УДК 796.034
В. А. Барков, В. В. Баркова (Беларусь,
г. Гродно)
ИГРОВОЙ
МЕТОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Обоснована
целесообразность разработки экспериментальной методики занятий специального
учебного отделения, основанной на использовании игрового метода обучения,
учитывающей нарушения здоровья студентов, их отношение к игровой деятельности,
условия проведения занятий, спортивное оборудование и инвентарь.
Ключевые слова: игровой
метод, физическое воспитание студентов специального учебного отделения.
Актуальность. В силу разнообразных социальных, экономических, экологических и других причин, негативно влияющих на здоровье человека, сегодня остро встает вопрос о повышении уровня здоровья различных слоев населения и в частности – студенческой молодежи. К сожалению, в данной ситуации, по различным причинам (генетическим, средовым) растет процент будущих специалистов с высшим образованием, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Особая роль в укреплении их здоровья отводится занятиям физической культурой в специальных учебных отделениях (СУО), целью которых является всестороннее физическое развитие студентов, укрепление здоровья, повышение физической работоспособности, приобретение знаний по ведению здорового образа жизни, коррекция имеющихся нарушений в отклонении от норм здоровья. Не смотря на то, что специалистами активно ведется поиск наиболее эффективных средств и методов их оздоровления с использованием различных средств и методов (применением оздоровительных видов гимнастик (шейпинг, фитнес, стрейчинг, калланетика, фитбол, степ-аэробика, памп-аэробика, элементы йоги и т.д.) проблема укрепления здоровья студентов остается весьма актуальной и значимой для современного общества. В связи с этим требуется поиск наиболее эффективных подходов к оздоровлению студентов в рамках занятий физической культурой, адаптированной к физическим и функциональным возможностям организма каждого занимающегося.
Цель нашего исследования заключалась в научном обосновании целесообразности разработки экспериментальной методики занятий СУО, основанной на использовании игрового метода обучения.
Задачи исследования:
1.
Изучить активность выполнения научных исследований,
проводимых в системе физического воспитания студентов.
2.
Выявить отношение студентов СУО к игровому методу обучения.
3.
Теоретически разработать экспериментальную методику занятий
СУО, основанную на применении игрового метода.
С помощью метода анализа
отечественной научно-методической литературы установлена актуальность темы
настоящего исследования и получен ответ на поставленные задачи.
Результаты исследования. Физическое воспитание студентов в нашей стране рассматривается как процесс решения специфических задач формирования физической культуры личности, осуществляемый в соответствии со всеми признаками педагогического процесса, а также в порядке самовоспитания. Его специфическая особенность заключается в том, что его обязательными компонентами выступают процессы формирования знаний, обучения двигательным умениям и навыкам, развития двигательных способностей, воспитания личностных качеств занимающихся, их оздоровление и коррекция отклонений от нормы средствами оздоровительной и адаптивной физической культуры. Результатом физического воспитания является базовый (относительно средний) уровень подготовленности занимающихся, позволяющий им успешно решать разнообразные жизненно важные двигательные задачи. Базовое физическое воспитание по сути своей направлено на: целенаправленное воспитание физических качеств и развитие двигательных способностей, доводя их до базового уровня и на поддержание достигнутого уровня на протяжении всей жизни; на овладение студентами двигательными умениями и навыками для решения жизненно важных двигательных задач; на воспитание морально-волевых, нравственных и эстетических качеств, необходимых для решения базовых двигательных задач; на формирование специальных знаний, позволяющих самостоятельно решать оздоровительные задачи, используя по назначению только физические упражнения, обладающие высоким, укрепляющим здоровье, эффектом.
На основании опубликованных данных о диссертационных научных исследованиях, проводимых в рамках базового физического воспитания [4], нами было установлено, что из 582 докторских и кандидатских диссертаций, защищенных в Республике Беларусь и в странах ближнего и дальнего зарубежья, объектами исследований, в которых были представители различных категорий населения (дошкольники, школьники, учащиеся и др.), 91 работа касалась проблем физического воспитания студенческой молодежи. В этих работах в разное время научно обосновывались методики проведения занятий по физическому воспитанию студентов, по воспитанию у них физических качеств и развитию двигательных способностей, оптимизации процесса обучения различным видам физических упражнений, включенных в содержание программы, организации педагогического контроля в системе физического воспитания студентов, занятий оздоровительной аэробикой и т.д. [1; 2; 5; 6]. Следует особо отметить, что в свете рассматриваемой проблемы В.В.Ермоленко (1989) установила целесообразность применения игрового метода для повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студентов основного отделения [3]. Из данного количества работ лишь 7 были посвящены совершенствованию учебно-воспитательного процесса со студентами, по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе для занятий в специальном учебном отделении. По сути своей эти работы были направлены на обоснование оптимальной физической нагрузки в занятиях со студентами СМГ, на использование различных средств форм и методов физического воспитания и т д. [8].
На наш взгляд, успешному решению задач физического воспитания со студентами СУО может благоприятствовать игровой метод обучения, поскольку игровая деятельность как форма и метод обучения, является весьма продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов. Это объясняется многофункциональным его влиянием как на психофизическое развитие, так и на формирование личностных качеств ребенка за счет стимулирующего влияния на детей сюжетов, построенных на сказочных героях. Средний школьный возраст характеризуется постепенным снижением доли игрового метода в учебной и вне учебной работе по физической культуре, причиной которого является увеличение умственной учебной нагрузки, и связанным с ней ограничением двигательной активности учащихся в свободное от учебы время и в рамках учебно-воспитательного процесса по физической культуре и здоровью, в котором, начиная с пятого класса, изучаются спортивные игры, являющиеся несомненно эффективным средством укрепления систем и функций организма занимающихся. На старшей ступени школьного образования этот метод присутствует лишь на уроках физической культуры и здоровья, за исключением тех учащихся, которые дополнительно занимаются в спортивных секциях или спортивных школах. У учащихся наблюдается скептическое отношение к подвижным играм, а у девушек – и к спортивным играм по причине отсутствия качественно сформированных навыков игры.
Целенаправленное варьирование форм игрового метода дает возможность
успешно решать оздоровительные, воспитательные образовательные и коррекционные
задачи физического воспитания. Игровой метод широко используется в физическом
воспитании для формирования специальных знаний о роли и значении занятий
физическими упражнениями для здоровья, комплексного обучения жизненно важным
движениям, для развития двигательных способностей. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры
и упражнения, где присутствуют элементы соперничества, создающие повышенный
эмоциональный фон. Эта форма допускает относительно свободный выбор каждым
занимающимся движений и двигательных действий для решения поставленной задачи,
представляя собой метод частично регламентированного упражнения, в котором занимающийся
действует исходя из своих возможностей и способностей к осуществлению двигательной
деятельности, правил игры,
лимитирующих общую линию поведения, что немаловажно при работе со студентами,
отличающимися уровнем физического развития, физической подготовленности и, что
самое важное, спецификой дефекта, запрещающего ему заниматься в основной медицинской
группе. Важным условием успешности игровой деятельности для каждого студента
является понимание им содержания и правил игры, педагогического, оздоровительного
и коррекционного ее влияния.
Игровой метод может быть основан на любых физических упражнениях, но в
большей степени он характеризуется применением различных игр (подвижных и
спортивных). Игра рассматривается как модель элементов реальной жизни,
воспроизводящая практическое поведение человека в рамках заранее определенных
условий [7]. Она предоставляет занимающимся широкую самостоятельность действий,
проявление инициативы, находчивости, ловкости, простор для творческого решения
двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу
игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с доступной каждому
мобилизацией двигательных способностей. Высокое эмоциональное и физиологическое
напряжение в большинстве игр содействует эффективному влиянию физических
упражнений на организм, способствует оптимальному выражению функциональных
возможностей организма, проявлению ведущих качеств личности, формирует
межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками
одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и
командных играх).
В то же время, игровой метод - это не только подвижные
и спортивные игры, но и формы реализации разнообразных учебных заданий
(фрагмент занятия, проведенного игровым методом, или отдельные двигательные действия),
упражнения, основанные на соревновательном характере, подготовительные упражнения,
вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Следует отметить, что вспомогательные игры – это простые, сложные, переходные и
командные игры. Степень сложности той или другой игры определяется количеством
элементов, входящих в ее содержание (бег, прыжки, метания и т.п.). Чем меньше
количество элементов в игре, тем она легче, что обязательно нужно учитывать при
выборе игр для занятий СУО.
В
весенне-осенний период года желательно проводить со студентами СУО игры на местности (на стадионе, в лесу, в парке), отличающиеся от
традиционных подвижных игр как содержанием, так и решаемыми задачами, а также
условиями, методикой проведения. Важным фактором при этом является наличие
оздоровительного компонента в виде естественных сил природы.
Одна из важнейших функций игры – подготовительная, направленная на совершенствование физических и духовных сил человека, во многом определяющая содержание игр, способствуя физическому совершенствованию человека.
Таким образом, игровой метод в силу присущих ему особенностей может быть использован в физическом воспитании студентов СУО для избирательного воздействия на отдельные системы и функции организма (особенно нарушенные в ходе жизнедеятельности), для коррекции в управляемых самим занимающимся, условиях.
Проведенный нами анкетный опрос студенток Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (n = 129, из них 95 % женского пола), отнесенных по состоянию здоровья к специальному учебному отделению, выявил, что в школьные годы треть из них изучала волейбол (и пионербол), пятая часть училась играть в баскетбол, а остальные отдавали предпочтение гандболу, настольному теннису, бадминтону и даже футболу. Только 20 % респондентов позитивно относятся к предложению применять в вузе на занятиях СУО спортивные игры, что можно объяснить отсутствием у них должных навыков спортивных игр в силу того, что около 50 % процентов из них были отнесены к СУО, обучаясь еще на первой ступени школьного образования, и по этой причине не имели возможности со своими одноклассниками овладевать техникой спортивных игр, входящих в содержание школьной программы и изучаемых на уроках физической культуры и здоровья. Такие юноши и девушки, став студентами вуза, воспринимают игровой метод как несоответствующий их возрастному статусу и занимаемому положению в обществе. 40 % студентов вообще не желают, чтобы на занятиях применялись спортивные игры. Столько же не смогли определиться с ответом. Треть опрошенных не возражала против того, чтобы на занятиях СУО применялись подвижные игры как более доступные и понятные для них, обладающие меньшей физической нагрузкой и высоким эмоциональным фоном. Такое же число респондентов выразилось против данного предложения, а остальным было безразлично.
Анкетный опрос дал возможность установить, что у студентов СУО имеет место неоднозначное отношение к игровому методу, представленному спортивными и подвижными играми. Значительная их часть сомневается в пользе от его применения на занятиях СУО. Объективной причиной непринятия данного метода служит тот факт, что значительная их часть имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (40 %) и зрительного анализатора (26 %), являющихся ведущими функциональными системами для успешного осуществления игровой деятельности. По этой причине, видимо, педагогу следует дифференцированно подходить к подбору игровых заданий для каждой группы занимающихся, учитывая диагноз заболевания каждого студента.
На основании вышеизложенного нами
теоретически разработана экспериментальная методика занятий СУО, основанная на
использовании игрового метода: специально отобранных подвижных игр, учитывающих
имеющиеся нарушения здоровья студентов, их интересы и потребности в игровой
деятельности, условия проведения занятий, имеющееся оборудование и инвентарь,
построение учебного процесса в зависимости от периодов года. В содержание
методики входит обучение элементам спортивных игр, а также применение модифицированных
нами подвижных игр и эстафет, адаптированных к данному контингенту занимающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добровольская С.В. Индивидуальный подход к нормированию
нагрузок различной направленности на занятиях оздоровительной аэробикой со
студентками (на примере технического вуза) : автореф. дис. … канд. пед. наук :
13.00.04 / С.В. Добровольская : Бел. гос ун-тет физ. культуры. – Минск, 2005. –
20 с.
2. Дубогрызова И.А. Методика дифференцированных занятий
оздоровительной аэробикой со студентками технического вуза : автореф. дис. …
канд. пед. наук : 13.00.04 / И.А. Дубогрызова : Смоленский гос. ин-т физ. культуры.
– Смоленск, 2005. – 22 с.
3. Ермоленко В.В. Игровой метод как фактор повышения
эффективности повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию
студентов основного отделения (на примере пед. института) : автореф. дис.
…канд. пед. наук : 13.00.04 /В.В. Ермоленко ; Омский гос. ин-т физ. культуры. –
Омск, 1989. – 21 с.
4. Руденик В.В. Диссертационные исследования двадцатого столетия в сфере физической
культуры, рекреации и туризма : монография / В.В. Руденик, С.Д. Бойченко, О.Е.
Лихачев. – Гродно : ГрГУ, 2006. – 421 с.
5. Сизова Н.В. Дифференцированная методика занятий
оздоровительной аэробикой в процессе физического воспитания студенток
технического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Н.В. Сизова:
Смоленская гос. акад. физ. культуры. – Смоленск, 2007. – 19 с.
6. Старкова Е.В. Модульная технология развития
двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания :
автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Е.В. Старкова : Московская гос. академ.
физ. культуры. – М., 2006. – 22 с.
7. Теория и
методики физического воспитания : учеб. для студентов фак. физ. культуры пед
ин-тов по спец. 03.03 "Физкультура" /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов,
З.Н. Вяткина и др.; [Под ред. Б.А. Ашмарина]. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
8. Токмакова О.Н. Совершенствование физической
подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе
расширенного использования дозированной ходьбы и бега: автореф. дис. … канд.
пед. наук : 13.00.04 / О.Н. Токмакова : Рос. гос акад. физ. культуры. – М.,
1999. – 20 с.
Подано до редакції 02.07.12
_____________