УДК 616-036.821.85

А. П. Ярошинская, Н. В. Ермолина, О. В. Морозова

ИППОТЕРАПИЯ, КАК ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Особенностью образовательного процесса в АФК является не только изучение специальных дисциплин, но и прохождение производственной практики студентов, где они апробируют современные методики реабилитации. Уникальность иппотерапии заключается в её способности одновременно позитивно воздействовать и на физический статус пациента с ДЦП, и на его психоэмоциональную сферу. Иппотерапия способствует улучшению двигательных функций ребенка и переход его на более высокий уровень.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, реабилитация, иппотерапия, обучение специалистов.

 


Повышение качества жизни инвалидов, является важнейшей задачей государства, что выдвинуло на передний план науки и практики такой социальный феномен, каким является адаптивная физическая культура.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры.

Объектом познания и преобразования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую – навсегда.

По сложившейся в обществе системе взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального обеспечения, образования, но не физической культуры.

Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность концептуальных проблем физической культуры инвалидов.

Адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Основными средствами воздействия на занимающихся в адаптивной физической культуре являются физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы.

Особенностью образовательного процесса в адаптивной физической культуры является не только изучение специальных дисциплин, необходимых для квалифицированной подготовки, но и прохождение производственной практики студентов на базах лечебно-профилактических учреждении.

В Астраханском государственном университете на базе кафедры адаптивной физической культуры выполнялось совместное научно-практическое исследование с "Социально-реабилитационным центром "Русь", с применением приемов иппотерапии в реабилитации детей с детским церебральным параличом, результаты которого воплотились в выпускных квалификационных работах студентов.

Проблема реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), на протяжении многих лет привлекает к себе особое внимание.

Иппотерапия это мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями. Лошадь предоставляет человеку огромные возможности для осуществления двигательной рекреации

Уникальность иппотерапии заключается в её способности одновременно позитивно воздействовать и на физический статус пациента с ДЦП, и на его психоэмоциональную сферу. Воздействие оказывается через два мощных фактора — психогенный и биомеханический.

Иппотерапия обладает огромными возможностями для оздоровительного и социально-педагогического воздействия на инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, даже такими серьезными, которые являются следствием ДЦП. Но самое удивительное, уникальное свойство иппотерапии заключается в её способности одновременно позитивно воздействовать и на физический статус пациента, и на его психоэмоциональную сферу. Это происходит потому, что иппотерапия оказывает воздействие на больного через два мощных фактора — психогенный и биомеханический Сложность приспособления к своему положению порождает психологический дискомфорт. Поэтому вопрос реабилитации становится основополагающим в их жизни.

Целью работы явилось исследование влияния иппотерапии на динамику двигательной активности детей с детским церебральным параличом. Задача исследования – изучить эффективность методики лечения иппотерапией детей с ДЦП.

Исследовательская работа проводилась в рамках студенческих дипломных проектов с детьми в возрасте от 5 лет до 14 лет (25 человек — из них 12 девочки и 13 мальчика).

1 этап — первичная диагностика. Метод оценки степени тяжести клинических проявлений. На данном этапе с помощью метода оценки степени тяжести клинических проявлений мы выявили уровень развития двигательных функций у обследуемых детей.

2 этап — реализация реабилитационной программы занятий иппотерапией для детей с ДЦП.

3 этап — заключительная диагностика. Метод оценки степени тяжести клинических проявлений заключался в соотнесении уровня развития двигательных функций, объема мышечной силы и амплитуды движения, бытовой двигательной активности, социально-бытовой адаптации. Критерии оценки степени тяжести клинических проявлений:

1) оценка двигательных функций пациента;

2) определение объема мышечной силы и амплитуды движения;

3) оценка бытовой двигательной активности.

 

Реабилитационная программа занятий иппотерапией для детей с ДЦП

Целью данной реабилитационной программы является улучшение двигательных функций ребенка и переход его на более высокий уровень.

Добиваться этой цели в процессе реабилитации следует с помощью правильно и корректно поставленных задач для каждого конкретного пациента. К основным относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям. Следовательно, на­чинать свое движение к восстановлению ребенок с ДЦП должен именно с того уровня, на котором остановился в своем развитии (в 5-10 лет двигательное развитие ребенка может находиться на уровне полугодовалого).

В процессе занятий иппотерапией на основе конкретной задачи, определяются частные индивидуальные вспомогательные задачи, которые решает инструктор в процессе занятий иппотерапией: коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата; преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп; улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур); нормализация тонуса мышц (коррекция позотонических реакций); развитие мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений; формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной); улучшение деятельности сердечнососудистой и других систем организма; развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (в частности, пальцев); формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентации в пространстве; формирование опорных реакций конечностей.

Получив четкое представление о конкретных задачах процесса реабилитации детей с ДЦП, можно переходить непосредственно к занятиям иппотерапией.

Курс иппотерапевтических занятий с пациентом проводится в четыре основных этапа продолжительностью от 3 до 6 месяцев. На I этапе происходит знакомство пациента с инструктором и лошадью, отрабатывается посадка на лошадь и спешивание. На этом этапе идет подготовка к решению основных коррекционных задач. На II этапе происходит создание общего функционального базиса занятий. В этот период у пациента формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения. III этап реабилитационного курса включает собственно реабилитационные мероприятия, основными направлениями которых являются: снижение спастичности; увеличение силы паретичных мышц; увеличение объема активных и пассивных движений; восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков. На IV заключительном этапе реабилитационного курса происходит закрепление результатов.

Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды, в процессе которого, всадники преодолевают свои психические и физические трудности благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде.

По итогам, проведенного нами исследования были получены следующие данные.

Влияние иппотерапии на организм можно разделить по нескольким критериям. К медицинским критериям относятся: а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходят одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных; б) улучшается равновесие. Этот эффект достигается из-за того, что в процессе иппотерапии всадник стремится сохранить равновесие на протяжении всего занятия; в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Езда в процессе иппотерапии дает полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц; г) улучшается психоэмоциональное состояния занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, управляющим большим, сильным и грациозным животным, которое слушается и выполняет его команды.

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника.

Можно отметить, что особенно сильный оздоравливающий эффект верховая езда оказывает на детей в возрасте от 2 до 14 лет. Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делает его смелым, ловким, выносливым, решительным. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное. Наши исследования будут продолжены.


 

ЛИТЕРАТУРА


1.  Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура / Вайнер Э.Н., Кастюнин. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 132 с.

2.  Джосвик Ф. Вопросы и ответы. Пособие  по терапевтической верховой езде / Джосвик Ф., М. Киттередж, Л. Макковен. Москва : МККИ, 2000. –  С. 42-62.

3.  Заикина Г.Т. Обзор методов физической реабилитации детей с церебральным параличом / Заикина Г.Т. – Набережные Челны: Изд. Камский государственный ин-тут физической культуры, 2004. – С. 37-48.

4. Носко Н.А. Влияние средств гравитационных взаимодействий на состояние биомеханических свойств мышц больных церебральным параличом = Influencing of means of gravitational interactions on a condition of mechanical properties of muscles by an ill cerebral paralysis / Носко Н.А., Пасечник В.И., Синиговец В.И. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков, 2002. – № 2. –  С. 70-75.


 

Подано до редакції  05.03.12

_____________