УДК:
378.112.001.8+37.046(043.5)
О. А. Горчакова
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
КРОСС-КУЛЬТУРНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА И ВОЗМОЖНОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В УПРАВЛЕНИИ
УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ
В статье
проанализирована историю развития и существующие концепции кросс-культурного
менеджмента и обоснована необходимость их использования в управлении
современными учебными заведениями в условиях поликультурной образовательной
среды.
Ключевые слова: кросс-культурный менеджмент, управление
учебным заведением.
Начало ХХІ в. ознаменовалось
стремительными изменениями в жизни человечества: усилением миграционных
процессов, глобализацией экономики и рынка труда, усложнением информационного
пространства и его технического обеспечения и др. Именно эти процессы стали
катализаторами развития рынка образовательных услуг и интернационализации
образования, появления международных стандартов качества образования, роста
числа международных проектов в области образования, развития поликультурности
учебных заведений, глобализации информационных образовательных ресурсов,
создания международных образовательных сетей. Указанные характеристики, являясь
ключевыми для образования первой четверти ХХІ в., формируют потребность в разработке
качественно новых концептуальных основ управления учебными заведениями. Одним
из перспективных направлений в менеджменте с этой точки зрения является
кросс-культурный менеджмент.
Сегодня
становится ясным, что воздействие культуры на систему образования является комплексным
и бесконечно разнообразным благодаря различию языков и систем ценностей у
участников учебно-воспитательного процесса, проявлениям особенностей
полученного образования и социальной ситуации развития, профессионального
опыта, не говоря уже об общей ситуации в обществе и системе образования. Влияние культурных
факторов зависит от специфики учебного заведения, его отраслевой принадлежности,
от стиля управления, культурных или организационных ценностей. Поэтому в последнее
время все чаще говорят о кросс-культурном менеджменте как технологии управления
организацией в условиях культурного многообразия.
Цель настоящей статьи –
проанализировать историю развития и существующие концепции кросс-культурного
менеджмента и обосновать необходимость их использования в управлении
современными учебными заведениями в условиях поликультурной образовательной
среды.
Рассмотрим основные этапы
развития кросс-культурного менеджмента. Первоначальный толчок к развитию теории
кросс-культурного менеджмента в 1950-е годы дала реализация американского плана
Маршала, который предусматривал проникновение американской экономики на
иностранные рынки. Активная экономическая экспансия США выявила трудности и
неудачи, связанные не с экономическими, а с национально- культурными
особенностями рынков различных стран. Это поставило американских экспертов
перед необходимостью разработки технологий и стратегий эффективного продвижения
экономических интересов своей страны в разнообразных национально-экономических
средах, разработки практических рекомендаций, которые уменьшили бы потери при
создании транснациональных компаний.
Отдельные
материалы про проблемам кросс-культурного менеджмента начали появляться в зарубежной печати в 1950-1960-е гг.
Первые статьи появлялись в свет в социологических или антропологических журналах,
поскольку кросс-культурные исследования зарождались на стыке ряда наук, прежде
всего социологии, антропологии и менеджмента. В теории кросс-культурного
менеджмента в качестве основного стало использоваться понятие "культура", включающее в
себя национальные и организационные ценности и поведение.
Одним
из первых было исследование К. Оберга по
проблеме культурного шока. К. Оберг ввел в научный оборот понятие "культурный
шок", исходя из того, что вхождение в новую культуру сопровождается неприятными
чувствами при осознании различий между культурами, а также путаницей в
ценностных ориентациях, социальной и личностной идентичности. Особое внимание
ученый уделял изучению симптомов "культурного шока". [10]
На первом этапе (1950 – 1970
гг.) исследователи исходили из концепции монокультурности исследуемых стран, и поэтому речь шла о "немецкой
модели делового менталитета", "китайской модели" и т.д. Исследования
этого периода накопили весьма ценный материал, характеризующий особенности
национальной ментальности, в том числе и деловой [6], проанализировали факторы,
влияющие на становление особенностей присущего какому-либо народу или нации
менталитета. Они сформулировали важный вывод: все народы разные, каждый
обладает своей системой ценностей, которые выработаны многими поколениями и не
могут быть изменены без ущерба для благополучия и благосостояния нации. Однако
в большинстве случаев смысл исследований ограничивался констатацией этих
различий.
В дальнейшем
кросс-культурный менеджмент прошел значительный путь, отражая и отвечая на существенные
изменения в мире: экономический рост Японии с середины 1970-х годов, появление
единого Европейского рынка – с середины 1980-х годов, распад Советского Союза в
1991 году, развитие средств коммуникации и связанное с этим расширение мировых
компьютерных сетей, появление так называемой глобальной экономики, создание
новых концепций управления, включая реинжиниринг, организационное научение,
менеджмент разнообразия и др. Такие изменения подготовили качественный скачок в
развитии теории кросс-культурного менеджмента.
Так, в 1980 – 1990-е годы
основное внимание исследователей кросс-культурного менеджмента стало уделяться развитию типологий корпоративных культур, связанное с проблемами
международного разделения труда [5; 7; 8; 12; 13]. В результате исследований
было выявлено, что различные
национальные культуры порождают разные виды организационного поведения. На этом
этапе появляются исследования типов корпоративных культур, основанные на применении
национальных деловых особенностей менталитета к конкретной экономической
деятельности.
В этот период были опубликованы исследования Н. Адлер,
Г. Хофстеде, Ф. Тромпенаарса, Э. Холл и М. Холл, ставшие впоследствии
классикой кросс-культурного менеджмента. Курсы по кросс-культурному менеджменту
стали в этот период обязательной составляющей программ обучения в ведущих
школах бизнеса США и Западной Европы. [2, с. 95-96].
Г. Хофстеде
сосредоточил внимание на ценностях, имеющих отношение к работе, и сгруппировал
национальные различия по четырем факторам: отстоянию от власти, маскулинности –
фемининности, избеганию неопределенности и индивидуализму – коллективизму.
Благодаря трудам Г. Хофстеде
была разработана многомерная модель, которая позволила соотносить друг с другом
культурные особенности разных стран [14].
Н. Адлер
исследовала воздействие различных типов культуры на деятельность организаций и
на поведение их членов, анализируя пути преодоления трудностей, связанных с
культурным многообразием. Она высказала идею о том, что кросс-культурные
взаимодействия и технологические инновации могут рассматриваться в качестве
реакций на потребности обмена научными знаниями. Она также подчеркивает, что
сегодня речь идет не о доминировании национальной культуры в штаб-квартирах
компаний или конкретной культуры на каждой отдельно взятой территории, а скорее
о существовании сетей союзов равноправных культур [5].
Исследователь выявила, что в деятельности международных
организаций поведение менеджеров становится не единообразным (как это
предполагалось ранее), а культурные отличия продолжают существовать. Кросс-культурный менеджмент, делает вывод Н. Адлер, призван описывать и
сравнивать организационное поведение в различных странах и культурах, а также
способствовать пониманию и улучшению взаимодействия сотрудников, клиентов, поставщиков и партнеров
организаций.
Важно отметить, что большинство исследователей
данного периода, и среди них Г. Хофстеде,
Ф. Тромпернаарс, Ч. Хэмпдэн-Тернер и др. опирались на классическую
концепцию культуры, разработанную западными антропологами в 1950-1960-е годы. В
соответствии с этим культура рассматривалась ими как относительно устойчивая,
однородная внутренне непротиворечивая система допущений, ценностей и норм,
передаваемых в процессе социализации последующим поколениям. [4, с.30] Культура
рассматривалась как фактор дифференциации, отличающий одну группу людей от
другой, позволяющий идентифицировать различные социокультурные системы: национальные
культуры или культуры организаций. Уверенно подчеркивая факт объединения людей
посредством культуры, этот взгляд "наследует слепоту при рассмотрении
социальной вариативности и разнообразия в самой нации или организации",
культурного разнообразия (diversity) [4, с. 31].
Таким образом, большим достижением кросс-культурного менеджмента в
1980-1990-е годы стало понимание того, что корпоративная культура организации основывается на национальном
экономическом менталитете, и может быть изменена только с учетом её внутренней
логики развития. Изучение взаимодействия корпоративных культур,
возможности успешного применения той или иной организационной модели на конкретном национально-экономическом "субстрате"
составляют содержание указанных исследований.
В начале ХХІ века в мире произошли значительные изменения. Выявилась возрастающая
роль стран Юго-Восточной Азии и особенно Китая на международном рынке,
активизировалась политическая жизнь в странах с исламской культурой, назрели
глубокие противоречия в Европейском союзе. Международные организации стали
воплощать в жизнь новые профессиональные ценности, подчеркивающие значимость
сотрудничества и обмена знаниями. Деловая жизнь стала приобретать все более глобальный
характер: не только через появление потребительской культуры и сближение вкусов
и запросов, но и через международное сотрудничество и конкуренцию, поддерживаемые
технологиями коммуникации, для которых границы не имеют значения.
В 1990-е гг. – начале 2000
гг. публикуются и становятся доступными отечественным исследователям труды
Р. Д. Льюиса [1], Г. К. Триандиса [3].
Г. Триандис
ввел термин "культурный синдром", занимался
изучением влияния культуры на социальное поведение, в частности - на
эмоциональное восприятие, смысловые образования, мыслительные процессы, межличностные
отношения, а также проблемами методологии кросс-культурных исследований. Под "культурным синдромом"
Г. Триандис понимает "определенный набор ценностей, установок, верований,
норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой" [15]. Исследователь выделил три
культурных синдрома: "простота – сложность", "индивидуализм –
коллективизм" и "открытость – закрытость".
Р.Д.
Льюис сравнивает не только культурные особенности различных наций, но и
особенности их мышления, характера взаимоотношений. Он дает свою классификацию
культур, выделяя моноактивные, полиактивные и реактивные и привлекая внимание к
культурным и национальным особенностям людей в разных обществах. Особый интерес
автор проявляет к возможности предсказывать реакцию людей другой культуры в
различных ситуациях взаимодействия [1, с. 21].
Предложенные
исследователями модели культурных различий помогают менеджерам лучше ориентироваться,
понимать и объяснять поведение людей из разных культур, принимать оптимальные
управленческие решения в своей деятельности в условиях поликультурности.
На современном этапе в условиях нарастания миграционных
процессов возникла необходимость осмысления закономерностей взаимодействия национальных
деловых моделей не только во внешнеэкономической деятельности, но и внутри стран,
становящихся все более поликультурными. Культурная диверсификация персонала
организаций поставила вопросы о коррекции традиционных систем управления персоналом
с учетом межкультурных различий [14;
12].
В последние годы на
первое место выходят исследования по управлению "культурным разнообразием",
направленные на выработку механизмов, которые бы позволяли, сохраняя культурную
самобытность людей, обеспечить устойчивый и строгий управленческий контроль в
организации. Актуальными проблемами современного кросс-культурного менеджмента
являются создание интерактивных глобальных информационных сетей, командные
формы работы и организационное научение [4, с. 49]. В новой ситуации работа
менеджера прежде всего превратилась в работу со "знанием". "Из
практиков менеджеры превратились в изощренных аналитиков, способных управлять
сложнейшими комбинациями, состоящими из проектов, людей, ресурсов и проблем"
[4, с. 49]. Таким образом возникла идея, что кросс-культурный
менеджмент – это форма работы со знанием, которым обмениваются люди,
объединенные в мультикультурные команды и с помощью мировой информационной сети
общающиеся со стейкхолдерами. Управление такими работниками – одна из главных
задач кросс-культурного менеджмента.
Н. Дж. Холден
определяет кросс-культурный менеджмент как "отрасль интернационального
менеджмента, задачей которого является содействие продуктивному взаимодействию
и научению, и руководство этими процессами. Он указывает, что такая работа
осуществляется в областях контактов, где знания, ценности и опыт воплощаются в
мультикультурные продукты деятельности. Кросс-культурный менеджмент, с его
точки зрения, это также и исследование процессов создания, эволюции и
управления "фузиями", или "сплавами культурного разнообразия",
применительно к политике организации, ее стратегии и достижениям". [4, с.
362] Кросс-культурный менеджмент, таким образом, должен способствовать предупреждению
и сглаживанию отрицательных влияний межкультурных различий на решение управленческих
задач и развитию межкультурной чувствительности.
Н. Дж. Холден
традиционному подходу в кросс-культурном менеджменте, который в любой проблеме
фиксирует внимание только на ее культурной составляющей, не учитывая другие факторы, противопоставляет подход, при
котором культура и знания о культуре рассматриваются в качестве ресурса
организации. Культурные различия в его понимании становятся формой организационного
знания, побуждающего к решению межнациональных культурных проблем. Поэтому
Н. Дж. Холден приходит к выводу о том, что кросс-культурный менеджмент
является формой когнитивного менеджмента, "систематической и организованной
попыткой использовать знание в организации для улучшения ее деятельности"
[4, с. 17].
С конца
1990-х гг. проблемы кросс-культурного менеджмента стали объектом исследования отечественных ученых и практиков. Так,
С. П. Мясоедов отмечает, что предметом кросс-культурного менеджмента является управление отношениями,
возникающими на стыке национальных и организационных культур, изучение причин
межкультурных конфликтов и их нейтрализация, выяснение и использование при
управлении организацией и организационном проектировании поведенческих
закономерностей, присущих национальной деловой культуре. [2, с. 98].
Таким образом, можно
констатировать, что кросс-культурный менеджмент сегодня является одним из
востребованных подходов в управлении организациями, "основной составляющей
в образовании менеджера-профессионала эпохи глобализации". [2, с. 96]
Кросс-культурный менеджмент, как показал наш анализ, является областью
современного менеджмента, которая изучает целенаправленное воздействие на
деятельность работников в организации, способствующее успешному достижению
целей организации в изменяющейся культурно разнообразной среде путем
использования внутренних культурных различий в качестве ресурса развития
организации.
Отметим, что в
проанализированных нами исследованиях речь шла об управлении прежде всего коммерческими
организациями. Поэтому правомерна постановка вопроса о том, насколько
обоснованным является перенос выводов указанных исследований на сферу
образования, да еще в условиях преобладающей государственной системы
образования.
При анализе
кросс-культурного менеджмента в применении к управлению учебными заведениями мы
исходили из того, что система образования Украины (и прежде всего высшего)
действует в условиях рыночной экономики, обеспечивая подготовку специалистов
для отечественного и глобального рынка труда; украинская система образования
занимает свою нишу на мировом рынке образовательных услуг; отечественные
учебные заведения являются постоянными участниками международных проектов.
Поэтому сегодня весьма актуальными для отечественной системы образования
являются проблемы развития навыков межкультурного взаимодействия, развития
межкультурной компетентности у всех участников учебно-воспитательного процесса.
Но главное – научить будущих руководителей учебных заведений быть эффективными
менеджерами в условиях поликультурной образовательной среды.
Поликультурная
образовательная среда в ряде регионов Украины существовала практически всегда,
однако проблемы межкультурных различий стали особо острыми, когда появились
иностранные студенты, представители культур, наиболее дистанцированных от
украинской.
Практика
показывает, что в деятельности учебных заведений проблемы межкультурного
взаимодействия, препятствующие эффективной работе, возникают:
- при общении студентов,
принадлежащих к разным культурам (столкновения, конфликты, взаимная неприязнь,
изоляция и т.д.);
- при
общении преподавателей со студентами (сложности понимания поведения друг друга,
сложности в оценке знаний студентов и организации учебного процесса,
столкновение разных образовательных традиций, например, "западной и "восточной",
боязнь и проблемы понимания учебного материала у студентов и др.);
- при общении студентов с сотрудниками различных служб и системой
управления в учебном заведении (непонимание студентами системы управления, конфликтные
ситуации с сотрудниками, незнание студентами, какими правами и обязанностями
они обладают и как их реализовывать, незнание сотрудниками особенностей работы
с иностранными гражданами).
Руководители
учебных заведений в таких ситуациях должны владеть методами диагностики влияния
культурных факторов на развитие как системы образования в целом, так и
конкретных учебных заведений, осуществлять развитие своих организаций в условиях
изменяющегося поликультурного образовательного пространства.
Современные
концепции кросс-культурного менеджмента позволяют нам сформулировать задачи, которые
необходимо реализовывать при управлении учебным заведением:
1. Изучение разных аспектов влияния культуры на
деятельность учебного заведения (анализ внешней и внутренней культурной среды).
2. Определение того, как управлять культурными
переменными для наилучшего достижения целей учебного заведения – повышения
качества образования, качества подготовки специалистов.
3. Предвидение, контроль и управление последствиями
культурных воздействий.
4.
Изучение особенностей работы мультикультурных команд (в
образовательных, учебных проектах).
5. Изучение причин межкультурных конфликтов
между участниками учебно-воспитательного процесса и их преодоление.
6. Развитие межкультурного обучения внутри
учебного заведения (среди студентов, преподавателей, сотрудников).
7. Создание организационной культуры, учитывающей
культурные особенности учебного заведения.
Как видно из задач, кросс-культурный менеджмент в учебном заведении
должен выполнять функции исследовательскую (включая анализ и диагностику),
прогностическую, организационную, обучающую.
Анализ
концепций кросс-культурного менеджмента позволяет также определить механизмы
управления учебным заведением на основе кросс-культурного менеджмента. К таким
механизмам относятся: создание организационной культуры; диагностика, анализ,
проектирование и построение поликультурной образовательной среды;
кросс-культурное создание сетей; кросс-культурное обучение.
Целенаправленное создание
организационной культуры в учебном заведении связано с установлением определенного
типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой.
Характеристиками организационной культуры учебного заведения в условиях
поликультурной образовательной среды должны стать толерантность, уважительное
отношение к представителям разных культур, стремление развивать культурное
разнообразие.
Диагностика, анализ,
проектирование и построение поликультурной
образовательной среды в учебном заведении исходит из понимания последней как единства социальных и материальных объектов,
условий и отношений, в которых протекает деятельность многокультурного учебного
заведения по обучению, воспитанию и профессиональному развитию учащихся. В
составе поликультурной образовательной среды целесообразно, с точки зрения
менеджмента, выделить такие подсистемы: социально-психологическую,
предметно-пространствен-ную, информационную, коммуникативную, педагогическую,
когнитивную. Каждая из указанных подсистем обладает своим потенциалом для
организационного развития высшего учебного заведения, а также требует знания
специфических механизмов управления.
Кросс-культурное создание
сетей предполагает создание как информационных сетевых ресурсов, так и создание
сетей профессиональных связей (связи учебного заведения в целом, а также связи
отдельных подразделений с зарубежными партнерами).
Кросс-культурное
обучение включает в себя организацию работы по развитию у студентов, преподавателей
и сотрудников межкультурной компетентности, под которой пронимается
совокупность знаний, умений, навыков, опыта, способностей и ценностей,
необходимых для адекватного восприятия, понимания, интерпретации и толкования
поведения участников межкультурной коммуникации. Она включает в себя также
способность понимать, уважать и продуктивно использовать культурные условия и
факторы, влияющие на восприятие, оценку, чувства и поступки участников
коммуникации с целью повышения ее эффективности.
Таким образом, в настоящее
время кросс-культурный менеджмент является новой, интенсивно развивающейся
отраслью менеджмента. Основные его понятия, принципы, задачи, методология,
инструменты еще не определены должным образом. Поэтому перспективой данного
исследования является конкретная разработка и реализация на практике механизмов
управления учебным заведением на основе кросс-культурного менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном
бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. / Р. Д. Льюис; Пер. с англ. – М: Дело, 1999. – 440 с.
2.
Мясоедов С. П.
Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других
стран и культур / С. П. Мясоедов. – М.: Изд-во "ДЕЛО",
2008. – 256 с.
3.
Триандис Г. К. Культура и
социальное поведение / Пер. В.А.Соснина. – М.: Форум, 2010. – 360 с.
4. Холден, Н. Дж.
Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента / Н. Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф.
Б.Л.Ерёмина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 384с.
5. Adler Nancy J. International dimensions
of organization behavior /
Nancy J. Adler. – Boston: Kent Publishing, 1991. – 242 р.
6. Berry J. W.,
Annis R. C. Acculturative stress: The role of ecology, culture
and differentiation /J. W. Berry, R. C. Annis //Journal of
Cross-Cultural Psychology. – 1974. – № 5. – р. 382-406; Brown I. C.,
Understanding Others Cultures / I. C. Brown. - Prentice-Hall: Englewood
Cliffs, NJ, 1963. – 184 р.; Buchanan W.,
Cantril H. How Nations See Each Other / W. Buchanan, H. Cantril.
– Illinois: University of Illinois Press, 1953. – 220 р.; Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance / L. Festinger. – New York: Harper and Row, 1957.
– 291 р.; Hall E. The
Silent Language / E. Hall - New York: Doubleday, 1959. – 240 р.
7. Hall E. Hidden Differences: Studies in International Communication / E. Hall. – Hamburg: Grunder & Jahr, 1985.
8. Hofstede G. Cultures consequences: international differences in work-related values /
G. Hofstede. — Beverly Hills, 1984. – 475 р.
9. Kim Y. Y., Gugykunst W. B. Cross-Cultural adap-tation:
Current approaches / Y.Y. Kim, W. B. Gugykunst. - Newbury Park, CA: Sage, 1988. – 320 р.
10. Oberg K. Culture
shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. –
1960. - №7. – р.188-182.
11. Triandis Н. C. Psychology and culture // Annual Review of Psychology. – 1973. – Vol. 24.
12. Trompenaars F., Hampden-Turner Ch. Riding the Waves of Culture: Understanding
Cultural Diversity in Business / F. Trompenaars ,
Ch. Hampden-Turner. – NY: McGraw-Hill Trade, 1997. – 265 р.
13. Trompenaars F. Riding the waves of
culture / F. Trompenaars. – London
: Brealey, 1993–
192 р.
14. Hofstede G.
Cultures and organizations: software of the mind / G. Hofstede. - New York: McGraw-Hill, 2005. – 300 р.
15. Triandis H. C. Individualism and collectivism / H.C. Triandis. – Boulder, CO:
Westview Press, 1995. – 338 р.
Подано до редакції 13.08.12
_____________