УДК: 372

Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова

(КЭИ КНЭУ имени В. Гетьмана, г. Симферополь)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

 

В статье рассмотрены причины возникновения и пути решения проблемы информатизации высшего образование в современной Украине.

Ключевые слова: информатизация высшего образования, материально-техническая база высших учебных заведений.

 


С начала 90-х годов прошлого века Украина переживает период бурных перемен общественного сознания. Смещаются понятия, возрастает острота социальных, культурных, экономических проблем. Сегодня Украина переживает, может быть, один из самых драматических моментов в осуществлении своего социально-экономического и государственно-политического переустройства, в стороне не должна быть система высшего образования Украины. Развитие системы образования всегда теснейшим образом связано с теми социально-экономическими условиями, в которых она происходит. Наглядным подтверждением тому является существовавшая в Украине система высшего образования, сформировавшаяся в условиях жесткого тоталитаризма и командной экономики.

Решающим источником экономического роста в современном мире являются знания и умение их использовать. В обозримом будущем место Украины в мировом процессе будет определяться решимостью ее правительства и народа поставить перед собой стратегическую цель по преобразованию страны в мировую интеллектуальную державу с преимущественным развитием нематериальных интеллектуальных и наукоемких материальных производств.

Комплексный подход к информатизации высшей школы Украины позволит:

-   обеспечить доступность получения знаний и информации для каждого члена общества;

-   развить интеллектуальные и творческие способности индивидуума;

-   обеспечить устойчивое стремление личности к сотрудничеству, обмену знаниями и информацией, к солидарности в мотивации деятельности;

-   повысить квалификацию или оперативно изменить сферу деятельности в течение активного периода жизни каждого члена общества;

-   обеспечить необходимые условия для опережающего образования и повышения эффективности заочного, дистанционного и индивидуального ("домашнего") образования.

На территории Украины сегодня функционируют свыше восемьсот высших учебных заведений. В украинских вузах работает порядка 60 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и обучается около 2 млн. студентов. Высшая школа готовит сегодня специалистов по всему спектру необходимых обществу специальностей. Начиная с 2007 года, наблюдается устойчивое снижение абсолютной численности студентов в высших и средних учебных заведениях. За последние пять лет количество желающих получить среднетехническое и высшее образование в Украине уменьшилось на 502,2 тыс. человек.

Существенное отличие высшей школы Украины от систем высшего образования экономически развитых стран состоит в отраслевой ориентации подготовки кадров и, в частности, в гипертрофии инженерно-технического образования и прикладных исследований. Украинские вузы слабо оснащены материально-технической базой. Повышению качества образования мешает не только материально-техническая бедность, но и негибкость структуры высшей школы. Запланировано, что образование Украины полностью перейдет на Болонскую систему до 2010 года. Для реализации концептуальных основ данного процесса в Украине необходимо:

-   усовершенствовать двухстепенную структуру высшего образования;

-   принять прозрачные и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций;

-   использовать единую систему кредитных единиц и приложения к диплому;

-   учесть европейскую практику организации аккредитации и контроля качества образования;

-   поддерживать и развивать европейские стандарты качества;

-   ликвидировать преграды для расширения мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

-   ввести современные подходы интеграции высшего образования и науки в деле подготовки магистров и аспирантов;

-   обеспечить дальнейшее развитие автономности и самоуправления в системе высшего образования и науки.

Следует заметить, что Болонский процесс является важным механизмом согласования, взаимопонимания, оптимизации отношений между странами и их образовательными системами. Как известно, двухуровневая система обучения предусматривает принятие европейской системы понятных и соизмеримых степеней. В украинских ВУЗах ее внедрение – это часто преобразование обучения по программе специалиста на систему бакалавр-магистр. Кроме того, введение двухуровневой системы образования предусматривает, что степень, которая предоставляется в результате окончания первого этапа обучения – бакалаврата – считается на европейском рынке работы достаточным уровнем квалификации [4].

Требования сегодняшнего дня состоят в том, что нынешний и будущий украинец, вступающий в мир рыночного труда, должен иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения. Такие качества позволяет приобрести только хорошо отлаженная, эффективно функционирующая и открытая для новаций система образования. Именно поэтому переход к рыночной экономике требует опережающего адекватного реформирования структуры и содержания высшего образования. Смена государственно-политического устройства и социально-экономического строя в Украине в 1991-1992 гг. создала принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования. Происходят коренные преобразования не только в организационных формах деятельности высших учебных заведений, содержании подготовки специалистов и тематике научных работ, но и принципиальные сдвиги в природе высшей школы, взаимоотношениях вузов с другими сферами общественной жизни. Радикально трансформируется и идеология развития высшего образования [3].

В последние годы основной сферой накопления капиталовложений во все большей мере становится человеческий капитал, как движущая сила бесконечных по своей природе информационных ресурсов. Обеспечивая воспроизводство научного знания высшая школа имеет отчетливо выраженные собственные цели, обеспечивающие солидарность и совместную жизнедеятельность академического сообщества, его способность одухотворять новые поколения, поднимая на более высокую ступень их новую общую, научную и профессиональную культуру. Система образования призвана помочь всем гражданам в полной мере реализовать все то, что отпущено нам природой, независимо от возраста, национальности, религиозных убеждений и т.п. Для этого процесс реформирования должен пройти через все звенья системы образования, а именно: структуру и содержание образовательных и профессиональных программ, систему образовательных учреждений и органов управления образованием [2].

На наш взгляд основными задачами системы высшего образования должны быть:

1. Формирование непрерывного образования, преемственности всех уровней.

2. Информатизация образования, которая носит системный характер.

3. Дифференциация содержания высшего образования по уровням обучения и сети образовательных учреждений.

4. Индивидуализация высшего образования, направленная на развитие способностей, склонностей и интересов граждан.

5. Усиление развивающего характера образования, смещение приоритетов с усвоения знаний и информации на развитие личности.

6. Гуманитаризация образования, развитие приоритетов общечеловеческих, духовных и нравственных ценностей.

Основными принципами, определяющими выбор методов, форм и средств решения первоочередных задач системы высшего образования, являются: обеспечение для всех граждан равных возможностей получения высшего образования; обеспечение многообразия типов высшего образования по срокам и уровням подготовки, формам обучения; обеспечение высокого академического уровня образовательных программ; обеспечение преемственности и интегрированности различных ступеней образования в рамках системы непрерывного образования. Главная цель такой системы – обеспечить большую свободу выбора индивидуальной траектории образования для каждого студента.

Информатизация образования поддерживается традиционными государственными и отраслевыми научно-техническими, международными программами. Значительное отставание уровня информатизации Украины от наиболее развитых стран мира, в частности США, связано и с низким уровнем оснащенности вычислительной и другой информационной техникой. Средний уровень оснащенности украинского вуза (для обучения и проведения научных исследований) оценивается сегодня в 90 компьютеров на один вуз. В то время как в среднестатистическом американском университете на 100 студентов приходится 15-35 компьютеров. В наиболее престижных учебных заведениях США число персональных компьютеров соизмеримо с числом студентов. Кроме того, используемые в наших вузах персональные компьютеры в основном ниже по классу, слабо оснащены периферийным оборудованием, оргтехникой и средствами телекоммуникаций. Доля ежегодных расходов США на информатизацию образования превышает соответствующие расходы Украины более чем на 3 порядка.

Главная особенность большинства новых информационных технологий в высшем образовании состоит в том, что они, как и в других отраслях, в основном базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, стал важнейшим элементом предметной среды для разностороннего развития обучающихся масс. Тормозит внедрение информационных технологий в вузах недостаточная взаимная информированность разработчиков и пользователей. Ранее действующая в стране система научно-технической информации в значительной мере разрушена: из-за сокращения выделяемых средств, снижения оперативности и тиражей информационных материалов, резкого роста цен за предоставление услуг и не замещена адекватно. Поэтому целесообразно в ближайшее время существенно повысить взаимную информированность разработчиков и пользователей путем развития и использования информационно-коммуникационных технологий.

При распространении положительного опыта ряда вузов в области информатизации образования следует учитывать, что эволюция в сторону более широкого использования информационных технологий в высшей школе в целом ряде случаев происходит медленно - трудно внедряться в исторически сложившуюся прочную сеть традиционных взаимосвязанных стереотипов, моделей и взаимоотношений. Поэтому информатизацию учебного процесса необходимо начинать со следующих этапов:

-   развитие материально-технического обеспечения компьютерной техникой;

-   компьютерная система управления деятельностью ВУЗа;

-   использование современных информационных технологий в учебном процессе;

-   разработка интерактивных комплексов учебно-методического обеспечения дисциплины [1].

Силы инерции, в число которых входят социально-психологическое сопротивление преобразованиям, бюджетные, технические ограничения, должны тщательно учитываться при разработке и реализации конкретных программ информатизации высшего образования.

Цели и задачи информатизации высшего образования. В XXI веке высшее образование превратилось в источник стратегических ресурсов - человеческого капитала и знаний, определяющих людские и технологические ресурсы общества. Поэтому государство, стремящееся занимать достойное место в международном сообществе, не может ни по каким соображениям отказываться от принятия определенной стратегии своего поведения в отношении образования.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо, прежде всего, реформация системы образования путем повышения качества образования без увеличения «количества». Украине необходимо тщательно проверять предлагаемые как Западом (Европа и США), так и Востоком (Россия) методологию и наработки в сфере образования. Вот почему, учитывая иррациональные скрытые факторы процесса унификации дипломов и переформирования молодого поколения, необходимо выработать собственную «технологию «болонизации», чтобы не стать »охранником» чуждых национальных интересов, игнорируя собственную стратегию развития и исторические перспективы [4].

Цель информатизации образования - состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новейших информационно-коммуникационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, т.е. подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям современного общества. В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Глузман А. В. Украина и Болонский процесс / Глузман А. В. Ялта, 2006.

2. Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация / Кремень В. // Зеркало недели. – 2003. – № 48 (473) [Электр. ресурс] – http//www. mirror.kiev.ua.

3. Поляков Н. В., Савчук В. С. Болонский процесс в Украине и России: болевые точки / Поляков Н. В., Савчук В. С. // Информационно-Аналитический Портал. – 2009. [Электр. ресурс] – http://www.ia-centr.ru/expert/4261/

4. Образовательный портал [Электр. ресурс] http:// www.osvita.org.ua/ news/ 25258_ru.html


Подано до редакції 22.10.12

_______________