УДК 796.015.682+79-053.2
Т.М. Шаповалова, Е.П. Врублевский
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обязательным условием оптимального
функционирования системы физической подготовки детей дошкольного возраста является
индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий
вносить коррективы в учебный процесс.
Ключевые слова: дошкольники,
физическая подготовленность, мониторинг физической подготовленности, контроль.
Введение. Согласно данным современных исследователей [1, 2, 9, 10, 11, 13, 14] активное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств начинается с ранних лет жизни человека. В работе дошкольных учреждений используется система педагогических воздействий, направленная на гармоничное физическое развитие детей и подготовку их к обучению в школе [13]. Специалисты, занимающиеся проблемами физической культуры дошкольников, давно говорят о необходимости учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка в процессе занятий физическими упражнениями [4, 11, 13].
В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам. Практически все они предусматривают необходимость контроля физической подготовленности детей для определения их индивидуального образовательного маршрута [14]. Педагоги при стремлении использовать как можно большее количество образовательных программ и технологий не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения взаимодействия взрослого и ребенка.
Важным условием успешного осуществления педагогического процесса является диагностическая работа. Одной из насущных проблем физической культуры дошкольников является диагностика их физической подготовленности [7, 9, 11]. Возможность получения обширной информации о ребенке, уровне развития его физических качеств и степени сформированности двигательных навыков, определяет качество проведения дальнейшей физкультурно-оздоровительной работы с детьми и является основой индивидуального подхода к ребенку. Объективная диагностика расширяет возможности индивидуализации процесса физического воспитания детей.
Целью данного исследования является дальнейшее совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по методике оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста, предусматривающую комплексную оценку развития физических качеств и сформированность двигательных навыков.
2. Выявить наиболее прогрессирующие показатели физической подготовленности дошкольников.
3. Оценить физическую подготовленность детей дошкольного возраста (на примере г. Пинска).
Организация исследования. Исследования проводилось с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) в ГУО "ясли-сад №10" г. Пинска. Испытуемые, независимо от их физической подготовленности, были разделены на 2 возрастные группы (старшая и средняя). Все контрольные упражнения среди детей проводились в форме соревнований. Перед проведением теста дети выполняли стандартную разминку в течение 10 – 25 минут, специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, ускорения и т.д. Каждому из участников давалось по 2 или 3 попытки. В каждом контрольном испытании в зачет шёл лучший результат.
Физическая
подготовленность детей дошкольного возраста определялась с помощью следующих тестов:
1.
Бег на
2.
Бег на
3.
Прыжок в длину и вверх с места (тесты для определения скоростно-силовых
способности).
4.
Прыжок в длину с разбега (тест позволяет оценить скоростно-силовые
способности и ловкость).
5.
Бросок набивного мяча (весом
6.
Челночный бег 3 раза по
7.
Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные
возможности детей).
8.
Подбрасывание и ловля меча (тест на ловкость и координацию).
9.
Прыжки через скакалку (тестировалась ловкость, гибкость, выносливость).
10.
Наклоны туловища вперед (тест характеризует подвижность всех звеньев
опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
11. Бег на выносливость 90, 120 и
12.
Подъем туловища из
положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости).
Результаты и их обсуждения. Данные, полученные в ходе исследования,
представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Показатели
физической подготовленности детей 5-7 лет
Наименование
показателя |
Пол |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||
Бег на с ходу (с) |
М Д |
2,9 3,1 |
2,7 2,9 |
2,6 2,8 |
2,5 2,6 |
2,5 2,6 |
2,4 2,5 |
Бег на 30 м со старта (с) |
М Д |
10,2 10,6 |
9,7 9,1 |
9,1 8,9 |
8,6 8,3 |
8,2 8,1 |
7,6 7,3 |
Челночный бег 3х10м (с) |
М Д |
12,8 13,0 |
12,1 12,1 |
11,9 12,1 |
11,2 11,3 |
10,8 11,0 |
9,9 10,1 |
Бег
на выносливость
(с) |
М Д |
30,6 31,2 |
28,0 28,3 |
35,7 36,5 |
31,2 33,4 |
42,2 41,4 |
38,1 37,2 |
Прыжок
в длину с места
(см) |
М Д |
75 70 |
84 75 |
85 88 |
91 93 |
101 98 |
108 105 |
Прыжок
в длину с разбега
(см) |
М Д |
110 102 |
118 109 |
123 113 |
143 134 |
180 184 |
194 192 |
Прыжок вверх с места (см) |
М Д |
21 20 |
23 23 |
24 23 |
26 25 |
25 25 |
27 28 |
Прыжки через скакалку (кол-во) |
М Д |
2 4 |
4 9 |
7 15 |
10 19 |
14 28 |
17 39 |
Бросок набивного мяча (см) |
М Д |
167 150 |
210 174 |
220 193 |
240 225 |
270 248 |
310 275 |
Подбрасывание и ловля мяча (кол-во) |
М Д |
17 16 |
20 20 |
27 28 |
34 35 |
46 43 |
58 55 |
Статическое
равновесия (с) |
М Д |
13 16 |
18 24 |
26 31 |
33 35 |
36 45 |
42 58 |
Подъём туловища (кол-во) |
М Д |
9 8 |
11 11 |
13 12 |
18 15 |
17 16 |
21 18 |
Наклон из положения стоя (см) |
М Д |
2 3 |
4 6 |
4 6 |
6 8 |
5 8 |
7 9 |
Рассматривая
результаты тестов, можно заметить прирост показателей по всем тестам и вовсе
возраста. Увеличение результатов тестирований от 5,5% и выше свидетельствует о
благоприятном, эффективном влиянии занятий на детский организм (таблица 2).
Полученные данные о показателях физической подготовленности дошкольников трех возрастных групп, воспитывающихся в ГУО "ясли-сад №10" г. Пинска, позволили определить общие закономерности возрастного развития физических качеств у детей дошкольного возраста:
а) выявлены постоянно изменяющиеся (в основном положительно) показатели физических качеств и координационных способностей,
что свидетельствует о наличии непрерывных процессов формирования нервно-мышечной
системы организма во взаимосвязи с морфологическими и биохимическими изменениями;
б) в проведенном исследовании
подтвердилась возрастная закономерность, характерная для детей дошкольного
возраста, связанная с зависимостью изменения показателей физической
подготовленности от возраста, т.е. чем старше ребенок, тем выше его результат;
в) полученные данные согласуются с мнениями многих исследователей [2, 3, 6, 8, 11, 12] о половых различиях в показателях развития физических качеств между мальчиками и девочками (в пользу мальчиков). Так, по результатам проведенного нами исследования выявлено, что во все возрастные периоды мальчики:
· имеют большую скорость двигательного действия;
· демонстрируют лучший результат в умении произвольно координировать свои движения;
· показывают более высокие результаты в беге на выносливость;
· превосходят
своих сверстниц в прыжке в длину с места и метании предмета на дальность.
При этом разница результатов статистически достоверна (р<0,05). Более высокие результаты мальчиков в указанных
контрольных упражнениях можно связать с наибольшей предпочтительностью беговых,
силовых и метательных движений мальчиками в сравнении с девочками. Однако в
отдельные возрастные периоды у девочек фиксируются лучшие показатели развития физических
качеств в сравнении с мальчиками. В этой связи половые отличия в показателях
физической подготовленности пинских девочек можно объяснить не только половыми
особенностями, но и, вероятно, различным уровнем их двигательной активности в
повседневной жизни, интересом к определенным физическим упражнениям и подвижным
играм.
Таблица 2
Прирост показателей физической
подготовленности у детей 5-7 лет (%)
Наименование показателя |
Пол |
Прирост
показателя в 5 лет |
Прирост
показателей в 6 лет |
Прирост
показателей в 7 лет |
Бег на 10 м с ходу (с) |
М Д |
7,1 7,0 |
3,9 7,4 |
4,0 3,9 |
Бег на 30 м со старта (с) |
М Д |
0,5 15,2 |
5,6 6,9 |
7,5 10,3 |
Челночный бега 3х10м (с) |
М Д |
5,6 7,1 |
6,0 6,8 |
8,6 8,5 |
Бег на выносливость (с) |
М Д |
8,9 9,7 |
13,5 8,9 |
10,2 10,7 |
Прыжок в длину с места (см) |
М Д |
11,3 6,9 |
6,8 5,5 |
6,7 6,9 |
Прыжок в длину с разбега (см) |
М Д |
7,0 6,6 |
15,0 17,0 |
7,5 4,3 |
Прыжок вверх с места (см) |
М Д |
9,0 14,0 |
8,0 8,3 |
7,7 11,3 |
Прыжки через скакалку (кол-во) |
М Д |
50,0 76,9 |
35,2 23,5 |
19,3 32,8 |
Бросок набивного мяча (см) |
М Д |
22,8 14,8 |
8,7 15,3 |
13,8 10,3 |
Подбрасывание и ловля мяча |
М Д |
16,2 22,2 |
23,0 22,2 |
23,0 24,5 |
Статическое равновесия (с) |
М Д |
32,2 40,0 |
23,7 12,1 |
15,3 25,2 |
Подъём туловища (кол-во) |
М Д |
20,0 31,6 |
32,3 22,2 |
21,1 11,8 |
Наклоны из положения стоя (см) |
М Д |
66,6 66,6 |
40 28,5 |
33,3 11,7 |
Сопоставление динамики годовых приростов физических качеств у дошкольников региона выявило неравномерность и скачкообразность их развития, обусловленные естественным ростом детей. Тем самым подтверждена еще одна закономерность развития физических качеств, характерная для детей дошкольного возраста:
- наиболее высокие ежегодные темпы прироста отмечены в показателях общей выносливости, затем мышечной силы, гибкости, скоростных способностей и наименьшие – в показателях ловкости;
- в исследовании наиболее высокие ежегодные приросты почти по всем изучаемым качествам отмечены у детей 5 лет. По-видимому, это связано с тем, что именно в данном периоде начинается целенаправленное обучение движениям, стимулирующее развитие психических процессов, следовательно, движения выполняются более осознанно, качественно, с интересом. Однако, существуют мнения специалистов, считающих, что наибольшие приросты происходят в 6-7-летнем возрасте, поскольку двигательный навык начинает приобретать более стойкую форму [3].
Вывод. В заключение хочется отметить, что как бы банально ни звучала мысль о важности движений для развития ребенка, следует неоднократно повторять, что только научно обоснованная и методически грамотная организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения.
Перспективы дальнейших исследований. На протяжении ряда лет исследователи стремятся разработать тесты, определяющие физическую подготовленность детей и доступные для использования в дошкольном учреждении [3, 8, 13]. Однако до настоящего времени нет четкости и единства в позициях авторов, нет единых методик обследования. Вместе с тем, определение физической подготовленности детей необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции их психомоторного развития, проверки ряда методов педагогического воздействия. В этой связи актуальным является создание единой системы тестирования, которая позволит руководителю физического воспитания грамотно строить педагогический процесс и сравнивать результаты своих воспитанников с результатами любого другого дошкольного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алябьева Н.В. Диагностика
психофизического и функционального состояния дошкольника: учеб. пособие / Н.В.
Алябьева. – Мурманск: МГПИ, 1998. – 114 с.
2. Вавилова
Е.Н. Развивайте у дошкольников силу,
ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова.
– М.: Просвещение, 1981. – 165 с.
3. Вильчковский
Э.С. Развитие двигательных функций у
детей / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.
4. Глазырина
Л. Д. Физическое воспитание и развитие
ребёнка : учеб.-метод. пособие / Л.Д.Глазырина. — Минск: БГПУ, 2009. — 292 с.
5. Ермак
Н. Н. Физкультурные занятия в детском
саду: творческая школа для дошколят / Н. Н. Ермак / Серия "Мир вашего
ребенка". — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
6.
Завьялова Т. П. Туризм в детском саду:
новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.
7.
Лагутин А.Б. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : [текст] / А.Б. Лагутин, Р.И. Амарян
// Физическая культура в школе. – 2002. – №4. – С. 104-107.
8. Ноткина
Н. А. Развитие двигательных качеств у
детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Н. А. Ноткина. – СПб.: ЛОИУУ,
1995. – 64 с.
9. Рунова
М. А. Двигательная активность ребенка
в детском саду / М. А. Рунова. — М., 2000. – 96 с.
10. Степаненкова
Э. Я. Теория и методика физического
воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
11. Филиппова
С. О. О проблемах физического совершенствования
детей в дошкольных учреждениях / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 34-36.
12. Шарманова
С. Б. Инновационные подходы в
физическом воспитании детей дошкольного возраста // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка / С. Б. Шаманова, А. И. Федоров. – 2004. – №4. – С. 41-44.
13. Шебеко
В. Н. Физическое воспитание дошкольников:
учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.
Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 176 с.
14. Шишкина
В. А. Физическое воспитание дошкольников:
пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение
дошк. образования / В. А. Шебеко. — Минск: Зорны верасень, 2007. — 160 с.
Подано до редакції 19.03.12
_____________