УДК 378.172

Е. А. Бабенкова (Россия, г. Москва)

ПРОГРАММА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

 

Авторами разработана программа адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах. Это спецкурс на 72 часа, из них 48 часов – лекции, 14 – практические занятия, 10 – семинары.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, педагогические технологии, программа, лекции, практические занятия, семинары.

 


В российском образовании наметилась перспектива развития здоровьесберегающих технологий. Адаптивное физическое воспитание (АФВ) – это одно из новых направлений в педагогических технологиях здоровьесбережения, изучающее аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, определяющих комплекс методов, способов, приемов обучения физической культуре, воспитательных средств, направленных на восстановление здоровья и адаптацию часто и длительно болеющих детей к условиям современной жизни.

Нами создана программа адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах. Это спецкурс на 72 часа, из них 48ч. – лекции, 14 – практические занятия, 10 – семинары.

АФВ как система взглядов и методик, имеющих задачей облегчить состояние людей с ограниченными физическими возможностями, применяя средства ЛФК (лечебной физкультуры), решает проблему интеграции этих людей в общество и непосредственно связано с философией гуманизма, а также находится с обществом в отношениях взаимного влияния.

Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим особенно необходима двигательная активность, адаптированная к функциональному состоянию организма.

Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальным группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей. Для учащихся спецмедгруппы применяют многообразные методики, учитывающие специфику заболевания, режим и эффективность проводимых занятий адаптивной физической культурой.

Здоровьесберегающие технологии в программе АФВ представлены 6-ю этапами.

В данной публикации программа представлена в сокращенном варианте. Программа содержит вопросы для проверки знаний.


 

Тематический план (Всего часов – 72)

Темы

Лекции (всего 46ч.)

Практические занятия (всего 14 час)

Семинары (всего 12час.)

1.

Здоровьесберегающие технологии для часто и длительно болеющих детей. Изучение структуры здоровья.

Теоретическое обоснование новой технологии адаптивного физического воспитания (средства, методы и формы).

Особенности физического развития здорового организма и перенесшего заболевания

Врачебно-педагогический контроль в АФВ

6

 

 

2.

Методы исследования индивидуальных особенностей часто и длительно болеющих детей. Методы исследования и показатели физического развития.

Методы определения физической подготовленности

Методы исследования двигательных качеств.

Методы исследования функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.

6

2

2

3.

Комплектование специальных медицинских групп.

Критерии отбора часто и длительно болеющих детей в спецмедгруппы.

Реабилитация часто и длительно болеющих детей после перенесенных заболеваний разного вида

Рекомендации по определению медицинской группы при нозологиях различного вида

8

2

2

 

4.

Особенности учебных занятий адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах.

Методический инструментарий учителя в формировании у учащихся основ здоровьесбережения.

6

2

2

 

5.

Особенности структуры занятий в спецмедгруппах.

Самостоятельные занятия адаптивной физической культуры.

Самоконтроль учащихся в процессе занятий адаптивной физической культурой.

6

2

2

 

6.

Методика занятий адаптивной физической культурой после различных заболеваний.

Примерные комплексы физических упражнений при заболеваниях сердечнососудистой системы.

Примерные комплексы физических упражнений при заболеваниях органов дыхания

Примерные комплексы физических упражнений при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Примерные комплексы физических упражнений при заболеваниях центральной нервной системы (ДЦП).

8

4

2

7.

Практические рекомендации для образовательных учреждений

6

2

2

8.

Вопросы для проверки знаний

 

 

 

 


Глава I. Изучение структуры здоровья

1. Особенности физического развития здорового организма и перенесшего заболевания

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для часто и длительно болеющих детей актуальной является адаптивная физическая культура и отбор этих детей в специальные медицинские группы в школе. Максимально возможный для ЧБД диапазон приспособления, который формируется на наследственно-конституциональной основе, может быть значительно расширен благодаря закаливанию, систематическим физическим упражнениям и другим воздействиям.

Для оценки здоровья детей и подростков в соответствии с существующими представлениями используется следующие критерии: 1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе. Для более полной оценки этого критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать семейным анамнез. Представляется возможность определить направленность риска. 2. Уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному. 3. Уровень функционирования основных систем организма. 4. Нервно-психическое развитие ребенка. Сюда относятся психические функции и социальное поведение. 5. Степень сопротивляемости и устойчивости (резистентности). 6. Уровень физической подготовленности. 7. Наличие или отсутствие хронических заболеваний. 8. Адаптация к меняющимся внешним условиям. 9. Улучшение состояние здоровья.

Глава II. Методы исследования индивидуальных особенностей часто и длительно болеющих детей

Для выяснения связи и действия внешних факторов на здоровье ребенка, эффективности процесса физического воспитания в результате педагогических воздействий необходимо знание четырех основ, характеризующих двигательную подготовленность учащихся спецмедгрупп: физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.

Методы исследования и показатели физического развития по Э.Г. Були. С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся применяют методы наружного осмотра и антропометрических исследований: определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.

Методы определения физической подготовленности. Основными показателями физической подготовленности в связи с невозможностью использовать большинство прямых проб, являются косвенные показатели, с помощью которых на основании изменений отдельных признаков функционального состояния организма, коррелятивно связанных с физической подготовленностью, удается судить об ее уровне.

Методы исследования функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности. Тесная функциональная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами, с одной стороны, и физической работоспособностью организма, с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной деятельности. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма учащихся специальных групп пробы: функциональная проба с 10 приседаниями, комбинированная функциональная проба на скорость и выносливость, предложенную С.П. Летуновым и т. д.

Глава III. Комплектование специальных медицинских групп

1. Критерии отбора часто и длительно болеющих детей в спецмедгруппы.

Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Следует иметь в виду, что функциональное нарушение систем организма (дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.) вызывает ослабление и понижение резистентности (устойчивости к заболеваниям) организма.

Следующим критерием является выяснение степени физической подготовленности, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка. Такое обследование может проводить педагог на основании данных анализа состояния здоровья, проводимых врачом. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние ССС, т.к. объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Одним из важных критериев отбора является функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы (ЦНС), от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Нарушение функции ЦНС проявляются в повышенной утомляемости, раздражительности, частых головных болях. Серьезные нарушения ЦНС проявляются в тяжелых заболеваниях, таких как детский церебральный паралич (ДЦП).

Важный критерий отбора детей в спецмедгруппы – это оценка экзогенных факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, жизненные условия, психологический климат в школе и дома.

Направляет учащегося в специальную медицинскую группу врач при обследовании в начале учебного года, если у учащегося имеются стойкие нарушения в состоянии здоровья после перенесенного заболевания. Необходимо соблюдать сроки реабилитации, началу которой предшествует определенный период освобождения от занятий.

Глава IV. Особенности учебных занятий адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах

1. Методический инструментарий учителя в формировании у учащихся основ здоровьесбережения.

Учебные занятия, домашние задания по АФВ направляют процесс оздоровления, развития организма и адаптации больного ребенка к условиям современной жизни.

Учебные занятия, проводимые под руководством и непосредственном участии педагога, вооруженного знаниями о специфике заболеваний, методами использования средств адаптивной физической культуры обеспечивают освоение учебной программы, вооружают учащихся навыками по сохранению и укреплению здоровья, а также вырабатывают убежденность в необходимости соблюдения норм здорового образа жизни. Главный результат воспитания тех или иных качеств личности – это сознательное отношение к делу.

В спецмедгруппах часто и длительно болеющие дети должны сознательно относиться к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами адаптивного физического воспитания для восстановления утраченного здоровья.

Учитывая специфику АФВ, следует выделить главные условия деятельности учителя физкультуры:

1. Проектирование развития личности, включение часто и длительно болеющих детей в деятельность по формированию знаний о своем здоровье и умений применять физические упражнения для восстановления здоровья.

2. Содержание деятельности учителя физкультуры состоит из последовательных действий:

а) выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ адаптивного физического воспитания;

б) трансформации знаний в убеждения о необходимости восстановления здоровья;

в) формирование оценочных ситуаций;

г) стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации;

д) реализация знаний и умений в практической деятельности, на уроках и во внеурочных занятиях физкультурой.

Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место в деятельности учащихся мотивацию. В процессе обучения физическим упражнениям АФВ характеризуется и определяется доминирующим мотивом – осознание ценности здоровья, желание узнать сведения о своем здоровье и возможности восстановить его физическими упражнениями.

Глава V. Методика занятий адаптивной физической культурой после различных заболеваний.

Примерные комплексы физических упражнений при: а) заболеваниях сердечно-сосудистой системы; б) заболеваниях органов дыхания; в) нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Выводы: 1. Разработана программа адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах. Это спецкурс на 72 часа, из них 48 часов – лекции, 14 – практические занятия, 10 – семинары.

2. Реализовать программу адаптивного физического воспитания в специальных медицинских группах возможно при подготовке специалистов в высших учебных заведениях, на курсах переподготовки учителей физкультуры, дистанционного обучения.


 

Подано до редакції 02.07.12

_____________