УДК 378.12(042.5)
А. П. Илькова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье рассмотрена проблема реализации
коммуникативной компетентности преподавателя в образовательном процессе высшей
школы. Представлено понимание профессиональной компетентности преподавателя
вуза, показаны задачи, функции и особенности совершенствования коммуникативной
компетентности преподавателя в учебной работе со студентами.
Ключевые
слова: профессиональная компетентность, коммуникативная
компетентность, коммуникативные навыки.
Тема учебной
коммуникации является для вуза актуальной и многоаспектной. В этой теме для нас
важны характеристики самого процесса коммуникации преподавателя и студентов на
учебном занятии и ресурсы совершенствования коммуникативной компетентности
преподавателя. Если понимать речевую коммуникацию как общение субъектов, их
взаимодействие с целью обмена информацией, то возникает вопрос: а как преподаватель
может влиять на эффективность понимания материала и степень активности студентов
в ходе занятия?
Передача знания и
вступление в коммуникативные отношения в ходе обучения возможны при условии
совпадения двух типов структур: языковой и когнитивной. По мере развития
индивида коммуникативные единицы ("предложение",
"реплика", "фраза",
"предложение-высказывание", "текст", "дискурс", "речевая тактика",
"речевая стратегия") и когнитивное содержание
учебной единицы вступают во взаимодействие и служат основанием для точной
передачи и правильного понимания знаний. Итак, учебная коммуникация выступает в
качестве средства связи между педагогическими субъектами и структурами, она не
просто информирует, но и интегрирует сознание студента и преподавателя,
способствует созданию единого мнения по выработке коллективных оценок, реакций,
определению способа упорядочения, иерархии системы знаний, подсистем и элементов.
Методологической
основой наших подходов являются научные положения Б.Ф. Ломова, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдаровой, О.Я. Гойхмана
о речевой деятельности как вида, совершенствующегося при специальном
воздействии. Коммуникацию мы будем понимать, как умение ставить и решать определенные
типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать
адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения (по Л.А. Петровской). В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать
и поддерживать контакты с другими людьми, овладение процессом общения для
передачи учебной информации, способность преподавателя вступать в контакт с
обучающимися и добиваться того, чтобы его поняли. Учебный процесс предусматривает
сохранение множества смыслов и кодов в рамках определенной учебной темы, обязательность
четкой передачи сообщения, получения информации, правильного понимания ее и
соответствующей интепретации, что и отражает профессиональную компетентность
преподавателя.
Проблема
освоения компетентности (как продукта овладения арсеналом средств и
образовательных технологий со стороны преподавателя) достаточно полно
представлена в работах ведущих российских ученых педагогов, психологов: В.И. Байденко, В.А. Болотова, В.Н. Введенского,
А.А. Вербицкого, Н.В. Кузьминой, А.В. Хуторского. Профессиональная
компетентность педагога понимается учеными как стремление расширять границы
своего образования; желание развивать в себе способность к гибкости,
адаптивности к собеседнику, к осмысленной рефлексии (самооценке и самоанализу
своей деятельности). В таком понимании профессиональные знания и владение
образовательными технологиями становятся основой компетентности специалиста,
компонентом его профессиональной деятельности, "живым знанием".
Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть
сформирована как отдельный навык или умение: она формируется целостно и
интегрировано в результате личного опыта действия как индивидуализированная
способность к профессии. На эту сторону компетентности обращают внимание И.А.
Зимняя, А.К. Маркова, В.А. Сластенин. По мнению
А.Г. Бермуса: "Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее
личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты" [1, с. 83].
Цель статьи
состоит в
анализе взаимосвязей между излагаемой учебной информацией и коммуникативной
компетентностью преподавателя вуза.
Среди важных для
будущей деятельности педагога, психолога выделяется коммуникативная компетенция,
она обеспечивает моделирование знаний и умений у обучающихся посредством
речевой учебной коммуникации. Значимым
условием формирования компетенций у студента является наличие коммуникативной
компетентности преподавателя как интегральной готовности передавать предметные
и общекультурные знания, личностный опыт через соответствующие речевые навыки
для решения конкретной педагогической задачи. Коммуникативная компетентность
позволяет свободно выстраивать общение на учебную тему, ответственно и
профессионально реагировать на смещение акцентов в обсуждении вопросов,
корректировать направленность семинарского, практического занятия, влиять на характер
общения со студентами. Поскольку преподаватель является организатором обучения,
он должен управлять учебной ситуацией, которую отчетливо прогнозирует и
последовательно реализует. Компетентность преподавателя в учебной коммуникации
гарантирует качественный продукт в обучении, освоение компетенций в обучении
студентов.
"Компетенция
– базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или
наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях.
Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и
устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение
человека во множестве ситуаций и рабочих задач", отмечают ученые[2, с. 17]. Компетенции служат здесь фундаментом, а
компетентность надстройкой. Компетенции – по мнению Спенсер - это выявление
грамотного, восприимчивого отношения специалиста к контексту жизни.
Американские специалисты выделяют два уровня компетентности: 1) наилучшее
исполнение работы (наивысший результат сравнительно с другими
исполнителями) и 2) эффективное исполнение (минимально приемлемый уровень работы, крайний ограничительный уровень,
ниже которого сотрудник будет считаться некомпетентным для этой работы [2, с. 19].
Существенно для современного вузовского обучения
то, что преподаватель должен так выстроить общение со студентом, чтобы студенту
это общение хотелось продолжить. Вникнуть в то, о чем говорит преподаватель,
извлечь пользу из преподносимой им информации, раньше считалось, как правило,
задачей самих студентов. Поэтому педагоги не всегда заботились об использовании
разнообразных приемов и коммуникативных навыков – преподаватель мог зачитывать сухой
текст, не утруждая себя привнесением профессиональной рефлексии по обратной
связи с коммуникантами (студентами): понимают ли меня студенты, все ли ресурсы
учебного общения мною задействованы?..
Современный
педагогический процесс в вузе исходит из "студентоцентрированного"
обучения. Становится важным умение подавать учебную информацию в режиме диалога
с обучающимися. Пока еще не всеми преподавателями принято то, что любая система
и ее формы, в том числе система образования, не являются, и не будут являться
константами в современном мире. Вариативность и изменчивость характеризуют
современные социальные системы (к которым относится и вуз) и даже академические
формы обучения подлежат изменению. Коммуникация это двусторонний процесс,
предполагающий взаимную активность и особенности вузовского образования отражают
умение преподавателя сбалансировано принимать и отдавать учебную информацию,
знать основные приемы коммуникации, т.е. быть компетентным во всех сторонах
учебного общения.
Речевая коммуникация
в аудитории построена, на следующих видах деятельности: прежде всего, на
правильной речи, говорении (в нашем
случае – учебном информировании); внимательном аудировании (слушании); письме
(умении точно кодировать информацию) и чтении (умении декодировать
информацию, прочитывать ее контексты). Если преподаватель и студент близки в
уровне владения основными видами речевой деятельности, то можно ожидать
успешности взаимного понимания, достижения близости позиций, единства между действиями
преподавателя и студентов в использовании видов речевой деятельности.
Коммуникативная
деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия системы
Преподаватель – Студент в ситуациях общения на лекциях, практических,
семинарских занятиях. Основная цель состоит
в выработке не только общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу
различных аспектов обсуждаемой проблемы, но и в определении каждым участником
коммуникации своих шагов по достижению учебной цели: как сформулировать
вопрос/ответ и как выстроить процесс взаимодействия, чтобы быть услышанным и понятым.
Формализованная коммуникация на учебном занятии не допускает домыслов типа: "что
ты сказал, и что я думал, что ты сказал". Способ подачи информации
характеризует коммуникативные навыки преподавателя: можно читать лекцию так,
чтобы студенты держали нить изложения и без вступления в диалог, но без
культивирования диалогичности обучение скорее прячет, чем раскрывает смыслы. "Смысл
– это не электричество, передающееся от одного мозга к другому; его скорее
можно охарактеризовать как магнетизм, возникающий при встрече двух разумов"
[3, с. 36].
Коммуникативные
процессы между преподавателем и студентами
отличаются тем, что информация в общении не просто передается от источника к
получателю и/или обратно, а тем, что обмениваются заданной информацией,
преобразуют (например, в границах проводимых учебных занятий, образовательного модуля),
могут ее видоизменять и создавать новую. Задачи коммуникации в педагогическом
процессе могут быть различны: информирование, убеждение, эмоциональное
взаимодействие, побуждение. Перед вступлением в коммуникацию со студентами
преподавателю важно фокусировать внимание на целеполагании – для чего будет
дана учебная информация, а не только на том, что будет излагаться.
Каждая цель учебной коммуникации имеет свои характеристики: преподавателю важно
правильно преподнести блоки информации по значимости на лекции; уметь
рационально слушать и ставить информационные фильтры сообщений студентов на практических
занятиях; уметь воодушевить студентов перед защитой реферативных работ;
выявлять в ходе консультации научные интересы и предпочтения студентов, пишущих
исследовательские работы. Для компетентного преподавателя эти шаги просты и конкретны,
но в их соблюдении кроется успех субъектов коммуникации, где на наш взгляд, важно
не только знание и понимание учебной информации, но и применение,
анализ, синтез и оценивание деятельности (по системе учебных целей Б. Блума).
В число важных
особенностей педагогической коммуникации отнесем зависимость результата общения
от объема коммуникативных усилий - чем больше коммуникативных усилий затрачено,
тем выше эффективность общения. Одной из известных в практике преподавателя
является особенность прогрессирующего нетерпения слушателей: чем дольше мы
безостановочно говорим, не привлекая аудиторию к речевым реакциям на лекции,
тем больше вероятности невнимания и нетерпения со стороны студентов. В практике
преподавательской деятельности мы отмечаем такую особенность как первичное
отторжение новой идеи: непривычная мысль, концентрация сведений отвергается в
первый момент студентом, собеседником, если она не совпадает с его уровнем информации;
для преподавателя это существенно при определении степени сложности, новизны
дидактической единицы. Коммуникативная компетентность требует от преподавателя
учитывать такую особенность как ритм общения, при котором должно соблюдаться
некоторое постоянство в соотношении говорения и молчания субъектов педагогического
процесса [4, с. 304]. Чередование видов речевой деятельности – говорение, письмо,
слушание, чтение – нацеливает преподавателя и студента удерживать внимание на
учебном взаимодействии, внимательно относиться к процессу развития мысли, быть
терпимее к некоторой дерзости, иногда еретичности взглядов студентов по поводу преподносимой
преподавателем информации.
Следует заметить, что
современные информационные средства дают возможность студенту получить
интересующие сведения и без преподавателя, но именно преподаватель своей
коммуникативной компетентностью обеспечивает интерпретацию учебного материала и
реализует потребность студента высказаться, научиться давать адекватную речевую
реакцию. Только в диалоге с преподавателем и сокурсниками у студента развивается
способность критически мыслить и формировать свой интеллектуальный опыт. В
диалоге создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний, при этом
возникают особые взаимопересекающиеся, и тем самым, обогащающиеся коммуникационные
связи.
Отметим,
что студенты проявляют коммуникативные навыки зачастую не осознаваемо, отражая
модель речевого поведения преподавателя на занятии, имеющийся опыт
коммуникативных навыков, мы фиксировали следующие единицы коммуникации:
•
умение студента осуществлять реплицирование в ходе занятия;
•
способность инициировать постановку проблемы, вопроса;
•
умение устанавливать и адаптировать канал коммуникации;
•
включение речевых тактик партнерства(согласия, поддержки,
дополнительной аргументации);
•
тактика передачи инициативы в учебном общении;
•
тактика дискредитации партнера-студента (упрек, подтасовка
тезисов, накал атмосферы общения, отказ от обсуждения вопроса).
Мы
отмечаем, что студент может проявлять разветвленную модель коммуникации. Он
выстраивает планируемое сообщение с точки зрения удобства для себя: это может
быть перехватывание инициативы во время ответов сокурсников на занятии; даже дискредитация
партнера, если выступающий желает подчинить себе партнера по общению или не
удовлетворен коммуникативной позицией собеседников.
С
целью уточнения наличия и степени выраженности коммуникативной компетентности
преподавателя, нами был использован метод анкетирования (методика Бадмаева Б.);
объем выборки – 25 преподавателей факультета педагогики и психологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко с опытом работы в вузе
свыше пяти лет. В ответах на вопросы о профессиональной компетентности преподавателей
(исходя из максимальной выраженности фактора – 100%), были отмечены следующие
данные:
1. Сами преподаватели считают, что
им свойственно глубокое знание своего предмета: 91,1%.
2. Не отмечены затруднения при
оценке своих умений организовать учебный процесс – 94, 35% считают, что умеют
это делать.
3. Наличие общей культуры отметили в
ответах у 81, 74% преподавателей.
4. Умение работать со студентами,
быть коммуникабельными, доступными и открытыми в общении с ними отмечается у 67,
6% преподавателей.
5. Степень объективности в оценке и
самооценке качества своей работы соответствует 85, 43% преподавателям.
Как
видим, самооценка своей компетентности у педагогов довольно высока. При этом
метод наблюдения показывает, что степень выраженности коммуникативной
компетентности неоднородна. Отмечено, что преподаватели, проявляющие нетерпеливость
при ответах студентов не готовы выделить, что было важным в ответе, а что
несущественным. Преподаватель, доминирующий на практическом занятии не развивает
у студентов способность слушать и слышать коммуникативные сигналы от других
собеседников, не активирует умение студента структурировать текст сообщения.
Так, доведенная до максимума, наша сила превращается в тормоз.
Выводы. 1. Учебная коммуникация выступает
в качестве средства связи между педагогическими субъектами и структурами, она
не просто информирует, но и интегрирует сознание студента и преподавателя,
способствует созданию единого мнения по выработке коллективных оценок, реакций,
определению способа упорядочения, иерархии системы знаний, подсистем и элементов;
коммуникативная компетентность преподавателя выстраивается на предметных,
логических и речевых взаимосвязях.
2. Важнейшей
особенностью учебной коммуникации высшей школы является децентрическая направленность общения: умение преподавателя посмотреть
на проблему с точки зрения студента, его информационных запросов, поддержать у
обучающихся готовность общаться.
3. Преподаватели
склонны к высокой самооценке своей профессиональной
компетентности, в том числе коммуникативной компетентности. Более успешно используются
организационная, диагностическая, прагматическая функции коммуникации на
занятиях со стороны преподавателя. При этом,
коммуникативная компетентность нуждается в совершенствовании таких составляющих
как: умение моделировать предстоящее учебное общение, владение разнообразными
приемами и тактиками общения со студентами, управление коммуникацией в ходе
различных видов занятий (лекций, семинаров, практических), рефлексия состоявшегося
коммуникативного и учебного процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бермус А.Г. Система качества
профессионально-педагогического образования / А.Г. Бермус. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2002. – С. 83.
2. Лайл
М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / Лайл М. Спенсер, Сайн
М.Спенсер. [Перевод с англ.]. – М.: HIPPO. – 2005. – С. 17-18; С. 19-52.
3. Адаир Д. Эффективная коммуникация / Д. Ада-ир. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. –
С. 36
4.
Психолингвистика / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – С. 304-321.
Подано до редакції 14.05.12
_____________