УДК: 159.922.1+159.93
М.И. Казанжи
ФАСИЛИТАЦИЯ И ИНГИБИЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ,
НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
В статье показано пронизанность
феноменами фасилятивности и ингибитности всех сфер человеческих отношений; сложная,
неоднозначная, опосредованная многими факторами, взаимосвязь между ними. Обобщенно
представлены основные взгляды на эти феномены в науке, обозначены особенности
проявления в практической деятельности. Приведены конкретные примеры,
демонстрирующие переплетеность в реальной жизни ингибиции и фасилитации.
Ключевые слова:
фасилятивность, ингибитность, социальная жизнь, развивающее влияние.
Вначале есть смысл кратко остановиться на теоретических
аспектах проблемы фасилитации-ингибиции, истории изучения вопроса, его актуальности.
Затем перейдем к рассмотрению конкретных случаев, необходимых, на наш взгляд,
для понимания сути данных явлений, их сложности и неоднозначности.
Фасилятивность стала предметом научного исследования
относительно недавно, однако можно найти массу информации, раскрывающей
психологическое содержание понятия «фасилятивность» без прямого употребления данного термина. Это явление так или
иначе в различных контекстах рассматривалось философией (Сократ, А.Бергсон,
Дж.Милль, А.Уотсон, Н.Бердяев, В.Соловьев и др.), психологией (Р.Зайонс,
Н.Триплет, В.Меде, Ф.Олпорт, Н.Обозов, Д.Майерс, Ларсон, Тревис, П.Хант,
Д.Хиллерри, Д.Майклз, О.Кондрашихина, Е.Врублевская), психотерапией и
психологическим консультированием (К.Роджерс, Н.Роджерс, Ф.Бурнард, М.Боуэн и
др.). В физиологии Фере, В.Бехтерев и др. также изучали фасилитацию как
изменение скорости и продуктивности деятельности человека под влиянием
наблюдателей, т.е. исследовалось явление, по сути, не имеющее ничего общего с
современной трактовкой фасилятивности в психологии. Особое внимание изучению
фасилятивности уделяется в постсоветской педагогике (С.Ромашина, О.Козина,
Л.Тимонина, Р.Димухаметов, И.Я.Пундык, О.В.Фисун, Б.Яковлев, О.Шахматова,
И.Богдан, Л.Вавилова, О.Гурьянова, О.Маер, Г.Межина, О.Димова и др.), появляются
также фундаментальные работы междисциплинарного характера (А.Поддьяков и др.).
Современные направления прикладной психологии –
коучинг, медиация, модерация – также совершенно очевидным образом связанные с
проблемой фасилитации, уделяют особое внимание исследованию данного явления.
Несмотря на различие применяемых техник и особенностей создаваемых условий,
основной целью является решение конкретных проблем, выработка стратегий
поведения, принятие решения, работа в группе (команде) и пр., что естественным
образом подразумевает развитие участников этого процесса.
Термин «фасилятивность» и его производные
применяются в различных науках, однако особое место занимает изучение и
описание фасилятивности в научных направлениях, изучающих различные аспекты
взаимодействия между людьми – это психология, педагогика, психотерапия и
консультирование.
Сколько исследований и, соответственно, исследователей,
занимающихся разработкой данной проблемы, столько и точек зрения на
содержательную наполненность термина «фасилятивность». Следует отметить, что в
психологии выделяется ряд видов фасилятивности. Поскольку фасилятивность
проявляется в определенной деятельности, то выделяются идентичные наименованию
деятельности названия ее видов. Зачастую речь идет о педагогической или социально-педагогической
фасилитации. Роль социума в фасилятивных проявлениях некоторые исследователи (в
частности, Л.Тимонина [8]) считают необходимым подчеркнуть обязательным упоминанием
в термине фасилятивность приставки социальная. Поскольку фасилятивность всегда
проявляется (а поэтому, и изучается) как исключительно социальное качество, характеризующее
человека, направленное на человека и проявляющееся только в социальной среде,
мы считаем возможным и корректным употребление термина фасилятивность и его
производных без уточнения – «социальная».
В термин «фасилятивность» вкладывалось различное
содержание. Например, Е.Врублевская понимает способность педагога к
фасилитирующему общению как «имманентное качество личности, позволяющее совершать
педагогическое взаимодействие как вдохновляющее воспитанника на интенсивное,
осознанное духовно-моральное самоизменение и самопостроение в соответствии с
личностно-приоритетными смыслами жизнедеятельности и актуализируя тем самым
процессы его направленного и продуктивного саморазвития» [2, С.86-87]. О.А. Кондрашихина
изучает способность к фасилитационным влиянием как «сложную синтетическую
систему личностных особенностей (свойств и качеств), которые, будучи
детеминированны гуманистическими, духовными ценностями, позволяют наиболее
продуктивно способствовать продвижению клиента на пути устранения дефицитарных
состояний и перехода к личностному росту, повышению уровня внутренней свободы,
развитию» [5, С. 45]. И.В. Жижина определяет педагогическую фасилитацию
как сложное интегративное образование, развитие которого обусловлено индивидуально-типическими
и социальными факторами жизнедеятельности учителей и включает в ее структуру рефлексию, коммуникативность, лидерство, экстраверсию-интроверсию, эмпатию [4, с. 46]. С.Борисюк определяет
педагогическую фасилитацию как форму взаимодействия, базирующуюся на основах
гуманизма, толерантности, полисубъектности, доверия и обеспечивающую
гуманизацию учебно-воспитательного процесса [1]. П.Лушин ввел в научный обиход
понятие «экопсихологичекая фасилитация», которая понимается как недирективное
управление саморазвитием, процесс толерирования неопределенности, создание атмосферы
экологического отношения к действительности, поддержания ритма саморазвития
определенной психической или социальной экосистемы [9]. Стержневая идея
фасилитации в обучении, по мнению Р.С. Димухаметова, исходит из принципа не навязывания
модели учебного поведения, а «извлечения» творческого потенциала ученика,
опираясь на его искреннюю веру и поддерживая его стремление к самоактуализации
[3, С. 144]. Приведенные определения отображают лишь небольшую толику знаний,
накопленных наукой, по проблеме, изучаемой нами.
Необходимо подчеркнуть в проявлениях фасилятивности ценностно-смысловой стороны,
мотивационного аспекта, ведь способности к фасилитации связаны с ценностью ее
совершения, наличием во влиянии развивающего смысла (иначе эта способность, умение
влиять на другого человека может использоваться с ингибитной целью).
Отметим, что в дефиниции «фасилятивность» исследователи
по-разному расставляли акценты – на создании определенных условий, наличии у
фасилитатора определенных качеств, на самом процессе развивающего взаимодействия и пр. Несмотря на различия в
проанализированных определениях, общим в них является упоминание о развивающем
характере влияния такого типа (это положение нашло свое отражение еще в трудах
К.Роджерса). Вслед за многими современными исследованиями, мы понимаем под
фасилятивностью способствование, помощь в развитии другой личности.
В современной науке
фасилитация рассматривается как: феномен отношений (И.Авдеева, А.Хоменко, С. Борисюк), сила влияния на объект
(Н.Аминов, М. Молоканов),
составная часть синдрома личностной готовности к профессиональной деятельности
практических психологов (Б.Яковлев, И.Богдан), особый стиль общения (И.Пундык),
специфическая функция общения (В.Сумина), фасилятивная направленность (О. Маслова), помощь в приобретении и
анализе знаний (Ф. Бурнард,
Р.
Димухаметов, Ф.Э.Зеер),
готовность педагога к фасилятивной деятельности (Н.Носова), способность или
компонент способностей к определенной деятельности (О.Власова, О. Кондрашихина,
Н.Аминов, М. Молоканов,
Е.Врублевская, О.Димова). Изучались также фасилитирующие условия (К.Роджерс, Н. Роджерс, В. Сумина), личность фасилитатора
(К.Роджерс, Р.Мэй, В. Франкл,
Д. Бюдженталь) и др.
Большая часть исследований
интересующего нас спектра явлений посвящена фасилятивности (в первую очередь
это положение касается педагогики, даже признано актуальным институализацию
особой отрасли педагогики – фасилятивной [7, С.160]), однако существуют работы,
в которых изучается качество, противоположное фасилятивности – ингибитность. В
частности, А.Поддьяков исследовал противодействие в обучении как проявление
ингибитности и отмечал взаимодополняемость фасилятивности и ингибитности для
сохранения системы. Обосновывая это положение, автор цитирует труды Д.Дернера «…развитие цивилизации, отдельных
сообществ и личностей происходит под влиянием двух противоположных и
взаимосвязанных направлений социальных влияний – стимуляции обучения,
психического развития и протитиводействия обучению и развитию. Противодействие
также неизбежно и необходимо, как необходимо и неизбежно существование
института обучения» [6, С.120].
Переходя к примерам, иллюстрирующим проявление данных явлений в социальной жизни, хотелось бы сделать акцент на сложных взаимоотношениях между противоположными тенденциями, присущими, по-видимому, каждому человеку. Наличие способности и к фасилятивности, и к ингибитности создает напряжение, даже можно сказать внутриличностную и межличностную драму – борьбу этих тенденций во внутрипсихическом пространстве фасилитатора и в пространстве его отношений с фасилитируемым.
В реальной жизни ингибиция и фасилитация тесно переплетены и иногда один
и тот же человек выступает по отношению к другому то в качестве фасилитатора,
то в качестве ингибитора. И это легко объяснить тем, что эти явления – две
стороны одной медали, используя другую метафору (юнгианскую, допустим) –
фасилитатора можно назвать персоной, а ингибитора тенью этой персоны.
Фасилитатор может и не осознавать скрытого в себе потенциала ингибитности, или
может частично осознавать свою способность препятствовать развитию другого
человека. С точки зрения общей психологии взаимосвязь ингибитности и фасилятивности
в личности совершенно естественна: способности, лежащие в основе того и другого
идентичны, их отличает лишь нравственная, ценностная наполненность. Фасилитатор
может быть очень успешным ингибитором и наоборот. Иллюстрацией этой мысли может
служить известный и часто наблюдаемый в жизни парадокс – один и тот же человек
помогает другому подняться, развиться, а затем, чувствуя зависть и руководствуясь
конкурентными мотивами, не только мешает дальнейшему развитию своего
подопечного или ученика, но и пытается свести на нет все его прошлые
достижения, снизить самооценку критическими замечаниями, обесценить плоды
трудов своего ученика. Ингибиционный эффект могут
оказывать упреки «фасилитатора»: «Кем бы ты был без меня?», «Я потратил на тебя
столько времени!», «Всем, что у тебя есть, ты обязан мне». Подобные
высказывания вызывают у «фасилитируемого» чувство вины, недовольство собой,
страх успеха. Такая позиция может препятствовать дальнейшему самостоятельному
развитию человека. Не всякий фасилитатор в силу своих личностных особенностей
способен пережить успех фасилитируемого – порадоваться за него, гордиться его
достижениями, оказывать дальнейшую поддержку, не относиться как к конкуренту. К
счастью, фасилитируемый к моменту изменения мотивации своего бывшего
фасилитатора (его переключения в модальность ингибиции) зачастую успевает стать
достаточно успешной и зрелой личностью, способной противостоять противоположному
по знаку влиянию. Подобные ситуации настолько широко распространены в жизни,
что, наверное, не нуждаются в конкретных примерах – они знакомы каждому из
личного опыта.
Вообще почти каждый человек на протяжении всей жизни выступает то в роли ученика, то в роли учителя и поэтому необходимо всегда рефлексировать свои переживания и в процессе ученичества, и в процессе учительства и вовремя замечать в себе тенденции ингибитности, чувство зависти к тому, кому помогал. Даже у родителей и детей часто бывают отношения внешне фасилятивные и в то же время есть скрытые ингибитные тенденции. И в этих сложных фасилятивных-ингибитных отношениях можно выделить две стороны, хотя, наверное, их больше – этот вопрос еще подлежит детальному изучению. Рассмотрим две наиболее заметные, очевидные.
Первая связана с тем, что в глубине души родители часто не хотят взросления ребенка, не хотят его отделения и самостоятельности, поэтому они незаметно для самих себя препятствуют взрослению детей, избыточно контролируя, внушая неуверенность в собственных силах («давай я тебе помогу, ты сам не сможешь», «покажи, что ты сделал – я должен проверить», «если тебя не контролировать – ты вообще ничего не будешь делать», «ты еще слишком мал»). Вторая проявляется обычно гораздо позже и осознается еще тяжелее, чем первая. Так, например, маме трудно признать, что видит в своей взрослой красивой дочери конкурентку и она может давать ей советы не с фасилятивной позиции. То же самое можно сказать и об отце, который начинает замечать, что сын в чем-то превосходит его, особенно если сын делает карьеру в том же направлении, что и отец.
Фактически речь идет о той же зависти учителя к успешному ученику, о которой говорилось выше. Работа с родителями по осознанию ингибитных тенденций в отношениях с детьми требует большого терпения и деликатности и начинать необходимо с осознания своего нежелания отпускать детей и видеть их самостоятельными, так как это понимание наименее болезненно для родителей. И лишь после этого можно осторожно переходить к обсуждению конкурентных отношений между родителями и взрослыми детьми (если в действительности имеет место ингибитное поведение родителей).
Хотелось бы проиллюстрировать как можно более ясными примерами, взятыми из реальной жизни, пронизанность всех человеческих отношений феноменами ингибиции и фасилитации. Ярким примером может служить история, рассказанная одной из наших испытуемых – гражданки США, бывшей нашей соотечественницы, Олеси.
Девушка вышла замуж за хорошо образованного американца из интеллигентной семьи (сына бывшего сенатора), ничто не предвещало трагического развития событий. Первые месяцы жизни в доме мужа были для Олеси счастливым периодом. Трудности начались с того момента, когда друзья и знакомые мужа начали осыпать Олесю комплиментами и говорить ее мужу о том, что он женился на настоящей красавице. На Олесю действительно обращали внимание на пляже, в магазине, на улице – это вызвало беспокойство у мужа и резкую перемену в их отношениях. Супруг прекратил разговаривать с ней на английском языке – молчал либо объяснялся жестами, включал только русскоязычные телеканалы, не позволял ей ходить на курсы английского языка, заводить знакомство с соседями, читать литературу на английском языке, водить машину. Олеся лишилась права выходить из дому без сопровождения мужа. Делалось все для того, чтобы девушка не смогла адаптироваться и полностью была зависима от супруга. Через полгода жизни под домашним арестом Олеся почувствовала сильную тоску и потерю интереса ко всему, что прежде составляло смысл ее жизни. Симптомы депрессии нарастали, возникло и усиливалось суицидальное настроение, однако муж был вполне доволен сложившейся ситуацией. Можно сказать, что его цель как ингибитора была в полной мере достигнута. Олеся сохраняла связь с родителями по интернету и в какой-то момент они посоветовали дочери, находящейся к тому времени в состоянии полной апатии, отчаяния и безысходности, бежать из дому. Сделать это незаметно Олесе не удалось, ее бегство было достаточно драматичным. Местные жители помогли ей найти организацию, занимающуюся помощью женщинам – жертвам насилия в семье. Эта часть истории может служить примером крайней степени проявления ингибиции, к счастью, не часто встречающейся в жизни.
Следующий этап в жизни нашей испытуемой, напротив, демонстрирует роль
социальной фасилитации, ее необходимость в сложных жизненных ситуациях.
Программа помощи жертвам насилия в семье предусматривала систему мероприятий,
направленных на восстановление душевного равновесия, снятие постстрессового
синдрома, облегчение адаптации. Олеся
получила квалифицированную психологическую помощь, начала учиться на курсах
английского языка, работать волонтером с пожилыми людьми. Таким образом, она
сама стала фасилитатором для пожилых людей (своих подопечных) и ощутила свою
нужность, значимость. Став одновременно фасилитируемой и фасилитатором (в этом
был замысел программы), Олеся в краткий срок реабилитировалась, стала способной
к самостоятельной жизни в чужой стране.
Эта, достаточно нетипичная история,
показывает сложность взаимосвязей между ингибицией и фасилитацией, и объясняет
наш особый интерес к этим явлениям. Как видим, ингибитность и фасилятивность –
качества необычайно важные в социальной жизни, требующие потому постоянного и
глубокого изучения.
Рассматривая явление фасилитации-ингибиции в социуме, невозможно обойти вниманием формы взаимодействия людей, связанные с духовным наставничеством и ученичеством. На первый взгляд, духовный учитель совершенно определенно выполняет функции фасилитации (в том смысле, который мы вкладываем в это слово), но многочисленные случаи отношений ученика и духовного наставника подтверждают общую закономерность: живой человек не может быть идеальным фасилитатором, скрытые тенденции ингибитности в нем, как правило, присутствуют. Можно привести несколько примеров, подтверждающих эту мысль. Типичный случай: молодая девушка просит благословения духовника на брак с любимым молодым человеком. Духовный отец не дает своего согласия, объясняя это тем, что молодой человек другой веры. Затем следует еще несколько предложение, каждое из которых девушка отклоняет по причине отказа в благословении своего духовника. В настоящий момент ей 55 лет, ее духовный отец, теперь уже глубокий старец, по-прежнему регулирует ее социальную жизнь и не позволяет ходить даже на воскресные чаепития в монастырь, где собираются члены общины. Жизнь прожита без семьи, без детей, без возможности даже выехать за пределы города, без возможности выбирать самостоятельно друзей, работу, развлечения, книги и в целом образ жизни. Женщина производит впечатление инфантильной, плохо адаптированной, искаженно воспринимающей мир. Глядя на нее, трудно поверить в то, что ее духовник способствовал личностному и духовному развитию своей подопечной. И в других религиозно-духовных традициях нередко можно наблюдать подмену фасилитации ингибицией. Так, учителя-дзен «для пользы дела» иногда избивают своих учеников, удовлетворяя собственные садистические потребности, стремление к лидерству и власти.
Психотерапия как помогающий вид
деятельности, опять-таки на первый взгляд связана исключительно с потребностями
альтруистического, гуманного характера. Однако и в этом виде деятельности
психотерапевт далеко не всегда способен удержаться на фасилятивной позиции. Те
же мотивы власти, гиперкомпенсации, самоутверждения, наслаждения страданиями и
унижением других людей можно проследить в деятельности отдельных специалистов.
Однако, психотерапевту, как человеку компетентному в данной области, рефлексивному,
постоянно проходящему личную психотерапию и супервизию, гораздо легче заметить
в себе тенденции, противоположные фасилятивным и вовремя скорректировать
поведение. Сложнее обстоит дело с осознанием своей ингибитной грани у
педагогов, родителей, религиозных и духовных наставников – психологическое исследование
проблемы и внедрение в практику научных разработок позволит снизить риск
бессознательных ингибитных воздействий, калечащих личность, препятствующих ее
развитию.
Итак, фасилятивность как и любое другое качество личности имеет свою противоположную сторону – ингибитность, проявляющуюся подчас неожиданно как для самого носителя, так и для окружающих.
Подводя итог всему сказанному,
отметим, что в социальной жизни, науке и практике фасилятивность играет
заметную роль – непропорционально большую, чем внимание, уделяемое этому
явлению наукой.
Нашей целью было показать на простых
жизненных примерах распространенность изучаемого нами явления – пронизанность
им всех социальных отношений. Как видим, термины «фасилятивность», «ингибитность»
не являются надуманными, лишними, предложенными исключительно с целью
что-нибудь изучать и обозначать, как это иногда бывает в науке. Надеемся, что
эта тема займет достойное место в науке и позволит оптимизировать фасилятивные
процессы в обществе, педагогике, менеджменте, практической психологии – во всех
сферах человеческих отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисюк С.О. Розвиток здатності до фасилітативної
взаємодії у майбутніх соціальних педагогів засобами соціально-педагогічного
тренінгу / С.О.
Борисюк // Наукові записки НДУ ім. М.Гоголя.
Психолого-педагогічні науки. – 2011. – №5. – С.180-182.
2. Врублевская
Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: Учебное пособие
/ Е.Г. Врублевская. –
Хабаровск, Изд-во «Колорит», 2001. – 182с.
3 Димухаметов
Р.С. Социально-фасилитаци-онный механизм
социализации / Р.С. Димухаметов // Дулатовские
чтения. – Материалы Международной научно-практической конф., посв. 20-летию
Независимости Республики Казахстан и 15-летию Костонайского инженерно-экономического
университета им. М. Дулатова. - 9 декабря, 2011. – Костонай: КИнЭУ им. Дулатова.
- С. 142-147.
4. Жижина
И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: дис. на
здобут. вчен. ступ. канд. психол. наук: 19.00.07 / И.В. Жижина.
– Екатеринбург, 2000. – 153 с.
5. Кондрашихіна О.О. Формування здатності до
фасилітаційних впливів у майбутніх практичних
психологів: дис. на здобут. вчен. ступ. канд. психол. наук: 19.00.07
«Педагогічна та вікова психологія» / О.О. Кондрашихіна.
– Київ, 2004. – 239 с.
6. Поддьяков
А.Н. Философия образования: проблема противодействия / А.Н. Поддьяков // Вопросы философии. - №8. – 1999. – С. 119-128.
7. Ромашина
С.Я., Майер А.А., Межина А.В. Фасилитативная педагогика (к постановке
проблемы) / С.Я. Ромашина, А.А. Майер, А.В. Межина // Образование и саморазвитие. – 2010. – №5(21) – С. 159-164.
8. Тимонина
Л.И. Социально-психологическая фасилитация учебной деятельности неуспевающих
подростков. – Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – спец.: 13.00.02 –
теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразоват.
и высш. шк.) - Кострома – 2002. – 212 с.
9. Экофасилитация [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://ecofacilitation.ucoz.com
Подано до редакції 03.09.12
_____________