УДК: 378.14+796.14
А.П. Чустрак, И.А. Середенко, Р.И. Федоров
ФИЗИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАБИЛИТАЦИИ
В статье анализируются двигательные
качества студентов института физической культуре и реабилитации, подчеркивается
их недостаточная физическая подготовленность, которая является предметом для
коррекции специальных профессиональных учебных программ.
Ключевые слова: студенты,
двигательные качества, физическая подготовленность.
Актуальность. Физическое воспитание, как учебная дисциплина, предусматривает овладение студентами системой профессиональных знаний, развитие моторно-функциональных качеств, изучение специальных движений, профессиональных умений і навыков [1, 2, 3, 4, 6]. Комплекс двигательных качеств является показателем гармонического физического развития студентов, физической подготовленности одним из показателей их успеваемости, а также предметом для коррекции программ спортивно-педагогических дисциплин студентов ИФК и Р.
Объект исследования: физическая подготовленность студентов.
Предмет исследования: физическая подготовленность студентов 1-го и 2-го курсов ИФК и Р, 17-18 лет, (63 студента).
Задачи
исследования: Определить
физическую подготовленность студентов 1-го и 2-го курсов ИФК и Р.
Методики исследования: Исследовались
показатели развития двигательных качеств: силы (сгибание и разгибание рук, в
упоре лежа (для девушек) и подтягивание на перекладине (для юношей); удержание прямого угла в висе для девушек и в упоре для
юношей (с); скоростно-силовых (прыжок в длину с места (см); гибкости: наклон,
не сгибая ноги (см), и подвижность у плечевых суставах: выкрут, удерживая гимнастическую
палку (см) и статокинетической устойчивости (СКУ) по времени удержания
статического равновесия в (с), стоя на одной ноге без зрительного контроля, и
динамического равновесия: отклонение от прямой в (см) при прохождении
пятиметрового отрезка после десяти поворотов на месте с наклонами и
выпрямлениями головы со скоростью: один поворот на 360° и наклон головы с
выпрямлением за 2 с без зрительного контроля [5]. Методы математической статистики.
Анализ результатов исследования. По показателям динамической силы (сгибание и разгибание рук в упоре лежа) студенты (девушки) 1-го (21±7,04) и 2-го курса (21,92±6,73) достоверно не отличались, а по средним показателям статической силы (угол в висе) студентки 1-го курса (8±7,19 с) даже несколько превышали студенток 2-го курса (6,54±6,01 с). Хотя был большой разброс индивидуальных показателей (Таблицы 1 и 2). Студенты (юноши) по показателям силы достоверно не отличались по двум параметрам: подтягивание и угол в упоре. По скоростно-силовым качествам студенты 2-го курса, как девушки, так и юноши, несколько превышали показатели студентов 1-го курса. На 2-м курсе у девушек снижаются показатели гибкости по двум параметрам: (выкрут и наклон) и у юношей по показателю подвижности в плечевых суставах. И только средний показатель гибкости (наклон) у юношей 2-го курса (13,15±5,11 см) имеет тенденцию к улучшению, по сравнению с таковым показателем студентов 1-го курса (12,28±3,96 см). Статокинетическая устойчивость у девушек по показателям статического равновесия улучшилась с (15,76±3,87 с) у студенток 1-го курса до (22,06±11,7 с) у студенток 2-го курса и не изменилась по показателям динамического равновесия [5], после вестибулярных раздражений. И только статокинетическая устойчивость у юношей 2-го курса была лучшей по двум параметрам: статическое (25,93±13,66 с) и динамическое равновесие (52,5±20,96 см) (они меньше отклонялись от прямой при ходьбе после вестибулярных раздражений по сравнению с показателями студентов 1-го курса (21,12±19,71 с) и (120,62±56,63 см), соответственно.
Таблица 1
Сравнительные
показатели двигательных качеств девушек 17-18 лет, 1 и 2 курсов ИФК и Р
Показатели |
Единица измерения |
Студентки 1 курса (М±m) |
Студентки 2 курса (М±m) |
Р |
Сила |
Динамическая (раз) |
21±7,04 |
21,92±6,73 |
>0,05 |
Статическая (с) |
8±7,19 |
6,54±6,01 |
>0,05 |
|
Скоростно-силовые |
(см.) |
181,56±7,75 |
189,17±13,4 |
<0,05 |
Гибкость |
Выкрут (см). |
62,22±14,49 |
71,54±9,5 |
<0,05 |
Наклон (см). |
15,09±4,28 |
14±3,39 |
>0,05 |
|
СКУ, равновесие |
Статическое (с). |
8±7,19 |
22,06±11,7 |
<0,05 |
Динамическое (см). |
105±33,57 |
105,23±44,36 |
>0,05 |
Таблица 2
Сравнительные
показатели двигательных качеств юношей 17-18 лет, 1 и 2 курсов ИФК и Р
Показатели |
Единица измерения |
Студенты 1 курса (М±m) |
Студенты 2 курса (М±m) |
Р |
Сила |
Динамическая (раз) |
12,18±2,08 |
11,33±3,22 |
>0,05 |
Статическая (с) |
8,64±4,57 |
8,79±5,81 |
>0,05 |
|
Скоростно-силовые |
(см) |
225,6±5,87 |
228,21±7,48 |
<0,05 |
Гибкость |
Выкрут (см) |
83±9,63 |
84,61±8,94 |
<0,05 |
Наклон (см) |
12,28±3,96 |
13,15±5,11 |
>0,05 |
|
СКУ, равновесие |
Статическое (с) |
21,12±19,71 |
25,93±13,66 |
<0,05 |
Динамическое (см) |
120,62±56,63 |
52,5±20,96 |
>0,05 |
Выводы:
1. Так как наиболее важной целью физического воспитания, как учебной дисциплины есть не только овладение студентами системой профессиональных знаний, а также повышение развития их моторно-функциональных качеств, способствующих совершенствованию специальных умений и навыков своей специализации [6], данные исследования могут быть полезны преподавателям физического воспитания специальных ВУЗов для пересмотра программ спортивно-педагогических дисциплин.
2. Анализ результатов исследований показывает недостаточную физическую подготовленность студентов 2-го курса по показателям силы, гибкости у юношей и у девушек и статокинетической устойчивости (динамическое равновесие после вестибулярных раздражений) у девушек.
3. Следует
скорректировать методику преподавания программ
по гимнастике и спортивного совершенствования по спортивной гимнастике и другим
спортивно-педагогическим дисциплинам с целью улучшения и гармонизации
исследованных параметров двигательной подготовленности студентов,
способствующих повышению уровня их профессионализма.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Богданова І.М. Модульна технологія в системі
професійно-педагогічної підготовки майбутніх учителів / І.М. Богданова // Науковий вісник. Збірник наукових праць Південноукраїнського
державного педагогічного університету ім. К.Д. Ушинського. – Вип. 5-6. – Одеса: ПДПУ ім. К.Д.Ушинського, 2003. – С. 42.
2.
Мунтян
І. С. Щодо сутності сучасної концепції організації професійної підготовки
майбутніх учителів / І.С. Мунтян // Науковий вісник. Збірник наукових праць Південноукраїнського державного педагогічного
університету ім. К.Д. Ушинського. – Вип. 4-5. – Одеса: ПДПУ ім. К.Д.Ушинського, 2002. – С. 139.
3.
Національна
Доктрина розвитку освіти України в ХХI столітті. – К., 2001.
4. Палыга
В.Д. Методические рекомендации по
оценке профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания
по гимнастике / Палыга В.Д., Чустрак А.П.,
Романов Н.А. и др. – Одесса: ОГПИ им.
К.Д. Ушинского, 1988. – 22 с.
5. Чустрак А.П. Как повысить статокинетическую устойчивость / А.П. Чустрак // Физическая культура в школе. – М.: Педагогика, 1990. – № 7. – С. 27.
6.
Чустрак А.П. Підвищення професійного рівня майбутніх учителів / А.П. Чустрак // Науковий вісник. ПДПУ ім. К.Д.Ушинського.
Збірник наукових праць. Ювілейний випуск. До 190-річчя ПДПУ ім. К.Д.Ушинського.
– Одеса, 2007. – С. 108-116.
Подано до редакції 16.03.12
_____________