УДК 374.7
Е. П.
Врублевский, Н. П. Петрукович
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНОЙ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
В статье рассмотрена роль педагогического
просвещения родителей в оптимизации двигательной активности детей дошкольного
возраста. Описаны задачи, методы, средства и формы проведения психолого-педагогического
просвещения семьи. Данная статья будет интересна специалистам дошкольных учреждений,
родителям, социальным работникам.
Ключевые слова:
Педагогическое просвещение, двигательная активность, дошкольники.
Актуальность. Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное физическое воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей [1].
Появление понятия "воспитание родителей" относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне понятие "воспитание родителей" стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей в педагогике - это квалифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении прошлого столетия усилиями ученых многих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются "психолого-педагогические основы взаимодействия в семье", "содержание и формы воспитания родителей" [3].
Важно в современных социально-экономических условиях, когда особенно остро стоит проблема здоровья детей, давать необходимые знания родителям в плане физического воспитания и развития детей. Формирование рациональной двигательной активности детей дошкольного возраста не только в дошкольных учреждениях, но и в семье, где ребенок проводит большой отрезок времени, просто необходимо для профилактики и улучшения состояния здоровья детей. Интерес к данной проблеме далеко не случаен, так как дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, который обеспечивает гармонию и единство физического, психического, интеллектуального и духовного развития.
Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей 3 – 6 лет не реализуются на должном уровне в семейной педагогике [1, 3]. В результате этого существенно ухудшается здоровье детей и постоянно снижается уровень их физических кондиций. Таким образом, семья, которая изначально должна закладывать в ребенке представления о здоровом образе жизни, сегодня не готова выполнять данную функцию. Основной же причиной несовершенства режима двигательной активности дошкольников в семье можно считать педагогическую непросвещенность родителей по данной проблеме, которая влечет за собой бессистемный подход, непропорциональное сочетание способов организации, несоответствие физической нагрузки, слабый тренирующий и оздоровительный эффект, отсутствие в игровой и физкультурной среде элементов новизны, недостаточное использование приемов регулирования двигательной активности детей.
К сожалению, в последнее десятилетие дошкольные учреждения не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения педагогической культуры населения. Социологические опросы показывают, что значительная часть современных педагогов объясняют свое недостаточное внимание педагогическому просвещению родителей тем, что в последние годы появилось много популярной литературы соответствующей тематики [1, 3]. Известную конкуренцию дошкольным учреждениям в педагогическом просвещении составляют интернет, телевидение и другие средства массовой информации.
В связи с этим необходимо напомнить о специфике психолого-педагогического просвещения, которое призвано осуществлять современное дошкольное учреждение. Прежде всего, следует отметить целевую направленность этой работы. Определяя содержание и формы психолого-педагогического просвещения, коллективу дошкольного учреждения необходимо исходить из уровня подготовленности родителей к воспитательной деятельности и конкретных потребностей в повышении педагогической культуры той или иной семьи. Важно иметь в виду прагматическую направленность родителей, когда они, испытывая нехватку знаний и практических умений, обращаются за помощью к педагогам дошкольного учреждения. Педагогам, чтобы удовлетворить возникшую потребность родителей, необходимо представлять себе их уровень образования, культуры, в том числе и педагогической, отношение к воспитательной деятельности и многое другое [2]. Другими словами, результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями.
Преимущество психолого-педагогического просвещения родителей в дошкольном учреждении (по сравнению с тем, что осуществляют средства массовой информации) – оперативная обратная связь. Педагог имеет возможность вовлечь родителей в диалог, выявить степень осознания ими тех или иных психологических знаний, отдельные представления, в чем-то убедить и т.д. В ходе такого диалога возникает возможность повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом [4, 5].
Ориентированность дошкольного учреждения на повышения педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения. Педагог помогает родителям использовать эти знания как руководство к действию, а не как абстракцию, оторванную от жизни. Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Немаловажное значение имеет привлечение родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом, изучению публикаций и др., что требует поиска новых форм организации педагогического просвещения[1, 4].
Цель исследования: разработка и внедрение в практику работы дошкольного учреждения модели организации психолого-педагогического просвещения родителей в новых социально-экономических условиях, взаимодействие с родителями воспитанников с учетом этнической, социальной и культурной принадлежности семьи.
Задачи
исследования:
1. Определить содержание и формы психолого-педагогического просвещения
родителей с целью повышения их общей и педагогической культуры.
2. Выстроить структуру педагогического образования родителей для оптимизации
семейного воспитания в двух направлениях: информативного и обучающего характера.
3. Подготовить пакет диагностик для определения уровня педагогической культуры
родителей.
4. Разработать образовательную программу по психолого-педагогическому
просвещению родителей.
Результаты
исследования и их обсуждение. Первоначально
воспитание родителей в дошкольном учреждении ограничивалось формальным
сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее же
время содержание воспитания родителей претерпело значительные изменения: оно
включает широкий круг знаний, необходимых для нормального функционирования
семьи, особенно в вопросах физического воспитания дошкольников (педагогические,
психологические, физиологические, медицинские, правовые и др.). Для реализации
программы знаний предусматриваются различные формальные и неформальные мероприятия
(консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, семейные
видеоролики, интернет общение и др.). Воспитание родителей рассматривается как
постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознательном их
стремлении к совершенствованию своей личности.
Формы подачи материала могут быть
самые разнообразные: дискуссии, конференции, час вопросов и ответов, круглые столы,
деловые и ролевые игры, тренинги, семейные гостиные, мастер - классы и другие.
При этом необходимо использовать новые педагогические технологии, на развитие
интеллекта человека, его личностных качеств. Большое внимание следует уделять
интерактивным формам работы (интернет форумы, блоги и сайты для родителей,
электронная переписка и обмен опытом через интернет). Опрос показал, что из-за
нехватки времени, наиболее удобными способами получения информации родители
считают интерактивные формы работы.
В основе организации просвещения родителей следует использовать личностно-деятельный подход: учитывать не только уровень образования родителей, но и уровень родительской культуры. Папы и мамы являются субъектами образовательного процесса – в этом нам должны помочь педагогические технологии. Каждое занятие с родителями должно заканчиваться индивидуальной и коллективной рефлексией.
Содержанием психолого-педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам физического воспитания детей. Для активизации и стимулирования родителей можно использовать карты активности семьи, конкурс "Лучший родительский коллектив" и другие мероприятия.
Для организации просвещения родителей необходимо предусмотреть три блока: диагностический, вариативный и блок самообразования родителей.
1) Диагностический блок. Его цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих семей, своих отношений с ближайшим окружением, укладов семьи, своих знаний по вопросам физического воспитания детей. Результат работы в рамках этого блока сформированная у родителей потребность в получении педагогических знаний.
2) Вариативный блок. Его цель: создать условия для педагогического образования родителей в соответствии с их запросами и интересами. В этом блоке главным является выбор содержания образования самими родителями. Результатом работы в рамках этого блока является получение родителями основ педагогических знаний по семейному воспитанию, по формированию семейного уклада и т.д.
3) Блок самообразования. Его цель: повышение уровня родительской культуры. Определяется он самими родителями. Результатом работы этого блока станет творческое отношение родителей к формированию двигательной активности детей в семье, обмен собственными знаниями и опытом между родителями.
Выводы.
Формирование двигательной активности
ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его
жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны
взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит
создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет
решающую роль в формировании рациональной двигательной активности в семье.
Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится
эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной идейной и
нравственной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней.
Направления будущих исследований. Планируется информирование специалистов дошкольных учреждений по вопросам педагогического просвещения, с целью охвата более широкого круга родителей педагогическим воспитанием. В дальнейшей, в работе с родителями, планируется включать информацию не только касающуюся здоровья и физического воспитания детей, но и здоровья, а также физического развития самих родителей, так как многие родители при опросе указали эту информацию интересной для себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 144 с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Для студентов средне специальных заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 176 с.
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская. – СПб.: ООО Издательство "Речь", 2000. – 150 с.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996. – 352 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 154 с.
Подано до редакції 12.03.12
_____________