УДК 376.5
Л. П. Сергиенко, В. М. Лишевская
(Украина, г.
Николаев, г. Херсон)
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ
СИЛЫ У СТУДЕНТОВ В ВОЗРАСТЕ 17–19 ЛЕТ
В статье приведены экспериментальные
материалы в отношении использования дифференциальной оценки в педагогическом
контроле развития скоростной силы мужчин в возрасте 17–19 лет. Предложено
определять дифференцированную оценку относительно морфологических показателей
(массы и длины тела, суммарного обхвата бедра и голени, суммарного показателя
двух кожно-жировых складок) по 5 и 12-балльной сигмовидным шкалам.
Ключевые слова:
скоростная сила, дифференциальная оценка, шкалы оценок.
Постановка проблемы. Оценка уровня развития двигательных способностей у студенческой молодежи изучена в научных исследованиях недостаточно. Существующие нормы оценки развития двигательных способностей, предложенные в Государственных тестах физической подготовленности населения Украины, подверглись критике. В настоящее время они не рекомендованы как обязательные для оценки развития двигательных способностей и физической подготовленности различных групп населения. Новые варианты оценочных норм пока не предложены. Не предложены тестовые технологии и оценка развития отдельных способностей, не рекомендованы системы комплексного или дифференциального тестирования [8]. Поэтому проблема изучения дифференциальной оценки развития скоростной силы студентов, является актуальной.
Анализ последних исследований и публикаций. Дифференциальная оценка (относительная или параметрическая) дает возможность оценить развитие способностей относительно морфологических показателей. Их классифицируют на четыре группы [11]: 1) определяются относительно массы тела; 2) определяются относительно длины тела; 3) определяются относительно длиннотных или обхватных антропометрических показателей тела; 4) определяются относительно толщины кожно-жировых складок (показателей жира в теле). Показатели последней классифицируемой группы могут быть рассчитаны, как считают Ю. Беляк, Н. Зинченко [1], относительно одной или нескольких кожно-жировых складок или по отношению к массе жировой (возможно мышечной) ткани.
Показатели двигательных способностей, рассчитанные по отношению к
морфологическим признакам, еще называют соматомоторными способностями [5]. Т.Ю.
Круцевич с соавт. [3] считают, что показатели моторики человека возможно
характеризовать не только по отношению к морфологическим показателям, а и показателям
проявления скоростных способностей или фенотипическим показателям высшей
нервной деятельности. Методологически расчет такой оценки осуществляется по
терминологии авторов методом индексов.
В последнее
время изучены дифференциальные показатели развития скоростных [6, 7] и силовых
[9, 10] способностей, способности к выносливости [11] человека. Однако подобных
исследований проведено пока мало.
Поэтому задачей данного исследования было:
1. Определение нормативов дифференциальной оценки развития скоростной силы у студентов мужчин в возрасте 17–19 лет.
2. Расчет нормативов дифференциальной оценки развития скоростной силы у студентов по 5 и 12-балльным сигмовидным шкалам.
Методика исследования. В исследованиях принимали участие 254 студентов-мужчин, которые систематически не занимались спортом. Из них было 79 юношей в возрасте 17 лет, 107 – в возрасте 18 лет и 68 – в возрасте 19 лет.
Развитие скоростной силы у студентов определялось по показателям прыжка в длину с места. Использованная традиционная методика ранее описана нами [4]. Измерялись также четыре антропометрических показателя. Методика измерений описана Р.Н. Дороховым, В.П. Губой [2]. В частности измерялись такие антропометрические показателя:
- масса тела. Измерения проводились без верхней одежды и обуви на медицинских весах с точность до 100 гр;
- длина тела. Измерения проводились антропометром с точностью до одного сантиметра;
- обхват бедра и голени. Измерения проводились металлической рулеткой. Обхват бедра определялся под ягодичной складкой, а голени - в наиболее развитом месте мышц голени;
- толщину
кожно-жировых складок трицепса (на задней поверхности
руки) и голени ноги. Измерения проводились калипером, который позволял создавать
постоянное давление при измерении усилием 10 г·мм–2.
Относительные показатели скоростной силы определялись по результатам
расчета четырех индексов:
где ИССМТ – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к массе тела.
где ИССДТ – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к длине тела.
где ИССобг – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к суммарным показателям обхватов бедра и голени.
где ИССКЖС – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к суммарной толщине двух кожно-жировых складок (измеряемых на трицепсе руки и голени ноги).
Нормативные оценки тестовых измерений рассчитывались по пятибалльной (табл. 1) и двеннадцатибальной (табл. 2) шкалам сигмальных отклонений. Первая оценочная шкала традиционная, а вторая – отвечает требованиям Болонского процесса.
Результаты исследования
и их обсуждение. Результаты тестовых измерений развития скоростной силы у
студентов различного возраста наведены в таблице 3. Отметим, что с возрастом
результаты прыжков в длину с места увеличиваются. Средние антропометрические
показатели у студентов в возрасте 17-19 лет приведены в таблице 4. Анализируя таблицу, отметим тенденцию
увеличения всех антропометрических показателей с возрастом.
Таблица 1
Граница и нормы пятибалльной сигмовидной
шкалы тестовых результатов
Оценка |
Граница сигмальных отклонений |
|
качественная |
количественная, баллы |
|
Низкая |
1 |
От до |
Ниже среднего |
2 |
От до |
Средняя |
3 |
От до |
Выше среднего |
4 |
От до |
Высокая |
5 |
От до |
Таблица 2
Границы
и нормы двенадцатибалльной шкалы оценок тестовых результатов
Оценка |
Граница сигмальных отклонений |
|
качественная |
количественная, баллы |
|
Низкая |
1 |
Ниже |
2 |
От до |
|
3 |
От до |
|
Ниже среднего |
4 |
От до |
5 |
От до |
|
Средняя |
6 |
От до |
7 |
От до |
|
Выше среднего |
8 |
От до |
9 |
От до |
|
Высокая |
10 |
От до |
11 |
От до |
|
12 |
Выше |
Таблица 3
Развитие скоростной силы у мужчин в возрасте 17–19
лет по результатам теста прыжок в длину с места, см
Статистические величины |
Возраст, лет |
||
17 |
18 |
19 |
|
208 |
215 |
223 |
|
±S |
11,0 |
9,0 |
9,0 |
±m |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Таблица 4
Средние
значения антропометрических показателей у мужчин в возрасте 17–19 лет
Антропометрические показатели |
Статистические величины |
Возраст, лет |
|
|||||
17 |
18 |
19 |
|
|||||
Масса тела, кг |
63,1 |
65,0 |
67,4 |
|
||||
±S |
6,79 |
6,37 |
6,25 |
|
||||
±m |
0,77 |
0,64 |
0,76 |
|
||||
Длина тела, см |
173,1 |
174,2 |
175,4 |
|
||||
±S |
4,26 |
4,29 |
3,82 |
|
||||
±m |
0,48 |
0,43 |
0,47 |
|
||||
Сумма обхватов бедра и голени, см |
89,0 |
90,2 |
92,0 |
|
||||
±S |
4,08 |
3,83 |
3,48 |
|
||||
±m |
0,46 |
0,38 |
0,43 |
|
||||
Сумма кожно-жировых складок на плече и голени, мм |
16,4 |
19,10 |
20,8 |
|||||
±S |
4,30 |
4,60 |
4,00 |
|||||
±m |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
|||||
Парциальные показатели
развития скоростной силы у мужчин приведены в таблице 5. Четкой тенденции
изменчивости показателей различных индексов не наблюдается.
Нормативы оценки развития
скоростной силы, рассчитанные по 5 и 12-балльным сигмовидным шкалам приведены
соответственно в таблице 6 и 7. Нормативы оценки, рассчитанные за теми же
шкалами для ИССМТ приведены в таблицах 8 и 9, ИССДТ – 10
и 11, ИССОБГ – 12 и 13, ИССКЖС – 14 и 15.
Таблица 5
Парциальные показатели развития скоростной силы у студентов в возрасте
17–19 лет, усл. ед.
Индексы |
Статистические величины |
Возраст, лет |
||
17 |
18 |
19 |
||
ИССМТ |
33,25 |
33,41 |
33,30 |
|
±S |
3,35 |
3,33 |
2,96 |
|
±m |
0,38 |
0,33 |
0,36 |
|
ИССДТ |
12,01 |
12,37 |
12,72 |
|
±S |
0,58 |
0,59 |
0,55 |
|
±m |
0,07 |
0,06 |
0,07 |
|
ИССОБГ |
23,40 |
23,91 |
24,28 |
|
±S |
1,71 |
1,36 |
1,40 |
|
±m |
0,19 |
0,14 |
0,17 |
|
ИССКЖС |
135,98 |
119,14 |
111,46 |
|
±S |
37,78 |
27,98 |
21,64 |
|
±m |
4,28 |
2,81 |
2,64 |
Таблица 6
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной
сигмовидной
шкале для юношей в возрасте 17–19 лет в тесте прыжок в длину с места, см
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень развития двигательной способности |
|||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
17 |
< 191,3 |
191,4–202,4 |
202,5–213,5 |
213,6–224,6 |
224,7 < |
18 |
< 201,3 |
201,4–210,4 |
210,5–219,5 |
219,6–228,6 |
228,7 < |
19 |
< 209,3 |
209,4–218,4 |
218,5–227,5 |
227,6–236,6 |
236,7 < |
Таблица 7
Нормативы
оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 12-балльной сигмовидной шкале
для
юношей в возрасте 17–19 лет в тесте прыжок в длину с места, см
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень развития двигательной
способности |
||||||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||||
17 |
<179,9 |
180,0–185,5 |
185,6–191,1 |
191,2–196,7 |
196,8–202,3 |
202,4–207,9 |
208,0–213,5 |
213,6–219,1 |
219,2–224,7 |
224,8–230,3 |
230,4–235,9 |
236,0< |
18 |
<191,9 |
192,0–196,5 |
196,6–201,1 |
201,2–205,7 |
205,8–210,3 |
210,4–214,9 |
215,0–219,5 |
219,6–224,1 |
224,2–228,7 |
228,8–233,3 |
233,4–237,9 |
238,0< |
19 |
<199,9 |
200,0–204,5 |
204,6–209,1 |
209,2–213,7 |
213,8–218,3 |
218,4–222,9 |
223,0–227,5 |
227,6–232,1 |
232,2–236,7 |
236,8–241,3 |
241,4–245,9 |
246,0< |
Таблица 8
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной
сигмовидной шкале,
для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССМТ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень развития двигательной способности |
|||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
17 |
< 28,21 |
28,22–31,57 |
31,58–34,93 |
34,94–37,29 |
37,30 < |
18 |
< 28,39 |
28,40–31,73 |
31,74–35,07 |
35,08–38,41 |
38,42 < |
19 |
< 28,84 |
28,85–31,81 |
31,82–34,78 |
34,79–37,75 |
37,76 < |
Таблица 9
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной
сигмовидной
шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССМТ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень развития двигательной
способности |
||||||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||||
17 |
<24,81 |
24,82–26,50 |
26,51–28,18 |
28,19–29,87 |
29,88–31,55 |
31,56–33,24 |
33,25–34,92 |
34,93–36,61 |
36,62–38,29 |
38,30–39,98 |
39,99–41,66 |
41,67< |
18 |
<25,02 |
25,03–26,70 |
26,71–28,37 |
28,38–30,05 |
30,06–31,72 |
31,73–33,40 |
33,41–35,07 |
35,08–36,75 |
36,76–38,42 |
38,43–40,10 |
40,11–41,77 |
41,78< |
19 |
<25,84 |
25,85–27,33 |
27,34–28,82 |
28,83–30,31 |
30,32–31,80 |
31,81–33,29 |
33,30–34,78 |
34,79–36,27 |
36,28–37,76 |
37,77–39,25 |
39,26–40,74 |
40,75< |
Таблица 10
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 5-балльной
сигмовидной
шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССДТ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень развития двигательной способности |
|||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
17 |
< 11,12 |
11,13–11,71 |
11,72–12,30 |
12,31–12,89 |
12,90 < |
18 |
< 11,47 |
11,48–12,07 |
12,07–12,66 |
12,67–13,26 |
13,27 < |
19 |
< 11,87 |
11,88–12,43 |
12,44–12,99 |
13,00–13,55 |
13,56 < |
Таблица 11
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной
сигмовидной шкале,
для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССДТ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень развития двигательной
способности |
||||||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||||
17 |
<10,50 |
10,51–10,80 |
10,81–11,10 |
11,11–11,40 |
11,41–11,70 |
11,71–12,00 |
12,01–12,30 |
12,31–12,60 |
12,61–12,90 |
12,91–13,20 |
13,21–13,50 |
13,51< |
18 |
<10,82 |
10,83–11,13 |
11,14–11,44 |
11,45–11,75 |
11,76–12,05 |
12,06–12,36 |
12,37–12,66 |
12,67–12,97 |
12,98–13,27 |
13,28–13,58 |
13,59–13,88 |
13,89< |
19 |
<11,28 |
11,29–11,57 |
11,58–11,85 |
11,86–12,14 |
12,15–12,42 |
12,43–12,71 |
12,72–12,99 |
13,00–13,28 |
13,29–13,56 |
13,57–13,85 |
13,86–14,13 |
14,14< |
Таблица 12
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 5-балльной
сигмовидной шкале,
для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССОБГ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень развития двигательной способности |
|||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
17 |
< 20,81 |
20,82–22,53 |
22,54–24,25 |
24,26–25,97 |
25,98 < |
18 |
< 21,85 |
21,86–23,22 |
23,23–24,59 |
24,60–25,96 |
25,97 < |
19 |
< 22,16 |
22,17–23,57 |
23,58–24,98 |
24,99–26,39 |
26,40 < |
Таблица 13
Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной
сигмовидной шкале,
для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССОБГ, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень развития двигательной способности |
||||||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||||
17 |
<19,06 |
19,07–19,93 |
19,94–20,79 |
20,80–21,66 |
21,67–22,52 |
22,53–23,39 |
23,40–24,25 |
24,26–25,12 |
25,13–25,98 |
25,99–26,85 |
26,86–27,71 |
27,72< |
18 |
<20,45 |
20,46–21,14 |
21,15–21,83 |
21,84–22,52 |
22,53–23,21 |
23,22–23,90 |
23,91–24,59 |
24,60–25,28 |
25,29–25,97 |
25,98–26,66 |
26,67–27,35 |
27,36< |
19 |
<20,72 |
20,73–21,43 |
21,44–22,14 |
22,15–22,85 |
22,86–23,56 |
23,57–24,27 |
24,28–24,98 |
24,99–25,69 |
25,70–26,40 |
26,41–27,11 |
27,12–27,82 |
27,83< |
Таблица 14
Нормативы
оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной сигмовидной шкале,
для
юношей в возрасте 17–19 лет по ИССКЖС, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Уровень развития двигательной способности |
|||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
|
17 |
< 80,09 |
80,10–117,88 |
117,89–154,87 |
154,88–192,66 |
192,67 < |
18 |
< 77,15 |
77,16–105,14 |
105,15–133,13 |
133,14–161,12 |
161,13 < |
19 |
< 78,98 |
78,99–100,63 |
100,64–122,33 |
122,34–143,98 |
143,99 < |
Таблица 15
Нормативы
оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 12-балльной
сигмовидной
шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССКЖС, усл. ед.
Возраст, лет |
Оценка, баллы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень развития двигательной способности |
||||||||||||
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
||||||||
17 |
<41,47 |
41,48–60,37 |
60,38–79,27 |
79,28–98,17 |
98,18–117,07 |
117,08–135,97 |
135,98–154,87 |
154,88–173,77 |
173,78–192,77 |
192,78–211,67 |
211,68–230,57 |
230,58< |
18 |
<49,13 |
49,14–63,13 |
63,14–77,13 |
77,14–91,13 |
91,14–105,13 |
105,14–119,13 |
119,14–133,13 |
133,14–147,13 |
147,14–161,13 |
161,14–175,13 |
175,14–189,13 |
189,14< |
19 |
<58,30 |
58,31–69,13 |
69,14–78,96 |
78,97–89,79 |
89,80–100,62 |
100,63–111,45 |
111,46–122,28 |
122,29–133,11 |
133,12–143,94 |
143,95–154,77 |
154,78–165,60 |
165,61< |
Выводы 1. Определены нормативы дифференцированной оценки развития скоростной силы у мужчин в возрасте 17–19 лет относительно различных антропометрических показателей.
2. Рассчитаны нормативы параметрической оценки развития скоростной силы мужчин студенческого возраста по 5 и 12-бальным сигмовидным шкалам.
Перспективы дальнейших исследований. На наш взгляд, перспективными могут быть исследования дифференциальной оценки развития других видов силовых способностей у людей различного возраста и пола. Использование оценочных шкал может быть также более обширным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляк Ю. Соматотипічні маркери фізичного стану
дівчат студентського віку / Ю. Беляк, Н. Зінченко // Вісник Прикарпатського
університету. Серія: Фізична культура. – 2007. – Вип. 5. – С. 31–36.
2. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология:
Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры
/ Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.
3. Круцевич Т.Ю. Контроль у фізичному вихованні дітей,
підлітків і молоді: [навч. посіб.] / Т.Ю. Круцевич, М.І. Воробйов, Г.В. Безверхня. – К.:
Олімп. л-ра, 2011. – 224 с.
4. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів:
Навчальний посібник / Л.П. Сергієнко. – К.: Олімпійська література, 2001.
– 439 с.
5. Сергієнко Л.П. Соматомоторика людини: поняття і
перспективи оцінки розвитку / Л.П. Сергієнко, Н.О. Гура // Сучасні проблеми
фізичного виховання і спорту школярів та студентів України: Матеріали VI
Всеукраїнської студентської конференції. – Суми: СумДПУ ім. А.С. Макаренка,
2006. – С. 386–392.
6. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку
швидкісних здібностей у юнаків-студентів / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська //
Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2009. – № 1. – С. 39–45.
7. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку
швидкісних здібностей у дівчат віком 17–19 років / Л.П. Сергієнко,
В.М. Лишевська // Актуальні проблеми юнацького спорту: Матеріали VII
Всеукраїнської науково-практичної конференції (24–25 вересня 2009 року). –
Херсон: Видавництво ХДУ,
2009. – С. 71–80.
8. Сергієнко Л.П. Спортивна метрологія: теорія і практичні
аспекти: Підручник / Л.П. Сергієнко. – К.: КНТ, 2010. – 776 с.
9. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку силових
здібностей у юнаків студентів / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська // Теорія та
методика фізичного виховання. – 2010. – № 1 (63). – С. 43–49.
10. Сергієнко Л.П. Контроль навчальної діяльності студентів:
диференціальна оцінка розвитку силових здібностей / Л.П. Сергієнко, В.М.
Лишевська // Науковий часопис Національного університету імені М.П. Драгоманова.
Серія № 15 "Науково-педагогічні проблеми фізичної культури (Фізична
культура і спорт)": Зб. наукових праць. – К.: Вид-во НПУ імені
М.П. Драгоманова, 2011. – Вип. 9. – С. 4–13.
11. Сергієнко
Л. Проблеми спортивної
метрології: диференційований контроль розвитку загальної витривалості у
чоловіків-студентів / Л. Сергієнко, В. Лишевська // Актуальні проблеми юнацького спорту: Матеріали ІХ
Всеукраїнської наук.-практ. конф. (22–23 вересня 2011 року). – Херсон:
Херсонська міська друкарня, 2011. – С. 6–14.
Подано до редакції 16.07.12
_____________