УДК: 378.013+613.11+611.672+612.06
С. А. Холодов, Е. В. Бобро,
А. И. Босенко (Украина, г. Одесса)
ОЦЕНКА ОБЩЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦНС У СТУДЕНТОК, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 1
КУРСАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Работа
посвящена изучению проблемы общего функционального состояния центральной
нервной системы и особенностей протекания нейрофизиологических процессов у
студенток 1 курсов высших учебных заведений в контексте перехода на новый уровень
социальной организации.
Ключевые слова: центральная
нервная система, общее функциональное состояние, нагрузка с реверсом.
Актуальность исследования. В реалиях развития современного общества, где сочетанные
нервно-психические и физические рабочие нагрузки составляют основу современной
жизни человека, значимой проблемой становится изучение механизмов центрального
и гуморального контроля над работоспособностью человека [7, 8].
Знания этих явлений становятся еще более актуальными в
контексте процессов акселерации, на тех этапах онтогенетического развития, где
происходит "смещение" уже изученных физиологических закономерностей,
особенно когда это сочетается с изменением социальных условий пребывания
личности. Одним из таких периодов является юношеский период развития человека,
характеризующийся многообразными и сложными качественными и количественными
изменениями всех функциональных систем организма [4, 6].
В связи с этим, очень важную роль приобретает оценка
различных характеристик адаптационных и компенсаторных механизмов юношеского
организма при смене школьной системы обучения на систему высшей школы, а также,
когда продолжается дальнейшее развитие механизмов нервно-гуморальной регуляции
органов и систем и закладываются основы тех функций и качеств, которые прямо
или косвенно обуславливают выполнение трудовых процессов в последующей жизни.
Ведущая роль в формировании и становлении этих механизмов принадлежит центральной
нервной системе. ЦНС обеспечивает конечное преобразование и переработку
полученной информации, ее оценку и выработку направленного целевого ответа на
имеющуюся ситуацию и на последующее действие [2, 11].
В плоскости этого
многообразия для нас интересным и важным представляется вопрос, связанный с
изучением в динамике изменений основных критериев, характеризующих функцию
центральной нервной системы девушек-студенток и сравнение этих показателей с
представителями других возрастных категорий. На важность и необходимость
подобного рода исследований указывают многочисленные литературные источники [1, 3, 5].
Цель исследования. Настоящая работа посвящена изучению проблемы общего функционального
состояния (ОФС) центральной нервной системы и особенностей протекания
нейрофизиологических процессов у студенток 1 курсов высших учебных заведений в
контексте перехода на новый уровень социальной организации.
При изучении ОФС ЦНС по результатам простой
зрительно-моторной реакции в состоянии покоя и после выполнения нагрузки по
замкнутому циклу были поставлены следующие задачи:
1.
Определить основные количественные показатели ОФС головного мозга в
состоянии покоя у исследуемых групп девушек в исходном состоянии (норма).
2.
Определить основные количественные показатели ОФС ЦНС после выполнения
нагрузки с реверсом (фаза
восстановления) у этих же
исследуемых групп.
3.
Установить критерии основных показателей ОФС ЦНС у студенток 1 курсов:
устойчивость реакции (УР), функциональный уровень системы (ФУС), уровень
функциональных возможностей (УФВ) в норме и при нагрузке с реверсом.
Методы и организация исследования. Время простой зрительно-двигательной реакции (ВР) измерялось
прибором "Молния",
нашей конструкции, (патент
Украины № 6219 от 15.04.2005 г.), как интервал от момента подачи сигнала
(вспышка света от лампы мощностью 0,25 Дж и продолжительностью импульса 50 мкс,
с матовым экраном), до момента нажатия на кнопку. На экране автоматически
отмечалось время подачи сигнала и время нажатия на кнопку (время реакции).
Лампа-вспышка устанавливалась в 40-
При такой методике выполнялось два условия: световой сигнал подавался в достаточно случайные
промежутки времени, чтобы не выработался условный рефлекс на время, и в тоже
время достаточно регулярно, чтобы каждый последующий сигнал был ожидаемым. Необходимо
заметить, что условия исследования ограничивают афферентные влияния,
способствуя снижению тонуса ЦНС, а инструкция обязывающая нажимать на кнопку "как
можно быстрее" фактически является мотивацией максимально повысить тонус
ЦНС. Таким образом, создавались условия, которые были направлены на выявление
способности произвольно формировать и поддерживать адекватно инструкции функциональное
состояние головного мозга [1, 2, 3].
После проведения физической велоэргометрической нагрузки с
реверсом, когда мощность повышалась до частоты сердечных сокращений (ЧСС)
равной 155 уд/мин, а затем, с той же скоростью (V=33 Вт/мин), снижалась до нуля, исследуемый находился на сидении в
спокойном состоянии (восстановление). По истечении 5 минут восстановления,
проводился второй этап определения времени зрительно-двигательной реакции по
уже описанной схеме.
По данным совокупности значений времени реакции строилась
вариационная кривая, позволяющая определить основные показатели ОФС головного
мозга: функциональный уровень системы (ФУС), устойчивость реакции (УР) и
уровень функциональных возможностей (УФВ).
Кривая, отображающая время распределения зрительно-двигательной
реакции, для каждой обследуемой отдельно, строилась автоматически по
специальной, разработанной нами, компьютерной программе.
Исследования показателей ОФС ЦНС проводилось у групп
студентов, которые по данным медицинской карты были практически здоровыми.
Проводился анализ полученных данных в каждой отдельной группе и сравнительный
анализ между группами. Статистическая обработка полученных результатов
осуществлялась по общепринятой методике.
Результаты исследований и их обсуждение. Сравнительная характеристика ОФС ЦНС в норме у студенток 1 курса. Полученные основные критерии, характеризующие общее
функциональное состояние ЦНС у студенток 1 курса в состоянии покоя (до нагрузки
с реверсом) имели такие средние значения (в у.е.):
ФУС=4,61 +
0,08; УР=1,67+0,11; УФВ = 3,32 + 0,13
В доступной литературе мы не нашли аналогичных показателей,
характеризующих ОФС ЦНС у студенток этой возрастной группы. Поэтому представилось
интересным сравнить полученные цифры с такими же граничными значениями нормы,
полученными нами при исследовании девочек 15-16 лет (пубертатный период) и установленными
ранее значениями здоровых взрослых людей [3,5]. Сравнительная характеристика исследуемых показателей ОФС мозга в норме у
девочек-подростков, взрослых людей и студенток (юношеский период онтогенеза) представлена в
табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика критериев ОФС ЦНС в норме разных возрастных
группах девушек
Показатели ОФС ЦНС |
Исходное состояние |
||
девочки 15-16 лет |
студентки 1 курса 17-18 лет |
взрослые девушки 24-25 лет |
|
ФУС |
4,65+0,07 |
4,61 + 0,08 |
4,2-5,5 (4,85) |
УР |
1,78+0,10 |
1,67+0,11 |
1,0-2,8 (1,90) |
УФВ |
3,44+0,12 |
3,32 + 0,13 |
2,7-4,8 (3,75) |
В таблице коэффициенты выражены в условных единицах. В
скобках указаны средние значения ряда.
Как следует из табл. 1, средние значения основных
показателей функционального состояния ЦНС в исходном состоянии у студенток 1
курса несколько ниже, чем у девочек 15-16 лет, но достоверно ничем не
отличаются от значений подросткового возраста и приближаются к средним
показателям нормы взрослых людей. По всей видимости, незначительное процентное
снижение средних показателей ЦНС может быть обусловлено необходимостью
адаптационных перестроек регуляторных механизмов к возникшим новым социальным
условиям человека, связанных с началом обучения в высшей школе.
Вместе с тем, такое распределение нормы основных показателей, характеризующих функциональное состояние
нервной системы у студенток, обучающихся на 1 курсе, по сравнению с взрослыми, также
можно связать с тем, что в этом возрасте у девушек еще не полностью
сформировались морфологические и функциональные структуры головного мозга, не закончен
рост и развитие организма, с особенностями процессов компенсации и адаптации
юношеского возраста и нейроэндокринными перестройками, сопровождающими также и в юношеский период [1, 9, 10].
Сравнительная характеристика ОФС ЦНС в норме у студенток 1
курса после нагрузки с реверсом. В табл. 2 представлены результаты исследований по
определению различий в основных критериях, показывающих функциональное
состояние ЦНС у студенток 1 курса в исходном состоянии (норма) и после нагрузки
с реверсом на 6-ой минуте (восстановление).
Таблица 2
Значения основных показателей, характеризующих общее функциональное
состояние ЦНС
в группе студенток, обучающихся на 1 курсе в норме и после нагрузки с
реверсом
Показатели ОФС ЦНС |
Состояние покоя (норма) |
На 6-ой минуте (вос-ние) |
ФУС |
4,61 + 0,08 |
4,57+0,11 |
УР |
1,67+0,11 |
1,75+0,16 |
УФВ |
3,32 + 0,13 |
3,38+0,19 |
В таблице коэффициенты выражены в условных единицах. В
скобках указаны средние значения ряда.
Анализ результатов, представленных в табл. 2 показывает,
что на шестой минуте восстановления после нагрузки с реверсом средние показатели по оценке общего
функционального состояния ЦНС претерпели определенные изменения как в сторону
увеличения (УР и УФВ), так и в сторону уменьшения (ФУС) по сравнению с исходными на незначительные величины. При сравнительной
оценке критериев основных показателей, характеризующих ОФС ЦНС в исходном
положении и при нагрузке с реверсом достоверность в их различиях не
установлена, и составила Р > 0,5. В практическом плане такими изменениями
величин можно пренебречь, однако следует иметь в виду, что при более тонком методе
оценки функциональных различий необходимо учитывать точные данные.
Проведенные исследования дают основание считать, что
метод определения функционального состояния центральной нервной системы с помощью
определения времени простой зрительно-двигательной реакции при нагрузке с
реверсом, в достаточной мере отражает физиологические процессы, происходящие в
головном мозгу в покое и при нагрузке с реверсом. С определенной долей достоверности
метод позволяет судить о резервах компенсаторных и адаптационных процессов организма
в онтогенезе. Метод расширяет и дополняет сведения, полученные с помощью других
тестов об адаптационных возможностях студенток в юношеском периоде онтогенеза.
Описанный метод может быть использован тренерами, спортивными врачами в комплексной
программе оценки физиологической адаптации мышечной системы у спортсменов к
нагрузкам; тренерами и учителями физкультуры для ориентации личности к занятиям
тем либо иным видом спорта; спортивными врачами при определении сроков допуска
к занятиям в ДЮСШ по различным спортивным дисциплинам; в экспертизе
трудоспособности инвалидов; при реабилитации спортсменов после травм и в других социальных программах.
Выводы. Впервые разработан и описан метод оценки ОФС ЦНС с помощью времени
зрительно-моторной реакции при нагрузке с реверсом для студенток, обучающихся
на 1 курсах высших учебных заведений.
1.
Установлены количественные значения нормы, характеризующие ОФС ЦНС для
студенток 1 курсов высшей школы (в у.е.):
ФУС=4,61 +
0,08; УР=1,67+0,11; УФВ = 3,32 + 0,13;
2.
Установлены количественные значения, характеризующие ОФС ЦНС студенток 1
курса после нагрузки с реверсом на 6-ой минуте восстановления.
3.
Доказано, что для восстановления критериев ФУС, УР, УФВ до нормальных
пределов после нагрузки с реверсом, студенткам 1 курсов достаточно 5-ти минут
отдыха.
4.
Обучение на первом курсе университета, в определенной степени можно
рассматривать, как критический этап в онтогенезе, связанный с изменением социальных
условий пребывания личности и необходимостью адаптационных реакций со стороны
нейроэндокринных механизмов регуляции.
5.
Описанный метод в достаточной степени отражает физиологические процессы в
головном мозгу и может быть использован, как дополнительный метод получения
информации в прикладных областях физиологии, психологии, спортивной медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1.Босенко А.И. Динамика общего функционального состояния ЦНС девочек-подростков в онтогенезе по результатам простой зрительно-моторной реакции / А.И. Босенко, С.В. Тюхай, С.А. Холодов // Спортивна медицина, лікувальна фізкультура та валеологія: ХIV між нар. наук.-практ. конф., 2008 р. : матер . конф. – Одеса. – 2008. – С. 32-33.
2.Велитченко В.К. Модельное тестирование как метод контроля за
функциональной подготовленностью юных спортсменов / В.К. Велитченко, А.М.
Перхуров // Вестник спорт. мед. России. – 1993. – № 4. – С. 15-21.
3.Зимкина А.М. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / А.М. Зимкина, В.И. Климова-Черкасова – Л.: Медицина, 1978. – С. 165.
4.Лізогуб М.В. Формування психофізіологічних
функцій в онтогенезі / М.В. Лізогуб., Макаренко Н.В. // Матеріали XVII з'їзду українського фізіологічного товариства з між
нар. участю. – Чернівці, 2006. – С. 136.
5.Лоскутова Т.Д. Функциональное состояние ЦНС и его оценка по параметрам простой двигательной реакции : автореф. дис. на соискан. наук. степени канд. биол. наук / Т.Д. Лоскутова. – Ленинград, 1977. – 18 с.
6.Макаренко Н.В. Методики оценки основных свойств нервной системы человека / Н.В. Макаренко, В.В. Сиротский, В.А. Трошихин // Нейробионика и проблемы биоэлектрического управления. – К.: Київ, 1975. – С. 41-49.
7.Мозжухин A.C. Физиологические механизмы адаптации спортсменов к работе
различного вида мощности и продолжительности / А.С. Мозжухин. – Л. : Ленинград, 1980. – С. 5-7.
8.Нарскин А.Г. Простая зрительно-моторная реакция спортсменов разных видов
спорта / А.Г. Нарскин, Ю.А. Кугаева, Ю.А. Шеренда // Проблемы физической культ, населения, проживающего в условиях неблагоприятных
факторов окружающей среды: VIII междунар.
научно-практ. конф.,
9.Перхуров А.М. Очерки донозологической функциональной диагностики в
спорте / А.М. Перхуров. – М.: РОСМИРБИ, 2006. – С. 115-124.
10. Петренко Ю.О. Зв'язок фізичного розвитку з психофізіологічними функціями учнів різного віку / Ю.О. Петренко // XVII з'їзд українського фізіологічного товариства з між нар. участю 2006 р. : матер. з'їзду. – Чернівці – 2006. – С. 79.
11. Фарбер Д.А. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе. Механизмы деятельности мозга человека / Д.А. Фарбер Н.В. Дубровская. – Л.: Наука, 1988. – 546 с.
Подано до редакції 11.07.12
_____________