УДК: 159. 964. 26

В. И. Колесникова, В. С. Густодымова

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ЗАВИСИМОСТИ В ПАРАДИГМЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА

 

В данной статье представлены результаты исследования, которое направлено на определение роли внутренней фемининности и маскулинности личности в процессе формирования психологической зависимости, а также изучение гендерных особенностей проявления данного феномена в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга.

Ключевые слова: психологическая зависимость, страсть к совершенству, маскулинность, фемининность, Анимус, Анима, аутентичность.

 


Постановка проблемы. Современный этап развития общества характеризуется с одной стороны развитием сложнейших индустриальных и информационных технологий, а с другой стороны сопровождается определенными преобразованиями в психической жизни индивида. Под влиянием культуры в обществе формируются каноны, идеалы, ценности, которые стали, не только трудны для достижения, но и предполагают наличие тенденции к отклонению от устоявшихся гендерных ролей. В современной жизни индивид оказывается совершенно бессильным перед влиянием культуры и природой собственной психики. Одним из симптомов наличия в обществе духовного кризиса является увеличение количества людей, страдающих от различных видов зависимостей.

С точки зрения юнгианской психологии истоки проблемы психологической зависимости лежат в духовном поиске, который отражается как на индивидуальных особенностях личности, так и на ее социальных взаимоотношениях.

Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления феномена психологической зависимости.

Изложение основного материала. Существует несколько отличных друг от друга подходов к проблеме изучения феномена психологической зависимости. Все они отражают взгляды и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как биологические и социальные детерминанты развития зависимости, механизмы ее формирования, индивидуальные и половозрастные особенности, определяющие развитие психологической зависимости.

В парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга феномен психологической зависимости рассматривается как навязчивое поведение, связанное с одержимостью какой-либо идеей. Зависимость выступает как одна из психологических защит, которая ставит цель установить контроль над собой, достичь социальной успешности, показать свою способность контролировать ощущения своего Я [5].

Юнгианский аналитик Мэрион Вудман в своей книге "Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости" отмечает, что в основе психологической зависимости лежит стремление к совершенству. Страсть к совершенству – с психологической точки зрения означает порабощение человека своим комплексом. Именно при стремлении к совершенству, скрывая одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивая другие, мы превращаемся в невротиков [2].

С точки зрения юнгианской психологии проблема формирования феномена психологической зависимости имеет глубинную природу и предопределяется, прежде всего, семейными, культурными, архетипическими аспектами, которые оказывают влияние на формирование основополагающих ценностей и установок личности.

Проведенное исследование направлено на определение роли внутренней фемининности и маскулинности личности в процессе формирования психологической зависимости, а также изучение гендерных особенностей проявления данного феномена.

На современном этапе развития общества имеется тенденция к поиску аутентичной фемининности и маскулинности. Этот поиск происходит на уровне коллективного бессознательного в равной степени, как у женщин, так и мужчин. Эта особенность создает предпосылки для формирования проблем личностного роста, в том числе и развития склонности к различным видам психологической зависимости.

В данном случае под фемининностью понимается эго-идентичность женщины, или Анима мужчины. Под маскулинностью имеется в виду эго-идентичность мужчины, или женский Анимус. [1]

Анима и Анимус являются психическими образами, каждый из них появился из архетипической фундаментальной структуры. В качестве фундаментальных форм они лежат в основе фемининных качеств мужчины и маскулинных качеств женщины, потому они и считаются противоположностями. Анима и Анимус представляют собой психические компоненты, лежащие ниже порога сознания, воздействующих из бессознательных слоев психики, поэтому они могут служить на пользу сознанию, но иногда становятся для него опасным – при одержимости. Анима (или соответственно, Анимус) является фактором, который обнаруживается в чьей-либо жизни, априори состоя из элементов оптимизма, реактивности и импульсивности у мужчин, или умения идти навстречу другому человеку, из убеждений и вдохновенности – у женщин. Одержимость Анимой или Анимусом настолько сильно изменяет личность, что на передний план выступают черты, которые обычно психологически приписываются другому полу. В любом случае вначале Персона теряет индивидуальность, а затем привлекательность и ценность. Мужчина начинает все больше покоряться Аниме и принципу Эроса; это приводит к беспокойству, повышенной раздражительности и сентиментальности – все то, что мы можем описать под неконтролируемой эмоциональностью. Женщина, которая подчинилась воздействию Анимуса или Логоса, приобретает качества упрямства, стремления к власти, контролю, управлению. Такие мужчина и женщина отличаются большой односторонностью [4].

В парадигме аналитической психологии термин аутентичность используется для различения человеческих действий, которые оказываются истинными по отношению к себе, к Самости. Неаутентичное поведение практические психоаналитики интерпретируют как оборонительное. Смысл этих терминов заключается в том, что "реальные" чувства и мотивы поведения человека отличаются от тех, которые он сам ощущает, его "неискренность" продиктована стремлением избежать столкновения с определенными аспектами ситуации или себя самого [4].

Для К.Г. Юнга мужское и женское означали, прежде всего, следующее. Во-первых, означали то, что социально во времена Юнга определялось как относящееся к мужскому и женскому полу. Феминная роль женщины в то время в значительной степени связывалась с межличностными отношениями: женщина воспринималась как жена, мать, помощница, а также со специфическими личностными характеристиками: эмоциональностью, утонченностью, хитростью, коварством, изысканностью, нежностью, проницательностью, эстетизмом и духовностью [5; 10]. Аналогичным образом маскулинная роль мужчины в то время понималась как его способность к рациональному логическому мышлению, включающему идею универсальности и одухотворенности [7; 8]. В социуме такой мужчина мыслился в качестве бизнесмена, человека, добивающегося успехов в своей профессии, карьере, кормильца в семье с присущими ему при этом специфическими личностными качествами, такими, как активность, гордость, благородство, великодушие, способность к разрешению проблем и к абстрагированию. Согласно коллективным социальным нормам, Логос в этом наборе черт именовался мужским принципом или началом. И, во-вторых (что особенно важно), К.Г. Юнг назвал эти два противоположных принципа человеческого поведения мужским и женским, чтобы указать, насколько они архетипичны в своем представлении на протяжении многих эпох человеческой истории: принцип Эроса (связности), воплощенный в женских фигурах, таких, как Афродита (мать Эроса), и принцип Логоса, представленный в мужских фигурах Аполлона и Христа [9; 12].

Со времени написания К.Г. Юнгом его работ произошли грандиозные перемены в социальном сознании европейцев относительно валидности половых культурных ролей, и, в частности, существенной смены коллективных представлений о мужском и женском [11].

Сегодня некоторые аналитики вообще усомнились в полезности обозначения Эроса женским, а Логоса мужским, так как и женщины, и мужчины разделяют и структурируют свою жизнь вокруг обоих принципов, и во имя целостности каждый индивид должен стремиться к подобному единству противоположностей [3; 13].

Мэрион Вудман отмечает, что поиск утраченной фемининности в настоящее время стал совершенно осознанным в жизни многих мужчин и женщин, сосредоточивших внимание на личностном и духовном росте. По-прежнему, остается тот факт, что маскулинность, связанная с традиционной патриархальностью, воспринимает появление фемининности как угрозу [1].

В результате возникает идеальное состояние маскулинности, которое отличается крайним стремлением к совершенству, чрезмерным преувеличением значения власти, стремлением к контролю, потребностью в жестких ограничениях, радикальной потерей доверия, связи с истинными потребностями и чувствами.

Радикальная потеря доверия составляет суть любой зависимости, проявляющейся в той или иной форме. Потеря доверия к своим чувствам, к себе ведет к замене, заполнению реальности какой-либо зависимостью.

Таким образом, как отмечает Мэрион Вудман, существенным в избавлении от зависимости является подчинение власти, превышающей власть Эго, которой Эго научилось доверять. С возрастанием доверия увеличивается связь между телом и Эго; обостряется чувствительность к психическому и физиологическому негативному воздействию, и тело обретает способность к самоочищению [1].

Необходима работа, направленная на осознание мужского и женского компонентов. Без этой работы мы снова и снова будем возвращаться к архаичным патриархальным образам, подчиняясь патриархальному порядку. Мы бессознательно принимаем содержащуюся в этих архетипических образах энергию, которая в отсутствие индивидуационного процесса на инфантильном уровне остается нетронутой. Эти изжившие себя патриархальные образы несут в себе энергию, которая является препятствием на пути к личностному росту.

Воздействие современной культуры, формирование определенных ценностей и идеалов проецирует на индивида искусственный образ, который лишает его самоощущения, отдаляет от истинных потребностей и чувств. В результате формируется чувство вины, ведущее к саморазрушению и формированию зависимости. Все истинные суждения, потребности, ценности остаются теневой стороной личности (теневой Анимус или Анима), которая, являясь неосознанной и непрожитой, оказывает пагубное воздействие, проявляясь в виде зависимости.

Индивиды, страдающие от различных видов зависимостей, испытывают страх перед реальной жизнью, недоверие к миру, предоставляющему им выбор. Для них не существует никаких гибких возможностей или уровней участия.

У мужчин проблема аутентичности фемининности и маскулинности в некоторых случаях может иметь более яркую выраженность, чем у женщин. Потеря самоощущения, расщепление и нарушение связи с аутентичными чувствами у мужчин происходит на более глубоком уровне. Анима может вознестись к идеалу, появляется стремление к избеганию жизненных трудностей, что приводит к уходу в зависимость. Мужчина уходит в мир совершенства, полностью посвящая себя науке или философии, или другому виду деятельности, окончательно отстранившись от полного неприятностей человеческого участия.

С целью изучения гендерных особенностей проявления феномена психологической зависимости было проведено исследование на базе ТНУ им. В.И. Вернадского. В нем принимали участие 164 респондента: 104 женщины и 60 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.

Перед проведением исследования на основе результатов теоретического анализа состояния проблемы в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга было выдвинуто предположение о том, что у мужчин с преобладанием фемининности степень проявления феномена психологической зависимости выше, чем у мужчин с преобладанием маскулинности. Соответственно было выдвинуто также предположение и о том, что степень проявления феномена психологической зависимости у женщин с преобладанием маскулинности выше, чем у женщин с преобладанием фемининности.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:

1)      Методика исследования маскулинности-фемининности личности С. Бэм;

2)      Опросник "Определение психологической зависимости", целью которого является исследование склонности к психологической зависимости от еды, от отношений с близкими людьми, от работы, от порядка и дисциплины, от мнения окружающих.

По результатам количественного анализа полученных данных было выявлено, что у мужчин преобладает склонность к психологической зависимости от отношений (высокий уровень – 7%; средний уровень – 60%); от порядка и дисциплины (высокий уровень – 7%; средний уровень – 47%), от мнения окружающих (высокий уровень – 3%; средний уровень – 28%).

У женщин преобладает склонность к психологической зависимости от отношений (высокий уровень – 9%; средний уровень – 55%); от мнения окружающих (высокий уровень – 6%; средний уровень – 26%).

Нами были определены различия между различными видами психологической зависимости у мужчин и женщин. Результаты представлены в табл. 1. Для их обработки был использован многофункциональный статистический критерий φ*– угловое преобразование Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.


Таблица 1

Различия (по критерию Фишера) между группами испытуемых по видам психологической зависимости

Выборка 1: 18-25 лет

Виды зависимости

Высокий уровень

Средний уровень

Зависимость от еды

 

 

Зависимость от отношений

r=0,039

r=0,05

Зависимость от работы

r=0,05

r=0,024

Зависимость от стремления к порядку и дисциплине

r=0,042

r=0,015

Зависимость от мнения окружающих

r=0,035

r=0,033

Выборка 2:32-45 лет

Виды зависимости

Высокий уровень

Средний уровень

Зависимость от еды

 

 

Зависимость от отношений

 

r=0,023

Зависимость от работы

r=0,032

r=0,034

Зависимость от стремления к порядку и дисциплине

r=0,037

r=0,016

Зависимость от мнения окружающих

r=0,05

r=0,034

 


Результаты проведенного исследования показали, что в выборке женщин с преобладанием маскулинных качеств в возрасте 18-25 лет была выявлена корреляционная связь с зависимостью от еды: R = 0,2007 (α≤0,0301).

У женщин в возрасте 32-45 лет с преобладанием маскулинности были выявлены следующие корреляционные связи:

а) зависимость от еды: R = 0,537853 (α≤0,02130)

б) зависимость от отношений: R = 0,482418 (α≤0,02728).

У женщин с преобладанием фемининности не было выявлено корреляционных связей с различными видами психологической зависимости в обеих возрастных группах.

Исходя из полученных данных, которые были получены в ходе исследования, склонности к психологической зависимости в связи с фемининностью-маскулинностью личности в возрасте 18-25 лет у мужчин с преобладанием фемининности была выявлена корреляционная связь с зависимостью от мнения окружающих: R= 0,626110 (α≤ 0,001).

В возрасте 32-45 лет у мужчин с преобладанием фемининных качеств были выявлены следующие корреляционные связи:

а) зависимость от отношений: R=0,623035 (α≤ 0,01);

б) зависимость от работы: R= 0,407046 (α≤ 0,04).

У мужчин с преобладанием маскулинности не было выявлено корреляционных связей с различными видами психологической зависимости в обеих возрастных выборках.

В обеих выборках и у мужчин и у женщин была обнаружена корреляционная связь с зависимостью от отношений. При преобладании маскулинных качеств у женщин (одержимость Анимой), так же как и при преобладании фемининных качеств у мужчин (одержимость Анимусом) возникает преувеличение ценности мужского (женского) принципов. Внутренняя маскулинность (фемининность) проецируется на другого человека, т.е. бессознательное содержание ощущается как внешнее.

Одержимость Анимой у мужчин приводит к неконтролируемой эмоциональности, неспособности к самостоятельному поведению, что побуждает возникновение проблем во взаимоотношениях с женщинами, в том числе и возникновение склонности к психологической зависимости от отношений.

У женщин одержимых Анимусом проецирование супер-Анимуса, подчинение установкам стремления к совершенству и власти приводит к возникновению проблем во взаимоотношениях с мужчинами, склонности к психологической зависимости от отношений, крайне критическим установкам, возникновению психосоматических симптомов, что является свидетельством наличия внутреннего конфликта.

В таком случае отсутствует понятие аутентичности относительно как маскулинности, так и фемининности.

В ходе исследования было выявлено, что в возрасте 32-45 лет, как у мужчин, так и у женщин уровень склонности к психологической зависимости выше, чем в возрасте 18-25 лет. Полученные данные мы связываем с тем, что на данном возрастном этапе происходит пересмотр жизненных ценностных ориентиров. Остается все меньше возможностей для внешних достижений и удовлетворяющей социальной реализации. Для многих людей наступает период фокусирования на смысле жизни, на обретении значимых отношений. Не всегда исход данного кризиса является благоприятным для личности.

Выводы:

1. В результате проведенного исследования была выявлена роль внутренней фемининности и маскулинности в процессе формирования феномена психологической зависимости, как у мужчин, так и у женщин.

2. Таким образом, было подтверждено предположение о том, что у мужчин с преобладанием фемининности степень проявления феномена психологической зависимости выше, чем у мужчин с преобладанием маскулинности.

3. Предположение о том, что степень проявления феномена психологической зависимости у женщин с преобладанием маскулинных качеств выше, чем у женщин с преобладанием фемининности также было подтверждено.

4. При сравнении результатов в обеих выборках по возрастному признаку, было выявлено, то и у мужчин и у женщин в возрасте 32-45 лет уровень склонности к психологической зависимости выше, чем в возрасте 18-25 лет.

5. В результате исследования гендерных особенностей склонности к различным видам психологической зависимости было выявлено, что в возрасте 18-25 лет в выборке женщин преобладает склонность к психологической зависимости от еды, в мужской выборке – к психологической зависимости от мнения окружающих.

В возрасте 32-45 лет и в женской и в мужской выборке преобладает склонность к психологической зависимости от отношений. У мужчин в данной возрастной выборке проявляется также склонность к психологической зависимости от работы.

Других гендерных различий в проявлении данного феномена выявлено не было.

6. Полученные результаты свидетельствуют о том, что немаловажную роль в проявлении склонности к психологической зависимости и у мужчин и у женщин играют психологический пол личности и особенности определенной возрастной стадии.

7. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, определяется ролевыми ожиданиями. Сегодня прежние полоролевые ожидания разрушились. Существует расхождение между ролевыми ожиданиями и истинными потребностями личности. Необходима работа, направленная на осознание мужского и женского компонентов. Без этой работы мы снова будем возвращаться к изжившим себя патриархальным образам, несущим в себе энергию, которая является препятствием на пути к личностному росту, создает предпосылки для следования прежним правилам, удобным привычкам и зависимостям.


ЛИТЕРАТУРА


1. Вудман Мэрион. Опустошенный жених (женская маскулинность) / Мэрион Вудман; [пер. с англ. В. Белопольский, В. Мершавка]. – М.: Когито-Центр, 2010. – 320 с.

2. Вудман Мэрион. Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / Мэрион Вудман; [пер. с англ. В. Мершавки]. – М.: Независимая фирма "Класс", 2006. – 272 с.

3. Моник Ю. Фаллос. Священный образ мужского / Юджин Моник. – М., 2000. – 136 с.

4. Самюэлз А., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь по аналитической психологии К. Г. Юнга / А. Самюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот. – М.: МНПП "ЭСИ". – 1994. – 183 с.

5. Холлис Дж. Душевные омуты / Джеймс Холлис. – Когито-Центр, 2008. – 192 с.

6. Юнг К.Г. Комментарий к "Тайне Золотого Цветка" / К.Г. Юнг // Йога и Запад. – Львов, 1994. – С. 136-141.

7. Юнг К.Г. Король и королева / К.Г. Юнг // Психология переноса.СПб., 1998. – С. 223-245.

8. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. – М., 1994.

9. Юнг К.Г. Персонификация противоположностей / К.Г. Юнг // Mysterium Coniunctionis. – M.; Киев, 1997.

10. Юнг К.Г. Теория Эроса / К.Г. Юнг // Психология бессознательного. – М., 1994. – С. 46-59.

11. Harding E. Woman's Mysteries: Ancient and Modern / E. Harding. – New York, 1971.

12. Neumann  E. Amor and Psyche / E. Neumann. – New York, 1956.

13. Sanford  J. The Invisible Partners / J. Sanford. – New York, 1980.


 

Подано до редакції 21.09.12

_____________