УДК 37.091.3:811.161.1
Н. А. Лобачёва
РИТОРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются
особенности риторизации учебного процесса при формировании информационно-коммуникативной
компетенции младших школьников, условия успешного применения данной технологии
обучения в начальных классах, а также способы риторизации учебного процесса,
основанные на использовании когнитивных методов обучения.
Ключевые слова: риторизация, учебный процесс,
информационно-коммуникативная компетентность, когнитивные методы обучения.
Согласно требованиям нового Государственного стандарта начального образования в Украине дети должны овладеть ключевыми компетентностями, предусматривающими их личностное, социальное и интеллектуальное развитие, которые формируются на межпредметной основе [3, с. 5]. Мы считаем, что именно риторизация учебного процесса как одно из эффективных средств саморазвития учащихся создаёт полноценные условия для межпредметной интеграции.
Цель данной статьи — рассмотреть способы риторизации учебного процесса при формировании информационно-коммуникативной компетентности младших школьников.
Термин "риторизация" в широком смысле можно рассматривать как
использование потенциала риторических возможностей человека; осуществление диалога;
использования в учебной деятельности жанрового разнообразия и др. В нашем
исследовании данный термин используется в значении, предложенном С. А. Минеевой:
"технология преподавания, когда процесс познания строится в форме диалога,
общения с текстами" [1, с. 11].
Применение данной технологии в учебном
процессе позволит учителю обеспечить условия для развития у учащихся умений
устанавливать контакт с аудиторией, способности управлять своим поведением,
словом, мыслью, овладевать различными речевыми жанрами.
Мы вправе утверждать, что любая учебная ситуация на уроке потенциально риторическая, т. к. в ней присутствуют основные компоненты речевой коммуникации: адресанты и адресаты, общее содержание общения, контактное взаимодействие. Риторизация помогает точнее выразить мысль, а также стать интересным для адресата.
Л. М. Синельникова выделяет условия успешной риторизации: постоянное внимание к риторическому тексту; культивирование различных форм диалогичности, сочетание устных и письменных форм, создание общего интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства, соблюдение литературных норм языка и речи и др. [2, с.110].
Вслед за Хуторским А.В. мы считаем, что при таком подходе обучение основано на эвристической ориентации образования, которая позволяет учащимся познавать окружающий мир, создавая при этом образовательную продукцию, что способствует формированию у них информационно-коммуникативной компетенции [4, с. 369].
Можно выделить следующие особенности риторизации учебного процесса в начальной школе:
1. Широкое использование когнитивных методов обучения (метода эмпатии, метода образного видения, метода символического видения, метода эвристических вопросов, метода сравнения несопоставимых понятий, метода словесного рисования и др.) наряду с коммуникативными, познавательными, преобразовательными и др. способами обучения.
2. Диалогизация учебной ситуации на
определенном этапе урока (при сообщении нового материала, актуализации опорных
знаний, в процессе закрепления пройденного материала, обобщении и систематизации).
3. Использование жанрового разнообразия как учителем, так и учащимися в процессе передачи информации.
4. Моделирование учащимися собственного выступления перед аудиторией в соответствии с поставленной целью (составление инструкции по выполнению задания, интервью с адресантом и адресатом речи, написание критической заметки, аннотации, письма автору художественного произведения, отзыва о тексте, представление от имени персонажа и т. п.).
5. Совершенствование культуры вербальной и невербальной коммуникации.
Следует отметить, что данную технологию целесообразно
применять не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в процессе
изучения других дисциплин, предусмотренных Государственным стандартом
начального образования в Украине.
В нашей статье мы рассмотрим
использование когнитивных методов обучения как один из способов риторизации
учебного процесса в начальных классах. Цель использования данных методов —
познание объекта, которое связано с когнитивными процессами.
1. Метод эмпатии (вживания) предполагает посредством чувственно-образных и мысленных представлений "переселиться" в изучаемый объект:
а) на уроке литературного чтения —
рассказ от имени персонажа, диалог персонажей от первого лица;
б) на уроке "Я и Украина" — прием персонификации ("Представьте себе, что вы — дерево. Ваши руки — ветви, ваши ноги — корни. Расскажите, что чувствует дерево? Что оно видит? О чём оно может нам рассказать?".
2. Метод образного видения как эмоционально-образное исследование объекта:
а) на уроке математики: "Посмотрите на это число. Расскажите, на что оно похоже? Почему вы так считаете? О чём оно может нам рассказать?";
б) на уроке литературного чтения: "Какого цвета это стихотворение? Почему вы так думаете?".
3. Метод символического видения как познание глубинного образа реальности,
содержащий в себе ее суть:
а) на уроке "Я и Украина": "Голубь — символ мира. Растолкуйте значение символа".
б) на уроке литературного чтения — в процессе обобщения и систематизации изученного материала / темы ("Подберите / нарисуйте символ к художественным произведениям, с которыми вы познакомились").
4. Метод эвристических вопросов, порождающий необычные идеи и решения, может быть использован на любом уроке. Суть постановки вопросов заключается в том, что один учащийся задает вопросы другому / другим: "Кто? Что? Зачем? Где? Как? Когда?" после знакомства с новым материалом в целях проверки первичного восприятия информации.
5. Метод сравнения также применим практически на всех уроках в начальной школе, т. к. одной из особенностей аналитического мышления является понимание через сравнение предметов, объектов, действий, явлений и т. п. "Что значит сравнить предметы, явления? Всегда ли мы можем это сделать? Почему? Давайте попробуем сравним несравнимое".
6. Метод словесного рисования как ассоциативное описание действительности на основе наблюдения или воссоздающего воображения:
а) на уроке литературного чтения: коллективное или групповое описание предмета, явления, процесса ("Давайте вместе составим описание зимнего утра");
б) на уроке музыки: индивидуальное, групповое, коллективное описание ощущений, которые вызывает музыкальное произведение ("Давайте нарисуем эту музыку. Какой цвет в нашей картине будет главным? Какие цвета вспомогательными?").
7. Метод конструирования правил, которые "открыты" учениками:
а) на уроке русского языка: работа в малых группах ("Из данного текста выявите только предложения, в которых выражено эмоциональное отношение автора. Сколько их? Чем они отличаются от повествовательных предложений? Какие эмоции в них выражены? Как можно назвать такие предложения? Давайте определим, что такое восклицательное предложение. Составьте связный текст из 5 восклицательных предложений. Прочитайте их с соответствующей интонацией";
б) на уроке математики: коллективная работа / работа в малых группах ("Из предложенных примеров на нахождение суммы составить примеры на нахождение неизвестного слагаемого").
8. Метод гипотез как конструирование версий ответов на вопрос учителя:
а) на уроке математики: при решении задач на движение ("Что будет, если скорость автобуса снизится / увеличится на 15 км\ч? Прибудет ли он в назначенное время в пункт А?);
б) на уроке литературного чтения ("Что
было бы, если б главный герой произведения поступил иначе?").
9. Метод прогнозирования как исследование динамики изменений объекта наблюдения:
а) на уроке "Я и Украина" (раздел "природоведение"): предлагается нарисовать высаженный лук таким, каким он будет через 5 дней;
б) на уроке литературного чтения: при формировании артикуляционных навыков, в частности, произнесения определенных скороговорок, предлагается отметить в тетради предполагаемый положительный результат, например, "через какое время я смогу четко и правильно проговаривать скороговорки, если каждый день буду произносить их по 10 раз".
10. Метод ошибок в качестве углубления в образовательный процесс с целью их конструктивного использования:
а) на уроке математики: при изучении взаимосвязи сложения и вычитания, умножения и деления выдаются карточки с заданием, в котором требуется проверить, правильно ли Незнайка решил примеры и помочь ему исправить ошибки, если они есть.
б) на уроке русского языка: в процессе работы над ошибками после написания контрольного диктанта, изложения, сочинения можно предложить отредактировать текст, используя различные стили речи.
Такой подход побуждает учителя и учащихся начальных классов становиться сильными языковыми личностями, способными на речемыслительное творчество, проявляющими стилистическую гибкость и риторические способности в организации общения.
Таким образом, риторизацию учебного процесса можно рассматривать как один
из способов формирования информационно-коммуникативной компетенции младших
школьников, который предполагает широкое использование в учебной деятельности
когнитивных методов обучения не только на уроках языка и литературного чтения,
но и на других дисциплинах, предусмотренных Государственным стандартом начального
образования в Украине.
При таком подходе учитель способствует созданию интеллектуально-речевого и эмоционально окрашенного пространства на уроке, что позволяет обеспечить возможности самореализации учащихся, толерантного отношения их друг к другу, развитие умений устанавливать контакт с аудиторией и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Минеева С. А. Проблемы и трудности риторизации / Минеева С. А. // Риторика диалога в становлении научно-гуманитарной системы образования: проблемы исследования и преподавания (Материалы 11 научно-практической конференции 10-11.11.2002). – Пермь : ЗУУНЦ, 2002. – С.34-39.
2. Синельникова Л. М. Комплекс профессиональных компетенций в проекции
на личность филолога 21 в. / Синельникова Л. М. // Освіта Донбасу. – Луганськ, 2001. – №1 (144). – С.
109-117.
3. Учебные программы
для общеобразовательных учебных заведений на русском языке (1-4 кл.) / Министерство
образования и науки, молодежи и спорта Украины. – [Офиц. изд.] – К. : Видавничий дім "Освіта", 2012. –
С. 4-91.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика / Хуторской А. В. – М. :
Высшая школа, 2007. – С. 368-396.
Подано до редакції 11.09.12
_____________