействие внутри самой управляющей системы или же оно вырабатывается каким-то специальным механизмом, обособленным от элемента, которым он управляет, но при этом действующим на этот элемент" [15, с. 13].

Кроме того, взаимодействие системы с окружающей средой может происходить с использованием двух каналов получения информации – канала первого рода, передающего информацию "из прошлого", и второго рода – "из настоящего". "В случае стационарности среды система, получив однажды информацию о среде и выработав соответствующее решение, занимает стационарное равновесное положение относительно среды" [3, с. 172]. Наличие нестационарных элементов среды приводит к необходимости использовать информацию "из настоящего" о состоянии и изменении этих элементов.

В наиболее общем случае личностная система формируется двумя системообразующими факторами – биологической, наследственной информацией и средой, следовательно информация может поступать: от внутренних носителей информации – биологическая информация личности; от внешних факторов – информация, поставляемая элементами среды. Одним из внешних источников поставляемой информации и является Интернет.

На поступившую информацию человек должен как-то отреагировать, т.е. принять решение на основе собственной информационной системы. Для принятия решений личность может использовать: внутренний тип управления, т.е. принятие решений происходит изнутри системы (используются имеющиеся поведенческие схемы); внешний тип управления, учитывая информацию элементов среды и принимая либо новые решения, либо адаптируя старые поведенческие схемы с учетом внешних обстоятельств.

Е.В. Поликарпова утверждает, что развитие технической цивилизации вызвало эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки. Поэтому информация нередко воспринимается мозгом и психикой бессознательно, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания. "Искусственно изменяя эмоциональные структуры психики, становится возможным управлять не только комплексом убеждений и представлений, но и соматическими процессами. На уровне сознания субъекта это обычно отражается как вера, убежденность, устойчивое представление, мнение, что образует "ядро" личности – образ "Я" со всей многомерностью его отношений с окружающими реалиями…" [13].

Таким образом, можно выделить, по крайней мере, два не исключающих другу друга критерия, соответственно с которыми может различаться организация информационных процессов в структуре личности. Этими критериями являются: внутренняя или внешняя локализация информационного источника взаимодействия; осознаваемая или неосознаваемая обработка информации человеком для определения способа реагирования. Комбинации различных вариантов реализации указанных критериев, в свою очередь, представляют различные формы информационных процессов системной организации личности (рис. 1).


 

Рис. 1. Формы информационных процессов системной организации личности

 


Представленные на рис. 1 формы информационных процессов не являются рядоположными и взаимоисключающими. Если рассматривать их с точки зрения критерия активизации всё более глубоких личностных образований, то они могут быть представлены в определенной последовательности. И такая последовательность по своему содержанию вполне соответствует уровням построения движений, предложенным Н.А. Бернштейном [4]. В свою очередь, согласно с иерархически организованными уровнями построения (ведущий и фоновые) могут быть представлены и формы информационных процессов системной организации личности.

Все теории личности отмечают основные структурные компоненты личности: примитивные инстинктивные аспекты личности, формирующие структуру бессознательного, которое является в значительной степени врожденным; сознательную структуру, действующую на основе реальности и использующую свои мыслительные возможности; культурную структуру, содержащую нормы и ценности, принятые в данной обществе [12, с. 71].

Бессознательная структура личности соответствует ближайшей к ядру оболочке в модели информационных процессов системной организации личности, сознательная структура, действующая на основе реальности – срединным уровням модели, а культурная структура – уровню самоорганизации. В психологии отмечают большое влияние на личность бессознательного компонента, который, содержит не только биологически закодированные инстинкты, но и некоторые приобретенные в процессе жизни элементы – сильные впечатления, психические травмы "...эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного" [16, с. 111].

Поэтому следует уточнить, что внутреннее управление основано не только на наследственной биологической информации, но и частично, на информационных элементах среды, которые настолько сильны по своему воздействию на всю личностную систему, что способны проникать в глубинные структуры и сохраняться там, воздействуя на личностную систему наряду с биологической информацией, формируя комплекс бессознательного, но не имея обратного выхода на уровень сознания [12, с. 72].

Представим информационную среду психики личности как систему, состоящую из ядра, вокруг которого выстраиваются информационные слои системной организации. Процесс образования личностной системы начинается сразу после рождения. На основе биологической информации под действием среды формируется иерархическая информационная система, содержащая различную информацию о поведенческих реакциях от простейших инстинктов до сложных мыслительных процессов, что позволяет обрабатывать разнообразную информацию, поступающую в систему.

Рассмотрим возможные варианты принятия решений личностной системой, учитывая формы информационных процессов системной организации личности, а также уровни построения движений по Н.А. Бернштейну:

   Первая, ближайшая к ядру оболочка, реагирует на поступившую внутреннюю информацию при помощи силы и подвижности нервных процессов. Она соответствует субкортикальным уровням концепции Н.А. Бернштейна (палеокенетическому и уровню синергий и штампов) [4, c. 139-155]. Эту оболочку можно назвать бессознательной или рефлексивным уровнем принятия решений.

   Вторая оболочка служит для ответа на внешнюю информацию среды с использованием памяти и эмоций. С использованием этой оболочки формируются автоматические привычные действия – стандартные поведенческие клише, возможно интуитивное принятие решений. В концепции Н.А. Бернштейна это уровень пространственного поля – сюда поступают сигналы от анализаторов, т.е. информация о внешнем пространстве [4, c. 156-171]. Эту оболочку можно назвать реактивной или уровнем автоматизмов.

   Третья оболочка реагирует на поступившую внешнюю информацию через волевые навыки и мышление. Эта оболочка необходима для принятия рациональных решений в необычных условиях и, естественно, на основании внешних обстоятельств. В концепции Н.А. Бернштейна это уровень предметных действий – корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами и является специфическим для человека [4, c. 172-184]. Назовем ее оболочкой (уровнем) осмысленного реагирования.

   Четвертая, самая удаленная от ядра оболочка, реагирует на внутреннюю информацию, давая ответ через убеждения. Решения принимаются на основании и в направлении изменений мировоззренческих и духовных ценностей, что позволяет разрабатывать новые поведенческие схемы или устанавливать новые ценности. Назовем эту оболочку уровнем самоорганизации. По Н.А. Бернштейну это уровень интеллектуальных двигательных актов [4].

Различие вариантов принятия решений связано с разными информационными уровнями системы, возникающими в результате взаимодействия информационных потоков. В принятии решений участвуют, как правило, сразу нес­колько уровней.

На основании рассмотренных вариантов принятия решений построим модель информационных процессов системной организации личности (рис. 2).

Ближайшая к ядру оболочка личностной системы, содержит бессознательные рефлексы. Самая верхняя, пограничная и непосредственно взаимодействующая со средой оболочка представляет собой те особенности личности, которые мы наблюдаем в обычной жизни: нравственные и религиозные убеждения, нормы общения, правила этикета.

Уровень самоорганизации адаптирует личность к жизни в конкретном обществе, в определенных условиях, которые могут быть со временем подвержены изменениям. Эта оболочка формируется под воздействием всей социальной системы. Следует заметить, что адаптация всегда относительна. Это значит, что невозможно создать идеальную оболочку самоорганизации. Она всегда будет в большей или меньшей степени соответствовать сложившимся условиям, причем, чем больше она адаптирована к конкретной среде, тем труднее ее изменить в случае изменения условий среды.

С одной стороны, в процессе своего развития человек взаимодействует с информационной средой, усваивая из нее функциональные модели поведения и сведения об окружающем мире. С другой стороны, отдельные люди, добывают из окружающего мира знания, либо на основе уже имеющихся знаний создают новые технологические разработки. Таким образом, именно сами люди в процессе своего функционирования совершенствуют информационный обмен, повышая уровень его организации, а затем все остальное человечество, взаимодействуя с обновленной информацией, усваивает более совершенные модели, становясь в свою очередь, более высокоорганизованными, более функциональными. В результате синергетического взаимодействия этих двух процессов происходит развитие информационного обмена и совершенствование функциональной структуры общества [14]. Но это может оказывать и обратный деструктивный эффект при использовании информации из Интернета, которая имеет субъективный характер, заменяя их иллюзорной виртуальной реальностью.


 

Рис. 2. Модель информационных процессов системной организации личности

 


В наибольшей степени непосредственному воздействию Интернета, как аддиктивного агента подвержена оболочка самоорганизации личностной системы. Деформация и деструктивные изменения в этой оболочке в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, в свою очередь влияют на состояние и процессы во всех основных сферах структуры личности. Интернет-аддикция формирует потребительскую направленность личности. Принятие решений у интернет-аддиктов направлено на получение удовольствий, материально обеспеченную жизнь, общественное признание [2].

Оболочка самоорганизации наименее устойчива и утрачивается в первую очередь в случае регресса личности. Её относительно слабая устойчивость, несомненно, имеет глубокий адаптивный смысл. В случае изменений условий среды оболочка самоорганизации, как правило, позволяет быстро стереть прежнюю адаптивную структуру и выстроить новую, более соответствующую новым условиям.

В оболочке осмысленного реагирования интернет-аддикция влияет на волевые навыки и мышление. У интернет-аддиктов наблюдаются проблемы с суждениями на основе линейных взаимосвязей, абстрактного мышления и динамического синтеза. Интернет-аддикты не стремятся к овладению новыми знаниями, познавательной активности, инициативности, стремлению к компетентности [1].

Взаимодействие интернет-аддикции с реактивной оболочкой затрагивает память и эмоции. Нивелируя предыдущие информационные уровни, интернет-аддикция затрагивает индивидуальные особенностей психических процессов. В реагировании на информацию и принятии решений проявляется подозрительность, педантичность, возбудимость, дистимность и экзальтированность [1].

Модель информационных процессов системной организации личности дополняет структуру личности тем, что позволяет раскрыть механизмы информационного обеспечения личности. Структура личности, в свою очередь, дает информационной модели системной организации личности психологическое наполнение.

Выводы.

1. На основании критерия внутренней или внешней локализации источника информационного взаимодействия и критерия осознанности или неосознанности выделяется четыре формы информационных процессов личностной организации: рефлексов, автоматизмов, осмысленного реагирования и самоорганизации.

2. В информационной структуре личности различные формы информационных процессов соотносятся иерархически, где более высокие уровни охватывают нижестоящие уровни. Повышение уровня связей в структурной иерархии информационных процессов соответствует активизации более "глубоких" личностных образований.

3. При развитии интернет-аддикции происходят изменения в структуре информационных процессов системной организации личности. Наиболее существенные нарушения в информационных процессах происходят на уровнях осмысленного реагирования и самоорганизации. У интернет-аддиктов наиболее выражены потребительские ценности и гедонистическое отношение к жизни [2], наблюдаются проблемы с суждениями на основе линейных взаимосвязей, абстрактного мышления и динамического синтеза. Для интернет-адиктов характерны подозрительный, педантичный, возбудимый, дистимный и экзальтированный типы акцентуаций характера, выраженная ситуативная и личностная тревожность [1].


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Акімов С. К. Індивідуально-психологічні особливості студента, схильного до інтернет-адиктивної поведінки / Сергій Костянтинович Акімов // Актуальні проблеми психології : [збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України]. ­– К. : Видавництво "Фенікс", 2011. – Т. ХІІ. Психологія творчості. – Випуск 13. – с. 33-41.

2. Акімов С. К. Особливості впливу інтернет-адикції на ціннісні орієнтації особистості у контексті часової перспективи / Сергій Костянтинович Акімов // Актуальні проблеми психології : [збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С. Костюка НАПН України]. – К. : Видавництво "Фенікс", 2012. – Т. ХІІ. Психологія творчості. – Випуск 15. – Частина ІІ. – с. 16-23

3. Алексахин И. В. Принцип двухканального управления / И. В. Алексахин, А. В. Ткаченко // Системные исследования : [ежегодник]. М. : Наука, 1977. – С. 171-182.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [текст] / Николай Александрович Бернштейн – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.

5. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем : [сборник переводов] / Людвиг фон Берталанфи. – М. : Прогресс, 1969. – С. 23-82.

6. Волкова В. Н. Основы теории систем и системного анализа [учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Системный анализ и управление"] / В. Н. Волкова, А. А. Денисов – СПб. : изд-во СПбГТУ, 2001. – 512 с.

7. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им / Татьяна Васильевна Евгеньева. – СПб.: Питер, 2007. – 112 с.

8. Игнатова В.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для дистанционного обучения / Валентина Александровна Игнатова. – Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. – 208 с.

9. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. / Мануэль Кастельс – Екатеринбург : У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с. (Серия "Академический бестселлер").

10.  Коган В.З. Теория информационного взаимодействия [текст] : филос.-социол. очерки / Владимир Зиновьевич Коган. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. – 316 с.

11.  Красильников В. В. Информационная антропология : [учебное пособие] / В. В. Красильников, В. С. Тоискин, А. В. Шумакова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 120 с.

12.  Осипова-Дербас Л.В. Эволюция цивилизации / Лариса Витальевна Осипова-Дербас. – СПб. : Европейский дом, 2002. – 352 с.

13.  Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе / Елена Витальевна Поликарпова. – Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ, 2002. – 170 с.

14.  Розанов Ф. И. Информационный обмен как фундаментальный механизм социального взаимодействия / Ф. И. Розанов, Ф. И. Игнатьев // Идеи и Идеалы : [журнал]. – М. : №2 (8), 2011. – C. 106-116.

15.  Уотермен Т. Теория систем и биология / Т. Уотермен, Д. Ф. Брэдли, М. Месарович. – М. : Мир, 1971. – 128 с.

16.  Хьелл Л. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2009. – 607 с. : ил. – (Серия "Мастера психологии").

17.  Юрьев А.И. Системное описание политической психологии / Александр Иванович Юрьев. – СПб. : Речь, 1996286 с.


 

Подано до редакції 29.10.12 

_____________