УДК 159.9+378.14

А. А. Кабешева

ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА

 

В данной работе изучались изменения в психоэмоциональных состояниях учащихся в процессе общения посредством мобильного телефона. Показано, что у учащихся, которые чаще разговаривают по мобильному телефону, более выраженными являются позитивные психоэмоциональные состояния относительно тех, кто меньше пользуются мобильной связью.

Ключевые слова: психоэмоциональные состояния, эмоциогенный эффект, общение посредством мобильного телефона.

 


Распространение мобильных телефонов в глобальных масштабах служит предметом многочисленных исследований среди психологов, социологов, медиков, инженеров, а также специалистов, которые занимаются разработкой услуг мобильной связи [6, 9, 10, 11, 12 и др.]. Известно, что мобильная связь – один из важных факторов социальной коммуникации современных людей, использование которой может формировать у личности не только определенные зависимости, но и существенно отражаться на развитии эмоциональной и интеллектуальной сферах. При этом есть эмоции, которые закрепляются и фиксируются в сознании и могут как положительно, так и негативно влиять на всю психическую деятельность личности.   В тоже время анализ доступной литературы [11, 14, 15, 16 и др.] свидетельствует, что влияние общения по мобильному телефону на эмоции учащихся остается недостаточно изученным.

Исходя из вышеизложенного, в своей работе мы поставили цель провести исследование специфики общения по мобильному телефону учащимися разного возраста и влияния этого процесса на особенности психоэмоциональных состояний учащихся.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

- во-первых, выяснить состояние изученности проблемы влияния общения по мобильному телефону на психоэмоциональные состояния учащихся;

- во-вторых, разработать методики, которые бы позволили определить место мобильного телефона в коммуникативной деятельности личности учащихся;

- в-третьих, провести эмпирическое исследование влияния общения по мобильному телефону на психоэмоциональные состояния учащихся;

- в-четвертых, раскрыть специфику психологического содержания особенностей общения по мобильному телефону лицами разного возраста в зависимости от частоты, длительности и направленности.

Согласно первому заданию исследования проведен анализ отечественной [9, 10 и др.] и зарубежной литературы [12, 13, 14, 16 и др.]. Который показал, что мобильный телефон, как средство коммуникации, может влиять на психоэмоциональные состояния человека: передача определенных эмоции, их обмена в процессе коммуникации; изменения их динамических характеристик; стимулирования регулятивных функций эмоций; создание устойчивых эмоциональных отношений и возникновение определенных эмоциональных зависимостей.

Также установлено, что в специальной литературе встречается такое понятие как "электронные эмоции", которые переживаются, передаются или создаются в ходе коммуникации, осуществляемой с помощью электронных устройств, и являются продуктом мобильной связи" [16]. Это дало нам основание уточнить понимание "эмоциогенного эффекта", возникающего во время коммуникации посредством мобильного телефона, как специфическую реакцию человека на уровне выражения конкретных эмоциональных состояний.

 В рамках второй задачи, построена программа исследования особенностей влияния общения по мобильному телефону на психоэмоциональные состояния учащихся. При разработке и выборе методов исследования мы исходили из того, чтобы они отвечали цели нашей работы, являлись валидными, учитывали возрастные особенности, а также были надежными и удобными в использовании в условиях учебного заведения, имели показатели, которые можно описать количественно и качественно.

В результате проведенной работы, был разработан опросник, ориентированный на оценку роли и места мобильного телефона в деятельности учащихся "Оценка отношения личности к коммуникации посредством мобильной связи". Последний позволяет определить отношение студентов к мобильному телефону, особенности влияния мобильного общения на психоэмоциональные состояния и данные о направленности коммуникации. Представленный опросник также дает возможность оценить среднюю длительность разговоров, мотивы использования мобильного телефона и его влияние на самочувствие испытуемого и др.

В окончательном варианте подготовлено 2 варианта опросника: в русскоязычном и английском вариантах. Он состоит из 18 вопросов, сгруппированных в три блока. Первый блок это вопросы с вариантами ответов, направленные на изучение отношения учащихся к мобильному телефону. Второй – задания открытого типа, благодаря которым можно оценить мотивы использования мобильной связи. Третий – вопросы с вариантами ответов, которые нужно оценить дифференцировано в %, позволяющие определить направленность коммуникации посредством мобильного телефона.

В содержании опросника также имеется инструкция к испытуемым: "Данный опросник направлен на изучение Вашего отношения к мобильному телефону. Не пытайтесь своими ответами произвести хорошее впечатление. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне. Ваши личные ответы нигде не будут оглашаться. Они будут использованы для исследования отношения современного человека к мобильному телефону. Заранее спасибо!".

Для исследования психоэмоциональных состояний в работе использовались методика диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) [4], а также адаптированные шкалы Дембо-Рубинштейн.

 В ходе экспериментальной работы были обследованы 190 испытуемых, в возрасте от 8 до 22 лет, в том числе 40 учеников возрастом 8-9 лет, 35 учеников 12-13 лет, 30 учеников 15-16 лет и 85 студентов в возрасте от 17 до 22 лет. В качестве экспериментальной базы исследования выступили школы города Одессы, Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского и Литовский университет им. Витаутаса Великого.

 По результатам обследования учащиеся были условно поделены на 2 подгруппы: лица, которые разговаривают по мобильному телефону менее 10 раз в день и те, которые разговаривают по мобильному телефону от 10 до 30 раз в день. При этом мы предполагали, что те, кто больше общаются по мобильному телефону, будут иметь более выраженные показатели, характеризующие их особенности психоэмоциональных состояний. В зависимости от возраста выделено 10 подгрупп испытуемых. При этом учитывались их данные коммуникативной деятельности посредством мобильного телефона (см. Табл. 1).


Таблица 1

Данные разных групп испытуемых о частоте использования мобильного телефона

Группа

Возраст

Количество звонков на день

1

8-9 лет

менее 10 раз в день

2

8-9 лет

от 10 до 30 раз в день

3

12-13 лет

менее 10 раз в день

4

12-13 лет

от 10 до 30 раз в день

5

15-16 лет

менее 10 раз в день

6

15-16 лет

от 10 до 30 раз в день

7

17-22 годов (украинские студенты)

менее 10 раз в день

8

17-22 годов (украинские студенты)

от 10 до 30 раз в день

9

19-20 лет (литовские студенты)

менее 10 раз в день

10

19-20 лет (литовские студенты)

от 10 до 30 раз в день

 


Результаты, которые отображают особенности использования мобильного телефона в коммуникативной деятельности детей 8-9 лет, показывают, что те, кто разговаривают чаще, по времени выходят за пределы 1 минуты, а это 75% испытуемых данной группы, и они преимущественно не являются инициаторами звонков. При этом все учащиеся данного возраста в основном разговаривают по телефону утром и днем.

Что касается данных, полученных в группах учащихся 12-13 лет, здесь расхождения в средней длительности разговоров имеют несколько другой характер, чем у детей 8-9 лет. У большинства подростков, которые звонят по телефону часто, разговор длится больше 10 минут (62,5%). При этом они пользуются мобильным телефоном преимущественно вечером (50%). Раскрыто, что те из них, которые пользуются телефоном нечасто, гораздо меньше звонят по телефону в это время (15,4%).

Установлено, что юноши 15-16 лет, которые долго разговаривают по мобильному телефону, тратят на один разговор не менее 3 минут (57,1%). Среди них имеются и те, кто ведет разговор больше десяти минут (42,9%). Если рассматривать время разговоров, то они осуществляются, как правило, днем (34%) и вечером (44,1%). При этом в половине случаев те учащиеся, которые чаще разговаривают, сами выступают в качестве инициаторов звонков (42,9%) и воспринимают телефон как некую игрушку, посредством которой они самоутверждаются.

Кроме того, данные о влиянии общения посредством мобильного телефона на психоэмоциональные состояния юношей 15-16 лет, указывают, что у тех, кто часто пользуются мобильным телефоном, улучшается настроение. В то время, как у тех, кто разговаривают по телефону менее 10 раз на день, в одних случаях это приводит к улучшению настроения, в других к дискомфортному состоянию и в третьих к отсутствию влияния общения по мобильному телефону на настроение.

Учащиеся 17-22 лет, которые чаще разговаривают, в продолжительности общения отличаются от других своих сверстников. Установлено, что те, кто разговаривает чаще, во всех случаях выходят за пределы 1 минуты. Также есть определенные отличия между выделенными группами по показателю собственной инициативы общения. Так, те, кто меньше используют телефон, больше проявляют инициативу в общении (7,9 %) и наоборот, те, кто чаще используют телефон, больше получают звонков от разных пользователей. Относительно частоты использования мобильного телефона в течение суток, то здесь принципиальной разницы у студентов не наблюдается.

Следует отметить некоторую разницу по диагностируемым показателям между учащимися нашей страны и литовскими студентами. Так, количество разговоров на протяжении дня у литовских студентов почти не отражается на средней длительности разговоров (67,6% тех, кто нечасто звонит по телефону, и 66,7% тех, кто часто разговаривает по телефону, тратит на разговор от 3 до 5 минут). Все эти студенты чаще принимают звонки, чем звонят по телефону сами и разговаривают преимущественно днем и вечером. Литовские студенты относятся к телефону, как к средству общения, которое их мобилизирует.

У литовских студентов выявлены незначительные отличия по частоте выбора собеседника. Так, те, кто редко разговаривают по телефону, отдают преимущество разговорам с любимым человеком (26,9%) относительно тех, которые разговаривают часто (10%).

Из полученных результатов исследования также видно, что имеются определенные отличия в специфике мотивов, направленности и настроении испытуемых, которые общаются посредством мобильного телефона. При этом большинство испытуемых отмечают, что общение по мобильному телефону по разному влияет на их психоэмоциональные состояния.

 Как показали результаты эмпирического исследования, подростки 12-13 лет, которые разговаривают чаще (до 30 раз на день), снижают уровень самочувствия и активности вечером, а те, кто разговаривают меньше (до 10 раз на день) имеют относительно стабильное психическое состояние (см. Рис. 1.1).


 

Рис. 1.1. Средние значения показателей состояний САН на протяжении дня в группах учащихся 12-13 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона

 


В тоже время, самочувствие, активность и настроение учащихся 15-16 лет, которые больше общаются по мобильному телефону, утром являются выше, чем у тех из них, которые разговаривают меньше. Днем в обеих группах эти показатели снижаются. Однако вечером происходит повышение значений показателей самочувствия, активности и настроения лишь в группе тех, кто часто разговаривают по телефону (см. Рис. 1.2).

У всех студентов 17-22 лет показатели диагностируемых состояний незначительно снижаются вечером. При этом у тех, кто разговаривают меньше, показатели самочувствия в течение дня имеют большие колебания, относительно тех, кто чаще разговаривают (см. Рис. 1.3).

Что же касается особенностей состояний литовских студентов, то у них параметры самочувствия и активности существенно снижаются именно вечером. Причем те из них, кто чаще разговаривают на протяжении дня по мобильному телефону, в большей степени демонстрируют эту тенденцию (см. Рис. 1.4).


 

Рис. 1.2. Средние значения показателей состояний САН на протяжении дня в группах юношей

15-16 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона

 

Рис. 1.3. Средние значения показателей состояний САН на протяжении дня в группах юношей

17-22 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона

 


Изучение эмоциональных состояний учащихся 8-9 лет показало, что независимо от частоты разговоров по мобильному телефону утром и днем у них преобладает проявление эмоций радости и удовольствия. Показатели, которые характеризуют проявление злости, гнева, печали, грусти, безразличия и скуки, выражены минимально у всех детей этого возраста (см. Рис. 1.5).

Данные об эмоциях в группе подростков 12-13 лет показали, что у тех из них, которые разговаривают больше, показатели радости, удовольствия и злости, днем снижаются, а вечером снова растут. В то же время у учащихся, которые меньше пользуются мобильным телефоном, отмечается определенный рост днем агрессивных эмоций, печали и грусти, и последующее снижение их выраженности вечером (см. Рис. 1.6).

У учащихся 15-16 лет, которые чаще общаются по мобильному телефону, отмечается в дневное и вечернее время повышение значений показателей, характеризующих выраженность эмоций злости и гнева. При этом такая тенденция отсутствует у их сверстников, которые меньше пользуются мобильным телефоном (см. Рис. 1.7).


Рис. 1.4. Средние значения состояний САН на протяжении дня в группах юношей 19-22 годов (литовские студенты), которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона


 


Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)

Рис. 1.5. Средние значения показателей выраженности эмоций учащихся 8-9 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона на протяжении дня

 


Что же касается полученных результатов у студентов 17-22 лет, то они дают основание констатировать о том, что те, которые, меньше общаются по мобильному телефону, утром и днем имеют умеренные значения выраженности показателей. Они характеризуют эмоции радости и удовольствия, при этом показатели, которые характеризуют проявление злости, гнева, печали, грусти и безразличия, выше, чем у сверстников, которые разговаривают чаще (см. Рис. 1.8).

В этом аспекте данные, полученные в группе литовских студентов, фиксируют тенденцию снижения проявлений безразличия и скуки вечером именно у тех из них, кто чаще разговаривает по мобильному телефону (см. Рис. 1.9). По другим показателям у данных студентов не наблюдается существенных отличий в выраженности диагностируемых эмоциональных состояний между теми, кто чаще общается и теми, кто меньше.

Таким образом, из полученных результатов исследования видно, что все учащиеся независимо от возраста, которые чаще общаются посредством мобильного телефона, имеют более выраженные позитивные психоэмоциональные состояния относительно тех, кто это делает меньше. Возможно, на такое положение влияет сам процесс коммуникации, который имеет большую длительность и частоту и выступает одним из ведущих видов деятельности учащихся.

Выполненный углубленный анализ также позволил установить, что в разных возрастных группах исследуемые, которые чаще общаются по мобильному телефону, статистически достоверно отличаются от тех, кто это делает меньше. У первых лучше самочувствие на протяжении дня, большая интенсивность позитивных эмоциональных реакций и они меньше склонны испытывать состояния печали и гнева.


Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)

Рис. 1.6. Средние значения показателей выраженности эмоций учащихся 12-13 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона на протяжении дня

 

Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)

Рис. 1.7. Средние значения показателей выраженности эмоций учащихся 15-16 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона на протяжении дня

 


В целом проведение теоретико-эксперименталь-ного исследования дает основание сделать следующие выводы.

1.  Уточнено понимание "эмоциогенного эффекта", возникающего во время коммуникации посредством мобильного телефона. Данный эффект представляет собой специфическую реакцию человека, отражающую его отношение к тем или иным обстоятельствам деятельности, что выражается в конкретных эмоциональных состояниях.

2.  Показано, что в зависимости от частоты использования мобильного телефона испытуемые отличаются спецификой мотивов мобильного общения, направленностью использования мобильного телефона и настроения. При этом большинство испытуемых учащихся отмечают, что общение по мобильному телефону в одних случаях способствует улучшению настроения, в других - не влияет на него.

3.  Раскрыто, что в большинстве возрастных групп учащиеся, которые чаще общаются по мобильному телефону, имеют более выраженные изменения в психоэмоциональных состояниях, чем их одногодки, которые меньше это делают.

4.  Установлено, что в разных возрастных группах учащиеся, которые чаще общаются по мобильному телефону, имеют более выраженные позитивные изменения в самочувствии на протяжении дня. А те, кто меньше разговаривают, сохраняют стабильность психоэмоциональных состояний и имеют тенденцию повышать свой гнев.


 


Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)

Рис. 1.8. Средние значения показателей выраженности эмоций учащихся 17-22 лет, которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона на протяжении дня

 

Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)Подпись: радостьПодпись: удовольствиеПодпись: злостьПодпись: гневПодпись: сред. знач. (ЗГ)Подпись: печальПодпись: грустьПодпись: безразличиеПодпись: скукаПодпись: сред. знач. (РУ)Подпись: сред. знач. (ПГ)Подпись: сред. знач. (БС)

Рис. 1.9. Средние значения показателей выраженности эмоций учащихся 19-22 лет (литовские студенты), которые отличаются по частоте общения посредством мобильного телефона на протяжении дня

 


ЛИТЕРАТУРА


1. Додонов Б.И. Темпы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования эмоциональной сферы / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – 1972. – №1. – С. 45-55.

2. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 270 с.

3. Линдслей Д.Б. Эмоции / Д.Б. Линдслей // Экспериментальная психология. – М., 1960.

4. Практическая психодиагностика / Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: "БАХРАХ-М", 2000. – 672 с.

5. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров. – Казань, 1994.

6. Сотовая телефония: преимущества и недостатки // Новая экономика. – 2001. – №№ 5-6. – С. 29.

7. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности / Н.П. Фетискин. – Кострома, 1990. 107 с.

8. Чебыкин А.Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности / А.Я. Чебыкин. - Одесса: Астропринт, 1999. 158 с.

9. Электромагнитные поля и население (современное состояние проблемы) / Под общей редакцией профессора Ю.Г. Григорьева и А.Л. Васина. М.: Изд-во РУДН. 2003. – 116 с.

10.  Здоровье человека и электромагнитное поле. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. ecopole.ru/

11.  "Фантомные вибрации": новый психологический феномен. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lifeline.by/news/556.html

12.  Höflich J. R. (2005). A Certain Sense of Place, mobile communication and local orientation. In Nyiri, K. (ed.) A Sense of Place, the global and the local in mobile communication, Springer Verlag, Vienna.

13.  Katz James E. (2006). "Magic in the Air: Spiritual and Transcendental Aspects of Mobiles." Pp. 201-223 in K. Nyíri (ed.).

14.  Vincent J. (2005). Are People affected by their mobile phone. In Nyiri, K. (ed) A Sense of Place, The Global and The Local in Mobile Communication Passagen Verlag Vienna.

15.  Vincent J. (2006). Emotional Attachment and Mobile Phones. Knowledge Technology and Policy, vol. 19, pp. 29 – 44. Springer Netherlands.

16.  Vincent J. (2009). Emotion, My Mobile, My Identity. In Vincent J., Fortunati L. Electronic Emotion, The Mediation of Emotion via Information and Communication Technologies. Peter Lang, Oxford.


 

Подано до редакції 11.04.12

_____________