УДК: 155.2+153.6
М. П.
Литвинова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ
ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ
В статье представлены результаты
эмпирического исследования свойств личности у лиц, с высокими и низкими
значениями показателя трудностей в общении. Установлено, что лицам,
испытывающим трудности в общении свойственны: невротичность, депрессивность,
открытость, раздражительность, эмоциональная лабильность, в отличие от лиц в
меньшей степени испытывающих трудности общения.
Ключевые слова: трудности
общения, свойства личности, психологические особенности.
Целью данного сообщения является изложение результатов исследования свойств личности, у людей испытывающих трудности общения разной степени.
Проблема трудностей в общении по своей практической и теоретической значимости остаётся одной из важных в психологии, в исследовании теории общения. В психологии понятия «трудность в общении» и «затруднённое общение» часто используются как синонимы.
Г. Г. Камардина психологические трудности общения представляет как нарушение контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва. Происходит это, чаще всего, в ситуациях, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения [3, с. 5].
Согласно В. Н. Куницыной, «объективные» трудности – это те трудности, которые
обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и
лишают чувства удовлетворённости от общения. «Так называемые объективные трудности,
– пишет В. Н. Куницына, – то есть вызванные объективными и в общем
устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера.... и
коммуникабельного....» [4].
В. А. Лабунская затрудненное общение, в узком смысле слова, представляет как незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Указывает, что для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, затрудненное общение – это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения. В определении «затрудненное общение» заключены как процесс, так и результат общения[5, с.12].
Мы, под затруднённым общением вслед за В. А. Лабунской [5, с.8], понимаем широкий спектр психических явлений, который проявляется в неналаженном, расстроенном, нарушенном, неблагополучном, дискомфортном, неэффективном общении.
В психологической литературе выделяют среди основных компонентов создающих трудности в общении внутреннюю сложность и уникальность личности, как субъекта общения [1, 2, 3, 4, 5].
Например, Е. П. Ильин к свойствам
личности, затрудняющим общение относит: интровертированность,
властность, конфликтность (обидчивость, вспыльчивость, подозрительность),
агрессивность, застенчивость, робость, ригидность. В свою очередь, к способствующим
успешному общению, по его мнению относятся: экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность. Также он
указывает, что в психологии уделяется особое внимание
субъективным факторам, таким как: состояния напряжённости, неудовлетворённости,
тревоги, дискомфорта, эмоционального неблагополучия и др., которые
представляются причинами возникновения затруднений в общении, как результаты
неналаженного общения [2, с. 70].
И. И. Аминов указывает, что
затрудняют общение такие свойства личности, как раздражительность и
бестактность, что приводит к необходимости затрат больших усилий, что-бы
чего-то добиться и затем неизбежно приводит к ослаблению защитных сил организма.
Т. В. Ивановой, отмечает
А. А. Бодалев, установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности
в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических
черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея
потребность в дружеском общении, они не могут реализовать её вследствие своей
исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление
крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими.
У них наблюдается повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, экстернальность
[1, с. 121].
К свойствам, вызывающим трудности общения
В. Н. Куницына относит: застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизацию,
чрезмерную сензитивность. Она считает, что невротизированные люди и люди с
низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо
адаптирующихся. Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми,
аутистичными, одинокими, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает
В. Н. Куницына,
имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей. Ею были
выделены первичные и вторичные трудности, по их причинной обусловленности и
содержательно-функциональным характеристикам. К особому типу трудностей она относит
застенчивость – специфический социально-психологический феномен, которая
представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях
межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии
нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта [4].
В. С. Мерлином было выявлено также
значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше
опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом,
эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на
себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям,
осторожные в межлюдских контактах. Благодаря
таким социально-психологическим и личностным характеристикам, как
общительность, чувствительность, стремление к другим людям, импульсивность и
др. личность быстрее изменяет своё отношение к другому и самому себе.
В. С. Мерлин для изучении личности и общения ввёл принцип интегральной индивидуальности,
утверждающий, что между элементами нейродинамического, психодинамического и
социального уровней устанавливаются «взаимно-однозначная, одно-многозначная,
много-однозначная разновидности связей». По мнению автора, подход к личности
как интегральной индивидуальности позволяет рассматривать любую из её
составляющих в качестве детерминанты изменения самых различных сторон,
характеристик, уровней, видов и качества общения. Если в исследованиях взаимодействия
личности и общения происходит отход
от данного принципа, то неизбежно формируется
«коллекционерский» взгляд на личностные
причины затруднений в общении. Ряд качеств личности, её отношений (например,
степень уверенности в себе, агрессивность, общительность, застенчивость, доминантность и др.) влияет на
формирование образа другого человека, что в результате затрудняет общение [6].
О целостной структуре личности
при рассмотрении и исследовании свойств личности, относительно трудностей
общения указывает В. А. Лабунская. Ею было отмечено, что во многих работах рассматриваются два вида причин
затрудненного общения: мотивационно-содержательные и инструментальные (коммуникативные,
навыки, средства, способы и т.д.). И уточняется, что такое деление весьма
условно, так как в ситуациях реального общения мотивационные, личностные и
поведенческие характеристики субъекта составляют определенную целостность.
«Более того, именно экспрессивные и речевые компоненты поведения выступают в
качестве совокупности действий, которые рассматриваются партнерами как
показатели их отношений друг к другу, состояний, переживаемых в момент общения,
статусных позиций, качеств личности (скромность, агрессивность,
застенчивость)». В процессе общения наблюдается взаимодетерминация личности и
общения. [5, с.32].
Подводя итог
сказанному, среди свойств личности, сопровождающих трудности в общении почти
все авторы выделяют: интровертированность, властность, конфликтность,
агрессивность, застенчивость, ригидность, раздражительность, бестактность,
застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизация, скромность.
Именно поэтому для изучения психологических
особенностей лиц испытывающих трудности в общении мы избрали Фрайбургский
личностный опросник FPI. Опросник FPI предназначен для прикладных исследований,
диагностики состояний и свойств личности. Выбор данного опросника обусловлен
возможностью диагностики разнообразных психологических свойств личности,
которые представляют важное значение при возникновении трудностей общения. Опросник
содержит 12 шкал: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность,
раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность,
застенчивость, открытость, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность,
маскулинность-фемининность [7, с.315].
В качестве испытуемых были приглашены слушатели
факультета последипломного образования «Психология» Педагогического
университета в количестве 44 человек. На данном этапе исследования для
диагностики трудностей общения мы избрали процедуру размещения себя на шкале
трудностей общения с помощью методики Дембо-Рубинштейн. Эта методика помогает разобраться
в сложных вопросах самооценки испытуемых, основана на непосредственном
оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности,
характер и т. д. В модифицированном нами варианте испытуемым была представлена
возможность определить своё состояние по избранной для самооценки шкале,
отражающей степень выраженности трудностей в общении. Благодаря этой шкале были
определены группы лиц, испытывающие трудности общения с высокими и низкими
значениями показателя трудностей в общении. Качественный анализ проводился с
помощью метода «асов» и метода «профилей» [8, с-10].
Целью этого этапа исследования был анализ некоторых свойств личности по
Фрайбургскому личностному опроснику FPI лиц с высокими и низкими значениями
показателя трудностей в общении (смотри рисунок 1).
На рисунке 1 представлены по методике FPI профили двух групп студентов:
«группа лиц склонных к трудностям общения», «группа лиц не склонных к
трудностям общения». На оси Х располагаются показатели, на оси Y – стандартные
оценки (максимальный балл равен 9). Графики находятся в разных плоскостях по
отношению к средней линии, проходящей через точку равную 4,5. Значение каждого показателя является
средним значением всех респондентов исследуемой группы.
Анализ графика проводился в два этапа. На первом этапе
проанализирован каждый профиль исследуемых групп, а на втором этапе профили
сравнивались между собой.
Анализ профиля испытуемых у лиц в большей степени
испытывающих трудности общения, наиболее ярко выраженные показатели
характеризуются: выраженным невротичным синдромом (1 – невротичность) астенического типа с определенными соматическими
нарушениями при повышенном уровне психопатизации (2 – спонтанная
агрессивность), создающем предпосылки для
импульсивного поведения, неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию (4 – раздражительность),
стремлением к
доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком
уровне самокритичности (9 – открытость), неустойчивостью эмоционального состояния,
проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости,
раздражительности, недостаточной саморегуляции (11 – эмоциональная
лабильность). Также выявлено наличие невыраженной потребности в общении (5 – общительность), что
приводит к избеганию удовлетворения этой потребности. Студенты данной группы неуверенны в себе, тревожны,
скованы, неуспешны, что приводит к
трудностям в общении, в социальных контактах и
плохой адаптации в обществе.
Рис. 1.
Профили свойств личности у лиц, испытывающих трудности общения с высокими и
низкими значениями
показателя трудностей в общении
Примечание: 1 – невротичность; 2 – спонтанная
агрессивность; 3 – депрессивность; 4 – раздражительность; 5 – общительность; 6 –
уравновешенность; 7 – реактивная агрессивность; 8 – застенчивость; 9 –
открытость; 10 – экстраверсия-интроверсия; 11 – эмоциональная лабильность; 12 – маскулинность- фемининность.
У лиц в меньшей степени испытывающих трудности
общения, наиболее ярко выраженные показатели характеризуются:
неявно выраженными признаками, аналогичные психопатологическому депрессивному
синдрому (3
– депрессивность), эмоциональной устойчивостью (4 – раздражительность),
предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации,
протекающему по пассивно-оборонительному типу (8 – застенчивость), высокой
стабильностью эмоционального состояния как такового (11 – эмоциональная
лабильность). Студенты данной группы склонны к уравновешенности, открытости,
эмоциональной устойчивости, они приветливы и доверительны в общении. У них явно
выражена потребность в общении при хорошем умении владения собой.
При сравнении профилей между собой, визуально, группы лиц
склонных к трудностям общения и не склонных к трудностям общения различаются по таким показателям: невротичность,
депрессивность, раздражительность, реактивная агрессивность, застенчивость,
эмоциональная лабильность. По другим показателям визуально, анализируемые
группы значительно не отличаются между собой.
Профиль свойств личности у лиц испытывающих трудности общения с высокими значениями показателя трудностей в общении в основном располагается в третьем квартиле распределения, а профиль свойств личности у лиц испытывающих трудности общения с низкими значениями показателя трудностей в общении располагается в районе средней линии – частично во втором, частично в третьем квартилях. Тенденция к положительному полюсу – это третий и четвёртый квартиль, а к отрицательному – это первый и второй квартиль.
Таблица 1
Ранги свойств
личности студентов, испытывающих трудности общения с высокими
и низкими значениями
показателя трудностей в общении
Ранги |
Группа 1 – группа лиц склонных к трудностям общения |
Группа 2 – группа лиц не склонных к трудностям общения |
показатели |
||
1 |
невротичность + |
открытость + |
2 |
депрессивность + |
уравновешенность + |
3 |
открытость + |
маскулинность – фемининность + |
4 |
эмоциональная лабильность + |
реактивная агрессивность ± |
5 |
раздражительность + |
экстраверсия-интроверсия ± |
В таблице 1 представлены
наиболее ярко выраженные качества личности, которые свойственны 1-ой и 2-ой
группам. Высоких значений ни одна группа не показала. Профиль первой группы
более выпуклый и располагается в пространстве положительных оценок. Видна тенденция
к положительному полюсу – третий квартиль. Это говорит о том,
что у этих людей более ярко выражена тенденция к проявлению невротичности,
депрессивности, открытости, эмоциональной лабильности, раздражительности.
Значения второй группы, в основном, располагаются вокруг средней линии
ряда. Показатели свойств – открытости,
уравновешенности, маскулинности-фемининности
тяготеют по значению к положительному полюсу; значения показателей – реактивная агрессивность, экстраверсия-интроверсия
находятся на средней линии ряда, а значения показателей – депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность
тяготеют к отрицательному полюсу. Это можно объяснить тем, что в эту группу попали
люди не с яркой выраженными трудностями в общении, а также люди, которые вообще
не испытывают трудностей. Для того, что-бы найти таких людей, у которых
представлены ярко выраженные качества, а именно – показатели значений
окажутся в четвёртом, первом квартилях, необходимо в будущем провести исследование,
где будет большее количество испытуемых и тогда выбор «асов» будет происходить
среди ярко выраженных качеств личностей. Но тем не менее профили этого
исследования показывают различия между группами людей испытывающих трудности
общения и группами людей, которые их не испытывают. Таким образом, выявлено,
что представители групп психологических особенностей лиц, с высокими и низкими
значениями показателя трудностей в общении имеют отличия, которые характеризуют
их своеобразие и неповторимость. В общем, можно утверждать, что наличие
выраженных свойств личности, таких как невротичность, депрессивность,
раздражительность, эмоциональная лабильность и др. чаще всего приводит к
трудностям общения, диагностируемых по методике FPI.
Выводы:
- Анализ теоретических работ позволил выявить свойства личности, которые сопровождают трудности в общении, а именно: интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность, раздражительность, бестактность, застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизация, скромность.
- Для диагностики трудностей в общении использована методика Дембо-Рубинштейн. Для диагностики свойств личности – Фрайбургский личностный опросник FPI, который диагностирует невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-фемининность.
- Установлено, что лицам, переживающим трудности общения, свойственна склонность к невротичности, депрессивности, открытости, раздражительности, эмоциональной лабильности в отличие от лиц, в меньшей степени испытывающих трудности в общении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. Психология общения / Алексей Александрович Бодалев – М.
"Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",
1996. – 256 с.
2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Евгений Павлович Ильин — СПб: Питер, 2011. — 573 с.
3. Камардина Г. Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : [учеб. пособие] / Г. Г. Камардина Ульяновск 2000. – 51 с.
4. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. на получение д-ра психол. наук : спец. 19.00.05 "Социальная психология" / Валентина Николаевна Куницына. – Санкт-Петербург, 1991.
5. Лабунская В. А. Психология затруднённого общения / Лабунская Вера Александровна, Менджерицкая Юлия Александровна, Бреус Елена Дмитриевна [Учебное пособ. для студ. высш. учеб. заведений]. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 288 с.
6. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / Вольф Соломонович Мерлин. – М.: Изд-во: Педагогика, 1986. – 256 с.
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Балин В. Д., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др.; Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. – [2-е изд., доп. и перераб.]. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с. – (Серия "Практикум по психологии").
8.
Санникова
О. П. Эмоциональность в структуре личности /
Ольга Павловна Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 334 с.
Подано
до редакції 27.08.12
_____________