УДК: 159.
964. 26
В. И. Колесникова, В. С. Густодымова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ В ПАРАДИГМЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ К.Г. ЮНГА
В
данной статье представлены результаты исследования, которое направлено на
определение роли внутренней фемининности и маскулинности личности в процессе
формирования психологической зависимости, а также изучение гендерных особенностей
проявления данного феномена в парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга.
Ключевые слова: психологическая
зависимость, страсть к совершенству, маскулинность, фемининность, Анимус, Анима,
аутентичность.
Постановка проблемы. Современный
этап развития общества характеризуется с одной стороны развитием сложнейших
индустриальных и информационных технологий, а с другой стороны сопровождается
определенными преобразованиями в психической жизни индивида. Под влиянием
культуры в обществе формируются каноны, идеалы, ценности, которые стали, не
только трудны для достижения, но и предполагают наличие тенденции к отклонению
от устоявшихся гендерных ролей. В современной жизни индивид оказывается совершенно
бессильным перед влиянием культуры и природой собственной психики. Одним из симптомов
наличия в обществе духовного кризиса является увеличение количества людей, страдающих
от различных видов зависимостей.
С точки зрения юнгианской психологии истоки проблемы психологической зависимости лежат в духовном поиске, который отражается как на индивидуальных особенностях личности, так и на ее социальных взаимоотношениях.
Цель исследования: изучить гендерные особенности проявления феномена психологической зависимости.
Изложение основного материала. Существует
несколько отличных друг от друга подходов к
проблеме изучения феномена психологической зависимости. Все они отражают
взгляды и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного
времени. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы, как
биологические и социальные детерминанты развития зависимости, механизмы ее
формирования, индивидуальные и половозрастные особенности, определяющие
развитие психологической зависимости.
В парадигме аналитической психологии К.Г. Юнга феномен психологической зависимости рассматривается как навязчивое поведение, связанное с одержимостью какой-либо идеей. Зависимость выступает как одна из психологических защит, которая ставит цель установить контроль над собой, достичь социальной успешности, показать свою способность контролировать ощущения своего Я [5].
Юнгианский аналитик Мэрион Вудман в
своей книге "Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости"
отмечает, что в основе психологической
зависимости лежит стремление к совершенству. Страсть к совершенству – с психологической точки зрения означает
порабощение человека своим комплексом. Именно при стремлении к совершенству,
скрывая одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивая другие, мы
превращаемся в невротиков [2].
С точки зрения юнгианской психологии проблема формирования феномена психологической зависимости имеет глубинную природу и предопределяется, прежде всего, семейными, культурными, архетипическими аспектами, которые оказывают влияние на формирование основополагающих ценностей и установок личности.
Проведенное исследование направлено на определение роли внутренней фемининности и маскулинности личности в процессе формирования психологической зависимости, а также изучение гендерных особенностей проявления данного феномена.
На современном этапе развития общества имеется тенденция к поиску аутентичной фемининности и маскулинности. Этот поиск происходит на уровне коллективного бессознательного в равной степени, как у женщин, так и мужчин. Эта особенность создает предпосылки для формирования проблем личностного роста, в том числе и развития склонности к различным видам психологической зависимости.
В данном случае под фемининностью понимается эго-идентичность женщины,
или Анима мужчины. Под маскулинностью имеется в виду эго-идентичность мужчины,
или женский Анимус. [1]
Анима и Анимус являются психическими образами, каждый из них появился из архетипической фундаментальной структуры. В качестве фундаментальных форм они лежат в основе фемининных качеств мужчины и маскулинных качеств женщины, потому они и считаются противоположностями. Анима и Анимус представляют собой психические компоненты, лежащие ниже порога сознания, воздействующих из бессознательных слоев психики, поэтому они могут служить на пользу сознанию, но иногда становятся для него опасным – при одержимости. Анима (или соответственно, Анимус) является фактором, который обнаруживается в чьей-либо жизни, априори состоя из элементов оптимизма, реактивности и импульсивности у мужчин, или умения идти навстречу другому человеку, из убеждений и вдохновенности – у женщин. Одержимость Анимой или Анимусом настолько сильно изменяет личность, что на передний план выступают черты, которые обычно психологически приписываются другому полу. В любом случае вначале Персона теряет индивидуальность, а затем привлекательность и ценность. Мужчина начинает все больше покоряться Аниме и принципу Эроса; это приводит к беспокойству, повышенной раздражительности и сентиментальности – все то, что мы можем описать под неконтролируемой эмоциональностью. Женщина, которая подчинилась воздействию Анимуса или Логоса, приобретает качества упрямства, стремления к власти, контролю, управлению. Такие мужчина и женщина отличаются большой односторонностью [4].
В парадигме аналитической психологии термин аутентичность используется для различения человеческих действий, которые оказываются истинными по отношению к себе, к Самости. Неаутентичное поведение практические психоаналитики интерпретируют как оборонительное. Смысл этих терминов заключается в том, что "реальные" чувства и мотивы поведения человека отличаются от тех, которые он сам ощущает, его "неискренность" продиктована стремлением избежать столкновения с определенными аспектами ситуации или себя самого [4].
Для К.Г. Юнга мужское и женское означали, прежде
всего, следующее. Во-первых, означали то, что социально во времена Юнга
определялось как относящееся к мужскому и женскому полу. Феминная роль женщины
в то время в значительной степени связывалась с межличностными отношениями: женщина
воспринималась как жена, мать, помощница, – а
также со специфическими личностными характеристиками: эмоциональностью,
утонченностью, хитростью, коварством, изысканностью, нежностью, проницательностью,
эстетизмом и духовностью [5; 10]. Аналогичным образом маскулинная роль мужчины
в то время понималась как его способность к рациональному логическому мышлению, включающему идею
универсальности и одухотворенности [7; 8]. В социуме такой мужчина мыслился в
качестве бизнесмена, человека, добивающегося успехов в своей профессии,
карьере, кормильца в семье с присущими ему при этом специфическими личностными
качествами, такими, как активность, гордость, благородство, великодушие,
способность к разрешению проблем и к абстрагированию. Согласно коллективным
социальным нормам, Логос в этом наборе черт именовался мужским принципом или
началом. И, во-вторых (что особенно важно), К.Г. Юнг назвал эти два противоположных
принципа человеческого поведения мужским и женским, чтобы указать, насколько они
архетипичны в своем представлении на протяжении многих эпох человеческой
истории: принцип Эроса (связности), воплощенный в женских фигурах, таких, как
Афродита (мать Эроса), и принцип Логоса, представленный в мужских фигурах
Аполлона и Христа [9; 12].
Со времени написания К.Г.
Юнгом его работ произошли грандиозные перемены в социальном сознании европейцев
относительно валидности половых культурных ролей, и, в частности, существенной
смены коллективных представлений о мужском и женском [11].
Сегодня некоторые аналитики
вообще усомнились в полезности обозначения Эроса женским, а Логоса мужским, так
как и женщины, и мужчины разделяют и структурируют свою жизнь вокруг обоих
принципов, и во имя целостности каждый индивид должен стремиться к подобному единству
противоположностей [3; 13].
Мэрион Вудман отмечает, что поиск утраченной фемининности в настоящее время стал совершенно осознанным в жизни многих
мужчин и женщин, сосредоточивших внимание на личностном и духовном росте.
По-прежнему, остается тот факт, что маскулинность, связанная с традиционной
патриархальностью, воспринимает появление фемининности как угрозу [1].
В результате возникает идеальное состояние маскулинности, которое
отличается крайним стремлением к совершенству, чрезмерным преувеличением значения
власти, стремлением к контролю, потребностью в жестких ограничениях,
радикальной потерей доверия, связи с истинными потребностями и чувствами.
Радикальная потеря доверия составляет
суть любой зависимости, проявляющейся в той или иной форме. Потеря доверия к
своим чувствам, к себе ведет к замене, заполнению реальности какой-либо зависимостью.
Таким образом, как отмечает Мэрион Вудман, существенным в избавлении от зависимости является подчинение власти, превышающей власть Эго, которой Эго научилось доверять. С возрастанием доверия увеличивается связь между телом и Эго; обостряется чувствительность к психическому и физиологическому негативному воздействию, и тело обретает способность к самоочищению [1].
Необходима работа, направленная на
осознание мужского и женского компонентов. Без этой работы мы снова и снова будем
возвращаться к архаичным патриархальным образам, подчиняясь патриархальному порядку.
Мы бессознательно принимаем содержащуюся в этих архетипических образах энергию,
которая в отсутствие индивидуационного процесса на инфантильном уровне остается
нетронутой. Эти изжившие себя патриархальные образы несут в себе энергию,
которая является препятствием на пути к личностному росту.
Воздействие современной культуры, формирование определенных ценностей и идеалов проецирует на индивида искусственный образ, который лишает его самоощущения, отдаляет от истинных потребностей и чувств. В результате формируется чувство вины, ведущее к саморазрушению и формированию зависимости. Все истинные суждения, потребности, ценности остаются теневой стороной личности (теневой Анимус или Анима), которая, являясь неосознанной и непрожитой, оказывает пагубное воздействие, проявляясь в виде зависимости.
Индивиды, страдающие от различных видов зависимостей, испытывают страх перед реальной жизнью, недоверие к миру, предоставляющему им выбор. Для них не существует никаких гибких возможностей или уровней участия.
У мужчин проблема аутентичности фемининности и маскулинности в некоторых случаях может иметь более яркую выраженность, чем у женщин. Потеря самоощущения, расщепление и нарушение связи с аутентичными чувствами у мужчин происходит на более глубоком уровне. Анима может вознестись к идеалу, появляется стремление к избеганию жизненных трудностей, что приводит к уходу в зависимость. Мужчина уходит в мир совершенства, полностью посвящая себя науке или философии, или другому виду деятельности, окончательно отстранившись от полного неприятностей человеческого участия.
С целью изучения гендерных
особенностей проявления феномена психологической зависимости было проведено
исследование на базе ТНУ им. В.И. Вернадского. В нем принимали участие 164
респондента: 104 женщины и 60 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.
Перед проведением исследования на
основе результатов теоретического анализа состояния проблемы в парадигме аналитической
психологии К.Г. Юнга было выдвинуто предположение о том, что у мужчин с преобладанием
фемининности степень проявления феномена психологической зависимости выше, чем
у мужчин с преобладанием маскулинности. Соответственно было выдвинуто также
предположение и о том, что степень проявления феномена психологической
зависимости у женщин с преобладанием маскулинности выше, чем у женщин с
преобладанием фемининности.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики:
1) Методика исследования маскулинности-фемининности личности С. Бэм;
2) Опросник "Определение психологической зависимости", целью которого является исследование склонности к психологической зависимости от еды, от отношений с близкими людьми, от работы, от порядка и дисциплины, от мнения окружающих.
По результатам количественного анализа полученных данных было выявлено, что у мужчин преобладает склонность к психологической зависимости от отношений (высокий уровень – 7%; средний уровень – 60%); от порядка и дисциплины (высокий уровень – 7%; средний уровень – 47%), от мнения окружающих (высокий уровень – 3%; средний уровень – 28%).
У женщин преобладает склонность к психологической зависимости от отношений (высокий уровень – 9%; средний уровень – 55%); от мнения окружающих (высокий уровень – 6%; средний уровень – 26%).
Нами были определены различия между
различными видами психологической зависимости у мужчин и женщин. Результаты
представлены в табл. 1. Для их обработки был использован многофункциональный статистический критерий
φ*– угловое преобразование Фишера, который оценивает достоверность
различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован
интересующий нас эффект.
Таблица 1
Различия (по
критерию Фишера) между группами испытуемых по видам психологической зависимости
Выборка
1: 18-25 лет |
||
Виды зависимости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Зависимость от еды |
|
|
Зависимость от отношений |
r=0,039 |
r=0,05 |
Зависимость от работы |
r=0,05 |
r=0,024 |
Зависимость от стремления к порядку и дисциплине |
r=0,042 |
r=0,015 |
Зависимость от мнения окружающих |
r=0,035 |
r=0,033 |
Выборка 2:32-45 лет |
||
Виды зависимости |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Зависимость от еды |
|
|
Зависимость от отношений |
|
r=0,023 |
Зависимость от работы |
r=0,032 |
r=0,034 |
Зависимость от стремления к порядку и дисциплине |
r=0,037 |
r=0,016 |
Зависимость от мнения окружающих |
r=0,05 |
r=0,034 |
Результаты проведенного исследования
показали, что в выборке женщин с преобладанием маскулинных качеств в возрасте
18-25 лет была выявлена корреляционная связь с зависимостью от еды: R = 0,2007 (α≤0,0301).
У женщин в возрасте 32-45 лет с преобладанием маскулинности были выявлены следующие корреляционные связи:
а) зависимость от еды: R = 0,537853 (α≤0,02130)
б) зависимость от отношений: R = 0,482418
(α≤0,02728).
У женщин с преобладанием фемининности не было выявлено корреляционных связей с различными видами психологической зависимости в обеих возрастных группах.
Исходя из полученных данных, которые были получены в ходе исследования, склонности к психологической зависимости в связи с фемининностью-маскулинностью личности в возрасте 18-25 лет у мужчин с преобладанием фемининности была выявлена корреляционная связь с зависимостью от мнения окружающих: R= 0,626110 (α≤ 0,001).
В возрасте 32-45 лет у мужчин с преобладанием фемининных качеств были выявлены следующие корреляционные связи:
а) зависимость от отношений: R=0,623035 (α≤
0,01);
б) зависимость от работы: R= 0,407046 (α≤ 0,04).
У мужчин с преобладанием маскулинности не было выявлено корреляционных связей с различными видами психологической зависимости в обеих возрастных выборках.
В обеих выборках и у мужчин и у женщин была обнаружена корреляционная связь с зависимостью от отношений. При преобладании маскулинных качеств у женщин (одержимость Анимой), так же как и при преобладании фемининных качеств у мужчин (одержимость Анимусом) возникает преувеличение ценности мужского (женского) принципов. Внутренняя маскулинность (фемининность) проецируется на другого человека, т.е. бессознательное содержание ощущается как внешнее.
Одержимость Анимой у мужчин приводит к неконтролируемой эмоциональности, неспособности к самостоятельному поведению, что побуждает возникновение проблем во взаимоотношениях с женщинами, в том числе и возникновение склонности к психологической зависимости от отношений.
У женщин одержимых Анимусом проецирование супер-Анимуса, подчинение установкам стремления к совершенству и власти приводит к возникновению проблем во взаимоотношениях с мужчинами, склонности к психологической зависимости от отношений, крайне критическим установкам, возникновению психосоматических симптомов, что является свидетельством наличия внутреннего конфликта.
В таком случае отсутствует понятие
аутентичности относительно как маскулинности, так и фемининности.
В ходе исследования было выявлено, что в возрасте 32-45 лет, как у мужчин, так и у женщин уровень склонности к психологической зависимости выше, чем в возрасте 18-25 лет. Полученные данные мы связываем с тем, что на данном возрастном этапе происходит пересмотр жизненных ценностных ориентиров. Остается все меньше возможностей для внешних достижений и удовлетворяющей социальной реализации. Для многих людей наступает период фокусирования на смысле жизни, на обретении значимых отношений. Не всегда исход данного кризиса является благоприятным для личности.
Выводы:
1. В результате проведенного
исследования была выявлена роль внутренней фемининности и маскулинности в
процессе формирования феномена психологической зависимости, как у мужчин, так и
у женщин.
2. Таким образом, было подтверждено предположение о том, что у мужчин с преобладанием фемининности степень проявления феномена психологической зависимости выше, чем у мужчин с преобладанием маскулинности.
3. Предположение о том, что степень проявления феномена психологической зависимости у женщин с преобладанием маскулинных качеств выше, чем у женщин с преобладанием фемининности также было подтверждено.
4. При сравнении результатов в обеих выборках по возрастному признаку, было выявлено, то и у мужчин и у женщин в возрасте 32-45 лет уровень склонности к психологической зависимости выше, чем в возрасте 18-25 лет.
5. В результате исследования гендерных
особенностей склонности к различным видам психологической зависимости было
выявлено, что в возрасте 18-25 лет в выборке женщин преобладает склонность к
психологической зависимости от еды, в мужской выборке – к психологической
зависимости от мнения окружающих.
В возрасте 32-45 лет и в женской и в мужской выборке преобладает склонность к психологической зависимости от отношений. У мужчин в данной возрастной выборке проявляется также склонность к психологической зависимости от работы.
Других гендерных различий в проявлении данного феномена выявлено не было.
6. Полученные результаты свидетельствуют о том, что немаловажную роль в проявлении склонности к психологической зависимости и у мужчин и у женщин играют психологический пол личности и особенности определенной возрастной стадии.
7. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, определяется ролевыми ожиданиями. Сегодня прежние полоролевые ожидания разрушились. Существует расхождение между ролевыми ожиданиями и истинными потребностями личности. Необходима работа, направленная на осознание мужского и женского компонентов. Без этой работы мы снова будем возвращаться к изжившим себя патриархальным образам, несущим в себе энергию, которая является препятствием на пути к личностному росту, создает предпосылки для следования прежним правилам, удобным привычкам и зависимостям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вудман Мэрион.
Опустошенный жених (женская маскулинность) / Мэрион Вудман; [пер. с англ. В. Белопольский,
В. Мершавка]. – М.: Когито-Центр, 2010. – 320 с.
2. Вудман Мэрион.
Страсть к совершенству: Юнгианское понимание зависимости / Мэрион Вудман; [пер.
с англ. В. Мершавки]. – М.: Независимая фирма "Класс", 2006. – 272 с.
3. Моник Ю. Фаллос. Священный образ мужского / Юджин Моник. – М.,
2000. – 136 с.
4. Самюэлз А.,
Шортер Б., Плот Ф.
Критический словарь по аналитической психологии К. Г. Юнга / А. Самюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот. – М.: МНПП "ЭСИ". – 1994. –
183 с.
5. Холлис Дж.
Душевные омуты / Джеймс Холлис. – Когито-Центр, 2008. – 192 с.
6. Юнг К.Г. Комментарий к "Тайне Золотого Цветка" / К.Г.
Юнг // Йога и Запад. – Львов, 1994.
– С. 136-141.
7. Юнг
К.Г. Король и королева / К.Г. Юнг // Психология переноса.
– СПб., 1998. – С. 223-245.
8. Юнг К.Г. О
психологии восточных религий и философий. – М., 1994.
9. Юнг К.Г. Персонификация противоположностей / К.Г. Юнг // Mysterium Coniunctionis. – M.; Киев, 1997.
10. Юнг К.Г. Теория Эроса /
К.Г. Юнг // Психология бессознательного. – М., 1994. – С. 46-59.
11.
Harding E. Woman's Mysteries: Ancient and Modern / E. Harding. – New York, 1971.
12. Neumann E. Amor and Psyche / E. Neumann. – New
York, 1956.
13. Sanford J. The Invisible Partners / J. Sanford. – New York, 1980.
Подано
до редакції 21.09.12
_____________