УДК 37.015.311
А. И. Жáрая (Украина, г. Чернигов)
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО
ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ СРЕДСТВАМИ
САМОПРОГРАММИРОВАНИЯ
В статье дается теоретический
анализ средств самопрограммирования в процессе воспитания и самовоспитания,
раскрыта общая структура процесса самопрограммирования личности.
Ключевые слова: личность,
физическое воспитание, самопрограммирование.
Актуальность. Процессы обучения и воспитания сегодня невозможно представить без соблюдения принципов индивидуализации и личностной ориентированности. Их реализация осуществляется с опорой на личностные качества, которые выражают направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и сознательность поведения. Одним из требований, которые предъявляются к личностному подходу, является сочетание воспитания с самовоспитанием личности, помощь в выборе целей, методов и форм самовоспитания. При этом неотъемлемой составляющей самовоспитания является самопрограммирование личности.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании возможности влияния средств самопрограммирования на процесс формирования личности специалиста по физическому воспитанию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
значение средств самопрограммирования в процессе обучения и воспитания
личности.
2. Провести теоретический анализ используемых средств
самопрограммирования в контексте развития личности при адаптации студентов
факультета физического воспитания к условиям учебно-тренировочного процесса.
Методика исследования. Для решения поставленных задач исследования нами был проведен теоретический
анализ и обобщение научно-методической литературы по вопросам развития личности
специалиста по физическому воспитанию, формирования профессиональной
компетентности, волевой регуляции и саморегуляции, самопрограммирования личности.
Результаты и их обсуждение. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Как показывают исследования А. А. Жиденко, формирование личности проходит три этапа, для каждого из которых характерна и эффективна своя форма обучения. При этом сам человек не является пассивным существом, которое фотографически отображает внешнее воздействие, а выступает как субъект самоформирования и саморазвития. Молодое поколение является наиболее активной и оптимистической категорией населения, способной преодолевать проблемы собственными усилиями и энергией, а задача преподавателей – помочь им в этом [3, с. 9].
С точки зрения С. В. Дмитриева, индивидуальность – это самореализующийся человек, но не в том смысле, что он реализуется сам, а в том, что самореализуется в социуме и в собственной продуктивной деятельности. Путь совершенствования человека от индивидности к индивидуальности лежит через профессионально-деятельностное образование, а также через становление и реализацию потенциала человека, его осуществимость в созидательной деятельности [2, с. 9]. Автор подчеркивает, что самоактуализация приобретает смысл только тогда, когда человек включается в значимую для других деятельность – она является лишь результатом, следствием осуществления предметной деятельности, смысл которой человек находит в профессиональной сфере и в обществе.
По мнению С. В. Дмитриева,
профессиональная компетентность – это готовность к работе во внезапно
изменившейся экологической, социокультурной, спортивной или технологической
ситуации. Как отмечает автор, специалисты – квалифицированные спортсмены,
владеющие "экстремальной профессиональной компетентностью", способны
гибко изменять стратегию и тактику деятельности, достигать высокопроизводительных
результатов в ситуации "рисковых действий". Чтобы готовить таких специалистов,
вузовский педагог должен обладать не только "нормативным мышлением"
(на уровне знания стандартов образования), но и формировать у студентов
готовность к профессиональному росту, проявлениям "акмеологической воли"
и "силы духа" в процессе достижения индивидуального совершенства,
владеть ширококонтекстным мышлением и методами метадеятельности [2, с. 9].
Поэтому разработка методов, позволяющих в той или иной мере осуществлять
переход от квалификационного (предметно-дисциплинарного) подхода в высшем образовании
к профессионально-компетент-ностному,
является важной задачей современности.
Л.П. Гримак рассматривает процесс постепенного перевода воспитания в режим самовоспитания, прививания воспитанникам стремления к постоянному самосовершенствованию как сверхзадачу воспитания [1, с. 269]. Однако, по мнению автора, процесс самовоспитания не сводится к процессу самопрограммирования, хотя и очень тесно связан с ним. Самопрограммирование является начальным этапом любого самовоспитательного воздействия и его основным методом (выделено нами – А. Ж.). Какую бы цель самовоспитания ни ставил перед собой человек, успех в достижении этой цели в решающей степени зависит от того, насколько рационально осуществится самопрограммирование, т.е. насколько прочно конструируемая программа поддерживается личностными и социальными потребностями, в какой мере учитывает влияние внешней среды [1, с. 272].
Самосовершенствование личности связано с совершенствованием психики [1, 4, 7]. По результатам анализа литературных источников [1-8] общую структуру самопрограммирования личности можно представить схемой (рис. 1).
Рис. 1. Структура
самопрограммирования личности (Жарая А.И., 2012)
Основой для самопрограммирования психики является особый вид информации, который приобретается в процессе жизни, с накоплением опыта и построением конкретных целей или жизненных перспектив.
Самопрограммирование начинается с формирования четкой и устойчивой цели. Наиболее простым механизмом программирования поведения является запечатление [1]. Однако, как показывает практика, запечатление и программирование нередко может быть отрицательным, особенно в старшем возрасте.
Процесс самопрограммирования помогает приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки, повышать уровень самосознания и его регулирующее внимание на поведение и деятельность. Одним из условий самопрограммирования психики считается формирование привычек.
Методами самопрограммирования являются: самовнушение, аутогенная тренировка, медитация, самогипноз. К существенным программирующим механизмам относится речь. Формы речевой саморегуляции, такие как самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самонаказание, самоприказ, самопринуждение, самоподбадривание, помогают личности корректировать свое поведение, формировать установки, побуждают к деятельности.
Выводы:
1. Средства
самопрограммирования в процессе обучения и воспитания личности играют важную
роль как пусковой механизм самовоспитания – высшего уровня воспитания.
2. Проведенный
теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить
достаточно широкий спектр используемых средств самопрограммирования, а также
раскрыть общую структуру процесса самопрограммирования личности.
3. Вопросы самопрограммирования
личности были включены в программу и план работы студенческого
научно-практического кружка "Здоровье и успех" для студентов
факультета физического воспитания. Проведены занятия со студентами 1-3 курсов,
направленные на овладение навыками саморегуляции, самоанализа,
самопрограммирования, профессиональной самоактуализации. Приобретенные умения
были апробированы во время аудиторных занятий и спортивных тренировок.
4. Перспективами дальнейших исследований по данной теме является сравнительный анализ эффективности различных средств самопрограммирования и их влияние на результативность учебно-тренировочного процесса студентов факультета физического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
2. Дмитриев С.В. Акмеологическое проектирование в образовательных
технологиях / С.В. Дмитриев //
Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г.
Шевченка [Текст]. Т. ІІ. Вип. 98 / Чернігівський національний педагогічний університет
імені Т.Г. Шевченка; гол. ред. Носко М.О. – Чернігів: ЧНПУ, 2012. – 352 с.
(Серія: Педагогічні науки. Фізичне виховання та спорт) – С. 9-12.
3. Жиденко А.А. Личность, этапы формирования и формы обучения / А.А. Жиденко
// Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г.
Шевченка [Текст]. Т. І. Вип. 98 / Чернігівський національний педагогічний
університет імені Т.Г. Шевченка; [гол. ред. Носко М.О.]. – Чернігів: ЧНПУ,
2012. – 296 с. (Серія: Педагогічні науки. Фізичне виховання та спорт) – С. 5-9.
4.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.:
Питер, 2001. – С. 14-56.
5.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и
состояния / Е.П. Ильин. – М., 1980. – 199 с.
6.
Ильин Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512
с.
7.
Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
8.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: [Учебник для студ. пед. вузов] : в 2 кн. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
Подано до редакції 16.07.12
_____________