УДК 796:371.13

И. Е. Янкевич, Н. А. Зинчук

ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ

 

В статье представлен анализ методики повышения функциональной готовности к спортивной тренировке слабослышащих подростков

Ключевые слова: футбол, спортивная тренировка, подростки.

 


Современный уровень знаний, методическая и техническая оснащенность позволяют моделировать психофизическое напряжение, изменение интенсивности при переключениях в двигательной активности, проявляемые в отдельных ситуациях матча.

В настоящее время в научной и методической литературе придается большое значение исследованиям функциональных возможностей спортсмена [2].

В спортивных играх большое значение придается исследованиям функциональных возможностей спортсмена с учетом психологического состояния и вегетативного статуса [1]. Имеются фрагментарные работы по изучению вариабельности сердечного ритма сердца и центральной гемодинамики у юных футболистов [4].

Для детей с проблемами физического развития и ограниченными возможностями, спортивная тренировка представляет подчас большую сложность в силу специфики заболевания [3]. В то же время вопросы о способности детей-инвалидов к достижению спортивных результатов в избранном виде двигательной деятельности, практически не рассматривался.

В этой связи, весьма актуальными выглядят попытки разработать методику спортивной тренировки подростков, имеющих нарушения слуха.

Цель исследования – разработка методики спортивной тренировки слабослышащих футболистов на этапе углубленной специализации, способствующую совершенствованию учебно-тренировочного процесса и повышению спортивной результативности сурдолимпийцев.

В процессе проведения экспериментального исследования нами были сформированы две группы слабослышащих подростков, занимающихся футболом (контрольная группа составила 22 человека и экспериментальная - 25 человек). Обе группы тренировались в одной команде, под руководством одного тренера. На момент проведения эксперимента спортсмены имели практически одинаковый уровень физического состояния.

Педагогический эксперимент проводился в три этапа. Первый этап включал проведение контрольных тестов для определения физического развития, уровня физической и психофизиологической подготовленности, физической работоспособности, а также психологических особенностей личности.

На втором этапе проводились изучение особенностей возрастной динамики психологических и физиологических показателей слабослышащих подростков и слабослышащих подростков-футболистов в процессе адаптации в спортивной деятельности; определялись особенности протекания адаптационных процессов к спортивной деятельности слабослышащих подростков-футболистов получавших и неполучавший комплекс групповых психокоррекционных занятий.

Заключительный этап был посвящен уточнению положений работы, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертационного исследования.

В начале и конце эксперимента нами проводилось тестирование с помощью указанных выше методик с целью выявления динамики исследуемых показателей особенностей психологической и физической адаптации слабослышащих подростков в соревновательной деятельности для обоснования эффективности применения разработанного комплекса восстановительных средств.

С учетом вышеизложенного, нами была разработана экспериментальная методика, суть которой заключалась в следующем.

Основной формой организации занятий, как в экспериментальной, так и в контрольной группах углубленной подготовки слабослышащих подростков, было учебно-тренировочное занятие. Контрольная группа занималась по дополнительной образовательной программе, разработанной и утвержденной администрацией спортивной школы.

В программу экспериментальной группы кроме обязательных учебно-тренировочных занятий предполагалось проведение психологического тренинга и индивидуальные задания в процессе тренировки и задания для самостоятельной работы.

С целью выявления физических и психофизиологических особенностей слабослышащих подростков в процессе спортивной деятельности, нами было проведено предварительное тестирование, в котором приняли участие 22 слабослышащих подростка 13-15 летнего возраста.

Футболисты, принимавшие участие в предварительном исследовании, показали следующие результаты по проведенным тестам. Скоростные качества и быстрота определялись в беговых тестах 30 м. со старта. Среднегрупповой показатель бега на 30 м. с ведением мяча составляет 4,3±0,03 с., что является показателем низкого уровня выполнения данного теста по сравнению с нормативными показателями для данной возрастной категории подростков, занимающихся футболом. По окончании предварительного исследования наблюдалось достоверное улучшение результатов данного теста (3,8±0,06 при р<0,01).

Показатели скоростной выносливости оценивались по результатам челночного бега 7 х 50 м., в среднем составляет 65,3±0,4 в начале предварительного исследования и 65,1±0,1 в конце предварительного исследования, что так же достоверно (>0,05), но ниже нормы для данной возрастной группы.

Общая выносливость определялась по времени гладкого бега 3000 м. Данный результат является достоверным (р<0,01), но, опять же, ниже нормы для данного теста.

Анализ параметров бега показывает, что многие юные футболисты не используют свои потенциальные возможности в беге на скорость: имеют относительно низкие показатели длины и частоты шагов. Это обусловлено рядом недостатков в технике бега: низкий уровень подъема бедра, особенностями их технической подготовленности, размашистая работа рук, низкая беговая посадка, пассивная работы стопы. Вероятнее всего, это можно объяснить не только недостаточным владением техники, но и недостаточным уровнем развития координационных способностей.

Результаты по тестам сгибание рук в упоре лежа и подтягивание на перекладине у испытуемых в предварительном исследовании не достоверны (р>0,05).

Основной задачей авторской методики является повышение уровня педагогической и психофизиологической адаптации слабослышащих подростков к спортивной деятельности, в частности при занятиях футболом на этапе углубленной специализации.

Общая физическая подготовка спортсменов экспериментальной группы предполагала развитие физических способностей подростков: скорости, силы, выносливости гибкости и координации движений. Содержание ОФП контрольной и экспериментальной групп идентично по содержанию. Специальная физическая подготовка слабослышащих спортсменов экспериментальной группы была рассчитана на акцентированное развитие отстающих физических качеств.

При обучении технике игры акцент делался на развитие координационных способностей (точности выполнения движений, бросков и передач, совершенствовании статического и динамического равновесия) и активной гибкости.

В качестве непосредственной наглядности выступали опорные сигналы. Испытуемым предлагалось изучить карточки с жестами судей и помощников судей на основе верботонального метода. Все жесты были разделены на пять групп расположенных на цветных карточках.

В связи со сложностью объяснения особенностей технико-тактических действий футболистов в процессе игры нами была сделана подборка видеофрагментов игр ведущих футбольных команд и обучение тактике нападения и защиты осуществлялось с помощью опосредованной наглядности. Кроме того, регулярно осуществлялся видеоанализ игр с непосредственным участием спортсменов экспериментальной группы.

Кроме учебно-тренировочных занятий, подростки экспериментальной группы участвовали в групповых психокоррекционных занятиях: тренинг "Мы и наше поведение", тренинг воздействия на состояние группы и каждого подростка, комплекс подвижных игр для психофизиологической адаптации слабослышащих подростов

Показатели физической подготовленности слабослышащих подростков контрольной и экспериментальной групп, занимающихся футболом в процессе обследований в начале и конце каждого этапа педагогического эксперимента.

Так, показатели скорости, скоростной и общей выносливости, скоростно-силовых возможностей, гибкости увеличились, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Вместе с тем, прирост уровня исследуемых физических качеств у слабослышащих подростков, занимающихся футболом, был существенно большим, по сравнению с показателями испытуемых контрольной группы. При этом увеличение показателей физической подготовленности у испытуемых экспериментальной группы было статически достоверным по всем изучаемым позициям. Это объясняется использованием футболистами экспериментальной группы в течение года в процессе общей и специальной физической подготовки специальных упражнений на развитие физических способностей с акцентом на гибкость, координацию и скорость и упражнений для повышения уровня технической подготовленности с акцентом на отстающие физические способности.

В тоже время в контрольной группе достоверным оказалось увеличение только результатов в тестах наклон вперед из положения лежа на спине, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине (р≤0,05), челночный бег 7 по 50 м., бег 3000 м, сгибание рук в упоре лежа.

Рассматривая результаты выполнения слабослышащими подростками 13 - 15 летнего возраста экспериментальной группы контрольных испытаний для оценки уровня специальной физической подготовленности нужно отметить, что они улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

При проведении основного педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах показали следующие данные. Результат в беге на 30 м с ведением мяча в начале исследования в контрольной группе составил 6,0±0,1 с, а в конце исследования - 5,8±0,1 с; в экспериментальной группе наблюдалось достоверное изменение данного показателя - соответственно 6,1±0,2 и 5,5±0,1 (р<0,05).

Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у обследуемых всех групп произошли изменения исследуемых показателей, но их величины были достоверны только в экспериментальной группе.

Положительное влияние рекомендуемой методики еще раз подтверждается сравнительными данными развития физических качеств слабослышащих подростков занимающихся футболом экспериментальной и контрольной групп. Таким образом, в ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование авторской методики по повышению уровня педагогической и психофизиологической адаптации слабослышащих подростков к спортивной деятельности, в частности футболом, способствует повышения результативности игры.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / Медведев В.И. // Физиология человека. – 1998. – Т. 24. – №4. – С. 7-13.

2. Молофеев Н.Н. Специальное образование - в России и за рубежом / Молофеев Н.Н. // Дефектология. – 1996. – №6. – С. 41-63.

3. Самыличев Д.С. Специальные олимпийские игры для инвалидов / Самыличев Д.С., Сладкова Н.А. // Дефектология. – 1993. – №4. – С. 88-112

4. Шлык Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности / Шлык Н.И. // Вестник Удмуртского университета. – 1992. – №3. – С.17-35


 

Подано до редакції  16.03.12

_____________