УДК 616.009.1+616.89-008.454-053.2+615.838

А. П. Романчук, В. В. Беседа,

В. В. Подгорная, М. Ю. Сорокин

ВЛИЯНИЕ ДЕЛЬФИНОТЕРАПИИ НА МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

 

В статье рассмотрено влияние дельфинотерапии на разные группы мышц детей, страдающих аутизмом. Описаны изменения мышечного статуса детей после курса дельфинотерапии и отмечены как положительные, так и негативные изменения мышечного тонуса. Выявлено, что дельфинотерапия способна значительно влиять на мышечный тонус всех частей тела ребенка, что позволит значительно расширить показания к ее применению.

Ключевые слова: дельфинотерапия, мышечный тонус, дети, аутизм.

 


Актуальность темы. В последние годы чрезвычайно популярными являются методики коррекции психофизического состояния детей и взрослых с различными нарушениями развития, которые предусматривают применение дельфинотерапии [2, 3]. Этот метод получил достаточно широкое распространение. Данная технология является инновационной и требует уточнения некоторых механизмов воздействия на организм детей и взрослых, что может значительно расширить показания к ее применению. Тем более, что воздействие дельфинотерапии продолжает изучаться, и способствуют открытию новых механизмов влияния на организм детей [4].

Цель работы. Определить влияние дельфинотерапии на тонус мышц разных частей тела детей с аутизмом.

Материалы и методы исследования. Обследовано 42 ребенка, страдающих аутизмом, которые проходили курс процедур дельфинотерапии в Одесском дельфинарии "Немо". Все обследования проводились в состоянии относительного мышечного покоя за          30 минут до начала первой и последней процедуры.         В процедуре дельфинотерапии использовался игровой метод с учетом физического и психологического состояния детей. Использовались такие упражнения, как броски мяча дельфину, обнимание дельфина руками и ногами, поглаживание, удерживание дельфина за плавник. Сеансы проводились в присутствии терапевта, психолога и дельфинотерапевта, при непосредственном их участии.

Для оценки мышечного тонуса детей, страдающих аутизмом использовалась методика, разработанная А.П. Романчуком и В.В. Беседой, позволяющая определять состояние мышц в различных биозвеньях тела ребенка [1]. Исследование проводится сверху вниз, по принципу "от головы к пяткам". Поочерёдно исследуется тонус мышц: шеи, верхних конечностей, груди, живота, спины и нижних конечностей. В основу оценки мышечного тонуса положено несколько характеристик, учитывающих амплитуду пассивных движений, степень сопротивления растяжению, а также упругость мышцы в спокойном состоянии. Тонус каждой из исследуемых групп мышц оценивается в соответствии с разработанной шкалой (табл. 1).


Таблица 1

Шкала оценки мышечного тонуса

Шкала оценок

Характеристика мышечного тонуса

"-3"

выраженная мышечная гипотония

"-2"

умеренно выраженная мышечная гипотония

"-1"

незначительно выраженная мышечная гипотония

"0"

нормальный мышечный тонус

"+1"

незначительно выраженный мышечный гипертонус

"+2"

умеренно выраженный мышечный гипертонус

"+3"

выраженный мышечный гипертонус

 


Результаты исследования. После прохождения курса дельфинотерапии у 50% обследованных детей (21 ребенок) были отмечены изменения в мышечном тонусе. Среди последних были 17 мальчиков и 4 девочки, средний возраст которых составлял 8,7 ± 3,6 лет.

Первичное обследования детей позволило установить, что у них отмечался выраженный мышечный гипертонус воротниковой области справа (33%) и слева (24%); в 28% случаев была нарушена функция сгибателей и разгибателей локтевого сустава обеих рук, что характеризовалось выраженной гипотонией сгибателей и выраженным гипертонусом разгибателей. Отмечались нарушения в лучезапястном суставе – в 42% случаев справа и 46% случаев слева; у 33% детей отмечалась выраженная гипотония мышц, приводящих бедро, и у стольких же выраженный гипертонус этой группы мышц. Почти у половины детей (42%) было выявлено умеренное снижение тонуса мышц сгибателей левого коленного сустава и в            38 % – правого. Больше половины детей имело выраженный гипертонус мышц сгибателей (51% – справа, 56% – слева), и такое же количество детей – выраженную гипотонию разгибателей голеностопного сустава.

Повторное исследование, которое проводилось в конце курса дельфинотерапии, позволило установить: уменьшилось количество детей с выраженным напряжением шейно-затылочных мышц (с 33% до 19% – справа и с 24% до 19% – слева). Вдвое уменьшилось количество детей с умеренно выраженным напряжением справа. Уменьшилось количество детей с умеренно выраженной гипотонией мышц груди с 19% до 14%, однако увеличилось количество детей с умеренно выраженным повышением тонуса этих мышц справа – с 24% до 33%. Напротив, слева умеренное напряжение грудных мышц уменьшилось с 19% до 14%, а умеренная гипотония увеличилась с 24% до 33%. Тонус мышц живота повысился как справа, так и слева у 5% детей. Вдвое уменьшилось количество детей с выраженной гипотонией мышц сгибателей левого локтевого сустава, в то же время в правом локтевом суставе тонус мышц сгибателей увеличился у 10% детей. Если после курса дельфинотерапии выраженный гипертонус мышц сгибателей в правом локтевом суставе уменьшился с 28% до 14%, то в левом – наоборот увеличился с 29% до 38%. Значительно уменьшился выраженный гипертонус мышц разгибателей правого локтевого сустава – с 28% до 14%, в то же время слева его частота увеличилась на 9%.

Отмечалось изменение тонуса мышц разгибателей лучезапястного сустава. Если до начала сеансов выраженная гипотония мышц задней поверхности предплечья справа и слева наблюдалась у 19% детей, то после – у 28%. Гипертонус уменьшился с 14% до 10% справа. Мышцы-сгибатели лучезапястного сустава отреагировали незначительно.

У детей с исходной выраженной гипотонией мышц, приводящих правое бедро, отмечалось незначительное повышение тонуса у 4% детей. Также у 4% детей с умеренно выраженной мышечной гипотонией сгибателей левого коленного сустава отмечалось повышение их тонуса, правого – у 9% детей. Отмечалось также снижение тонуса мышц сгибателей коленного сустава у детей, имевших в исходном состоянии их гипертонус с 19% до 14% справа и с 24% до 19% слева. В то же время значительно уменьшилось количество вариантов с умеренно выраженным мышечным гипертонус. Снизилась выраженная мышечная гипотония мышц разгибателей коленного сустава как справа (с 19% до 14%), так и слева (с 24% до 19%), а количество детей с умеренно выраженным гипертонусом этой же группы мышц снизились с 42% до 38% – слева и с 38% до 33% – справа. Тонус мышц сгибателей и разгибателей голеностопного сустава практически не изменился. Однако, заметно увеличилась встречаемость выраженной мышечной гипотонии мышц левой стопы (с 33% до 47%) и незначительно – правой (с 37% до 42%).

Таким образом, исследование мышечного тонуса детей, страдающих аутизмом до и после курса дельфинотерапии, позволило установить, что дельфинотерапия, как метод лечения детей с различными нарушениями нервной системы является достаточно эффективной. Сложно в данном случае сравнить результаты лечения с другими методами, что связано со сложностью отбора и рандомизации исследуемой группы детей в виду значительного разнообразия неврологической симптоматики, а также отсутствия данных о влиянии занятий в воде без присутствия дельфинов на мышечный тонус детей. Однако достаточно весомым является то, что у 50% детей с аутизмом произошли изменения мышечного тонуса, направленные на его оптимизацию в различных мышечно-суставных группах, что позволяет рекомендовать дельфинотерапию не только для коррекции психофизиологического состояния, но и использовать ее в физической реабилитации нарушений двигательной функции.


 

ЛИТЕРАТУРА


1. Бєсєда В.В., Романчук О.П. Патент України №67296. Спосіб оцінки м’язового тонусу у дітей дошкільного віку.

2. Лукина Л.H. Влияние сеансов дельфинотерапии на функциональное состояние детей с психоневрологическими симптомами заболевания / Л.Н. Лукина // Физиол. человека. – 1999. – №6. – Т. 25. – С. 56-60.

3. Лукина Л.Н. Реабилитация аутичных детей с помощью дельфинов / Л.Н. Лукина // Севастополь: Изд-во Научно-исследовательский центр "государственный океанариум" министерства обороны Украины и Нац. Академии наук Украины, 2000. – 36 с.

4. Романчук О.П. Вплив дельфінотерапії на функціонування серцево-судинної системи дітей з різними ураженнями ЦНС / О.П. Романчук, М.Ю. Сорокін, Н.Ю. Василевська, В.В. Подгорна // Медична реабілітація, курортологія, фізіотерапія. – №3 (67) – 2011. – С. 10-14.


Подано до редакції  16.03.12

_____________