Г.А. Ямалетдинова, Д.В. Кучумов
ДИНАМИКА
ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
Проблема здоровья студента остается
актуальной и в современных условиях, что связано с новым пониманием роли вузов
в подготовке компетентностного специалиста. В связи с этим была разработана и
реализована система модели самоуправления познавательной деятельностью
студентов, позволяющая оценить индивидуальное физическое здоровье по результатам
самодиагностики.
Ключевые
слова: индивидуальное здоровье,
физическая культура, модель, самодиагностика, самооценка.
Реалии современного общества
предъявляют все более жесткие
требования к подготовке высококвалифицированного специалиста, готового к
социальной и профессиональной деятельности, которая, помимо узкопрофессиональных
знаний и умений, должна обеспечиваться высоким уровнем индивидуального
здоровья [1, 5].
В связи с этим была определена цель нашего исследования – оценить
уровень физического здоровья по результатам самодиагностики и разработать
модель системы самоуправления познавательной деятельностью, обеспечивающую его
продуктивное повышение.
Организация и методы исследования. В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 223 студентки очного обучения различных факультетов трех курсов. Из них были созданы опытные (А, Б, В) группы в рамках занятий оздоровительной, профессиональной, физкультурно-спортивной направленности и контрольная.
В процессе исследования в компьютерном классе на методических занятиях с
помощью пакета компьютерных программ разных
типов оценивалось изменение уровня физического здоровья. Оценка осуществлялась
по показателям: определения индивидуального биологического
возраста (В.П. Войтенко), степени индивидуального утомления (Р.Т. Раевский),
адаптационного потенциала и установления степени риска заболеваний сердца (Р.
М. Баевский). Методы их оценки представлены в методических
рекомендациях[2, 3]. Полученные результаты заносились в созданную нами автоматизированную
информационную систему "Учебный процесс кафедры оздоровительной тренировки
и профессионально-прикладной физической подготовки".
По мнению Р.Т. Раевского [1] индивидуальное здоровье является не просто желательным качеством будущего
специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым
условием построения и развития общественных отношений. Кроме количественных и
качественных характеристик состояния, оно должно включать и самооценку студентами
своего здоровья, своей работоспособности и готовности к выполнению жизненных и
предстоящих профессиональных функций. При этом физическая культура
рассматривается как важный компонент профессионально-личностного развития,
ориентированного на формирование осознанной познавательной деятельности. Умение
проецировать знания в любую профессиональную или жизненную ситуацию
характеризует действенность полученной студентом подготовки. Поэтому сегодня
каждый студент несет ответственность за свое здоровье как за личную и социальную
ценность.
Для реализации цели исследования разработана и реализована модель самоуправления познавательной деятельностью студентов [5]. Эффективность динамики самоуправления определяется условиями и характером функционирования структурных компонентов, которые на основании выделенных критериев достигают различных уровней проявления.
На основе полученных теоретических и методических знаний и умений в процессе методических занятий осуществлялась самодиагностика уровня физического здоровья с использованием информационно-методического программного комплекса, включающего методический инструментарий и авторские компьютерные программы разных типов.
В нашем исследовании использовалась комплексная самодиагностика. Она включает методы оценки, направленные на качественную и количественную оценку функциональных состояний, работоспособности, адаптивности и резервных возможностей студента с последующей лонгитюдной экспресс-оценкой индивидуального здоровья и определением уровня субъективного опыта студента в физкультурно-спортивной деятельности. Логическими продолжениями комплексной самодиагностики являются проектирование, профилактика, самокоррекция.
Комплексная
самодиагностика реализуется на базе информационных технологий, и состоит из следующих
блоков: диагностика на этапе управления, где студент чаще является объектом
деятельности, познает уровень своего развития и степень проявления своих
возможностей с помощью автоматизированной системы контроля; диагностика на
этапе самоуправления, где студент является субъектом физкультурно-спортивной
деятельности в образовательном пространстве физической культуры. Она осуществляется
с использованием компьютерных программ более сложного класса.
Для оценки уровня физического здоровья разработана система критериев. Для
каждого критерия установлены показатели, которые определяют количественную и
качественную характеристику конкретного вида деятельности, а также уровни сформированности
– недостаточный, критический, репродуктивный, продуктивный и креативный [4].
В процессе эксперимента выявлена положительная динамика показателей во всех опытных группах. Показатели существенно (P<0,001) повышались в конце каждого семестра и незначительно снижались в начале обучения во всех опытных группах. Причем, на старших курсах в начале семестра показатели были лучше, и особенно в группе А.
Все показатели уровня физического здоровья до начала эксперимента существенно не отличаются друг от друга в большинстве опытных и контрольной групп (P >0,05) и имеют низкие значения. Такие показатели характеризуют отсутствие базовой (школьной) подготовки, недостаток знаний по теории и методике, а также умений осуществлять диагностику и самодиагностику своих состояний и умений ими управлять.
В процессе занятий под руководством преподавателя студенты
учились анализировать собственные результаты, сравнивать их с нормой и
определять свой уровень физического здоровья.
На I курсе в соответствии с показателями, характеризующими уровень физического здоровья, студенты самостоятельно осуществляли постановку реальной цели и разрабатывали личностный проект здорового стиля жизни по предложенному нами алгоритму.
В процессе эксперимента в группах произошло улучшение большинства
исследуемых показателей. Однако к концу обучения прирост результатов (табл. 1)
и их уровень проявления не одинаков.
В опытных группах А, Б, В наблюдалась значительная положительная динамика
показателей, особенно в опытной группе А,
которая занималась физическими упражнениями оздоровительной направленности, а в
контрольной (К) – динамика ухудшалась. Это свидетельствует, в первую очередь, о
том, что студенты опытных групп стали относиться к здоровью как к ценности. Включение
в занятия опытных групп комплекса информационно-методического обеспечения
разной направленности мотивирует студентов на осознание возможностей физической
культуры в самоуправлении познавательной деятельностью.
Следует заметить, что сравнительный
анализ данных между опытными группами также показал различную динамику. Наиболее
существенный прирост по всем
показателям наблюдается в группе А (P<0,001), в которой методические
занятия проводились в рамках физкультурно-оздоровительной направленности. Для
этого применялись компьютерные программы с акцентом на традиционные и
нетрадиционные средства оздоровления в соответствии с профилактикой и реабилитацией
тех заболеваний, которые наиболее часто встречаются у студентов нашего
университета. При этом, показатели оценки степени утомления у студентов всех
опытных групп уже в течение первого года обучения достигли высоких
результатов. На старших курсах показатели продолжают повышаться, но незначительно,
и к концу обучения наблюдается наибольший прирост во всех группах А, Б, В
(-59,33 %, -43,87 %, -
42,16 % соответственно). Это свидетельствует о том, что информация о высокой
степени своего утомления, его последствиях, способности противостоять
утомлению, полученная студентами с помощью компьютерных программ, активизирует
их к созданию системы после рабочего восстановления (это часть проекта здорового
стиля жизни).
Таблица 1
Динамика показателей
физического здоровья студентов опытных (А, Б, В) и контрольной групп
Показатели |
Группы |
Годы обучения (t) |
Статистические параметры |
||||||
Мt |
mt |
V,% |
М1-М; М3-М1; М3-М |
DМ, % |
P по группе |
P между группами до, после |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Адаптационный потенциал, балл |
А |
t=0 |
2,81 |
0,17 |
20,91 |
|
|
|
>0,05 |
t=1 |
2,15 |
0,04 |
15,01 |
-0,66 |
-23,49 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
1,68 |
0,01 |
5,12 |
-0,47 |
-21,87 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-1,13 |
-40,21 |
<0,001 |
<0,001 |
||
Б |
t=0 |
2,70 |
0,09 |
25,26 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
2,15 |
0,08 |
25,47 |
-0,55 |
-20,37 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
1,96 |
0,03 |
9,64 |
-0,19 |
-8,84 |
<0,01 |
|
||
|
|
|
|
-0,74 |
-27,41 |
<0,001 |
<0,001 |
||
В |
t=0 |
2,77 |
0,08 |
19,77 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
2,14 |
0,05 |
16,57 |
-0,63 |
-22,74 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
2,06 |
0,03 |
10,03 |
-0,08 |
-3,74 |
>0,05 |
|
||
|
|
|
|
-0,71 |
-25,63 |
<0,001 |
<0,001 |
||
К |
t=0 |
2,68 |
0,08 |
23,39 |
|
|
|
|
|
t=1 |
2,76 |
0,08 |
19,93 |
0,08 |
2,99 |
>0,05 |
|
||
t=3 |
2,93 |
0,07 |
17,93 |
0,17 |
6,16 |
>0,05 |
|
||
|
|
|
|
0,25 |
9,33 |
>0,05 |
|
||
Биологический возраст, лет |
А |
t=0 |
31,46 |
0,79 |
20,53 |
|
|
|
>0,05 |
t=1 |
24,01 |
0,36 |
12,25 |
-7,45 |
-23,68 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
17,85 |
0,26 |
11,71 |
-6,16 |
-25,66 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-13,61 |
-43,26 |
<0,001 |
<0,001 |
||
Б |
t=0 |
30,98 |
0,75 |
17,75 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
27,00 |
0,51 |
13,75 |
-3,98 |
-12,85 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
22,56 |
0,43 |
14,04 |
-4,44 |
-16,44 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-8,42 |
-27,18 |
<0,001 |
<0,001 |
||
В |
t=0 |
30,84 |
0,99 |
22,71 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
28,16 |
0,76 |
19,04 |
-2,68 |
-8,69 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
24,64 |
0,48 |
13,88 |
-3,52 |
-12,5 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-6,20 |
-20,1 |
<0,001 |
<0,001 |
||
К |
t=0 |
30,15 |
0,94 |
22,45 |
|
|
|
|
|
t=1 |
31,25 |
0,69 |
15,95 |
1,10 |
3,65 |
>0,05 |
|
||
t=3 |
31,71 |
0,69 |
15,75 |
0,46 |
1,47 |
>0,05 |
|
||
|
|
|
|
1,56 |
5,17 |
>0,05 |
>0,05 |
||
Риск заболеваний сердца, балл |
А |
t=0 |
22,03 |
0,84 |
31,04 |
|
|
|
>0,05 |
t=1 |
14,48 |
0,55 |
31,02 |
-7,55 |
-34,27 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
10,25 |
0,22 |
17,67 |
-4,23 |
-17,83 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-11,78 |
-53,47 |
<0,001 |
<0,001 |
||
Б |
t=0 |
20,98 |
1,08 |
37,73 |
|
|
|
<0,05 |
|
t=1 |
15,59 |
0,96 |
45,32 |
-5,39 |
-25,69 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
11,76 |
0,56 |
34,95 |
-3,83 |
-24,57 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-9,22 |
-43,95 |
<0,001 |
<0,001 |
||
В |
t=0 |
20,06 |
1,06 |
37,32 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
16,88 |
1,03 |
43,05 |
-3,18 |
-15,85 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
12,86 |
0,75 |
40,94 |
-4,02 |
-23,85 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-7,20 |
-35,89 |
<0,001 |
<0,001 |
||
К |
t=0 |
20,52 |
0,98 |
34,48 |
|
|
|
|
|
t=1 |
20,79 |
0,94 |
30,12 |
0,27 |
1,32 |
>0,05 |
|
||
t=3 |
22,15 |
0,93 |
35,99 |
1,36 |
6,63 |
>0,05 |
|
||
|
|
|
|
1,63 |
7,94 |
>0,05 |
|
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Оценка степени утомления, балл |
А |
t=0 |
12,81 |
0,54 |
34,21 |
|
|
|
>0,05 |
t=1 |
8,85 |
0,42 |
39,20 |
-3,96 |
-30,91 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
5,21 |
0,27 |
42,21 |
-3,64 |
-41,13 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-7,60 |
-59,33 |
<0,001 |
<0,001 |
||
Б |
t=0 |
11,74 |
0,56 |
34,95 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
8,96 |
0,45 |
37,10 |
-2,78 |
-23,68 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
6,59 |
0,35 |
38,70 |
-2,37 |
-26,45 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-5,15 |
-43,87 |
<0,001 |
<0,001 |
||
В |
t=0 |
11,10 |
0,64 |
40,59 |
|
|
|
>0,05 |
|
t=1 |
8,28 |
0,49 |
42,19 |
-2,82 |
-17,12 |
<0,001 |
|
||
t=3 |
6,42 |
0,39 |
43,39 |
-1,86 |
-22,46 |
<0,001 |
|
||
|
|
|
|
-4,68 |
-42,16 |
<0,001 |
<0,001 |
||
К |
t=0 |
11,08 |
0,75 |
48,69 |
|
|
|
|
|
t=1 |
12,40 |
0,61 |
35,28 |
1,32 |
11,91 |
>0,05 |
|
||
t=3 |
12,71 |
0,62 |
34,88 |
0,31 |
2,50 |
>0,05 |
|
||
|
|
|
|
1,63 |
14,71 |
<0,05 |
|
В свою очередь, снижение утомления к концу III курса способствует уменьшению показателей риска заболеваний сердца соответственно во всех опытных группах А, Б, В (прирост составил 53,47 %, 43,95 %, 35,89 %). Считаем, что автоматизированная информационная система контроля и управления (комплексные компьютерные программы) не только осуществляет диагностику, но и дает возможность сделать выбор программы (средств, методов, форм организации) с учетом индивидуальных особенностей, интереса и перехода от одного уровня к другому. Эти программы обладают широким спектром рекомендательного характера с учетом иерархии сформированных ценностей на виды двигательной деятельности и модульным принципом построения учебного процесса. Такие результаты доказывают эффективность алгоритма поэтапного формирования умений и приемов самодиагностики.
Оценки показателя адаптационного потенциала у всех студентов опытных групп А, Б, В уже в течение
первого года обучения достигли высоких результатов (прирост составил 23,49 %,
20,37 %, 22,74 % соответственно). На старших курсах показатели продолжают незначительно
повышаться. Полагаем, что информация о степени адаптации регуляторных систем,
полученная студентами на методических занятиях с помощью компьютерных программ,
мотивирует их к самопознанию, саморегуляции и к проявлению осознанной
активности на практических занятиях. Меньший прирост результатов мы наблюдаем
по показателям индивидуального биологического возраста (до 43,26 %), и еще
меньше – по показателям адаптационного потенциала (до 40,21%). Но во всех
опытных группах эти изменения достоверны (Р <0,001).
Рис. 1. Динамика интегрального показателя уровня
физического здоровья cтудентов опытных
(А, Б, В) и контрольной групп, кол-во баллов
Степень овладения умениями самодиагностики студентами опытных групп подтверждают данные об увеличении
количества студентов, у которых показатели здоровья проявляются на высоком
(креативном) уровне, и снижении их в контрольной группе. Так, абсолютно лучшие
изменения от низкого к креативному уровню наблюдаем в группе А (у всех 67
чел.), от низкого к продуктивному – в группе Б и В, соответственно 33 и 30 человек,
в контрольной группе – снижается.
При анализе показателей интегрального уровня физического здоровья студентов выяснилось, что к концу обучения во всех группах произошли достоверные изменения (рис.1). Более существенные изменения на протяжении всех курсов обучения выявлены в группах А и Б (Р< 0,001). В контрольной группе эти изменения существенно ухудшились (P <0,01).
Следовательно, студент, который обладает высокой работоспособностью, умеет оценивать свое физическое состояние и четко определять цели на основе результатов самодиагностики, создавать индивидуальные проекты здорового стиля жизни, реализовать, контролировать и корректировать их, становится конкурентоспособным специалистом.
Теоретический анализ по проблеме исследования и собственная опытно-экспериментальная деятельность позволили сделать следующие выводы:
1. Получены
посредством реализации модели системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью
студентов новые данные, позволяющие реализовать способы включения студента в
процесс управления своей учебной деятельностью, самим собой и своим здоровьем,
способствующие продуктивному повышению физического здоровья.
2. Обоснована система критериев и
показателей, характеризующих уровни физического здоровья, которая мотивирует
студента к объективной самодиагностике, самооценке и анализу собственных результатов.
3. Выявлено повышение уровня овладения умениями самодиагностики студентами опытных групп, подтверждающимися данными об увеличении количества студентов, у которых показатели здоровья проявляются на высоком (креативном) уровне и снижении их в контрольной группе.
4. Доказана эффективность применения модели системы самоуправления познавательной деятельностью
физкультурно-оздоровительной профессиональной и физкультурно-спортивной
направленности, заключающейся не только в повышении показателей биологического
возраста (от 8,7% до 43,3%), индивидуального риска заболеваний сердца (от 15,9%
до 53,5%), оценки степени утомления (от 17,1% до 59,3%), адаптационного
потенциала (от 20,4% до 40,2%), но и в высоком интегральном уровне
сформированности у студентов опытных групп индивидуального физического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – О.: Наука и техника, 2008. – С.227-234.
2. Раевский Р.Т. Основы оздоровительной тренировки: метод. рекомендации для студентов спец. отделения / Р.Т. Раевский, Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург: Изд-во УрГУА, 1993. – 51 с.
3. Ямалетдинова Г.А. Бально-рейтинговая система оценивания самоуправления познавательной деятельностью студентов: методические рекомендации по дисциплине "Физическая культура": [учебно-методическое издание] / Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2011. – 60 с.
4. Ямалетдинова Г.А. Модульное обучение как средство самоуправления в сфере физической культуры / Г.А. Ямалетдинова // Высшее
образование в России. – 2009. – № 7. – С. 173-177.
5. Ямалетдинова
Г.А. Самоуправление
учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: монография
/ Г. А. Ямалетдинова. Екатеринбург: Гуманитарный ун-тет, 2008. – 136 с.
Подано до редакції 05.03.12
_____________