УДК: 153.6+175+159.26

Е. А. Черногор

ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ

ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

 

В статье излагаются результаты эмпирического исследования специфики общительности у лиц, которые отличаются локусом контроля.

Ключевые слова: общительность, показатели общительности, локус контроля.

 


Настоящая статья посвящена изложению результатов эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей общительности у лиц с различным локусом контроля.

При определении обозначенных свойств мы опирались на принцип континуальности, положенный в основу континуально-иерархической модели личности, предложенной О.П. Санниковой. Данный принцип позволяет не только рассматривать любое свойство личности, в том числе общительность, как сложное, многоуровневое, но в тоже время целостное образование, но также и четко структурировать входящие в данное свойство показатели [7].

Общительность является одним из видов психической активности. Она определяется рядом авторов как развитое устойчивое стремление к общению, выражающееся в разговорчивости, в легкости вступления в контакт, в желании обменяться мыслями, впечатлениями, чувствами и отношениями к чему-либо или кому-либо [1; 3; 4].

В структуре общительности выделяются следующие показатели, представляющие собой биполярные континуумы (противоположные полюса одного и того же параметра, характеризующие высокий и низкий уровни его проявления):

а) Потребность в общении (ПО) – активное отношение индивида к миру окружающих его людей, проявление интереса к другим людям, потребность поделиться своими мыслями с окружающими людьми.

б) Инициативность в общении (И) – способность завязывать новые знакомства, устанавливать дружеские отношения, включаться в беседу с людьми по собственной инициативе и вести ее в соответствии со своими целями и т.п.

в) Широта общения (Ш) – склонность к широкому общению в новом коллективе, стремление к большой компании, предпочтение проводить досуг в широком кругу людей, наличие большого количества знакомых и частое завязывание новых знакомств.

г) Легкость общения (Л) – легкость и быстрота вступления в социальный контакт; знакомство с новыми людьми (даже при отсутствии собственной инициативы); ощущение легкости, свободы в новой обстановке; отсутствие свойства теряться, тушеваться на людях.

д) Устойчивость общения (У) характеризуется постоянством общения с одними и теми же людьми даже при изменении ситуации (появление легкого разочарования в некоторых людях, переезд на новое место жительства, смена места работы или учебы и т.п.); сохранением старых привязанностей в случае нового интересного знакомства; длительной и многолетней дружбой с узким кругом людей.

е) Выразительность в общении (В) – богатство невербальных средств, проявляющихся в общении; интенсивное использование выразительных движений (мимика, пантомимика, динамика движений, статические позы, интонация голоса, скорость речи и т.п.) для передачи определенной информации в процессе коммуникации; живость, сила, яркость, быстрота смены выразительных средств. Данный показатель включает в себя и внешнюю выразительность чувств и эмоций, возникающих и проявляющихся в процессе общения, т.е. то, что в психологии трактуется как эмоциональная экспрессия [3; 6; 7].

Последний показатель общительности, а именно выразительность в общении (В) или эмоциональная экспрессия, очень интересен нам с точки зрения исследования. Эмоциональная экспрессия - это часть невербального канала общения, которая способствует развитию и совершенствованию коммуникативных способностей человека, а также оказывает влияние на отношения с окружающими.

Вопросы эмоциональной экспрессии рассматривались в работах П. Экмана, В.А. Лабунской, И.А. Переверзевой. О.П. Санниковой, П.В. Симонова.

Основная гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что у лиц с интернальным (внутренним) локусом контроля и экстернальным (внешним) локусом контроля показатели общительности будут отличаться, причем значения показателей общительности у интерналов будут выше, чем значения показателей общительности у экстерналов. Данное предположение основано на наблюдении за испытуемыми.

Для изучения психологических особенностей общительности у лиц с различным локусом контроля, за теоретическую основу была взята концепция Дж. Роттера. Он называл локусом контроля качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальность), либо собственным способностям (интернальность). Вообще локус контроля формируется в процессе социализации, при этом доказано, что экстернальность – интернальность коррелирует с такими показателями, как достижение поставленной цели, уверенность в своих способностях и т.д. Также установлено, что социальная ответственность положительно связана с интернальностью личности. Психологи отмечают, что люди, которые являються социально ответственными за события в своей жизни и в окружающей их среде, способны лучше адаптироваться и достигают больших успехов.

"Локус контроля" в переводе на русский означает "место контроля". Если человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, тогда говорят, что у него интернальный (внутренний) локус контроля. Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля.

Причиной этого является воспитание, нацеленное на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. Такое воспитание, как правило, требует от родителей и педагогов настойчивости и мастерства, потому что гораздо легче заставить ребенка что-то сделать, вместо того, чтобы подтолкнуть его к принятию самостоятельного решения. Следствием этого является наличие интернального локуса контроля, который свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверенны в себе и менее тревожны, вследствие чего их деятельность более результативна. Интерналов больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов.

Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность и депрессию. Необходимо всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела. Но золотая середина все же находится ближе к интернальному локусу контроля. Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности. Одним из основных видов деятельности человека является общение. Рассмотрим особенности общительности у людей с различным локусом контроля. Приступая к исследованию, мы предположили, что определенному типу локуса контроля соответствует определенная специфика общительности, т.е. определенное качественно-количественное сочетание (комбинация) входящих в структуру общительности показателей.

С целью проведения эмпирического исследования была создана независимая выборка, которую составили ученики 10-х классов Одесской ООШ № 100 (50 учеников). Средний возраст испытуемых составил 16 лет.

Исследования проводились в марте-апреле 2012г. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методы: наблюдение, анкетирование и тестирование.

Для изучения психологических особенностей общительности лиц с различным локусом контроля нами был подобран психодиагностический комплекс, в который вошли:

1)"Тест-опросник формально-динамических показателей общительности", направленный на исследование семи параметров общительности: потребность в общении (ПО), инициативность (ИО), широта общения (ШО), легкость общения (ЛО), устойчивость (УО) и выразительность в общении (ВО), общий показатель общительности (ОПО) [6; 7].

2) Методика исследования локуса контроля Дж. Роттера[8].

Обработка полученных данных осуществлялась при помощи корреляционного (метод "асов") и качественного (метод "профилей") анализов. Для обработки первичных данных использовался пакет математических программ SPSS 13.0 под Windows.

В результате предварительного корреляционного анализа между параметрами общительности и типом локуса контроля выявлено значительное число статистически значимых корреляционных связей.

Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 1.

Данные корреляционного анализа свидетельствуют о существовании тесных связей между параметрами общительности и типом локуса контроля.

Полученные результаты позволяют перейти к проведению качественного анализа данных. Качественный анализ с использованием метода «профилей» позволяет определить специфику проявления общительности у лиц с различным локусом контроля.

На рисунке 1 представлен график данных, отражающих проявления показателей общительности у лиц с интернальным (внутренним) локусом контроля и экстернальным (внешним) локусом контроля.


Таблица 1

Матрица интеркорреляций параметров общительности и локуса контроля (n=50)

 

ПО

И

Ш

Л

У

В

Экс

Инт

ПО

 

1

,526(**)

,500(**)

,595(**)

,301(*)

,307(*)

-,274

,276

И

 

,526(**)

1

,717(**)

,801(**)

,572(**)

,297(*)

-,274

,281(*)

Ш

 

,500(**)

,717(**)

1

,669(**)

,297(*)

,036

-,086

,086

Л

 

,595(**)

,801(**)

,669(**)

1

,469(**)

,184

-,284(*)

,290(*)

У

 

,301(*)

,572(**)

,297(*)

,469(**)

1

,125

-,157

,172

В

 

,307(*)

,297(*)

,036

,184

,125

1

-,261

,269

Экс

 

-,274

-,274

-,086

-,284(*)

-,157

-,261

1

-,999(**)

Инт

 

,276

,281(*)

,086

,290(*)

,172

,269

-,999(**)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: ** - 1 % уровень статистической значимости полученных корреляционных связей, * - 5 % уровень статистической значимости полученных корреляционных связей.

 


При помощи методики исследования локуса контроля Дж. Роттера были выявлены: 31 ученик с интернальным (внутренним) локусом контроля и 19 учеников с экстернальным (внешним) локусом контроля. Затем ребятам был предложен тест-опросник общительности О.П. Санниковой [7].


 

Рис. 1 Значения показателей общительности в группах испытуемых с доминированием

экстернального (Екс) и интернального (Інт) локуса контроля

 


Итак, испытуемые с интернальным локусом контроля характеризуются ярко выраженной потребностью в общении (ПО). Они проявляют инициативу, вступая в контакт даже с незнакомыми людьми, чувствуя себя при этом легко и свободно (И, Л). Ярко выраженного интернала отличает то, что при достаточно большом круге знакомых (Ш) он умеет сохранять дружеские связи на протяжении долгих лет (У). Также интернал обладает выразительностью в общении (В) – богатством невербальных средств, проявляющихся в общении. Интенсивно использует выразительные движения (мимику, пантомимику, динамику движений, интонацию голоса, скорость речи и т.п.) в процессе коммуникации, для передачи определенной информации. Его характеризуют живость, сила, яркость, быстрота смены выразительных средств.

В результате анализа полученных данных можно сделать выводы:

1) У учеников с интернальным (внутренним) локусом контроля показатели по всем 6 шкалам общительности выше, чем у учеников с экстернальным (внешним) локусом контроля, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Анализ поведения учеников-интерналов показывает, что для них характерна более высокая учебная успеваемость, лучше поведение, они серьезнее, рассудительнее, более четко определились с выбором будущей профессии, тщательно планируют свои действия, самокритичны, обладают адекватной самооценкой. Исследование, на ряду с остальными показателями общительности, интересовавшего нас последнего показателя общительности, а именно выразительности в общении (В) или эмоциональной экспрессии, доказало влияние последнего на различные сферы жизни, в том числе и на процесс общения. С.Л. Рубинштейн писал о необходимости управления своими эмоциями [5], подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций, и видел основную задачу в том, чтобы надлежащим образом направить эмоции.

2) Проанализировав поведение учеников-экстерналов можно отметить, что для них характерна невысокая учебная успеваемость, они легкомысленны, склонны надеяться на «авось», свои неудачи объясняют невезением, несамокритичны.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев [в 2-х т.]. – М.: Педагогика. 1980. – Т. – 1. – 287 с.

2. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / Лабунская В.А. // Знание. 1989. – 64 с.

3. Ильина А.И. О динамических качествах общительности / А.И. Ильина // Вопросы психологии. – 1967, – № 5. – С. 126 –133.

4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин. – М., 1964. – 302 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2008. – 716 с.

6. Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности / О.П. Санникова // Вопросы психологии. – 1982. – С. 109 – 115.

7. Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности / О.П. Санникова. – Одесса: Хорс. 1995. – 334 с.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ, 1998.


Подано до редакції 29.08.12

_____________