УДК
796.015.68-057.87
О. В. Тозик, О. А. Ковалева, О. С. Даниленко,
И. К. Жериков (Республика Беларусь, г. Гомель)
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
В статье представлены результаты
изучения уровня физического развития и физической подготовленности учащихся
младших классов; проведен сравнительный анализ уровня физического развития и физической
подготовленности занимающихся и не занимающихся спортом школьников младшего
возраста.
Ключевые слова: младший
школьный возраст, физическая подготовленность, физическое развитие, физическое
воспитание, учащиеся занимающиеся и не занимающиеся спортом.
Актуальность. Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей, и к физическому воспитанию в общеобразовательных школах предъявляются особые требования. В последние годы постоянно возрастающий объем информации, модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся [3, 5].
В связи с тем, что большинство ученых
и практиков считают гипокинезию одним из ведущих факторов риска развития многих
заболеваний и снижения функциональных возможностей организма, становится очевидной
необходимость совершенствования и оптимизации двигательной активности
школьников; повышения эффективности уроков
физической культуры как одного из условий сохранения и укрепления здоровья подрастающего
поколения; нормализации физического развития
и физической подготовленности учащихся; снижения
их психоэмоционального напряжения [4, 6].
При этом не вызывает сомнения тот факт, что одним из непременных условий эффективного управления процессом физического воспитания и своевременного внесения необходимых педагогических коррекций в методику занятий по физической культуре является систематический медико-педагогический контроль за физическим развитием, функциональным состоянием и физической подготовленностью школьников, проживающих в неблагоприятных радиоэкологических условиях.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
В жизни детей и подростков
двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции и совершенствования механизмов адаптации,
а также главным фактором физического развития. Растущий организм всегда
испытывает биологическую потребность в движениях. Результаты многочисленных
исследований свидетельствуют об интенсивном росте морфофункциональных показателей детей младшего школьного возраста
и о благоприятном влиянии двигательной активности на изменение физического развития
детей младшего школьного возраста [1, 2].
В
возрасте 7–10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным
видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных
проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия,
способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного
возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического
совершенствования.
Цель данного
исследования: изучить особенности физического состояния учащихся младших
классов и провести сравнительный анализ уровня физического развития и
физической подготовленности школьников младшего возраста, занимающихся и не занимающихся
спортом.
Методы и
организация исследований. Исследование морфофункциональных особенностей растущего
детского организма является одним из аспектов физического воспитания
гармонически развитой личности. Выбор средств и методов физического воспитания
детей младшего школьного возраста необходимо осуществлять только на основании
объективного анализа данных об особенностях физического развития,
функциональной и двигательной подготовленности занимающихся.
Констатирующий
эксперимент проводился на базе средней школы №7 и ГДЮСШ №5 г.
Гомеля. В нём приняли участие 42 учащихся младших классов.
Педагогические
наблюдения проходили на занятиях по физической культуре и спорту школьников
младшего возраста, а также на тренировочных занятиях школьников, занимающихся
хоккеем.
С
целью изучения уровня физического развития
учащихся младших классов, занимающихся и не занимающихся спортом, было
проведено врачебно-педагогическое обследование занимающихся по нормативам,
рекомендованным образовательным стандартом общего среднего образования по
физической культуре Министерства образования Республики Беларусь.
Для
изучения особенностей физического развития школьников нами измерялись следующие
показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки.
Результаты и их
обсуждение.
Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Так,
у мальчиков младших классов отмечены следующие показатели физического развития:
–
длина тела – 137,35±
–
масса тела– 30,01±
–
окружность грудной клетки – 64,15±
Аналогичная
тенденция прослеживается и у детей, занимающихся хоккеем на льду:
–
длина тела – 134,57±
–
масса тела– 30,12±
–
окружность грудной клетки – 65,25±
Рисунок 1–
Сравнительный анализ среднегрупповых данных физического развития школьников
младших классов,
занимающихся и не занимающихся спортом
Результаты
полученных данных свидетельствуют о том, что школьники младшего возраста, не занимающиеся спортом выше, а юные хоккеисты – ниже
(соответственно 137,35±
Полученные результаты исследования свидетельствуют о
среднем уровне физического развития детей младшего школьного возраста. Если
показатели массы тела и показатели длины тела находятся в пределах средних
норм, то показатель окружности грудной клетки у хоккеистов находится на уровне "выше
среднего", что связано с тренировочными занятиями хоккеем.
Анализ
полученных данных позволил выявить, что у детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, на
данном этапе существенных отличий в показателях физического развития не
выявлено. На наш взгляд это связано с тем, что использование дополнительных
нагрузок не влияет на весо-ростовые показатели данной возрастной категории учащихся,
что согласуется с результатами исследований (Калугин А.С., Резникова Н.И.,
Медведева Г.А., Потылкина Т.В.
Занятия физическими упражнениями рассматриваются как одно
из наиболее эффективных средств повышения неспецифической резистентности организма
к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Двигательная
активность, являясь главным фактором роста и развития человека, оказывает
воздействие на все системы организма, совершенствуя их функции и повышая
адаптационные возможности как отдельных систем, так и всего организма человека
в целом.
Для оценки уровня физической
подготовленности учащихся младших классов использовались результаты контрольных
испытаний, рекомендованных программой по физической культуре для учащихся 1–4
классов общеобразовательной школы, которые включали: бег 4х9м, бег
Для оценки уровня скоростно-силовых качеств использовался тест "прыжок в
длину с места". В результате проведенного тестирования нами были получены
следующие данные: у мальчиков, не занимающихся спортом – 153,35±
Для
оценки координационных способностей использовался тест "челночный бег 4х9
м". Нами были получены следующие результаты: у не занимающихся спортом
школьников – 11,83±0,50 с (уровень ниже среднего); и у школьников-хоккеистов –
11,30±0,53 с (средний уровень).
Для оценки быстроты использовался тест "бег на
Оценка гибкости позвоночного столба проводилась
при помощи теста "наклон вперед из положения сидя". Были получены
следующие результаты: у школьников – 3,35±2,3см (средний уровень), у юных хоккеистов
– 5,03±
Полученные
данные свидетельствуют о том что, гибкость хоккеиста – это способность игрока
выполнять различные движения с большой амплитудой, что необходимо хоккеисту для
свободного выполнения технических приемов в игре, о чём свидетельствуют полученные
нами данные, согласно которым показатель гибкости юных хоккеистов выше, чем у
школьников, не занимающихся спортом.
Наибольший
интерес представляли для нас результаты в 6-минутном беге, используемом для оценки
общей выносливости. По результатам проведенных исследований нами получены
следующие данные: у школьников – 1184±
В целом физическая подготовленность школьников,
не занимающихся спортом, находится на среднем уровне. Уровень ниже среднего был
зафиксирован лишь в показателе координационных способностей ("челночный
бег 4х9м").
У учащихся, занимающихся спортом, физическая
подготовленность находится на уровне выше среднего. Высокие результаты были
показаны в показателях быстроты ("бег 30 м"), гибкости
("наклон вперёд из положения сидя"), выносливости ("шестиминутный
бег").
Полученные
результаты свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности
школьников, занимающихся спортом, выше, чем у школьников, не занимающихся.
Данный факт можно объяснить тем, что учащиеся младших классов имеют более низкий уровень двигательной активности на
уроках физической культуры в школе и в повседневной жизни. А школьники,
занимающиеся хоккеем, получая дополнительную физическую нагрузку во внеурочное
время на тренировочных занятиях, имеют более высокие показатели физической
подготовленности.
Выводы. Таким образом,
результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у учащихся
младших классов, занимающихся и не занимающихся спортом, показатели физического
развития находятся в пределах физиологической нормы и уровень физического
развития можно оценить как "средний". Однако показатели физической
подготовленности школьников, занимающихся спортом, выше, что говорит о положительном
влиянии дополнительных физических нагрузок на развитие физических качеств детей
младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барков В.А. Анализ физического развития, функциональной и двигательной готовности 10-летних детей, проживающих в различных экологических условиях / Барков В.А. // Проблемы оздоровления населения средствами физической культуры в новых социально-экономических условиях: Тез. докл. Респ. науч.-практ. конф. – Минск, 1996. – С. 47-48.
2. Белякова Р.Н. Двигательная подготовленность и физическое развитие учащихся 1-х классов, проживающих в условиях радиоактивного загрязнения и в чистой зоне / Р.Н. Белякова // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ. межвед. сб. – Минск, 1995. – Вып. 25. – С. 20-24.
3. Высочин Ю.В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю.В. Высочин, В.И.Шапошникова // Физическая культура в школе. – 1999. – № 1. – С. 69-72.
4. Доленко Ф.Л. Аспекты гипокинезии / Ф.Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. – 1987. – № 7. – С. 17-18.
5. Лебедева Н.Т. Сохранение и формирование здоровья подрастающего поколения – стратегия XXI века / Н.Т. Лебедева, В.М. Лебедев //Физическое воспитание и современные проблемы формирования и сохранения здоровья молодежи [Текст]: Материалы междунар. научн. конф. – Гродно, 2001. – С. 97-98.
6. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от "нормального" к здоровому / В.А. Пегов // Теория и практика физической культуры, 2000. – № 9. – С. 49-52.
Подано до редакції 20.07.12
_____________