УДК 159.98

Е. В. Заика, Е. В. Жорник

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ МНОГОКАНАЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА

ИНФОРМАЦИИ И ПРИЕМЫ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

 

Формирование способности к выполнению одновременных действий рассматривается как важное средство повышения эффективности когнитивных процессов. Предлагается методический прием и игровая тренинговая процедура для старшеклассников с использованием одновременного счета разнородных событий. Обсуждаются существенные условия проведения развивающих занятий и перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: параллельная переработка информации, познавательные процессы, внимание, развивающие тренинги, одновременный отсчет.

 


Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. В связи с проблемой повышения творческого потенциала молодежи особую актуальность приобретает традиционная для когнитивной психологии дискуссия о параллельности-последовательности переработки информации в психике. В многочисленных исследованиях показано, что эти два способа (сукцессивный и симультанный) обычно взаимно дополняют друг друга и не являются альтернативными. Все дело в особенностях задачи и в наличии внутренних средств деятельности, в частности, навыков и умений, связанных с операциями по переработке информации. В практическом отношении параллельная переработка информации представляется более продуктивной. Современная ситуация в труде, спорте, искусстве да и в быту или на досуге требует одновременного выполнения сразу нескольких задач или действий.

Анализ литературы по проблеме. Многими авторами показано, что переработка информации в режиме наиболее трудном для субъекта, параллельном (одновременное восприятие разнородных объектов, удерживание в памяти не связанных между собой впечатлений, принятие решения в условиях помех и исполнение сложно координированного моторного компонента), становится возможной при наличии таких сопутствующих факторов как научение, группировка воспринимаемых признаков, выявление значимых отличий ситуации и оперирование именно на уровне значимых ее элементов, владение конкретными алгоритмами и приемами и т.д. (см., например [1]). Основываясь на имеющихся отечественных и зарубежных разработках, можно предположить, что для того, чтобы психологические процессы приобрели расширенные возможности по одновременному доступу к разнородному стимульному материалу, необходимо сформировать у индивида внутренние средства в виде приемов для сортировки, группировки, опознания и категоризации воспринимаемых объектов.

Некоторые тренинговые процедуры для формирования таких умений и приемов рассматривались ранее в наших работах [2-5].

Цель статьи. Идея данной работы состоит в том, чтобы, формируя отдельные перцептивные и умственные (вычислительные) действия, и доводя их до автоматизма исполнения, мы получали возможность разгрузить сознательный контроль деятельности и за счет этого добивались бы повышения ее эффективности. Необходимо показать, что переработка информации человеком – это формируемый, управляемый процесс, и существуют эффективные подходы для целенаправленного концентрированного развития познавательной деятельности в "параллельном" режиме.

Изложение основного материала. Овладевая алфавитом или обучаясь умственному счету, мы приобретаем дополнительные внутренние средства деятельности, благодаря которым высвобождаются высшие, связанные с сознательным контролем, психические ресурсы, что открывает новые познавательные возможности.

Ранее нами был разработан и предложен методический прием, который основан на планомерном, частично раздельном и параллельном формировании действий, которые, будучи объединенными в единую систему, позволяют достичь синергического эффекта. То есть их суммарный результат приводит к качественным сдвигам в продуктивности познавательных процессов. Освоенные действия выступают как элементы некоторого комплекса, ориентированного на единый конечный результат. Речь идет о методическом приеме, реализованном в виде развивающих упражнений, организованных по типу "одновременный отсчет".

В ряде недавних публикаций проблема общего развития познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, внимания), а также более сложных, системных когнитивных образований (творческого потенциала, внутреннего плана действий, координации репрезентативных систем) ставится и решается в плане построения специальных игр и упражнений, которые осуществляются в рамках игрового тренинга познавательных процессов школьников [5].

В данной работе представлена общая схема, разработанной нами процедуры развития и совершенствования внутреннего плана действий и внимания у детей и подростков в основе которой лежит выполнение заданий по одновременному отсчету нескольких событий. Другие, созданные по данной схеме тренинги, предоставляют широкие возможности по обеспечению разного уровня сложности заданий, разного их типа (естественные и компьютерные), а также разных нюансов подбора и выполнения игровых заданий с учетом специфики контингента детей и конкретных требований к формируемым качествам.

Модель действия, на котором определялись возможности и условия формирования у школьников старших классов параллельной многоканальной переработки информации, в общем виде сводилась к раздельному подсчету одновременно происходящих различных событий в течение 5-12 минут. Вот одна из типичных ситуаций такого подсчитывания. Испытуемые сидят на стульях в спортивном зале. Перед их взором происходят различные события: несколько ребят играют в баскетбол, кто-то приседает, подпрыгивает, подтягивается и т.д. Задача каждого из испытуемых: не делая никаких записей, подсчитывать (чтобы потом четко назвать) количество следующих происходящих событий: 1) сколько раз мяч попадал в любую из двух баскетбольных корзин; 2) сколько пассов другим игрокам совершил этим мячом конкретный игрок Ваня; 3) сколько раз подтянулся периодически повисающий на турнике Петя; 4) сколько приседаний совершили Вова и Коля в сумме и т.п. При этом темп, ритмичность и степень одновременности этих событий может варьировать в широких пределах.

Для эффективного совершения таких параллельных вычислений испытуемым задаются конкретные средства самоорганизации этого достаточно сложного действия. Это, в частности, следующие алгоритмы: 1) подсчет с помощью пальцев рук. Руки лежат на столе близко друг к другу и к животу (или груди) ладонями вверх, пальцы разжаты. Первое событие – загибаем мизинец, 2-ое - безымянный палец, 3-е – средний, 4-ое – указательный, 5-ое – большой, 6-ое – разгибаем мизинец, 7-ое – разгибаем безымянный и т.п. После счета 10, когда пальцы окажутся распрямленными, поворачиваем руку ладонью вниз. Далее на счет 11 сгибаем мизинец, 12 – безымянный и т.д. После счета 20, когда рука приходит в то же положение, что и перед счетом 11, ее отодвигаем подальше от тела, вперед, и при счете от 21 до 30 загибаем пальцы аналогично описанному при счете от 1 до 10. Так, используя обе руки, можем легко отсчитывать два события; 2) Для отсчета еще двух подключаем ступни ног. Исходная позиция: ноги почти вместе, носками прямо вперед. Счет 1 – поднимаем вверх пальцы ног (но пятка на полу), счет 2 – поднимаем пятку (но пальцы на полу), счет 3 – внутреннюю часть стопы приподнимаем, на полу лишь ее внешний край, счет 4 – носок вовнутрь (пятка наружу), счет 5 – наоборот. Вычисления событий от 5 до 20 проводим аналогично, но только ноги слева отодвигаем (подальше от стула), потом придвигаем, но увеличиваем между ними расстояние (на ширину плеч или чуть больше), а потом, сохраняя эту же ширину, отодвигаем подальше от стула. Отсчитывание событий сводится к четкой фиксации каждого из них в соответствии с описанным алгоритмом. А ответ о количестве событий сводится к считыванию полученных показателей с обеих рук и обеих ног.

Проведенные исследования показали, что подавляющие большинство школьников 14-17 лет легко осваивают алгоритмы отсчитывания с помощью рук и ног и эффективно их применяют для решения экспериментальных задач. Уже после 5-6 занятий, проводимых нами в соответствии с правилами организации игрового тренинга познавательных процессов, ребята успешно выполняют эти и аналогичные задания по параллельной многоканальной переработке информации [3, 4]. Благодаря приобретенному ими этому умению у них улучшаются показатели внимания (его объема, концентрации, переключения, распределения), что позволяет описанную методику рекомендовать школьным психологам как средство формирования этих свойств внимания у старшеклассников.

Перспективу дальнейших исследований составляют выяснение возможностей формирования этого (или аналогичных ему) умений у младших школьников и у дошкольников.

Помимо выяснения самого факта возможности формирования такой счетной процедуры, были также определены условия наибольшей ее эффективности. Главные из них представлены ниже.

1. Для получения развивающего эффекта необходим некоторый критический объем упражнений, проведенных в ограниченных временных рамках.

2. Устойчивый эффект от занятий образуется при регулярном практическом использовании навыков и их освоении на различном перцептивном материале.

3. Применяемые упражнения легче усваиваются при наличии у субъекта сходных практических навыков, при имеющемся исполнительском мастерстве, развитой сенсомоторной координации, владении сложноорудийными профессиональными умениями.

4. Приобретенные в ходе упражнений навыки проникают в дальнейшем в другие сложно организованные виды деятельности в качестве интериоризованных действий, включенных операциональную основу этой новой деятельности.

5. Существует значительная индивидуальная вариативность получаемого эффекта. Способные индивиды быстро приобретают новые навыки, а малоспособные отвергают тренинг, хотя для них он имел бы особую пользу.

Таким образом, мы имеем основание сделать два общих вывода.

1. Формирование параллельной переработки информации возможно благодаря специальным тренинговым процедурам.

2. Существуют особые условия и индивидуальные ограничения для достижения высокой эффективности развивающих занятий.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Канеман Д. Внимание и усилие / Под ред. А.Н.Гусева. – М.: Смысл, 2006. – 287 с.

2. Заика Е.В., Жорник Е.В. Психотренинг в профессиональной деятельности: комплексные психологические занятия для операторов / Заика Е.В., Жорник Е.В.  // Практична психологія та соціальна робота. 2007. – № 3. С.49-51.

3. Заика Е.В. Упражнения на переключение внимания, чередования внутреннего плана умственных действий и других интеллектуальных операций / Заика Е.В. // Практична психологія та соціальна робота. – 2011. №8. – С. 23-29.

4. Заика Е.В. Одновременный отсчет нескольких событий как способ формирования внимания школьников / Заика Е.В. // Практична психологія та соціальна робота. – 2012. №6. С.34-45.

5. Заика Е.В. Игровой тренинг познавательных процессов учащихся: сущность и основные направления работы / Заика Е.В. // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна № 913. Серія психологія. 2010. С. 51–54.


Подано до редакції 21.09.12

_____________