УДК 371
Э.Э. Абибуллаева
ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЫМСКИХ
ТАТАР В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СООБЩЕСТВА
В статье рассматриваются вопросы
образовательно-воспитательной деятельности крымских татар в условиях поликультурного
сообщества.
Ключевые слова: образование,
воспитание, поликультурное сообщество.
Постановка проблемы. Мировой опыт развития педагогической теории и практики убедительно показывает, что каждому народу наряду с общими педагогическими положениями свойственна своя, присущая ему и учитывающая его национальные особенности система воспитания и образования. В Конституции Украины, Законе Украины "Про освіту", Государственной национальной программе "Освіта" (Україна ХХІ століття) и Национальной доктрине развития Украины в ХХI столетии четко определена и конкретизирована цель национальной школы с учетом современных условий развития украинского общества.
В настоящее время система образования Украины находится на этапе серьезной перестройки и носит принципиально-фундаментальный характер. Определены приоритеты национальной политики в сфере образования. Система образования Украины направлена на сохранение и развитие культурно-исторических традиций, воспитывать уважительное отношение к украинским национальным святыням и языку, истории и культуре всех национальностей, которые проживают на ее территории, сформировать культуру межэтнических и межличностных отношений [2].
Сегодня в этом направлении в Автономной Республике Крым открываются и функционируют новые институты образования и воспитания – дошкольные, школьные, среднетехнические и высшие учебные заведения, в которых обучение осуществляется на различных языках.
Среди них свое место занимает и крымскотатарский народ, стремящийся самореализоваться во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в системе образования, подготовке национальных кадров.
Цель статьи: раскрыть основные
подходы образовательно-воспитательной деятельности школ с крымскотатарским
языком обучения в условиях поликультурного сообщества
Изложение
основного материала. Социально-политическая,
экономическая, нравственная стабилизация регионов возможна при условии
сохранения фундаментальных ценностей национальной культуры и удовлетворения
образовательных потребностей населения. Поэтому украинские регионы стремятся
все активнее формировать пути, методы, конкретные проекты и программы
закрепления своих исторических перспектив средствами образования.
Национальная и государственная дифференциация человечества, различия локальных цивилизаций и этнических групп, их историческое и культурное своеобразие делают образование все более национальным, а биологическое и историческое тождество народов как представителей человечества, глобальные проблемы общественной жизни планеты, информационный "взрыв", напротив, приводят к нивелированию содержания образования.
В этой связи регионализация образования, основанная на отказе от унитарной модели обучения и воспитания, необходимости сохранения и развития национальных систем образования, может стать платформой инновационных процессов в педагогической науке и практике.
Современная геополитическая, социально-педагогическая ситуация развития национальных отношений в поликультурной среде требует осмысления и конструирования национально-регионального компонента образования.
Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что во все времена становления и развития многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным и общеполитическим ценностям, вхождения их в мир, в жизнь общества, обретения ими статуса гражданина-патриота, воспитания человека как субъекта собственной жизнедеятельности, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.
Так, выдающие педагоги прошлого Я. А. Коменский, Г.И. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.H. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, И.А. Ильин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др. указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности.
Внесли свой вклад в изучение и развитие проблемы повышения качества обучения и воспитания в национальной школе в поликультурном обществе Л.И. Редькина, С.Русова, Рычкова Л.В., В.У. Мухтерем, В.Г. Левина, Г.С. Абибуллаева, В.Г.Маралова, В.А. Ситаров, П.М. Паламарчук, О.В.Сухомлинской, Ю.А.Ищенко, Д.Н. Тухватуллина, К.Р. Минасова и др.
О необходимости повышения качества обучения и воспитания в национальной школе писали исследователи С.Ф. Егоров А.В. Сосков, Н.А. Константинов, Н.А. Струминский, А.Ф. Эфиров, А.Т. Трефилова, Н.Г. Краснов, Г.Н. Плечов, И.Я. Яковлев, Е. И. Козубский, П.К. Услар, А.А. Тахо-Годи, Г.III. Каймаразов.
Различные аспекты национального образования освещаются современными
учеными, в частности: Г.Н. Волковым, Т.А. Бадяевой, Е.П. Белозерцевым, А.Ю.
Черниковым, Х.Х. Сукуновым, А.П. Величуком, Н.К.
Елаевым, Г.Ц.Молоновым, С.Д.Намсараевым и др.
Как видим, в отечественной педагогике
и образовательной политике активно декларируются приоритет личности ребенка,
примат общечеловеческих ценностей.
Но с другой стороны, в образовательном процессе школы слабо используется воспитательный потенциал этнической культуры, недостаточно эффективно решаются задачи поликультурного образования, формирования национального самосознания.
Образование в нашей статье рассматривается как процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства. Соглашаясь с тем, что в современной педагогической теории и практике принято использовать понятие "образовательный процесс" как совокупность обучения и воспитания, мы используем словосочетание "образовательно-воспитательный", тем самым, делая ударение на воспитательную функцию современной школы, необходимость использования воспитательного потенциала этнической культуры. В этом случае воспитание представляет собой целенаправленную деятельность, содействующую максимальному развитию личностных качеств ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению его как субъекта собственной жизни.
Современный педагогический аспект исследуемой нами проблемы предполагает
• выявление противоречий, факторов, влияющих на реализацию национально-регионального компонента образования,
• определение сущности и функций
национальной школы в контексте глобализации и регионализации,
• выявление теоретических основ
устойчивого развития национальной школы.
С учетом теоретико-практического
обоснования изучаемой проблемы нами выявлены противоречия, актуализирующие значение
рассматриваемых вопросов:
- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории модернизации образования в Украине, современных концепций перехода к системе открытого образования и не разработанностью теоретических основ осуществления региональной политики в этой сфере;
- между реальными условиями в школах центральных
регионов и культурно-образовательными условиями в регионах, автономных округах;
между требуемым социальным заказом, государственными образовательными
стандартами и реальным уровнем образованности и воспитанности учащихся в
автономных округах; между необходимостью
поиска внутренних резервов устойчивого развития школ, в том числе за счет
использования образовательно-воспитательного потенциала национально-культурной
среды, и отсутствием механизмов внедрения педагогических методик возрождения и
сохранения родного языка.
Анализ современной специальной научной
литературы, реалий педагогической и социокультурной ситуации, изучение особенностей
национального самосознания учащихся - крымских татар Автономной Республики
Крым, существование объективных противоречий подтверждают, что разработка
педагогических основ моделирования образовательно-воспитательной системы школ и
классов с крымскотатарским языком обучения является актуальной научной
проблемой, особенно в условиях полиэтнической образовательной среды Украины и
Автономной Республики Крым.
Полиэтнический характер отечественной образовательной системы выражается в многоязычности и поликультурности украинской школы. Отсюда важным предназначением школьного образования является сохранение, трансляция, развитие, обновление и взаимодействие культуры этносов.
Активный поиск наиболее оптимальных подходов к созданию этнокультурного блока в образовательных системах следует вести через формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания, осмысления явлений национальной культуры.
Научно-педагогические исследования последних лет направлены на выработку такой модели национальной школы, которая сделала бы систему образования способной полноценно выполнить этот новый общественно-исторический заказ. Модель школы должна быть ориентирована на понимание языков культуры, освоение исторических и этнических образов культуры, ценностное осмысление культурно-исторических процессов.
В настоящее время образовательная ситуация в Автономной Республике Крым неоднозначна. Согласно ст. 10 Конституции АРК наряду с государственным языком, обеспечивается функционирование и развитие и образования на украинском, русском и крымскотатарском языках, а также языков других национальностей [3].
Система образования Украины направлена на сохранение и развитие культурно-исторических традиций, воспитывать уважительное отношение к украинским национальным святыням и языку, истории и культуре всех национальностей, которые проживают на ее территории, сформировать культуру межэтнических и межличностных отношений.
По официальным данным Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Автономной Республик Крым в республике функционируют 15 школ с крымскотатарским языком обучения, 65 классов с 2- и 3-мя языками обучения, что составляет 3,2 % [1, 5-6] .
Одним из основных приоритетов национального возрождения и сохранения образования на родном языке в соответствии с государственными стандартами, ведущей задачей которого является подготовка молодежи к жизни в полиэтничном и поликультурном мире, предполагающая формирование межэтнической и языковой толерантности как качества личности.
Социокультурная ситуация в Автономной Республике Крым имеет особенности (двуязычие, трёхязычие и поликультурность), которые определяют содержание и характер педагогического процесса в школе с крымскотатарским языком обучения.
Существующая зависимость между содержанием, характером педагогического процесса в школе с крымскотатарским языком обучения и социокультурной ситуацией в Автономной Республике Крым, для которой характерны двуязычие и поликультурность, позволяет предположить, что эффективные результаты педагогической деятельности возможны, если:
1. Педагогический процесс в школе с крымскотатарским языком рассматривается как образовательно-воспитательная система, созданная путем моделирования и обновления содержания, методов, форм, средств поддержки личностного развития учащихся.
2. Развитие школы с крымскотатарским
языком обучения осуществляется путем реализации модели образовательно-воспитательной
системы школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация педагогической деятельности учителей во временных творческих коллективах;
• осуществление
образовательно-воспитательного процесса в школе с использованием
воспитательного потенциала народной культуры;
• предварительное исследование природы национального самосознания субъектов образовательно-воспитательного процесса;
• обеспечение изучения бурятского языка не только как учебной дисциплины, но и как языка обучения;
• обеспечение формирования деятельностно-коммуникативных качеств у школьников;
• использование инновационных методик в преподавании предметов национально-регионального компонента образования;
• создание условий для обретения учащимися высокого уровня образованности и воспитанности.
Таким образом, требует научного обоснования и описания содержание образовательно-воспитательной системы образования на крымскотатарском языке в условиях многоязычия и поликультурности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Буякевич В.А. О состоянии образования на
крымскотатарском языке в Автономной Республике Крым в 2011/2012 учебном году / Владимир Адамович Буякевич // Сборник материалов круглого
стола: Проблемы
образования на крымскотатарском языке в условиях реформирования системы образования Украины. –
Симферополь: КРП "Издательство "Крымучпедгиз", 2011. – 83 с.
2. Конституція України // Ведомости Верховной Рады Украины, 1996. – № 30. – 141 с.
3. Конституция Автономной Республики Крым // rada-dw.ci.ukrpack.net
Подано
до редакції 21.09.12
_____________