УДК 621.3: 378

П. В. Бугаева, Е. ВСавченко

(СНУЯЄП, г.Севастополь)

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СПОСОБНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРА

 

В статье проанализирована взаимосвязь профессиональной деятельности и способностей студентов – будущих инженеров.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, способности инженера, профессиональная адаптация.

 


Современному обществу необходимы инициативные самостоятельные специалисты, которые способны совершенствовать личную деятельность, готовые быстро обновлять знания и умения. Инженерная деятельность занимает ведущие место в культуре сегодняшнего дня. Но задав вопросы инженеру: «Что такое инженерная деятельность? В чем ее особенности?», получить ответ от каждого представителя этой профессии вряд ли получится. При решении задач профессиональной подготовки инженера-электрика необходимо определить критерии и уровни профессиональной успешности.

Анализ научно-методической литературы показывает, что определение способностей и профессиональной успешности рассматривается в работах многих ученых. Теория деятельностного подхода к процессу усвоения знаний и развитие личности изучались Б.Г. Ананьевым, Э. Берном, Л.С. Выготским, Н.В. Гришиной, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. Теорией компетентностно-ориентиро-ванного подхода к обучению занимались В. И. Байденко, Н. М. Бибик, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. В. Шапкин  и др. Современный этап развития образования Украины тоже характеризуется активными исследованиями в теории компетентностного подхода такими учеными как В. И. Байденко, Н. М. Бибик, О. В. Овчарук, Е. И. Пометун, С. А. Раков, А. Я. Савченко, А. В. Хуторский и др. В работах Н. Г. Ничкало, И. Л. Ликарчук, А. С. Калюжного анализируются проблемы реформирования профессионального образования в Украине.

Профессиональная деятельность инженера охватывает не только техническую часть (электрическое устройство, электрическая схема и т.д.) промышленной системы. Техническое устройство, в итоге, будет выступать в качестве средства взаимодействия с другими специалистами смежных электротехнических профессий. Следует учитывать, что профессиональная деятельность инженера-электрика осуществляется в условиях реальной социально-психологической среды, человеческого окружения, которое требует постоянного взаимодействия и общения в процессе совместного труда.

Понятие «профессиональная успешность» само по себе неоднозначно, оно включает производительность и продуктивность труда. Для оценки успешности значение имеет безошибочность действий и качество продукции. Если невозможно количественно оценить и при высоком уровне безошибочности (надежности) показателем успешности служит уровень сложности решаемой проблемы. Вместе с перечисленными показателями успешности необходимо учитывать психические и нервные затраты, которые нужны для достижения результата, а также степень удовлетворенности специалиста своим трудом.

Немаловажным в профессиональной успешности является понятие компетенции. Компетентность в работах по социальной психологии служит основой профессионализма и определяется как совершенное знание своего дела, сущность выполняемой работы, сложность связей, явлений и процессов, возможных способов достижения поставленной цели [1].

Специалисты по психологии труда различают несколько уровней профессиональной успешности:

·   М.Д. Устюжников – номинальный, потенциальный, перспективный, оптимальный;

·   В.А. Бодров и В.Л. Марищук – первичный, основной, профессиональный, творческий;

·   М.А. Дмитриева – номинальный, потенциальный, оптимальный.

Для оценки уровня профессиональной успешности применим вариант М.А. Дмитриевой как основной. Уточним эти уровни не только как возможность оценки, но и как развитие у инженера-электрика знаний, умений и навыков. Обозначим начальный (нижний) уровень профессиональной успешности как учебный, т.е. выделим потенциальную возможность дальнейшего саморазвития и самосовершенствования специалиста. Средний уровень, который характеризует необходимую профессиональную успешность, можно обозначить как основной или нормативный. И наконец, высший уровень профессиональной успешности обозначаем как оптимальный или перспективный, т.е. такой к которому профессионал должен стремиться в перспективе. Перечисленные три уровня мы относим к основной системе оценивания успешности. Дополнительный можно обозначить как творческий уровень, т.е. уровень связан с переходом деятельности за пределы «хорошего» специалиста. Инженеры этого уровня значительно отличаются от «хорошего» профессионала.

Схема 1 Уровни профессиональной успешности

Необходимо отметить, что профессионализм проявляется в высоких результатах деятельности и в психологических состояниях человека. Поэтому важно выделить две группы критериев эффективности:

1) объективные (внешние) критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения профессиональной задачи;

2) внутренние, психологические критерии оценки деятельности [2].



 


Первую группу критериев будут характеризовать такие показатели результативности, как качество производительности и количество, произведенной продукции и др. Вторую группу критериев оценки уровня профессионализма мы характеризуем по следующим показателям: профессионально значимые качества; профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная мотивация; профессиональная самооценка; возможности самообразования, саморегуляции, стрессоустойчивости; особенности профессионального взаимодействия. Приведенный перечень критериев возможно дополнить некоторыми показателями, которые будут отражать специфику конкретной профессиональной деятельности.

Еще несколько лет назад при приеме на работу в основном обращали внимание на анкетные, формальные данные. Сейчас работодателя интересует прогноз успешности профессиональной деятельности кандидата на трудоустройство, его реальные и потенциальные задатки и способности, а также мотивы и склонности.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности [3]. Задатки являются природной основой способностей. Задатки могут создавать благоприятные условия для развития соответственных способностей, для обучения и приобретения социального опыта. Способность же рассматривают как индивидуально-психологические особенности личности. Они являются условиями успешного выполнения любого вида деятельности. Поэтому способности можно определить как совокупность свойств человека, определяющая успешность получения знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности и жизни.

Способности можно разделить на общие и специальные. Общие способности характеризуют уровень развития главных психических функций и должны проявляться в любой деятельности. Эти способности зависят в большей степени от генотипа человека и связаны с интеллектом. Специальные возможности образуются объединением специфических свойств человека, которые необходимы для конкретной деятельности (к примеру, способности к математике, физике, технике, организаторской работе и т.д.). Невозможно отделить специальные способности от основательного интереса к какому-либо предмету.

Уровень интеллектуального развития личности во многом определяет общие способности. Такие способности важны в ситуациях, которые требуют проявление различных, противоположных качеств. В экстремальных или конфликтных ситуациях специалистам необходимо принимать решение в противоречивых условиях, проявлять исключающие друг друга качества (осторожность и готовность к риску). Например, работа инженера-электрика в условиях действующей промышленной электроустановки.

Профессиональную адаптацию можно рассмотреть: как процесс восприятия специалиста к быстроменяющимся условиям профессиональной среды так и – результат процесса этого восприятия. Способность человека к адаптации связана с сопоставлением результатов и целей профессиональной деятельности. Соответствие этих двух компонентов дает характер поведения специалиста, степень его эффективности, психологическое состояние человека в труде.

Адаптационные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием удачного приспособления к меняющимся условиям профессиональной среды и определяют адекватные требования поведения специалиста, его эффективное взаимодействия с этой средой без тяжелого нервно-психологического напряжения. Эффективно пройти адаптацию помогает адекватное восприятие человеком своей профессиональной роли и профессиональных связей. Адекватность в большей степени зависит от уровня интеллекта.

Когда человек осознает свои потенциальные возможности, перспективы профессионального и личностного роста это побуждает его постоянному поиску, творчеству, возможности выбора, экспериментированию. Важной характерной чертой профессионала высокого уровня, проявляющейся в ситуации творческого поиска, является способность делать выбор и нести ответственность за этот выбор.

Непрерывное совершенствование промышленных технологий, внедрение более современных технических средств производства, применение все более изменившихся вычислительных устройств в электрооборудовании ведет к необходимости постоянной адаптации студента, будущего инженера к изменившемся условиям. Изменение технологий означает перемены в производственных процессах и профессиональной деятельности. Происходит изменение ценностных ориентаций, системы конкретных знаний, целевых установок человека.

В общем случае применимо два варианта развития событий.

Первый вариант – время жизни технологии больше или соразмерно со временем профессиональной жизни специалиста. Прежде всего, это относится к механическому оборудованию всех отраслей энергетики. В этом случае адаптация специалистов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется благодаря пополнению знаний в условиях существующей системы повышения квалификации. К таким специалистам можно отнести технологов и механиков, которые обслуживают оборудование.

Второй вариант – это случай связанный с тем, что время жизнеспособности технологии меньше профессиональной жизни специалиста. Это относятся к технологиям передачи и обработки информации, способам выработки управляющих и корректирующих сигналов для систем автоматического управления электрооборудованием. В этих условиях успешностью профессиональной деятельности, становится умение перестраивать резкое изменение производственных экономических и социальных отношений. Поэтому так важна активная жизненная позиция, способность к постоянному самообразованию специалиста - инженера электротехнического профиля.

О способностях человека часто судят по его продуктивности, которая зависит как от природных задатков, так и от развития соответствующих умений и операций, а уровень развития умений и навыков зависит от обучения и воспитания. Поэтому часто встречаются люди, изначально более одаренные, достигают незначительных результатов и их продуктивность мала. Тогда как люди менее одаренные природой, но хорошо обученные, со сформированными личностными качествами (например, волевой характер), становятся существенно более успешными в профессиональной деятельности.

Способности возможно развить несколькими путями:

1. Углубление и расширение знаний и интересов.

2. Формирование волевых качеств, направленности, характера личности.

3. Обогащения деятельности профессиональными знаниями и умениями.

4. Развитие критического отношения к деятельности и к себе.

Подводя итоги изложенному выше, можно сделать такие выводы. Анализ составляющих профессиональной деятельности инженера показал необходимость усовершенствования методологических разработок и создания новых обучающих программ для подготовки будущих специалистов. Дальнейшего изучения требуют вопросы повышения эффективности профессиональной деятельности и адаптации инженера.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Зеер Э. Ф. Личностно-ориетированное профессиональное образование/Зеер Э. Ф. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. Ун-т, 1998. 300 с.

2. Дружилов С. А. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма инженеров-электриков в вузе / С. А. Дружилов // Электрика: Ежемесячный научный, производственно-технический и информационно-аналитический ж-л. М.: Изд-во «Наука и технология», 2006. – № 4. – С. 29-33.

3. Завалишина Д. Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития / Завалишина Д. Н. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 376 с.


Подано до редакції 24.10.12

_______________