УДК 37.014.521 (477.75) (091)
Е. В. Моцовкина
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
ХІХ – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ
ВЕКА
В статье раскрыт
историографический анализ развития конфессиональных учебных заведений Крыма во
второй половине ХІХ – первой половине ХХ века, который раскрывает вопросы
деятельности национальных религиозных общин по организации, руководству
учебными заведениями и воспитанию молодежи Крыма.
Актуальность исследования. Изучение истории и культурного наследия этносов Крыма, сегодня привлекают внимание большого числа исследователей. Вызвано это, прежде всего, тем, что данная тема практически не рассматривалась в отечественной историографии. Проблема развития конфессиональных учебных заведений Крыма конца XIX – первой половины XX века предполагает историографический анализ архивных документов, педагогической, религиозной, этнографической, исторической литературы, периодических изданий, диссертационных работ, которые рассматривают вопросы деятельности национальных религиозных общин по организации, руководству учебными заведениями и воспитанию молодежи в них; подготовке национальных кадров; роль национальной интеллигенции и духовенства в развитии системы конфессионального образования Крыма.
Анализ публикаций. Одним из первых исследователей, кто занимался изучением деятельности конфессиональных учебных заведений в Крыму в ХIХ веке был И.Михневич, опубликовавший в 1843 году "Исторический взгляд на учебные заведения Новороссийского края в Екатерининской, Херсонской и Таврической губерниях и Бессарабии", в котором он попытался показать роль царского правительства и православного духовенства в становлении системы образования на Юге страны [4]. В данной работе И. Михневич представил статистический материал о количестве учебных заведений разных уровней и подчиненности, что дает конкретное представление о состоянии народного образования, в том числе и конфессионального в 50-е годы ХIХ века в Крыму.
Цель статьи: произвести историографический анализ развития конфессиональных учебных заведений Крыма во второй половине ХІХ – первой половине ХХ века.
Так как религиозные взгляды на мир и человека исторически возникли раньше, чем научные, и на протяжении многих столетий были господствующими, то, без рассмотрения вопроса о роли религии и религиозного воспитания в деятельности учебных заведений не возможно методологическое обоснование актуальности диссертационного исследования. По этому поводу В. Вернадский в статье "Научная мысль как планетное явление" писал: "От религии, как и все другие проявления человеческой личности, произошла наука", чем подчеркнул ведущую роль религии в развитии науки, воспитании человека.
Р. Фахруддинов в работе "Религиозные и социальные вопросы" (1890), "Комментарии на изречения Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)", в сочинении "Святые и чудеса" (1905) обосновал влияние религиозных догматов исламской веры на воспитание подрастающего поколения, их роль в обучении мальчиков в медресе и мектебе. Доказал, что обучение в них не возможно без религиозного воспитания [6].
Известный востоковед В. Смирнов, изучая процессы образования инородцев, в статье "По вопросу о школьном образовании инородцев-мусульман" (1882) выделил проблемы крымскотатарского начального образования конца XVIII начала XIX века: отсутствие светского образования, привилегии религиозного обучения – школы для мальчиков; подчеркнул, что только медресе и медресе-рушдие занимается начальным образованием крымских татар. Анализ данной статьи дает возможность утверждать, что в XIX веке в Крыму у крымских татр существовали конфессиональные учебные заведения [5].
М. Дмитриевский, автор
рукописи "Картина Крыма или краткое описание татар и других народов в
Таврии живущих…" (1815), рассматривал деятельность национально-религиозных
учебных заведений конца XVIII
века. Критикуя обучение и воспитание при мечетях, выступил за необходимость
совершенствования деятельности религиозных учебных заведений "…просвещение
у татар, к сожалению, в самой низкой степени. Законоположение Пророка мусульман
тому препятствует. Во всех почти крымский городах, включая Севастополь. Даже в
некоторых селениях есть училища, в коих детей татар обучают чтению и письму, и
отчасти слушают толкование Корана, чем и оканчивается их учебный курс. Жаль,
что дарования татар, природная острота ума почти истребляются суеверным учением
Магомета" .
Крымскотатарский краевед
В. Жирнов в статье "О
татарских училищах" затронул вопрос о содержании образования в мектебе и
медресе. Рассмотрел роль медресе в подготовке крымскотатарской интеллигенции
(кади - судья, мул - священников), подчеркнул
значимость конфессиональных учебных заведений в системе образования Российской
империи.
Крымскотатарский просветитель, ученый, педагог И. Гаспринский в работе "Русское мусульманство" в 1881 году рассматривал деятельность медресе, медресе-руждие, мектебе, поднимал вопрос о подготовке священнослужителей и учителей для работы в них. Доказывал необходимость существования этих типов конфессиональных учебных заведений. В работе "Что такое мектеб и новый метод?" он разработал и предложил новый метод обучения татарскому языку, в связи с тем, что в министерских школах обучение не велось на родном языке. Высказался о необходимости первоначального обучения крымских татар в конфессиональных учебных заведениях, а затем в высших учебных заведениях для инородцев [1].
Настоятель феодосийской
армяно-католической церкви М. Кушнерев в статье "Армянские древности
Таврического полуострова" (1876) раскрыл значимость армянской церкви в
развитии национальных школ в Крыму, показал роль армянской общины в обучении
родному языку, воспитании национального самосознания армянской молодежи,
проживающей в Крыму.
Армянский просветитель, педагог Г. Айвазовский выступая на страницах журналов "Масяц Агавни" ("Голубь Масиса") и "Дастиарак" ("Воспитатель"), раскрыл роль армянских монастырей в распространении науки и просвещения среди крымских армян, доказал необходимость открытия при монастырях и церквях учебных заведений для армянской молодежи.
А. Дьяконов в "Общих очерках состояния народных училищ Таврической губернии", В. Дюличев в "Рассказах по истории Крыма: XIX век. Таврическая губерния" и А. Маркевич в работе "Таврическая губерния во времена Крымской войны" описали социально-экономическое и политическое положение женщин на полуострове, раскрыли особенности женского образования в Таврической губернии в ХIХ веке, показали его специфику у мусульманских и христианских общин [8].
Выдающийся караимский просветитель, педагог
И. Казас в работе "Общие заметки о караимах" (1889) рассмотрел
процессы, происходившие в конфессиональном образовании крымских караимов, в
контексте религиозно-просветительских традиций. Показал роль кенас в
обучении языку и вере.
Караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, караимский священнослужитель Я. Фиркович первый печатный труд "Massa u-Meriba" (на древнебиблейском языке – "Испытания и споры") посвятил защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами, выступил за необходимость обучения молодежи священнослужителями при мидрашах (начальная школа при общине). Раскрыл обязанности учителей, правила поведения учащихся при мидрашах.
В. Киреевский в своей работе "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (1852) подчеркнул значение учебных заведений при церквях и монастырях; выделил ряд основополагающих принципов деятельности этих заведений: гармоничное развитие всех сторон человеческой личности (в первую очередь духа, и уже затем души и тела), церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовную свободу, ведущих человека к самовоспитанию и постоянному нравственному совершенствованию.
Таким образом, публикации ХІХ века свидетельствуют,
что в этот период ученых, педагогов, писателей, историков, религиоведов,
представителей духовенства уже интересовали вопросы деятельности
конфессиональных учебных заведений и национально-религиозного воспитания.
С 1918 года начинается новый этап в изучении развития конфессиональных учебных
заведений. Издается труд А. Кричинского "Очерки политики Российского
царизма на окраинах", в котором он попытался показать негативную позицию учебного
начальства региона по отношению к прогрессивным тенденциям реформирования
просвещения мусульман Крыма, которые заключались в запрете распространения
религии и закрытии конфессиональных учебных заведений. Он попытался выделить проблемы конфессионального
образования крымских татар начала ХХ века.
Л. Климович в труде "Ислам
в царской России" рассмотрел различные аспекты крымскотатарского народного
образования и историю его реформирования в период установления советской
власти, указал на факты закрытия конфессиональных учебных заведений крымских
татар.
Примером такого подхода в довоенной
советской историографии служили несколько работ, затрагивающих проблемы образования
крымских татар. Так, партийный деятель Крыма А. Бочагов в книге "Милли-фирка
– национальная контрреволюция в Крыму", охватывающей период 1917–1920 гг.
и разоблачающей "контрреволюционный характер"
национально-освободительного движения крымских татар, отражает деятельность крымскотатарской интеллигенции в конфессиональных учебных заведениях,
направленной на общественно-политическое воспитание татарской молодежи .
В 1920–30-е годы наблюдался определенный подъем в деле изучения истории караимов и крымских татар. Заметным явлением в этой проблеме стали труды А. Самойловича "К истории и критике "Codex Cumanicus", (1924), в которых автор осветил ряд проблем, касавшихся истории и этнографии караимов и крымских татар. Схематично обозначил типы национальных учебных заведений, таких как мидраш и медресе.
Следует отметить работу Ю. Катунина "История
Таврической и Симферопольской епархии (вторая половина XIX - начало XX века)"
о системе духовного образования в Таврической губернии, С. Тиграняна "Армяне"
о становлении среднего и специального образования у армян Крыма, которые дают
представление об организации и деятельности учебных национальных заведений в
Крыму в первые годы советской власти [4].
Исследование В. Ганкевича "Очерки истории крымскотатарского народного образования (реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX – начале ХХ века)" является первым в украинской историографии комплексным исследованием процесса развития народного образования крымских татар и их учебных заведений в XIX – начале ХХ вв., базирующимся на архивных и малоизвестных печатных источниках. В его работе проведен анализ важнейших документов центральных органов государственной власти России: "Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев", "Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев, высочайше утвержденные 26 марта 1870 года", которые стали основополагающими в развитии конфессионального образования в Крыму [1].
В исследованиях С. Шендриковой "Исмаил Гаспринский и
возникновение либерально-мусульман-ского политического движения"
рассмотрено особенности религиозного образования крымских татар, автор
отметила, что крымские татары имели возможность получить начальное образование
только в конфессиональных учебных заведениях.
Среди исследований, посвященных караимскому образованию, не последние место занимает труд выдающегося крымского краеведа, историка, этнографа и археолога А. Полканова "Крымские караимы", отдельные главы которого посвящены деятельности Евпаторийского и Симферопольского мидрашей.
В работах Д. Урсу "Очерк истории крымскотатарской культуры (1921–1941)" [189], "Деятели крымскотатарской культуры (1921–1944), И. Керима "Сахна къараманлары" [7], освещены культурно-просветительская и общественно-политическая деятельность крымскотатарской интеллигенции по становлению и развитию отдельных конфессиональных учебных заведений: Б. Чобан-Заде и Медиева в Бахчисарае; Н.Челебиджихана, Ч.Челебиева, А. Боданинской, А. Стевена, А. Хавадже в Симферополе; Шефики Гаспринской, А. Эсадулла, Х. Бобовича в Евпатории; И. Тохтаровой в Ялте.
Исследования Д. Струкова "Крымский полуостров и его обитатели, распространение христианства в нем в первую и последующие века христианства" связаны с изучением истории распространения христианства в Киевской Руси и роли Крыма в этом процессе. Он подчеркнул роль первых учебных заведений в распространении христианства в Крыму через чтение церковных книг и обучение грамоте .
Выводы. Таким образом, представленный нами историографический материал российских, украинских и зарубежных исследователей дореволюционного, советского и современного периодов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день в отечественной и зарубежной историографии еще не проведено комплексное исследование развития системы конфессионального образования в Крыму в ХIХ – первой половине ХХ столетия, а вопросы развития конфессиональных учебных заведений в Крыму изучались эпизодически, в контексте социально-экономического и культурного развития полуострова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганкевич В. Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования (реформирование этноконфессиональных учебных заведений Таврической губернии в XIX – начале XX века) / В. Ю. Ганкевич. – Симферополь : Таврия, 1998. – 164 с.
2. Дьяконов А. Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии
за
3. Ельяшевич Б.С. Историко-этнографические очерки (1926–1929) / Б. С. Ельяшевич // Материалы к серии "Народы и культуры". Вып. XIV : Караимы. – М.: РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, 1929. – Кн. З. – С. 199–221.
4. Михневич И. Исторический взгляд на
учебные заведения Новороссийского края и Бессарабии / И. Михневич // Новороссийский
календарь на
5. Смирнов В. Д. По вопросу о школьном образовании инородцев-мусульман / В. Д. Смирнов // Журнал Министерства Народного Просвещения. – Год. – Ч. CCXXII, отд. 3. – 12 с.
6. Фахруддинов Р. Религиозные и социальные вопросы / Р. Фахруддинов. –1890. – 191 с.
7. Урсу
Д. П.
Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921–1941) /
Д. П. Урсу. – Симферополь : Крымское учеб.-пед. гос. изд-во, 1999. –
144 с.
Подано до редакції 11.09.12
_____________