УДК 621.3: 378
П. В. Бугаева,
Е. В. Савченко
(СНУЯЄП, г.Севастополь)
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И СПОСОБНОСТЕЙ
ИНЖЕНЕРА
В статье проанализирована взаимосвязь профессиональной деятельности и
способностей студентов – будущих инженеров.
Ключевые слова: профессиональная деятельность,
способности инженера, профессиональная адаптация.
Современному обществу необходимы инициативные
самостоятельные специалисты, которые способны совершенствовать личную
деятельность, готовые быстро обновлять знания и умения. Инженерная деятельность
занимает ведущие место в культуре сегодняшнего дня. Но задав вопросы инженеру: «Что
такое инженерная деятельность? В чем ее особенности?», получить ответ от
каждого представителя этой профессии вряд ли получится. При решении задач
профессиональной подготовки инженера-электрика необходимо определить критерии и
уровни профессиональной успешности.
Анализ научно-методической литературы
показывает, что определение способностей и профессиональной успешности рассматривается в работах многих
ученых. Теория деятельностного подхода к процессу усвоения знаний и развитие
личности изучались Б.Г. Ананьевым, Э. Берном, Л.С. Выготским, Н.В. Гришиной, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и
др. Теорией компетентностно-ориентиро-ванного подхода к
обучению занимались В. И. Байденко, Н. М. Бибик, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. В. Шапкин
и др. Современный этап развития образования Украины тоже характеризуется
активными исследованиями в теории компетентностного подхода такими учеными как В. И. Байденко, Н. М. Бибик, О. В. Овчарук, Е. И. Пометун, С. А. Раков, А. Я. Савченко, А. В. Хуторский
и др. В работах Н. Г. Ничкало, И. Л. Ликарчук, А. С. Калюжного анализируются проблемы
реформирования профессионального образования в Украине.
Профессиональная
деятельность инженера охватывает не только техническую часть (электрическое устройство,
электрическая схема и т.д.) промышленной системы. Техническое устройство, в
итоге, будет выступать в качестве средства взаимодействия с другими специалистами
смежных электротехнических профессий. Следует учитывать, что профессиональная
деятельность инженера-электрика осуществляется в условиях реальной
социально-психологической среды, человеческого окружения, которое требует постоянного
взаимодействия и общения в процессе совместного труда.
Понятие «профессиональная успешность»
само по себе неоднозначно, оно включает производительность и продуктивность
труда. Для оценки успешности значение имеет безошибочность действий и качество
продукции. Если невозможно количественно оценить и при высоком уровне
безошибочности (надежности) показателем успешности служит уровень сложности
решаемой проблемы. Вместе с перечисленными показателями успешности необходимо
учитывать психические и нервные затраты, которые нужны для достижения
результата, а также степень удовлетворенности специалиста своим трудом.
Немаловажным в
профессиональной успешности является понятие компетенции. Компетентность в работах
по социальной психологии служит основой профессионализма и определяется как
совершенное знание своего дела, сущность выполняемой работы, сложность связей,
явлений и процессов, возможных способов достижения поставленной цели [1].
Специалисты по
психологии труда различают несколько уровней профессиональной успешности:
· М.Д. Устюжников – номинальный, потенциальный, перспективный, оптимальный;
· В.А. Бодров и В.Л. Марищук – первичный, основной, профессиональный,
творческий;
· М.А. Дмитриева – номинальный, потенциальный, оптимальный.
Для оценки уровня
профессиональной успешности применим вариант М.А. Дмитриевой как основной.
Уточним эти уровни не только как возможность
оценки, но и как развитие у инженера-электрика знаний, умений и навыков.
Обозначим начальный (нижний) уровень профессиональной успешности как учебный,
т.е. выделим потенциальную возможность дальнейшего саморазвития и
самосовершенствования специалиста. Средний уровень, который характеризует
необходимую профессиональную успешность, можно обозначить как основной или
нормативный. И наконец, высший уровень профессиональной успешности обозначаем
как оптимальный или перспективный, т.е. такой к которому профессионал должен
стремиться в перспективе. Перечисленные три уровня мы относим к основной
системе оценивания успешности. Дополнительный можно обозначить как творческий
уровень, т.е. уровень связан с переходом деятельности за пределы «хорошего»
специалиста. Инженеры этого уровня значительно отличаются от «хорошего»
профессионала.
Схема 1 Уровни профессиональной
успешности
Необходимо отметить, что
профессионализм проявляется в высоких результатах деятельности и в
психологических состояниях человека. Поэтому важно выделить две группы
критериев эффективности:
1) объективные
(внешние) критерии, ориентирующие на оценку результативности выполнения
профессиональной задачи;
2) внутренние,
психологические критерии оценки деятельности [2].
Первую группу критериев будут
характеризовать такие показатели результативности, как качество производительности
и количество, произведенной продукции и др. Вторую группу критериев оценки
уровня профессионализма мы характеризуем по следующим показателям:
профессионально значимые качества; профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная мотивация; профессиональная
самооценка; возможности самообразования, саморегуляции, стрессоустойчивости;
особенности профессионального взаимодействия. Приведенный перечень критериев
возможно дополнить некоторыми показателями, которые будут отражать специфику
конкретной профессиональной деятельности.
Еще несколько лет
назад при приеме на работу в основном обращали внимание на анкетные, формальные
данные. Сейчас работодателя интересует прогноз успешности профессиональной
деятельности кандидата на трудоустройство, его реальные и потенциальные задатки
и способности, а также мотивы и склонности.
Способности определяются как
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной деятельности [3]. Задатки являются природной
основой способностей. Задатки могут создавать благоприятные условия для
развития соответственных способностей, для обучения и приобретения социального
опыта. Способность же рассматривают как индивидуально-психологические
особенности личности. Они являются условиями успешного выполнения любого вида
деятельности. Поэтому способности можно определить как совокупность свойств
человека, определяющая успешность получения знаний, умений и навыков в разных
сферах деятельности и жизни.
Способности можно разделить на общие и
специальные. Общие способности характеризуют уровень развития главных психических
функций и должны проявляться в любой деятельности. Эти способности зависят в
большей степени от генотипа человека и связаны с интеллектом. Специальные
возможности образуются объединением специфических свойств человека, которые необходимы
для конкретной деятельности (к примеру, способности к математике, физике,
технике, организаторской работе и т.д.). Невозможно отделить специальные
способности от основательного интереса к какому-либо предмету.
Уровень интеллектуального развития
личности во многом определяет общие способности. Такие способности важны в ситуациях,
которые требуют проявление различных, противоположных качеств. В экстремальных
или конфликтных ситуациях специалистам необходимо принимать решение в
противоречивых условиях, проявлять исключающие друг друга качества (осторожность
и готовность к риску). Например, работа инженера-электрика в условиях действующей
промышленной электроустановки.
Профессиональную адаптацию можно рассмотреть:
как процесс восприятия специалиста к быстроменяющимся условиям профессиональной
среды так и – результат процесса этого восприятия. Способность человека к
адаптации связана с сопоставлением результатов и целей профессиональной
деятельности. Соответствие этих двух компонентов дает характер поведения специалиста,
степень его эффективности, психологическое состояние человека в труде.
Адаптационные способности – это
индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием
удачного приспособления к меняющимся условиям профессиональной среды и определяют
адекватные требования поведения специалиста, его эффективное взаимодействия с
этой средой без тяжелого нервно-психологического напряжения. Эффективно пройти
адаптацию помогает адекватное восприятие человеком своей профессиональной роли
и профессиональных связей. Адекватность в большей степени зависит от уровня
интеллекта.
Когда человек осознает свои
потенциальные возможности, перспективы профессионального и личностного роста
это побуждает его постоянному поиску, творчеству, возможности выбора,
экспериментированию. Важной характерной чертой профессионала высокого уровня,
проявляющейся в ситуации творческого поиска, является способность делать выбор
и нести ответственность за этот выбор.
Непрерывное совершенствование промышленных
технологий, внедрение более современных технических средств производства,
применение все более изменившихся вычислительных устройств в электрооборудовании
ведет к необходимости постоянной адаптации студента, будущего инженера к изменившемся
условиям. Изменение технологий означает перемены в производственных процессах и
профессиональной деятельности. Происходит изменение ценностных ориентаций,
системы конкретных знаний, целевых установок человека.
В общем случае применимо два варианта
развития событий.
Первый вариант – время жизни технологии
больше или соразмерно со временем профессиональной жизни специалиста. Прежде всего, это относится к механическому
оборудованию всех отраслей энергетики. В этом случае адаптация специалистов к
изменяющимся условиям профессиональной деятельности осуществляется благодаря
пополнению знаний в условиях существующей системы повышения квалификации. К
таким специалистам можно отнести технологов и механиков, которые обслуживают
оборудование.
Второй вариант – это случай связанный с
тем, что время жизнеспособности технологии меньше профессиональной жизни
специалиста. Это относятся к технологиям передачи и обработки информации,
способам выработки управляющих и корректирующих сигналов для систем
автоматического управления электрооборудованием. В этих условиях успешностью
профессиональной деятельности, становится умение перестраивать резкое изменение
производственных экономических и социальных отношений. Поэтому так важна
активная жизненная позиция, способность к постоянному самообразованию специалиста
- инженера электротехнического профиля.
О способностях человека часто судят по
его продуктивности, которая зависит как от природных задатков, так и от
развития соответствующих умений и операций, а уровень развития умений и навыков
зависит от обучения и воспитания. Поэтому часто встречаются люди, изначально
более одаренные, достигают незначительных результатов и их продуктивность мала.
Тогда как люди менее одаренные природой, но хорошо обученные, со
сформированными личностными качествами (например, волевой характер), становятся
существенно более успешными в профессиональной деятельности.
Способности возможно развить
несколькими путями:
1. Углубление и расширение знаний
и интересов.
2. Формирование волевых качеств,
направленности, характера личности.
3. Обогащения деятельности
профессиональными знаниями и умениями.
4. Развитие
критического отношения к деятельности и к себе.
Подводя итоги
изложенному выше, можно сделать такие выводы. Анализ составляющих профессиональной
деятельности инженера показал необходимость усовершенствования методологических
разработок и создания новых обучающих программ для подготовки будущих
специалистов. Дальнейшего изучения требуют вопросы повышения эффективности
профессиональной деятельности и адаптации инженера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Личностно-ориетированное профессиональное
образование/Зеер Э. Ф. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. Ун-т, 1998. – 300 с.
2. Дружилов С. А. Формирование профессиональной компетентности и
профессионализма инженеров-электриков в вузе / С. А. Дружилов // Электрика: Ежемесячный научный,
производственно-технический и информационно-аналитический ж-л. – М.: Изд-во «Наука и технология», 2006.
– № 4. – С. 29-33.
3. Завалишина Д. Н. Практическое
мышление: Специфика и проблемы развития / Завалишина Д. Н. – М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2005. – 376 с.
Подано до редакції 24.10.12
_______________