УДК 159.097.87

Т. С. Горячая

ФЕНОМЕН ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ

И В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛОВИИ

 

В статье излагаются подходы к пониманию особенностей человеческой природы в контексте двух парадигм: психологической науки и христианского богословия. Для психологической науки особенно важным является положение христианства о том, что человек всегда может изменить качество своей жизни, он свободен в выборе пути изменения своей природы, при этом, центр ответственности за выбор находится в самом человеке. Таким образом, имея единый предмет исследования, христианские богословы и психологическая наука, несмотря на разность парадигм, взаимно обогащая и дополняя друг друга, ведут человека к построению нового знания о собственной природе, в том числе и о своем поведении в окружающем мире.

 


Изучение природы человека всегда было первоначальной задачей психологической науки. Особенную остроту получила эта проблема сегодня, когда большинство экономических, экологических и духовных кризисов общества обуславливается человеческим фактором, а качество жизни и само существование человечества будут зависеть от того, насколько каждый его представитель продвинется в понимании себя и своего предназначения.

Вместе с тем, разнообразные психологические направления объяснения феномена природы человека, множество выдвинутых по этому поводу концепций, до сих пор не дают ясного и точного его понимания. Этим объясняется возросший интерес психологов к религиозным воззрениям на природу человека (М.Ю. Кондратьев, А.В. Лоргус, В.А.Пономаренко, М.Р.Розин, В.И. Слободчиков, Х.Фридман, Т. Де Чикко, О.С.Чабан, Б.Г. Херсонский), которые, возможно, станут тем недостающим звеном в столь необходимой информации, проливающей свет на сущность этого феномена.

Целью настоящей статьи является изучение подходов к пониманию особенностей человеческой природы в контексте двух парадигм: психологической науки и христианского богословия. В теоретическом плане исследуемая проблема ведёт к обогащению теории вопроса, в практическом – поможет психологу в работе с клиентом.

 Рассмотрим некоторые проблемы, существующие на данный момент в психологии в подходах к изучению феномена человеческой природы, которые, возможно, удастся разрешить при сближении психологических воззрений на природу человека с религиозными.

Так, с одной стороны, данные научной психологии, касающиеся природы человека, неоднозначны и противоречивы. Это во многом зависит от теоретических позиций авторов. Зачастую основные теоретические положения являются одной из граней мировоззрения самого ученого, частью его индивидуальности, его личного опыта, наряду с другими глубоко укоренившимися убеждениями, основополагающими ценностями и установками. С другой стороны, при изучении исследуемого феномена в психологии делается акцент на изучении теорий личности, поскольку в них отражены умозрительные заключения теоретиков о природе человека, что может привести к смешиванию понятий "природа человека" и "личность". Последние зачастую употребляются как синонимы. В работе "Феномен личности в психологии и в христианском богословии" мы попытались дать ответ на вопрос о личности [6]. На наш взгляд, понятие "природы человека" более широкое.

Основные положения о природе человека в психологии можно представить в виде следующих полярных понятий: свобода—детерминизм; рациональность-иррациональность; холизм — элементализм; конституционализм — инвайронментализм; изменяемость — неизменность; субъективность объективность; проактивность — реактивность; гомеостаз — гетеростаз; познаваемость — непознаваемость. Вышеперечисленные положения представляют собой относительно постоянные биполярные шкалы, и любой теоретик может обозначить свою позицию в виде определенной точки между этими крайними полюсами.

Свет на природу человека проливают ответы на вопросы: "Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?", "Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?". Психологические концепции мотивации и развития человека предлагают разнообразие видения его природы. В частности, концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования человека меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Процессуальные аспекты функционирования индивидуума фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека.

Раскрывая природу человека, важно проанализировать различные концепции толкования структуры личности, которая связана с относительно неизменными, стабильными характеристиками людей, демонстрируемых ими в разных ситуациях и в разное время. Они выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики и являются основным признаком любой теории личности. И опять-таки в психологической науке нет единого подхода к решению этого вопроса. Персонологи, для объяснения того, что представляют собой люди, предложили каждый свою концепцию. Одной из них является концепция черт личности, - ведущие авторитеты в области изучения черт личности полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк). Структуру личности описывали при помощи концепции типа личности (например, по мнению К.Юнга, люди делятся на две категории: интровертов и экстравертов). Подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщённые поведенческие характеристики. Достаточно сложное описание структуры и её организации предлагает З. Фрейд, разделяя личность на три уровня — ид, эго и супер-эго. Примером других, более просто организованных систем, может служить теория личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком в области когнитивной психологии Д. Келли.

Такие базисные положения глубоко и основательно влияют на осознание природы человека. Они является ключевым компонентом в теориях личности. Вместе с тем, все эти психологические теории расходятся в том, какова структура личности, каким путём идет развитие и изменение человека в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное его развитие, а также в определении роли генетических и средовых факторов в этом процессе.

Таким образом, можно заключить, что достижения психологической науки в направлении изучения природы личности достаточно разнопланово и, вместе с тем, ограничено. Многообразие концептуальных подходов не дают единой картины, они являются лишь условными гранями этого глубочайшего многогранного феномена человеческой природы. Именно потому, мы посчитали необходимым исследовать особенности видения природы человека в христианском богословии, ибо, корни этой проблемы уходят в христианство, как и само слово "личность" подарено психологии христианской культурой.

Раскрытие природы человека в христианской антропологии требует ответов на целый ряд нерешённых вопросов: с каких структурных компонентов состоит человек? Какие особенности характеризуют каждый структурный компонент? Каково их содержание, смысл, функции и взаимовлияние? А главное выявить основную движущую силу этого многогранного интегрального феномена.

Известно, что в Священном Предании есть две точки зрения на структуру человека, что обусловлено существованием двух взглядов на тождественность или не тождественность души и духа. Так, согласно дихотомической позиции, душа представляет собой особое, высшее в мире существо, не земное, а небесное, совершенно отличное от тела. Дух считали высшей частью души Св. Ириней Лионский, Св. Иоанн Златоуст, отчасти Св. Иоанн Дамаскин, подразумевая нередко, под духом благодатный дар Святого Духа. Существует также достаточно распространённая точка зрения о некоторой частичной тождественности души и духа, "промежуточности" души. О том, что душа и дух являются двумя сторонами одного духовного начала, утверждал известный патролог русского зарубежья XX века архим. Киприан (Керн).

В догматическом богословии существует антиномичный взгляд на душу как на низшую духовную сущность, имеющую способность к духовной жизни. Трихотомия представляет человека как тримерию тела, души и духа. При таком взгляде на человека описываются различия между душой и духом. Дух, сверхвременное и внепричинное, в человеке определяет и связывает, онтологически скрепляет все процессы в психике. "Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность; но можно и в людях видеть различные степени духовности", - пишет Святитель Лука (в прошлом, доктор медицины – Войно-Ясенецкий). Душу можно понимать как совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, несвойственных животным и некоторым людям [там же]. О них говорил апостол Иуда: Эти люди душевные, не имеющие духа [Иуд. 1,19]. При этом остается открытым вопрос о том, является ли дух составом природы каждого человека или только верующего в Бога, участвующего в таинствах, где подаются Дары Духа Святаго. По этому поводу Преподобный Максим Исповедник заключает: "Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову. Ибо Он... промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности"[5 ].

Христианские богословы, в частности, Феофан Затворник, утверждая единство человеческой природы, указывал на три стороны человеческой природы, следовательно, три стороны человеческой жизни: телесную, жизнь душевную - мысли, желания и чувства, жизнь духовную - её главные проявления: страх Божий, совесть и жажда Бога. Он полагал: "Телесная сторона – душа своим делом считает удовлетворение потребностей телесных… Жизнь душевная – душа вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – земного. И познания ее все строятся только на основании того, что дает опыт, и деятельность ее обращена на удовлетворение потребностей временной жизни, (её стороны: мыслительная, желательная, чувствующая). Третья сторона человеческой жизни: жизнь духовная. Главные проявления духовной жизни: страх Божий, совесть и жажда Бога. Дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу.

Представляют интерес для психологической науки взгляды Феофана Затворника на причины страданий людей. Так, он полагает: "Если б человек всегда в мысленной части держался здравомыслия, а в деятельности – благоразумия, то встречал бы в жизни наименьшую долю случайностей, неприятных его сердцу, и, следовательно, имел бы наибольшую долю счастья. Мысленная часть редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, и деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми не потребностями естества, а пришлыми страстями. Оттого и сердце покоя не имеет и, пока те стороны находятся в таком состоянии, иметь его не может. Больше всего тиранят сердце страсти…" [18].

Христианские богословы придают особенно важное значение духовной силе человека. Они утверждают, что "можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества…Совесть есть законодатель, блюститель закона, судья и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей… Жажда Бога выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу … Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от ангелов" [2].

 На наш взгляд, для психологической науки важными моментами, которые укажут на перспективные цели работы с клиентами, есть положения Святоотеческого Предания об особенностях проявления Духа в структуре человека. Так, "вследствие соединения души с Духом, утверждает Феофан Затворник, происходит одуховления души во всех сторонах ее жизни - мысленной, деятельной и чувствующей. В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или даже и выше - стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностью, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему … В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввести ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте. Собственное дело этой части в душе - воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия со вне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская" [ 18 ].

Вместе с тем, обратим внимание на то, что феномен человеческой природы многогранен и степень проявления каждого из структурных компонентов в каждом отдельном человеке определяется множеством различных комбинаций, входящих в него компонентов и их взаимовлиянием. Таким образом, можно заключить, что существует возможность перехода из одного состояния в другое. При этом важным для психологии есть положение христианства о том, что человек всегда может изменить качество своей жизни, он свободен в выборе пути изменения своей природы.

 Святые Отцы сводят к следующим сторонам и степеням человеческую природу, разделяя человеческую жизнь на - жизнь духовную, духовно-душевную, собственно душев­ную, душевно-телесную –(сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятью, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), телесную. "Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах…Так как на какой бы степени ни находился человек, другие стороны его жизни остаются присущими в нем, то ни на одной степени он не бывает закабален так, чтобы уж и высвободиться не мог из сей кабалы, но всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую. Так и духовный человек может ниспасть в душевность и телесность и плотяный – подняться до духовности, когда тот возлюбит душевное и плотское, а этот взыщет духовного. Человек всегда свободен. Погасите самосознание и свободу - вы погасите дух, и человек стал не человек" [там же].

Важным есть позиция Святого Предания о том, что всякая из показанных степеней или проявлений нашей жизни натуральна в нас и, следовательно, не может быть неодобряема сама по себе. Не натурально и, следовательно, само по себе не одобрительно то состояние, в котором мысли блуждают, парят и бурлят, желания непостоянствуют, возбуждаемы будучи страстями - не натуральными нам, а пришлыми, - и чувства сердца волнуются и мятутся по причине сих же страстей. Блуждание помыслов, непостоянство желаний страстных и тревоги сердца непрестанно беспокоят нас, не давая ни одного дела сделать как должно и всегда почти сбивая нас с пути. Это болезнь хотя всеобщая и повсюдная, но не естественная, а нажитая нами произвольно. В этой связи приведём слова Макария Великого, он так изображал наблюдаемую сегодня сумятицу и гоньбу людей за чем-либо: "Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов. И Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся Отцу Моему, да не оскудеет вера ваша (Лк. 22,31-32). Ибо сие слово и определение, изреченное Создателем Каину явно: стеня и трясыйся, в тревоге, будеши на земле (Быт. 4,12), служит втайне образом и подобием для всех грешников, потому что род Адамов, преступив заповедь и сделавшись грешным, принял на себя втайне сие подобие. Люди приводятся в колебание непостоянными помыслами боязни, страха, всякого смущения, пожеланиями, многообразными всякого рода удовольствиями. Князь мира сего волнует всякую душу, не рожденную от Бога, и, подобно пшенице, непрестанно вращающейся в решете, разнообразно волнует человеческие помыслы, всех приводя в колебание и уловляя мирскими обольщениями, плотскими удовольствиями, страхованиями, смущениями" (Беседа 5).

В этом контексте важным есть постулат христианских богословов о преобладании душевности и плотяности как греховном состоянии человека, а господство духовной жизни называют нормой истинной жизни. Приведём одну из цитат из книги Феофана Затворника "Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться", которая наилучшим образом иллюстрирует позицию христианских богословов: "Кто духовен, тот не может не давать должного душевности и плотяности, только держит их не жирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, искусствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность – все он настоящий, полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный - не есть настоящий человек, как бы красным не являлся он вовне. Он - безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу" [18].

Христианские богословы единогласно утверждают: "по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное - а за ними и все свое внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Се - норма! Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности" [там же]. Можно допустить, что в силу многообразия всех возможных проявлений человеческой природы, обусловленных разным сочетанием и взаимовлиянием всех структурных компонентов, в процессе жизни избираются и закрепляются как основополагающие преимущественно те, которые связанны с индивидуально-волевым выбором каждого конкретного человека. В связи с этим, полагаем, что структурный компонент, (который является ведущим, главенствующим), как ведущий фактор обуславливает специфику свойств человека (личности).

Выводы. При рассмотрении конкретных исследований феномена природы человека в психологической науке обращает на себя внимание тот факт, что исследователи сосредоточились на отдельных аспектах данной проблемы, в частности, на теориях личности. Недостатком психологического многообразия концептуальных подходов есть то, что они не дают единой картины, они являются лишь условными гранями этого глубочайшего многогранного феномена человеческой природы.

Для психологической науки особенно важным является положение христианства о том, что человек всегда может изменить качество своей жизни, он свободен в выборе пути изменения своей природы, при этом, центр ответственности за выбор находится в самом человеке. Представляет также интерес для психологии постулат богословов о том, что господство духовной жизни есть норма истинной жизни человека, а, следовательно, избавиться от причин возникшей проблемы возможно при нацеливании на духовный путь развития. Особенно важно, чтобы психолог осознал особенности проявления духовного начала во всех сторонах жизни человека – мыслительной, деятельной и чувствующей. Эти знания помогут видеть истинные причины проблемы человека, воспринимать его целостно, и, таким образом, позволят рассматривать уникальную комбинацию свойств и качеств личности, их взаимоотношения и особенности динамики в рамках единой целостной системы "человек".

 Таким образом, имея единый предмет исследования, христианские богословы и психологическая наука, несмотря на разность парадигм, взаимно обогащая и дополняя друг друга, ведут человека к построению нового знания о собственной природе, в том числе и о своем поведении в окружающем мире.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Адлер А. – М.: Прогресс, 1995. – 296 с.

2. Архимандрит Георгий (Тертышников) Симфония по творениям Святителя Феофана Затворника Вышенского. В двух книгах. Книга 2. Архимандрит Георгий (Тертышников) Рязань "ЗЕНА".2003. С.496.

3. Библия. "Новая жизнь – Советский Союз". СССР. 1991. С. 1220.

4. Брянчанинов Игнатий. Собрание сочинений / Брянчанинов Игнатий. – М.: "Благо вест". 2001. Т.1 – С. 672.

5. Войно-Ясенецкий. Наука и религия / Войно-Ясенецкий. Симферополь: ОАО (СГТ), 2008. С. 160.

6. Горячая Т.С. Феномен "единства личности" в психологи и в христианском богословии // Проблеми сучасної психології / Горячая Т.С. //Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України. Вип. 8, 2010. – С. 208-218.

7. Гостев А. О проблеме становления религиозно ориентированного знания. Психология / Гостев А. // Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4 №4. С. 42-45.

8. Де Чикко Т. Найти Я в психологи, духовности и религии / Де Чикко Т. // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2007. Т.4. №4. С. 46-52.

9. Добротолюбие 1. Изд-во: ЗАО "Тираж-51". 2004. С. 782.

10. Добротолюбие 2. Изд-во: ЗАО "Тираж-51". 2004. С. 939.

11. Климишин І. Вчені знаходять Бога. Видання четверте, доповнене / І. Климишин. Івано-Франківськ: Вид.-во "Нова Зоря", 2004. С.94.

12. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии / Клеман О. [Перевод с французского Г.В.Вдовиной, под ред. А.И. Кырлежева]. – EditionsStock, 1993. – С.383.

13. Пономаренко В. С верой в науки о человеке / Пономаренко В. // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2007. Т.4. №4. С. 64-74.

14. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т.4. – №2-4.

15. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. Маслоу А. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

16. Cаннікова О. Феноменологія особистості: Вибранні психологічні праці / Cаннікова О. Одеса: СМИЛ, 2003. – С. 256.

17. Святитель Василий Великий. Избранные творения: Сост. иеродиакон Никон (Париманчук) / Святитель Василий Великий. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – С. 498.

18. Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на неё настроится. Электронный ресурс.

19. Сурожский А. Митрополит. О встрече / Сурожский А. – Изд. "Сатись", 2002. – С.284.

20. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность: Теории, упражнения, эксперименты / [Пер. с англ.] / Фрейджер Р., Фрейдимен Д. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВ – РОЗНАК, 2004. – 608 с.

21. Фрейд З. Психология бессознательного / Фрейд З. – М.: Наука, 1989. – С. 447.

22. Херсонский Б. Ум, умеющий закрыть глаза. Жизнь Духовность Вера / Херсонский Б. // Материалы Республиканской научно-практической конференции – юбилейные чтения имени В.Ф. Войно-Ясенецкого "Единение науки и религии" (25.05. 2005 г. Одесса) Одесса. "Печатный дом" 2005. – С. 150.

23. Чабан О. Бог в трансценденції аналітичних відносин / Чабан О. // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы №3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П.Т. Петрюха, Р.Б.Брагина. – Харьков, 2006. – Т.4. – С. 112-114.


Подано до редакції  08.10.12

_____________