УДК 37.015.311

А. И. Жáрая (Украина, г. Чернигов)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ САМОПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

В статье дается теоретический анализ средств самопрограммирования в процессе воспитания и самовоспитания, раскрыта общая структура процесса самопрограммирования личности.

Ключевые слова: личность, физическое воспитание, самопрограммирование.

 


Актуальность. Процессы обучения и воспитания сегодня невозможно представить без соблюдения принципов индивидуализации и личностной ориентированности. Их реализация осуществляется с опорой на личностные качества, которые выражают направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и сознательность поведения. Одним из требований, которые предъявляются к личностному подходу, является сочетание воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания. При этом неотъемлемой составляющей самовоспитания является самопрограммирование личности.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании возможности влияния средств самопрограммирования на процесс формирования личности специалиста по физическому воспитанию.

Задачи исследования:

1. Проанализировать значение средств самопрограммирования в процессе обучения и воспитания личности.

2. Провести теоретический анализ используемых средств самопрограммирования в контексте развития личности при адаптации студентов факультета физического воспитания к условиям учебно-тренировочного процесса.

Методика исследования. Для решения поставленных задач исследования нами был проведен теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по вопросам развития личности специалиста по физическому воспитанию, формирования профессиональной компетентности, волевой регуляции и саморегуляции, самопрограммирования личности.

Результаты и их обсуждение. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Как показывают исследования А. А. Жиденко, формирование личности проходит три этапа, для каждого из которых характерна и эффективна своя форма обучения. При этом сам человек не является пассивным существом, которое фотографически отображает внешнее воздействие, а выступает как субъект самоформирования и саморазвития. Молодое поколение является наиболее активной и оптимистической категорией населения, способной преодолевать проблемы собственными усилиями и энергией, а задача преподавателей – помочь им в этом [3, с. 9].

С точки зрения С. В. Дмитриева, индивидуальность – это самореализующийся человек, но не в том смысле, что он реализуется сам, а в том, что самореализуется в социуме и в собственной продуктивной деятельности. Путь совершенствования человека от индивидности к индивидуальности лежит через профессионально-деятельностное образование, а также через становление и реализацию потенциала человека, его осуществимость в созидательной деятельности [2, с. 9]. Автор подчеркивает, что самоактуализация приобретает смысл только тогда, когда человек включается в значимую для других деятельность – она является лишь результатом, следствием осуществления предметной деятельности, смысл которой человек находит в профессиональной сфере и в обществе.

По мнению С. В. Дмитриева, профессиональная компетентность – это готовность к работе во внезапно изменившейся экологической, социокультурной, спортивной или технологической ситуации. Как отмечает автор, специалисты – квалифицированные спортсмены, владеющие "экстремальной профессиональной компетентностью", способны гибко изменять стратегию и тактику деятельности, достигать высокопроизводительных результатов в ситуации "рисковых действий". Чтобы готовить таких специалистов, вузовский педагог должен обладать не только "нормативным мышлением" (на уровне знания стандартов образования), но и формировать у студентов готовность к профессиональному росту, проявлениям "акмеологической воли" и "силы духа" в процессе достижения индивидуального совершенства, владеть ширококонтекстным мышлением и методами метадеятельности [2, с. 9]. Поэтому разработка методов, позволяющих в той или иной мере осуществлять переход от квалификационного (предметно-дисциплинарного) подхода в высшем образовании к профессионально-компетент-ностному, является важной задачей современности.

Л.П. Гримак рассматривает процесс постепенного перевода воспитания в режим самовоспитания, прививания воспитанникам стремления к постоянному самосовершенствованию как сверхзадачу воспитания [1, с. 269]. Однако, по мнению автора, процесс самовоспитания не сводится к процессу самопрограммирования, хотя и очень тесно связан с ним. Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом (выделено нами – А. Ж.). Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществится самопрограммирование, т.е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды [1, с. 272].

Самосовершенствование личности связано с совершенствованием психики [1, 4, 7]. По результатам анализа литературных источников [1-8] общую структуру самопрограммирования личности можно представить схемой (рис. 1).


 

Рис. 1. Структура самопрограммирования личности (Жарая А.И., 2012)

 


Основой для самопрограммирования психики является особый вид информации, который приобретается в процессе жизни, с накоплением опыта и построением конкретных целей или жизненных перспектив.

Самопрограммирование начинается с формирования четкой и устойчивой цели. Наиболее простым механизмом программирования поведения является запечатление [1]. Однако, как показывает практика, запечатление и программирование нередко может быть отрицательным, особенно в старшем возрасте.

Процесс самопрограммирования помогает приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки, повышать уровень самосознания и его регулирующее внимание на поведение и деятельность. Одним из условий самопрограммирования психики считается формирование привычек.

Методами самопрограммирования являются: самовнушение, аутогенная тренировка, медитация, самогипноз. К существенным программирующим механизмам относится речь. Формы речевой саморегуляции, такие как самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самонаказание, самоприказ, самопринуждение, самоподбадривание, помогают личности корректировать свое поведение, формировать установки, побуждают к деятельности.

Выводы:

1. Средства самопрограммирования в процессе обучения и воспитания личности играют важную роль как пусковой механизм самовоспитания – высшего уровня воспитания.

2. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить достаточно широкий спектр используемых средств самопрограммирования, а также раскрыть общую структуру процесса самопрограммирования личности.

3. Вопросы самопрограммирования личности были включены в программу и план работы студенческого научно-практического кружка "Здоровье и успех" для студентов факультета физического воспитания. Проведены занятия со студентами 1-3 курсов, направленные на овладение навыками саморегуляции, самоанализа, самопрограммирования, профессиональной самоактуализации. Приобретенные умения были апробированы во время аудиторных занятий и спортивных тренировок.

4. Перспективами дальнейших исследований по данной теме является сравнительный анализ эффективности различных средств самопрограммирования и их влияние на результативность учебно-тренировочного процесса студентов факультета физического воспитания.


 


ЛИТЕРАТУРА


1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

2. Дмитриев С.В. Акмеологическое проектирование в образовательных технологиях / С.В. Дмитриев // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г. Шевченка [Текст]. Т. ІІ. Вип. 98 / Чернігівський національний педагогічний університет імені Т.Г. Шевченка; гол. ред. Носко М.О. – Чернігів: ЧНПУ, 2012. – 352 с. (Серія: Педагогічні науки. Фізичне виховання та спорт) – С. 9-12.

3. Жиденко А.А. Личность, этапы формирования и формы обучения / А.А. Жиденко // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г. Шевченка [Текст]. Т. І. Вип. 98 / Чернігівський національний педагогічний університет імені Т.Г. Шевченка; [гол. ред. Носко М.О.]. – Чернігів: ЧНПУ, 2012. – 296 с. (Серія: Педагогічні науки. Фізичне виховання та спорт) – С. 5-9.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – С. 14-56.

5. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния / Е.П. Ильин. – М., 1980. – 199 с.

6. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

7. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: [Учебник для студ. пед. вузов] : в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.


 

Подано до редакції  16.07.12

_____________