УДК 796.015.682+79-053.2

Т.М. Шаповалова, Е.П. Врублевский

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки детей дошкольного возраста является индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий вносить коррективы в учебный процесс.

Ключевые слова: дошкольники, физическая подготовленность, мониторинг физической подготовленности, контроль.

 


Введение. Согласно данным современных исследователей [1, 2, 9, 10, 11, 13, 14] активное формирование двигательных навыков и развитие физических качеств начинается с ранних лет жизни человека. В работе дошкольных учреждений используется система педагогических воздействий, направленная на гармоничное физическое развитие детей и подготовку их к обучению в школе [13]. Специалисты, занимающиеся проблемами физической культуры дошкольников, давно говорят о необходимости учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка в процессе занятий физическими упражнениями [4, 11, 13].

В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам. Практически все они предусматривают необходимость контроля физической подготовленности детей для определения их индивидуального образовательного маршрута [14]. Педагоги при стремлении использовать как можно большее количество образовательных программ и технологий не всегда способны оценить их качество, особенно с точки зрения взаимодействия взрослого и ребенка.

Важным условием успешного осуществления педагогического процесса является диагностическая работа. Одной из насущных проблем физической культуры дошкольников является диагностика их физической подготовленности [7, 9, 11]. Возможность получения обширной информации о ребенке, уровне развития его физических качеств и степени сформированности двигательных навыков, определяет качество проведения дальнейшей физкультурно-оздоровительной работы с детьми и является основой индивидуального подхода к ребенку. Объективная диагностика расширяет возможности индивидуализации процесса физического воспитания детей.

Целью данного исследования является дальнейшее совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по методике оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста, предусматривающую комплексную оценку развития физических качеств и сформированность двигательных навыков.

2. Выявить наиболее прогрессирующие показатели физической подготовленности дошкольников.

3. Оценить физическую подготовленность детей дошкольного возраста (на примере г. Пинска).

Организация исследования. Исследования проводилось с детьми дошкольного возраста (5-7 лет) в ГУО "ясли-сад №10" г. Пинска. Испытуемые, независимо от их физической подготовленности, были разделены на 2 возрастные группы (старшая и средняя). Все контрольные упражнения среди детей проводились в форме соревнований. Перед проведением теста дети выполняли стандартную разминку в течение 10 – 25 минут, специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, ускорения и т.д. Каждому из участников давалось по 2 или 3 попытки. В каждом контрольном испытании в зачет шёл лучший результат.

Физическая подготовленность детей дошкольного возраста определялась с помощью следующих тестов:

1. Бег на 10 м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию).

2. Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).

3. Прыжок в длину и вверх с места (тесты для определения скоростно-силовых способности).

4. Прыжок в длину с разбега (тест позволяет оценить скоростно-силовые способности и ловкость).

5. Бросок набивного мяча (весом 1 кг) вперед, стоя из-за головы двумя руками (тестировался уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности).

6. Челночный бег 3 раза по 10 м (определялась способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

7. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

8. Подбрасывание и ловля меча (тест на ловкость и координацию).

9. Прыжки через скакалку (тестировалась ловкость, гибкость, выносливость).

10.  Наклоны туловища вперед (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

11.  Бег на выносливость 90, 120 и 150 м (в зависимости от возраста) – определялась функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата).

12.  Подъем туловища из положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости).

Результаты и их обсуждения. Данные, полученные в ходе исследования, представлены в таблицах 1 и 2.


Таблица 1

Показатели физической подготовленности детей 5-7 лет

Наименование

показателя

Пол

5 лет

6 лет

7 лет

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Бег на 10 м

с ходу (с)

М

Д

2,9

3,1

2,7

2,9

2,6

2,8

2,5

2,6

2,5

2,6

2,4

2,5

Бег на 30 м

со старта (с)

М

Д

10,2

10,6

9,7

9,1

9,1

8,9

8,6

8,3

8,2

8,1

7,6

7,3

Челночный бег

3х10м (с)

М

Д

12,8

13,0

12,1

12,1

11,9

12,1

11,2

11,3

10,8

11,0

9,9

10,1

Бег на

выносливость (с)

М

Д

30,6

31,2

28,0

28,3

35,7

36,5

31,2

33,4

42,2

41,4

38,1

37,2

Прыжок в длину

с места (см)

М

Д

75

70

84

75

85

88

91

93

101

98

108

105

Прыжок в длину

с разбега (см)

М

Д

110

102

118

109

123

113

143

134

180

184

194

192

Прыжок вверх

с места (см)

М

Д

21

20

23

23

24

23

26

25

25

25

27

28

Прыжки через

скакалку (кол-во)

М

Д

2

4

4

9

7

15

10

19

14

28

17

39

Бросок набивного

мяча (см)

М

Д

167

150

210

174

220

193

240

225

270

248

310

275

Подбрасывание и

ловля мяча (кол-во)

М

Д

17

16

20

20

27

28

34

35

46

43

58

55

Статическое

равновесия (с)

М

Д

13

16

18

24

26

31

33

35

36

45

42

58

Подъём туловища

(кол-во)

М

Д

9

8

11

11

13

12

18

15

17

16

21

18

Наклон из положения стоя (см)

М

Д

2

3

4

6

4

6

6

8

5

8

7

9

 


Рассматривая результаты тестов, можно заметить прирост показателей по всем тестам и вовсе возраста. Увеличение результатов тестирований от 5,5% и выше свидетельствует о благоприятном, эффективном влиянии занятий на детский организм (таблица 2).

Полученные данные о показателях физической подготовленности дошкольников трех возрастных групп, воспитывающихся в ГУО "ясли-сад №10" г. Пинска, позволили определить общие закономерности возрастного развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

а) выявлены постоянно изменяющиеся (в основном положительно) показатели физических качеств и координационных способностей, что свидетельствует о наличии непрерывных процессов формирования нервно-мышечной системы организма во взаимосвязи с морфологическими и биохимическими изменениями;

б) в проведенном исследовании подтвердилась возрастная закономерность, характерная для детей дошкольного возраста, связанная с зависимостью изменения показателей физической подготовленности от возраста, т.е. чем старше ребенок, тем выше его результат;

в) полученные данные согласуются с мнениями многих исследователей [2, 3, 6, 8, 11, 12] о половых различиях в показателях развития физических качеств между мальчиками и девочками (в пользу мальчиков). Так, по результатам проведенного нами исследования выявлено, что во все возрастные периоды мальчики:

·   имеют большую скорость двигательного действия;

·   демонстрируют лучший результат в умении произвольно координировать свои движения;

·   показывают более высокие результаты в беге на выносливость;

·   превосходят своих сверстниц в прыжке в длину с места и метании предмета на дальность.

При этом разница результатов статистически достоверна (р<0,05). Более высокие результаты мальчиков в указанных контрольных упражнениях можно связать с наибольшей предпочтительностью беговых, силовых и метательных движений мальчиками в сравнении с девочками. Однако в отдельные возрастные периоды у девочек фиксируются лучшие показатели развития физических качеств в сравнении с мальчиками. В этой связи половые отличия в показателях физической подготовленности пинских девочек можно объяснить не только половыми особенностями, но и, вероятно, различным уровнем их двигательной активности в повседневной жизни, интересом к определенным физическим упражнениям и подвижным играм.


Таблица 2

Прирост показателей физической подготовленности у детей 5-7 лет (%)

Наименование показателя

Пол

Прирост показателя

в 5 лет

Прирост показателей

в 6 лет

Прирост показателей

в 7 лет

Бег на 10 м с ходу (с)

М

Д

7,1

7,0

3,9

7,4

4,0

3,9

Бег на 30 м со старта (с)

М

Д

0,5

15,2

5,6

6,9

7,5

10,3

Челночный бега 3х10м (с)

М

Д

5,6

7,1

6,0

6,8

8,6

8,5

Бег на выносливость (с)

М

Д

8,9

9,7

13,5

8,9

10,2

10,7

Прыжок в длину с места (см)

М

Д

11,3

6,9

6,8

5,5

6,7

6,9

Прыжок в длину с разбега (см)

М

Д

7,0

6,6

15,0

17,0

7,5

4,3

Прыжок вверх с места (см)

М

Д

9,0

14,0

8,0

8,3

7,7

11,3

Прыжки через скакалку (кол-во)

М

Д

50,0

76,9

35,2

23,5

19,3

32,8

Бросок набивного мяча (см)

М

Д

22,8

14,8

8,7

15,3

13,8

10,3

Подбрасывание и ловля мяча

М

Д

16,2

22,2

23,0

22,2

23,0

24,5

Статическое равновесия (с)

М

Д

32,2

40,0

23,7

12,1

15,3

25,2

Подъём туловища (кол-во)

М

Д

20,0

31,6

32,3

22,2

21,1

11,8

Наклоны из положения стоя (см)

М

Д

66,6

66,6

40

28,5

33,3

11,7

 


Сопоставление динамики годовых приростов физических качеств у дошкольников региона выявило неравномерность и скачкообразность их развития, обусловленные естественным ростом детей. Тем самым подтверждена еще одна закономерность развития физических качеств, характерная для детей дошкольного возраста:

- наиболее высокие ежегодные темпы прироста отмечены в показателях общей выносливости, затем мышечной силы, гибкости, скоростных способностей и наименьшие – в показателях ловкости;

- в исследовании наиболее высокие ежегодные приросты почти по всем изучаемым качествам отмечены у детей 5 лет. По-видимому, это связано с тем, что именно в данном периоде начинается целенаправленное обучение движениям, стимулирующее развитие психических процессов, следовательно, движения выполняются более осознанно, качественно, с интересом. Однако, существуют мнения специалистов, считающих, что наибольшие приросты происходят в 6-7-летнем возрасте, поскольку двигательный навык начинает приобретать более стойкую форму [3].

Вывод. В заключение хочется отметить, что как бы банально ни звучала мысль о важности движений для развития ребенка, следует неоднократно повторять, что только научно обоснованная и методически грамотная организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками будет способствовать сохранению здоровья подрастающего поколения.

Перспективы дальнейших исследований. На протяжении ряда лет исследователи стремятся разработать тесты, определяющие физическую подготовленность детей и доступные для использования в дошкольном учреждении [3, 8, 13]. Однако до настоящего времени нет четкости и единства в позициях авторов, нет единых методик обследования. Вместе с тем, определение физической подготовленности детей необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции их психомоторного развития, проверки ряда методов педагогического воздействия. В этой связи актуальным является создание единой системы тестирования, которая позволит руководителю физического воспитания грамотно строить педагогический процесс и сравнивать результаты своих воспитанников с результатами любого другого дошкольного учреждения.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника: учеб. пособие / Н.В. Алябьева. Мурманск: МГПИ, 1998. – 114 с.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 165 с.

3. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций у детей / Э.С. Вильчковский. – Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.

4. Глазырина Л. Д. Физическое воспитание и развитие ребёнка : учеб.-метод. пособие / Л.Д.Глазырина. — Минск: БГПУ, 2009. — 292 с.

5. Ермак Н. Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Н. Н. Ермак / Серия "Мир вашего ребенка". — Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.

6. Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

7. Лагутин А.Б. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : [текст] / А.Б. Лагутин, Р.И. Амарян // Физическая культура в школе. – 2002. – №4. – С. 104-107.

8. Ноткина Н. А. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения / Н. А. Ноткина. – СПб.: ЛОИУУ, 1995. – 64 с.

9. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. — М., 2000. – 96 с.

10.  Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2001. — 368 с.

11.  Филиппова С. О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях / С.О. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 34-36.

12.  Шарманова С. Б. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / С. Б. Шаманова, А. И. Федоров. – 2004. – №4. – С. 41-44.

13.  Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2000. 176 с.

14.  Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шебеко. — Минск: Зорны верасень, 2007. — 160 с.


 

Подано до редакції  19.03.12

_____________