УДК: 155.2+153.6

М. П. Литвинова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ

ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ

 

В статье представлены результаты эмпирического исследования свойств личности у лиц, с высокими и низкими значениями показателя трудностей в общении. Установлено, что лицам, испытывающим трудности в общении свойственны: невротичность, депрессивность, открытость, раздражительность, эмоциональная лабильность, в отличие от лиц в меньшей степени испытывающих трудности общения.

Ключевые слова: трудности общения, свойства личности, психологические особенности.

 


Целью данного сообщения является изложение результатов исследования свойств личности, у людей испытывающих трудности общения разной степени.

 Проблема трудностей в общении по своей практической и теоретической значимости остаётся одной из важных в психологии, в исследовании теории общения. В психологии понятия «трудность в общении» и «затруднённое общение» часто используются как синонимы.

Г. Г. Камардина психологические трудности общения представляет как нарушение контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва. Происходит это, чаще всего, в ситуациях, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения [3, с. 5].

 Согласно В. Н. Куницыной, «объективные» трудности – это те трудности, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворённости от общения. «Так называемые объективные трудности, – пишет В. Н. Куницына, – то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера.... и коммуникабельного....» [4].

 В. А. Лабунская затрудненное общение, в узком смысле слова, представляет как незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Указывает, что для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений. В широком смысле слова, затрудненное общение – это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания причин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения. В определении «затрудненное общение» заключены как процесс, так и результат общения[5, с.12].

Мы, под затруднённым общением вслед за В. А. Лабунской [5, с.8], понимаем широкий спектр психических явлений, который проявляется в неналаженном, расстроенном, нарушенном, неблагополучном, дискомфортном, неэффективном общении.

В психологической литературе выделяют среди основных компонентов создающих трудности в общении внутреннюю сложность и уникальность личности, как субъекта общения [1, 2, 3, 4, 5].

Например, Е. П. Ильин к свойствам личности, затрудняющим общение относит: интровертированность, властность, конфликтность (обидчивость, вспыльчивость, подозрительность), агрессивность, застенчивость, робость, ригидность. В свою очередь, к способствующим успешному общению, по его мнению относятся: экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность. Также он указывает, что в психологии уделяется особое внимание субъективным факторам, таким как: состояния напряжённости, неудовлетворённости, тревоги, дискомфорта, эмоционального неблагополучия и др., которые представляются причинами возникновения затруднений в общении, как результаты неналаженного общения [2, с. 70].

И. И. Аминов указывает, что затрудняют общение такие свойства личности, как раздражительность и бестактность, что приводит к необходимости затрат больших усилий, что-бы чего-то добиться и затем неизбежно приводит к ослаблению защитных сил организма.

Т. В. Ивановой, отмечает А. А. Бодалев, установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать её вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. У них наблюдается повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, экстернальность [1, с. 121].

 К свойствам, вызывающим трудности общения В. Н. Куницына относит: застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизацию, чрезмерную сензитивность. Она считает, что невротизированные люди и люди с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся. Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчивыми, аутистичными, одинокими, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает В. Н. Куницына, имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей. Ею были выделены первичные и вторичные трудности, по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам. К особому типу трудностей она относит застенчивость – специфический социально-психологический феномен, которая представляет собой личностное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта [4].

 В. С. Мерлином было выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах. Благодаря таким социально-психологическим и личностным характеристикам, как общительность, чувствительность, стремление к другим людям, импульсивность и др. личность быстрее изменяет своё отношение к другому и самому себе. В. С. Мерлин для изучении личности и общения ввёл принцип интегральной индивидуальности, утверждающий, что между элементами нейродинамического, психодинамического и социального уровней устанавливаются «взаимно-однозначная, одно-многозначная, много-однозначная разновидности связей». По мнению автора, подход к личности как интегральной индивидуальности позволяет рассматривать любую из её составляющих в качестве детерминанты изменения самых различных сторон, характеристик, уровней, видов и качества общения. Если в исследованиях взаимодействия личности и общения происходит отход                        от данного принципа, то неизбежно формируется «коллекционерский» взгляд на личностные причины затруднений в общении. Ряд качеств личности, её отношений (например, степень уверенности в себе, агрессивность, общительность, застенчивость,                       доминантность и др.) влияет на формирование образа другого человека, что в результате затрудняет общение [6].

О целостной структуре личности при рассмотрении и исследовании свойств личности, относительно трудностей общения указывает В. А. Лабунская. Ею было отмечено, что во многих работах рассматриваются два вида причин затрудненного общения: мотивационно-содержательные и инструментальные (коммуникативные, навыки, средства, способы и т.д.). И уточняется, что такое деление весьма условно, так как в ситуациях реального общения мотивационные, личностные и поведенческие характеристики субъекта составляют определенную целостность. «Более того, именно экспрессивные и речевые компоненты поведения выступают в качестве совокупности действий, которые рассматриваются партнерами как показатели их отношений друг к другу, состояний, переживаемых в момент общения, статусных позиций, качеств личности (скромность, агрессивность, застенчивость)». В процессе общения наблюдается взаимодетерминация личности и общения. [5, с.32].

 Подводя итог сказанному, среди свойств личности, сопровождающих трудности в общении почти все авторы выделяют: интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность, раздражительность, бестактность, застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизация, скромность.

Именно поэтому для изучения психологических особенностей лиц испытывающих трудности в общении мы избрали Фрайбургский личностный опросник FPI. Опросник FPI предназначен для прикладных исследований, диагностики состояний и свойств личности. Выбор данного опросника обусловлен возможностью диагностики разнообразных психологических свойств личности, которые представляют важное значение при возникновении трудностей общения. Опросник содержит 12 шкал: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивная агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность, маскулинность-фемининность [7, с.315].

В качестве испытуемых были приглашены слушатели факультета последипломного образования «Психология» Педагогического университета в количестве 44 человек. На данном этапе исследования для диагностики трудностей общения мы избрали процедуру размещения себя на шкале трудностей общения с помощью методики Дембо-Рубинштейн. Эта методика помогает разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемых, основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. В модифицированном нами варианте испытуемым была представлена возможность определить своё состояние по избранной для самооценки шкале, отражающей степень выраженности трудностей в общении. Благодаря этой шкале были определены группы лиц, испытывающие трудности общения с высокими и низкими значениями показателя трудностей в общении. Качественный анализ проводился с помощью метода «асов» и метода «профилей» [8, с-10].

Целью этого этапа исследования был анализ некоторых свойств личности по Фрайбургскому личностному опроснику FPI лиц с высокими и низкими значениями показателя трудностей в общении (смотри рисунок 1).

На рисунке 1 представлены по методике FPI профили двух групп студентов: «группа лиц склонных к трудностям общения», «группа лиц не склонных к трудностям общения». На оси Х располагаются показатели, на оси Y – стандартные оценки (максимальный балл равен 9). Графики находятся в разных плоскостях по отношению к средней линии, проходящей через точку равную 4,5. Значение каждого показателя является средним значением всех респондентов исследуемой группы.

Анализ графика проводился в два этапа. На первом этапе проанализирован каждый профиль исследуемых групп, а на втором этапе профили сравнивались между собой.

Анализ профиля испытуемых у лиц в большей степени испытывающих трудности общения, наиболее ярко выраженные показатели характеризуются: выраженным невротичным синдромом (1 – невротичность) астенического типа с определенными соматическими нарушениями при повышенном уровне психопатизации (2спонтанная агрессивность), создающем предпосылки для импульсивного поведения, неустойчивым эмоциональным состоянием со склонностью к аффективному реагированию (4раздражительность), стремлением к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности (9открытость), неустойчивостью эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции (11эмоциональная лабильность). Также выявлено наличие невыраженной потребности в общении (5общительность), что приводит к избеганию удовлетворения этой потребности. Студенты данной группы неуверенны в себе, тревожны, скованы, неуспешны, что приводит к трудностям в общении, в социальных контактах и плохой адаптации в обществе.


 

 

Рис. 1. Профили свойств личности у лиц, испытывающих трудности общения с высокими и

низкими значениями показателя трудностей в общении

 

 Примечание: 1 – невротичность; 2 – спонтанная агрессивность; 3 – депрессивность; 4 – раздражительность; 5 – общительность; 6 – уравновешенность; 7 – реактивная агрессивность; 8 – застенчивость; 9 – открытость; 10 – экстраверсия-интроверсия; 11 – эмоциональная лабильность; 12 – маскулинность- фемининность.

 


У лиц в меньшей степени испытывающих трудности общения, наиболее ярко выраженные показатели характеризуются: неявно выраженными признаками, аналогичные психопатологическому депрессивному синдрому (3депрессивность), эмоциональной устойчивостью (4раздражительность), предрасположенностью к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу (8застенчивость), высокой стабильностью эмоционального состояния как такового (11эмоциональная лабильность). Студенты данной группы склонны к уравновешенности, открытости, эмоциональной устойчивости, они приветливы и доверительны в общении. У них явно выражена потребность в общении при хорошем умении владения собой.

При сравнении профилей между собой, визуально, группы лиц склонных к трудностям общения и не склонных к трудностям общения различаются по таким показателям: невротичность, депрессивность, раздражительность, реактивная агрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность. По другим показателям визуально, анализируемые группы значительно не отличаются между собой.

 Профиль свойств личности у лиц испытывающих трудности общения с высокими значениями показателя трудностей в общении в основном располагается в третьем квартиле распределения, а профиль свойств личности у лиц испытывающих трудности общения с низкими значениями показателя трудностей в общении располагается в районе средней линии – частично во втором, частично в третьем квартилях. Тенденция к положительному полюсу – это третий и четвёртый квартиль, а к отрицательному – это первый и второй квартиль.


Таблица 1

Ранги свойств личности студентов, испытывающих трудности общения с высокими

и низкими значениями показателя трудностей в общении

Ранги

Группа 1группа лиц склонных

к трудностям общения

Группа 2группа лиц не склонных

к трудностям общения

показатели

1

невротичность +

открытость +

2

депрессивность +

уравновешенность +

3

открытость +

маскулинность – фемининность +

4

эмоциональная лабильность +

реактивная агрессивность ±

5

раздражительность +

экстраверсия-интроверсия ±

 


В таблице 1 представлены наиболее ярко выраженные качества личности, которые свойственны 1-ой и 2-ой группам. Высоких значений ни одна группа не показала. Профиль первой группы более выпуклый и располагается в пространстве положительных оценок. Видна тенденция к положительному полюсу – третий квартиль. Это говорит о том, что у этих людей более ярко выражена тенденция к проявлению невротичности, депрессивности, открытости, эмоциональной лабильности, раздражительности. Значения второй группы, в основном, располагаются вокруг средней линии ряда. Показатели свойствоткрытости, уравновешенности, маскулинности-фемининности тяготеют по значению к положительному полюсу; значения показателейреактивная агрессивность, экстраверсия-интроверсия находятся на средней линии ряда, а значения показателейдепрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность тяготеют к отрицательному полюсу. Это можно объяснить тем, что в эту группу попали люди не с яркой выраженными трудностями в общении, а также люди, которые вообще не испытывают трудностей. Для того, что-бы найти таких людей, у которых представлены ярко выраженные качества, а именнопоказатели значений окажутся в четвёртом, первом квартилях, необходимо в будущем провести исследование, где будет большее количество испытуемых и тогда выбор «асов» будет происходить среди ярко выраженных качеств личностей. Но тем не менее профили этого исследования показывают различия между группами людей испытывающих трудности общения и группами людей, которые их не испытывают. Таким образом, выявлено, что представители групп психологических особенностей лиц, с высокими и низкими значениями показателя трудностей в общении имеют отличия, которые характеризуют их своеобразие и неповторимость. В общем, можно утверждать, что наличие выраженных свойств личности, таких как невротичность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность и др. чаще всего приводит к трудностям общения, диагностируемых по методике FPI.

Выводы:

-    Анализ теоретических работ позволил выявить свойства личности, которые сопровождают трудности в общении, а именно: интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность, раздражительность, бестактность, застенчивость, отчуждённость, одиночество, невротизация, скромность.

-    Для диагностики трудностей в общении использована методика Дембо-Рубинштейн. Для диагностики свойств личности – Фрайбургский личностный опросник FPI, который диагностирует невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-фемининность.

-    Установлено, что лицам, переживающим трудности общения, свойственна склонность к невротичности, депрессивности, открытости, раздражительности, эмоциональной лабильности в отличие от лиц, в меньшей степени испытывающих трудности                             в общении.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.     Бодалев А. А. Психология общения / Алексей Александрович Бодалев – М. "Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с.

2.     Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Евгений Павлович Ильин — СПб: Питер, 2011. — 573 с.

3.     Камардина Г. Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : [учеб. пособие] / Г. Г. Камардина Ульяновск 2000. – 51 с.

4.     Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис. на получение д-ра психол. наук : спец. 19.00.05 "Социальная психология" / Валентина Николаевна Куницына. – Санкт-Петербург, 1991.

5.     Лабунская В. А. Психология затруднённого общения / Лабунская Вера Александровна, Менджерицкая Юлия Александровна, Бреус Елена Дмитриевна [Учебное пособ. для студ. высш. учеб. заведений]. – М.: Издательский центр Академия, 2001. 288 с.

6.     Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / Вольф Соломонович Мерлин. М.: Изд-во: Педагогика, 1986. – 256 с.

7.     Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Балин В. Д., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др.; Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. – [2-е изд., доп. и перераб.]. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с. – (Серия "Практикум по психологии").

8.     Санникова О. П. Эмоциональность в структуре личности / Ольга Павловна Санникова. – Одесса: Хорс, 1995. – 334 с.


 

Подано до редакції 27.08.12

_____________