УДК 376.5

Л. П. Сергиенко, В. М. Лишевская

(Украина, г. Николаев, г. Херсон)

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ

СИЛЫ У СТУДЕНТОВ В ВОЗРАСТЕ 17–19 ЛЕТ

 

В статье приведены экспериментальные материалы в отношении использования дифференциальной оценки в педагогическом контроле развития скоростной силы мужчин в возрасте 17–19 лет. Предложено определять дифференцированную оценку относительно морфологических показателей (массы и длины тела, суммарного обхвата бедра и голени, суммарного показателя двух кожно-жировых складок) по 5 и 12-балльной сигмовидным шкалам.

Ключевые слова: скоростная сила, дифференциальная оценка, шкалы оценок.

 


Постановка проблемы. Оценка уровня развития двигательных способностей у студенческой молодежи изучена в научных исследованиях недостаточно. Существующие нормы оценки развития двигательных способностей, предложенные в Государственных тестах физической подготовленности населения Украины, подверглись критике. В настоящее время они не рекомендованы как обязательные для оценки развития двигательных способностей и физической подготовленности различных групп населения. Новые варианты оценочных норм пока не предложены. Не предложены тестовые технологии и оценка развития отдельных способностей, не рекомендованы системы комплексного или дифференциального тестирования [8]. Поэтому проблема изучения дифференциальной оценки развития скоростной силы студентов, является актуальной.

Анализ последних исследований и публикаций. Дифференциальная оценка (относительная или параметрическая) дает возможность оценить развитие способностей относительно морфологических показателей. Их классифицируют на четыре группы [11]: 1) определяются относительно массы тела; 2) определяются относительно длины тела; 3) определяются относительно длиннотных или обхватных антропометрических показателей тела; 4) определяются относительно толщины кожно-жировых складок (показателей жира в теле). Показатели последней классифицируемой группы могут быть рассчитаны, как считают Ю. Беляк, Н. Зинченко [1], относительно одной или нескольких кожно-жировых складок или по отношению к массе жировой (возможно мышечной) ткани.

Показатели двигательных способностей, рассчитанные по отношению к морфологическим признакам, еще называют соматомоторными способностями [5]. Т.Ю. Круцевич с соавт. [3] считают, что показатели моторики человека возможно характеризовать не только по отношению к морфологическим показателям, а и показателям проявления скоростных способностей или фенотипическим показателям высшей нервной деятельности. Методологически расчет такой оценки осуществляется по терминологии авторов методом индексов.

В последнее время изучены дифференциальные показатели развития скоростных [6, 7] и силовых [9, 10] способностей, способности к выносливости [11] человека. Однако подобных исследований проведено пока мало.

Поэтому задачей данного исследования было:

1. Определение нормативов дифференциальной оценки развития скоростной силы у студентов мужчин в возрасте 17–19 лет.

2. Расчет нормативов дифференциальной оценки развития скоростной силы у студентов по 5 и 12-балльным сигмовидным шкалам.

Методика исследования. В исследованиях принимали участие 254 студентов-мужчин, которые систематически не занимались спортом. Из них было 79 юношей в возрасте 17 лет, 107 – в возрасте 18 лет и 68 – в возрасте 19 лет.

Развитие скоростной силы у студентов определялось по показателям прыжка в длину с места. Использованная традиционная методика ранее описана нами [4]. Измерялись также четыре антропометрических показателя. Методика измерений описана Р.Н. Дороховым, В.П. Губой [2]. В частности измерялись такие антропометрические показателя:

-   масса тела. Измерения проводились без верхней одежды и обуви на медицинских весах с точность до 100 гр;

-   длина тела. Измерения проводились антропометром с точностью до одного сантиметра;

-   обхват бедра и голени. Измерения проводились металлической рулеткой. Обхват бедра определялся под ягодичной складкой, а голени - в наиболее развитом месте мышц голени;

-   толщину кожно-жировых складок трицепса (на задней поверхности руки) и голени ноги. Измерения проводились калипером, который позволял создавать постоянное давление при измерении усилием 10 г·мм–2.

Относительные показатели скоростной силы определялись по результатам расчета четырех индексов:

где ИССМТ – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к массе тела.

где ИССДТ – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к длине тела.

где ИССобг – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к суммарным показателям обхватов бедра и голени.

где ИССКЖС – индекс развития скоростной силы, рассчитанный по отношению к суммарной толщине двух кожно-жировых складок (измеряемых на трицепсе руки и голени ноги).

Нормативные оценки тестовых измерений рассчитывались по пятибалльной (табл. 1) и двеннадцатибальной (табл. 2) шкалам сигмальных отклонений. Первая оценочная шкала традиционная, а вторая – отвечает требованиям Болонского процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестовых измерений развития скоростной силы у студентов различного возраста наведены в таблице 3. Отметим, что с возрастом результаты прыжков в длину с места увеличиваются. Средние антропометрические показатели у студентов в возрасте 17-19 лет приведены в таблице 4. Анализируя таблицу, отметим тенденцию увеличения всех антропометрических показателей с возрастом.


Таблица 1

 Граница и нормы пятибалльной сигмовидной шкалы тестовых результатов

Оценка

Граница сигмальных отклонений

качественная

количественная, баллы

Низкая

1

От  до

Ниже среднего

2

От  до

Средняя

3

От  до

Выше среднего

4

От  до

Высокая

5

От  до

 

Таблица 2

Границы и нормы двенадцатибалльной шкалы оценок тестовых результатов

Оценка

Граница сигмальных отклонений

качественная

количественная, баллы

Низкая

1

Ниже

2

От  до

3

От  до

Ниже среднего

4

От  до

5

От  до

Средняя

6

От  до

7

От  до

Выше среднего

8

От  до

9

От  до

Высокая

10

От  до

11

От  до

12

Выше

 


Таблица 3

Развитие скоростной силы у мужчин в возрасте 17–19 лет по результатам теста прыжок в длину с места, см

Статистические

величины

Возраст, лет

17

18

19

208

215

223

±S

11,0

9,0

9,0

±m

1,0

1,0

1,0

 

Таблица 4

Средние значения антропометрических показателей у мужчин в возрасте 17–19 лет

Антропометрические

показатели

Статистические

величины

Возраст, лет

 

17

18

19

 

Масса тела, кг

63,1

65,0

67,4

 

±S

6,79

6,37

6,25

 

±m

0,77

0,64

0,76

 

Длина тела, см

173,1

174,2

175,4

 

±S

4,26

4,29

3,82

 

±m

0,48

0,43

0,47

 

Сумма обхватов

бедра и голени, см

89,0

90,2

92,0

 

±S

4,08

3,83

3,48

 

±m

0,46

0,38

0,43

 

Сумма кожно-жировых складок на плече и голени, мм

16,4

19,10

20,8

±S

4,30

4,60

4,00

±m

0,50

0,50

0,50

 


Парциальные показатели развития скоростной силы у мужчин приведены в таблице 5. Четкой тенденции изменчивости показателей различных индексов не наблюдается.

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5 и 12-балльным сигмовидным шкалам приведены соответственно в таблице 6 и 7. Нормативы оценки, рассчитанные за теми же шкалами для ИССМТ приведены в таблицах 8 и 9, ИССДТ – 10 и 11, ИССОБГ – 12 и 13, ИССКЖС – 14 и 15.


Таблица 5

Парциальные показатели развития скоростной силы у студентов в возрасте 17–19 лет, усл. ед.

Индексы

Статистические величины

Возраст, лет

17

18

19

ИССМТ

33,25

33,41

33,30

±S

3,35

3,33

2,96

±m

0,38

0,33

0,36

ИССДТ

12,01

12,37

12,72

±S

0,58

0,59

0,55

±m

0,07

0,06

0,07

ИССОБГ

23,40

23,91

24,28

±S

1,71

1,36

1,40

±m

0,19

0,14

0,17

ИССКЖС

135,98

119,14

111,46

±S

37,78

27,98

21,64

±m

4,28

2,81

2,64

 


Таблица 6

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной сигмовидной

шкале для юношей в возрасте 17–19 лет в тесте прыжок в длину с места, см

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

< 191,3

191,4–202,4

202,5–213,5

213,6–224,6

224,7 <

18

< 201,3

201,4–210,4

210,5–219,5

219,6–228,6

228,7 <

19

< 209,3

209,4–218,4

218,5–227,5

227,6–236,6

236,7 <

 

Таблица 7

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 12-балльной сигмовидной шкале

для юношей в возрасте 17–19 лет в тесте прыжок в длину с места, см

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

<179,9

180,0–185,5

185,6–191,1

191,2–196,7

196,8–202,3

202,4–207,9

208,0–213,5

213,6–219,1

219,2–224,7

224,8–230,3

230,4–235,9

236,0<

18

<191,9

192,0–196,5

196,6–201,1

201,2–205,7

205,8–210,3

210,4–214,9

215,0–219,5

219,6–224,1

224,2–228,7

228,8–233,3

233,4–237,9

238,0<

19

<199,9

200,0–204,5

204,6–209,1

209,2–213,7

213,8–218,3

218,4–222,9

223,0–227,5

227,6–232,1

232,2–236,7

236,8–241,3

241,4–245,9

246,0<

 

Таблица 8

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной сигмовидной шкале,

для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССМТ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

< 28,21

28,22–31,57

31,58–34,93

34,94–37,29

37,30 <

18

< 28,39

28,40–31,73

31,74–35,07

35,08–38,41

38,42 <

19

< 28,84

28,85–31,81

31,82–34,78

34,79–37,75

37,76 <

Таблица 9

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной сигмовидной

шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССМТ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

<24,81

24,82–26,50

26,51–28,18

28,19–29,87

29,88–31,55

31,56–33,24

33,25–34,92

34,93–36,61

36,62–38,29

38,30–39,98

39,99–41,66

41,67<

18

<25,02

25,03–26,70

26,71–28,37

28,38–30,05

30,06–31,72

31,73–33,40

33,41–35,07

35,08–36,75

36,76–38,42

38,43–40,10

40,11–41,77

41,78<

19

<25,84

25,85–27,33

27,34–28,82

28,83–30,31

30,32–31,80

31,81–33,29

33,30–34,78

34,79–36,27

36,28–37,76

37,77–39,25

39,26–40,74

40,75<

 

Таблица 10

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 5-балльной сигмовидной

шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССДТ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

< 11,12

11,13–11,71

11,72–12,30

12,31–12,89

12,90 <

18

< 11,47

11,48–12,07

12,07–12,66

12,67–13,26

13,27 <

19

< 11,87

11,88–12,43

12,44–12,99

13,00–13,55

13,56 <

 

Таблица 11

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной сигмовидной шкале,

для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССДТ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

<10,50

10,51–10,80

10,81–11,10

11,11–11,40

11,41–11,70

11,71–12,00

12,01–12,30

12,31–12,60

12,61–12,90

12,91–13,20

13,21–13,50

13,51<

18

<10,82

10,83–11,13

11,14–11,44

11,45–11,75

11,76–12,05

12,06–12,36

12,37–12,66

12,67–12,97

12,98–13,27

13,28–13,58

13,59–13,88

13,89<

19

<11,28

11,29–11,57

11,58–11,85

11,86–12,14

12,15–12,42

12,43–12,71

12,72–12,99

13,00–13,28

13,29–13,56

13,57–13,85

13,86–14,13

14,14<

 

Таблица 12

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 5-балльной сигмовидной шкале,

для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССОБГ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

< 20,81

20,82–22,53

22,54–24,25

24,26–25,97

25,98 <

18

< 21,85

21,86–23,22

23,23–24,59

24,60–25,96

25,97 <

19

< 22,16

22,17–23,57

23,58–24,98

24,99–26,39

26,40 <

 

Таблица 13

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанной по 12-балльной сигмовидной шкале,

для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССОБГ, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

<19,06

19,07–19,93

19,94–20,79

20,80–21,66

21,67–22,52

22,53–23,39

23,40–24,25

24,26–25,12

25,13–25,98

25,99–26,85

26,86–27,71

27,72<

18

<20,45

20,46–21,14

21,15–21,83

21,84–22,52

22,53–23,21

23,22–23,90

23,91–24,59

24,60–25,28

25,29–25,97

25,98–26,66

26,67–27,35

27,36<

19

<20,72

20,73–21,43

21,44–22,14

22,15–22,85

22,86–23,56

23,57–24,27

24,28–24,98

24,99–25,69

25,70–26,40

26,41–27,11

27,12–27,82

27,83<

Таблица 14

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 5-балльной сигмовидной шкале,

для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССКЖС, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

< 80,09

80,10–117,88

117,89–154,87

154,88–192,66

192,67 <

18

< 77,15

77,16–105,14

105,15–133,13

133,14–161,12

161,13 <

19

< 78,98

78,99–100,63

100,64–122,33

122,34–143,98

143,99 <

 

Таблица 15

Нормативы оценки развития скоростной силы, рассчитанные по 12-балльной

сигмовидной шкале для юношей в возрасте 17–19 лет по ИССКЖС, усл. ед.

Возраст, лет

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уровень развития двигательной способности

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

17

<41,47

41,48–60,37

60,38–79,27

79,28–98,17

98,18–117,07

117,08–135,97

135,98–154,87

154,88–173,77

173,78–192,77

192,78–211,67

211,68–230,57

230,58<

18

<49,13

49,14–63,13

63,14–77,13

77,14–91,13

91,14–105,13

105,14–119,13

119,14–133,13

133,14–147,13

147,14–161,13

161,14–175,13

175,14–189,13

189,14<

19

<58,30

58,31–69,13

69,14–78,96

78,97–89,79

89,80–100,62

100,63–111,45

111,46–122,28

122,29–133,11

133,12–143,94

143,95–154,77

154,78–165,60

165,61<

 


Выводы 1. Определены нормативы дифференцированной оценки развития скоростной силы у мужчин в возрасте 17–19 лет относительно различных антропометрических показателей.

2. Рассчитаны нормативы параметрической оценки развития скоростной силы мужчин студенческого возраста по 5 и 12-бальным сигмовидным шкалам.

Перспективы дальнейших исследований. На наш взгляд, перспективными могут быть исследования дифференциальной оценки развития других видов силовых способностей у людей различного возраста и пола. Использование оценочных шкал может быть также более обширным.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Беляк Ю. Соматотипічні маркери фізичного стану дівчат студентського віку / Ю. Беляк, Н. Зінченко // Вісник Прикарпатського університету. Серія: Фізична культура. – 2007. – Вип. 5. – С. 31–36.

2. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.

3. Круцевич Т.Ю. Контроль у фізичному вихованні дітей, підлітків і молоді: [навч. посіб.] / Т.Ю. Круцевич, М.І. Воробйов, Г.В. Безверхня. – К.: Олімп. л-ра, 2011. – 224 с.

4. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів: Навчальний посібник / Л.П. Сергієнко. – К.: Олімпійська література, 2001. – 439 с.

5. Сергієнко Л.П. Соматомоторика людини: поняття і перспективи оцінки розвитку / Л.П. Сергієнко, Н.О. Гура // Сучасні проблеми фізичного виховання і спорту школярів та студентів України: Матеріали VI Всеукраїнської студентської конференції. – Суми: СумДПУ ім. А.С. Макаренка, 2006. – С. 386–392.

6. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку швидкісних здібностей у юнаків-студентів / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська // Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2009. – № 1. – С. 39–45.

7. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку швидкісних здібностей у дівчат віком 17–19 років / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська // Актуальні проблеми юнацького спорту: Матеріали VII Всеукраїнської науково-практичної конференції (24–25 вересня 2009 року). – Херсон: Видавництво ХДУ, 2009. – С. 71–80.

8. Сергієнко Л.П. Спортивна метрологія: теорія і практичні аспекти: Підручник / Л.П. Сергієнко. – К.: КНТ, 2010. – 776 с.

9. Сергієнко Л.П. Диференційована оцінка розвитку силових здібностей у юнаків студентів / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська // Теорія та методика фізичного виховання. – 2010. – № 1 (63). – С. 43–49.

10. Сергієнко Л.П. Контроль навчальної діяльності студентів: диференціальна оцінка розвитку силових здібностей / Л.П. Сергієнко, В.М. Лишевська // Науковий часопис Національного університету імені М.П. Драгоманова. Серія № 15 "Науково-педагогічні проблеми фізичної культури (Фізична культура і спорт)": Зб. наукових праць. – К.: Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2011. – Вип. 9. – С. 4–13.

11. Сергієнко Л. Проблеми спортивної метрології: диференційований контроль розвитку загальної витривалості у чоловіків-студентів / Л. Сергієнко, В. Лишевська // Актуальні проблеми юнацького спорту: Матеріали ІХ Всеукраїнської наук.-практ. конф. (22–23 вересня 2011 року). – Херсон: Херсонська міська друкарня, 2011. – С. 6–14.


Подано до редакції 16.07.12

_____________