УДК 155.2+302.54
О.В. Кузнецова
АГРЕССИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ
В статье приводятся данные
теоретико-эмпирического исследования специфики социальной адаптации у
менеджеров, различающихся степенью проявления агрессивных и враждебных реакций,
а также доминирующей формой агрессии. Установлено, что в современной социальной
практике определенный уровень агрессии у менеджеров является оптимальным для
эффективной социальной адаптации.
В статье излагаются результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей социальной адаптации менеджеров с разными проявлениями агрессии.
Исследование социальной адаптации личности имеет давнюю традицию в психологической науке, что определило наличие множества подходов в понимании сущности данного явления. В наиболее общем виде идея адаптации отражает возможность установления гармонии во взаимоотношениях личности и общества, динамичного равновесия в системе их взаимодействия [8]. Именно социальная адаптация обеспечивает организацию микросоциального взаимодействия, формирование адекватных межличностных отношений, учет экспектаций окружения и достижение социально значимой цели [2].
Одним из наиболее интересных и
дискуссионных является вопрос о роли агрессии как крайне распространенной формы поведения в современном
обществе в социальной адаптации личности. В психологической литературе в связи
с этим обнаруживаются диаметрально противоположные теоретические позиции. С
одной стороны, признается, что агрессия, которая по своей сущности предполагает
нанесение вреда (физического или психологического ущерба) другому человеку или
группе, связана с заострением отношений, нарушениями системы взаимодействия на
разных социальных уровнях, является крайне неблагоприятным фактором социальной
адаптации (Г. М. Андреева, О. Б. Бовть,
С. Г. Шебанова, Ф. Патаки и др.). С другой стороны, указывается, что
агрессия как проявление активности личности в определенной степени позволяет
решать ряд задач в процессе социальной адаптации, в частности, остаивание
собственного Я, защита своих интересов, реализация ассертивного поведения, что
не мешает интеграции личности с обществом, но переводит взаимодействие между ними на качественно другой уровень
(Н. Г. Колызаева, А. А. Реан, Е. Фромм) [6, 7, 8].
В литературе указывается, что агрессия – это поведение, которое может
проявляться в виде реакции индивида, пребывающего перед диллемой достижения желаемого
результата и избегания неудачи (К. Левин, Н. Миллер,
Х. Хекхаузен); защиты личностного самоотношения, самоутверждения
(Л. М. Аболин, Ю. Д. Бабаева,
Г. А. Вартонян, И. А. Васильев, Б. И. Додонов); проявления индивидом собственных негативных
чувств в ответ на разнообразные неблагоприятные, в физическом и психологическом
отношении, жизненные ситуации (Н. К. Аксанова, К. Бютнер,
А. Л. Лисовик); действия, направленного на достижение значимых целей
(Н. В. Алкина, Д. Аткинсон, Н. Мюррей, Р. Спирс,
Н. Фивер); приобретенной в процессе научения модели социального поведения
(Г. М. Андреева, А. Бандура, О. Б. Бовть, Я. Волавка,
С. Г. Шебанова) [5]. Все эти аспекты указывают на
включение агрессии в процессы социальной адаптации личности, важнейшими
критериями которой является достижение поставленных целей на основе приобретенных
в ходе социализации форм поведения, интеграция со средой, самореализация, эмоциональный
комфорт [3].
Наша
задача заключается в том, чтобы уточнить, какую роль играет агрессия как форма
поведения в решении профессиональных задач современного менеджера и насколько
она способствует его социальной адаптации.
Специфика
профессиональной деятельности менеджера связана с реализацией управленческих
функций, необходимостью активного влияния на другого человека и организацию в
целом ради реализации цели, достижения высокого результата деятельности, что во
многом предполагает проявление разных форм агрессии [1, 4]. Такое поведение соответствует укоренившимся в нашем обществе социальным моделям, ожиданиям
окружения, отражает доминирующие тенденции в динамике структуры ценностей
современных руководителей, как-то: преимущественная ориентация на экономические
ценности, ярко выраженная материальная заинтересованность; формирование
индивидуалистической направленности; повышение социальной чувствительности к
финансовым доходам других членов трудового коллектива. Поощряется проявление таких
качеств, как сильно выраженное стремление к первенству, социальным достижениям,
конкурентной борьбе, яркое проявление активности, амбициозности, стремительности
и инициативности. Такая личность при встречах с преградами на пути к реализации
цели может проявлять не только настойчивость, но и агрессивность, и в том
случае, если это приводит к успеху в деятельности, такая форма поведения, как
правило, одобряется [4]. Таким образом, социальные модели, ожидания и подкрепления
способствуют использованию менеджерами именно агрессивных форм поведения ради
реализации цели, достижения высокого результата деятельности и
самоутверждения, т.е. приводят к успеху в социальной адаптации.
Обобщение
теоретических данных показало, что агрессию можно рассматривать как фактор
социальной адаптации менеджера. Эмпирическая
проверка высказанного предположения предусматривала исследование особенностей
социальной адаптации менеджеров с разной спецификой агрессии. С этой целью были
отобраны следующие психодиагностические методики: Методика диагностики
социальной адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда и Методика диагностики
показателей и форм агрессии А.Басса и А. Дарки. Выборку составили
менеджеры различных предприятий – 52 человека. Сбор эмпирических данных и их первичная
обработка проведены слушательницей ФПО «Психология» Еленой Бабюк.
С помощью методов качественного анализа (метод «асов») по результатам
диагностики мы разделили испытуемых на группы. По уровню выраженности агрессивных реакций, а именно по степени проявления
физической, вербальной и косвенной агрессии, выделяются лица, явно проявляющие агрессию, не скрывающие этого
(«агрессивные») и лица, открыто не показывающие агрессию в поведении,
высказываниях (условно «неагрессивные»). При этом агрессивных лиц отличает
стремление использовать физическую силу, выражать свои эмоции посредством агрессивных
форм вербального поведения (ругань, крик и т.д.), высказываться против других
людей, угрожать им, желать зла, насмехаться и сплетничать. Соответственно группа неагрессивных лиц отличаются отсутствием подобных
внешне выраженных эмоционально-поведенческих проявлений. По степени
проявления таких форм агрессии, как подозрение и обида, рассматриваются «враждебные»
и «невраждебные» личности. Для лиц, вошедших в первую
группу, свойственно недоверие и острожное отношение к окружающим, что вытекает
из убеждения об их недобрых намерениях, проявлениях зависти и ненависти. Эти
особенности вызваны чувством гнева, неудовлетворенности, обиды. Лица, отличающиеся
низким уровнем враждебности, не характеризуются устойчивыми переживаниями
подобных негативных чувств и наличием недоброжелательных установок в отношении
окружающих и мира в целом.
Рассмотрим особенности социально-психологической адаптации, выявленные в каждой из выделенных групп с помощью метода «профилей», что наглядно представлено на рисунках 1 и 2. На графиках на оси ОХ обозначены показатели социально-психологической адаптации, на оси OY - процентильные показатели. Средняя линия проходит через точку 50 процентилей. Все оценки, расположенные выше средней линии ряда, свидетельствуют о высоком уровне выраженности соответствующего показателя. Оценки, расположенные ниже средней линии ряда, указывают на низкий уровень.
На рис. 1 изображены профили социальной адаптации у
менеджеров с разным уровнем выраженности агрессивных реакций.
На рисунке наглядно представлено, что группы
менеджеров с разным уровнем выраженности агрессивных реакций отличаются
спецификой социально-психологической адаптации. Каждый из представленных
профилей имеет свою конфигурацию и особенности расположения относительно
средней линии ряда. В определенных точках графика профили сходятся, что свидетельствует
об отсутствии отличий по ряду показателей, например, адаптивности, дезадаптивности,
эмоционального дискомфорта, внутреннего контроля и доминирования. Однако нас
интересуют в первую очередь те показатели, которые занимают противоположные
позиции на графике, что свидетельствует о наличии отличий между изучаемыми
группами. К ним относятся: непринятие себя, принятие других, непринятие других,
эмоциональный комфорт, внешний контроль, ведомость и эскапизм.
Получены также данные о статистически
значимых различиях (по t-критерию Стьюдента) между группами агрессивных и
неагрессивных менеджеров по показателям «непринятия себя» (р≤0,05), «ведомость»
(р≤0,05), которые значительно выше в группе неагрессивных лиц,
«эмоциональный комфорт» (р≤0,05), более выраженным в группе агрессивных
лиц.
При анализе
профилей мы выделили те показатели в каждой группе, которые в наибольшей
степени отклоняются от средней линии как в сторону высоких значений, так и в
сторону низких (табл. 1). Именно их группировка дает возможность установить и описать психологические
особенности социально-психологической адаптации менеджеров с разным уровнем
выраженности агрессивных реакций.
Рис. 1. Специфика социальной адаптации менеджеров
с разным уровнем выраженности агрессивных реакций
Примечание. Условные сокращения: Ад –
адаптивность, Да – дезадаптивность, Пс – принятие себя, Нс - непринятие себя,
Пдр – принятие других, Ндр – непринятие других, Эк – эмоциональный комфорт, Эд
– эмоциональный дискомфорт, Вк – внутренний контроль, Внешк – внешний контроль,
Д – доминирование, В – ведомость, Эск – эскапизм.
Таблица 1
Комплекс наиболее и
наименее выраженных показателей социально-психологической адаптации
у менеджеров,
различающихся по уровню выраженности агрессивных реакций
|
Ранг |
Группа с высоким уровнем агрессивных реакций
(агрессивные) |
Группа с низким уровнем агрессивных реакций
(неагрессивные) |
Пространство выраженных значений |
1 2 |
Принятие себя (Пс) Эмоциональный комфорт (Эк) |
Ведомость (В) |
Пространство невыраженных значений |
1 2 3 |
Непринятие себя (Нс) Внешний контроль (Внешк) Ведомость (В) |
Эскапизм (Эск) Эмоциональный комфорт (Эк) Непринятие других (Ндр) |
Данные, представленные в таблице показывают, что у
агрессивных менеджеров отмечается удовлетворительный, выше среднего уровень
социальной адаптированности, наиболее характерными показателями которой
является принятие себя и эмоциональный комфорт. Наименее свойственными для них
особенностями является непринятие себя, внешний контроль и ведомость.
Выявленные факты показывают, что наличие определенного уровня агрессивных
реакций помогает менеджерам занимать более активную инициативную позицию, не
быть управляемым извне, что и определяет их общее позитивное самоотношение.
Можно говорить об их достаточной удовлетворенности, ощущении самотождественности,
о сбалансированном эмоциональном состоянии. Именно для таких личностей свойственна
внутренняя адаптированность в таких важных ее проявлениях, как субъективное
благополучие и отсутствие внутренних конфликтов.
У неагрессивных менеджеров отмечается преимущественно средний уровень социальной адаптированности, но у
них излишне выражена ведомость, то есть склонность к несамостоятельному,
зависимому поведению. Такие личности в принятии решений руководствуются чужим
мнением, зависимы от авторитетов и окружения в целом. При позитивном отношении
к окружающим они ощущают трудности с самоутверждением, о чем и свидетельствует
отсутствие переживания эмоционального комфорта, которое является важным
показателем адаптированности человека.
Кроме того, установлено, что
специфика адаптации связана не только с уровнем выраженности агрессивных
реакций, но и с их доминирующей формой (физическая
или вербальная).
Менеджеры с высоким уровнем физической агрессии
характеризуются переживанием эмоционального комфорта, удовлетворенности,
принятием себя. Для них не свойственна ведомость и внешний контроль. Такие
личности не склонны прислушиваться к мнению других, поддаваться влиянию со
стороны окружения, не допускают какого-либо внешнего руководства. Они не
склонны полагаться на чью-то помощь или участие в их делах, решают свои
проблемы самостоятельно, очевидно, в грубой, брутальной манере. При этом не
ощущают чувства вины. Конфликты с окружением, драки, рукоприкладство рассматриваются
как доказательство собственной силы, как путь самоутверждения, что и выступает
основание эмоционального комфорта и принятия себя. Поэтому внутренний аспект
адаптации у этих лиц отличается позитивной направленностью.
Группа
лиц с высоким уровнем вербальной агрессии характеризуется адаптивностью, внутренним
контролем, склонностью избегать проблемных ситуаций. Такие личности не желают
прямо выражать свою позицию, настроены на поиск компромиссов с окружением.
Отличаются гибкостью поведения, не испытывают трудностей, связанных с
адаптацией к окружению, не противопоставляют себя обществу. Редко открыто
выражают агрессию или проявляют ее так, чтобы не нарушать отношения с окружением.
При этом также не рассчитывают на чью-то помощь и не ощущают зависимости от
внешних обстоятельств.
Следовательно, эти группы лиц одинаково достигают
достаточного уровня социальной адаптации, но за счет разных психологических
механизмов и стратегий поведения. Для них ведущими являются разные аспекты
адаптированности: для лиц с доминированием физической агрессии – это ощущение
удовлетворенности и позитивное самоотношение; для лиц с доминированием
проявлений агрессии в вербальной форме – это контакт с окружением, отсутствие
проблем в отношениях.
На рис. 2 представлены сводные профили, отражающие
специфику социальной адаптации менеджеров с разным индексом враждебности.
Рис. 2. Специфика
социально-психологической адаптации менеджеров с разным индексом враждебности
Анализ профилей, представленных на рисунке, показывает, что в изучаемых группах по ряду показателей отмечаются различные, иногда противоположные тенденции. Установлены также статистически значимые различия (по t-критерию Стьюдента) между группами с разным уровнем враждебности по показателям «эмоциональный дискомфорт» (р≤0,05) и «внешний контроль» (р≤0,01), которые доминируют в группах с высоким индексом враждебности.
В результате
выявления наиболее выраженных показателей в
каждом профиле установлено, что у лиц с высоким индексом враждебности
доминируют показатели эмоционального дискомфорта, внешнего контроля и неприятия
себя. Наименее свойственны этой группе: принятие других, принятие себя, эмоциональный
комфорт. Именно эти личности пребывают в состоянии внутреннего и внешнего
конфликта, явного или скрытого, что сопровождается переживанием эмоционального
дискомфорта, душевного неблагополучия и характеризуется нарушением интеграции с
окружением, средой и определяется как дезадаптация. Высокие значения показателя
внешнего контроля в этой группе является целиком логичным результатом,
поскольку человек с враждебными установками склонен обвинять других в случае несчастья,
видеть причины своих неудач во внешнем пространстве, что дополнительно создает
условия для конфликта.
Лица с низким
индексом враждебности не отличаются четко выраженными особенностями социальной
адаптации. Наиболее выраженным в этой группе является показатель «ведомость»,
но он не выходит за пределы среднего уровня, что можно интерпретировать как
тенденцию к сотрудничеству с окружающими, настроенность на согласие, готовность
прислушиваться к мнениям окружающих, подчинять свои действия интересам других
лиц.
Полученные
данные в совокупности указывают на то, что определенный уровень агрессии
является фактором, способствующим более эффективной социальной адаптации
менеджера, поскольку помогает личности отстаивать свое Я, проявлять ассертивность
и действовать более самостоятельно и уверенно. Низкий
уровень ее выраженности хотя и настраивает на позитивные отношения с
окружением, однако не помогает личности стать самостоятельной и авторитетной в
этих отношениях, что и вызывает определенные личностные трудности и внутренние
конфликты. Однако проявления враждебности напрямую приводят к
социально-психологической дезадаптации менеджеров, о чем свидетельствуют
скрытые или явные внутренние и внешние конфликты, высокое психоэмоциональное напряжение,
эмоциональный дискомфорт. Таким
образом, адаптивный или дезадаптивный характер агрессии зависит от уровня ее
выраженности, доминирующей формы проявления и от особенностей ситуации или среды,
к которой приспосабливается человек.
Представленные
результаты позволяют уточнить представления о позитивных аспектах агрессии как
формы поведения, ее адаптивной функции. Вместе с тем данный вопрос требует
своего дальнейшего изучения в контексте характеристик самой среды, в которой рассматриваются процессы взаимодействия личности
и окружения, поэтому представляется интересным исследование выбранного аспекта
у представителей различных профессиональных и социальных групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандурка А. М. Основы психологии управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков: Университет
внутренних дел, 1999. – 528 с.
2. Владимирова
И. М. Особенности
психической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу
обучения в военно-медицинском вузе : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд.
психол. наук : спец. 19.00.01 «Общая
психология, история психологии» / И. М. Владимирова. – СПб, 2001. –
20 с.
3. Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / А. Н. Жмыриков. – К., 1989. – 15 с.
4. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами : [учебное пособие] / Т. С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
5. Колызаева
Н.Г. Формирование адаптивных характеристик
личности у студентов в начальном периоде обучения: автореф. дис. на здобуття
наук. ступеня канд. психол. наук
19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология» / Н.Г. Колызаева. – Л., 1989.
– 15 с.
6. Мазоха І. С. Індивідуально-психологічні особливості агресивності особистості: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. психол. наук 19.00.01 «Общая психология, история психологии» / І. С. Мазоха. – Одеса, 2008. – 20 с.
7. Крейхи Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи. – СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
8. Реан А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
Подано до редакції 05.09.12
_____________